Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привлечение и аккумулирование 3 страница




Речь идет об участии в попечительских и других со­ветах с предоставлением различных льгот и прерогатив1 таким патронам, в зависимости от уровня и масштаба оказываемой ими поддержки. Членство обеспечивает за­рубежным музеям зачастую основные поступления, по­зволяя делать вход в музей практически бесплатным. Фактически, membership — не что иное как соучреди-

56 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


хельство. Оно и оформляется соответствующими органи­зационными документами (уставами и положениями о попечительских и прочих советах). По ряду вполне по­нятных причин membership в современной России не имеет широкого распространения.

Однако первые движения уже делаются, правда, пре­имущественно как попытки объединения бюджетных средств. Так, в Красноярске начата работа по переучре­дительству краевых учреждений культуры, находящихся в -краевом центре и работающих, таким образом, в ос­новном с жителями города. Предполагается, что введе­ние в состав их учредителей городских властей позво­лит привлечь средства не только краевого, но и городс­кого бюджетов. Аналогичные попытки предпринимают некоторые учреждения культуры федерального подчи­нения в Санкт-Петербурге, пытающиеся инициировать свое переучреждениё и ввести в состав учредителей го­родские власти.

Более распространена в современной России другая форма патронажа — foundation — создание фондов под­держки и развития соответствующих учреждений куль­туры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоного­ва, Санкт-Петербургской театральной академии. В прав­ление таких фондов входят видные представители круп­ных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде дает им определенные преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий. Такие отношения оформляются также организационны­ми документами — уставом фонда, учредительскими до­говорами. Само же учреждение культуры получает до­полнительные возможности финансового маневра.

Благотворительность же является проявлением фи­лантропии, не предполагая каких-то финансовых и про­чих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам —• тема особая) при оказании поддерж­ки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения..



 


2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




Цели и формы спонсорства

Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенци­альный спонсор (зачастую даже не догадывавшийся о существовании ищущих его поддержки до их появления в его -офисе) обычно нуждается в разъяснении его воз­можных интересов и целей их в таком сотрудничестве. И наверное, выработка такого разъяснения, выстраива­ния аргументов в пользу возможного сотрудничества — задача ищущего поддержку. При этом могут выявиться интересные и нетривиальные перспективы, а то и воз­никнуть новые, именно в процессе подготовки и обсуж­дения проекта или даже заявки на поддержку.

Чем же может быть привлекательно спонсорство для потенциального спонсора? Прежде всего, разумеется, до­полнительными возможностями в рекламе деятельности и товаров (услуг) фирмы. Дополнительные возможности рекламы, возникающие в процессе подготовки и прове­дения культурных акций могут оказаться намного более выгодными и эффективными, чем затраты на покупку эфирного времени или рекламных площадей в печати. С этой точки зрения спонсорство является частью марке­тинга и стратегии продвижения. Однако этим очевид­ным обстоятельством привлекательность спонсорства не исчерпывается. Но есть и более глубокие мотивации спон­сирования. Это и создание привлекательного имиджа в связи с участием в реализации социально, значимых про­ектов и программ, демонстрация собственной состоятель­ности, а значит — и социальной значимости (спонсор­ство как часть PR).

В связи с реализацией социально-культурного про­екта у фирмы могут быть и дополнительные выгоды. «Нет ничего прибыльнее и циничнее спонсорства в сфе­ре культуры», — говорил нантский предприниматель — один из руководителей программы Фестиваля незави­симой культуры СПб. в Нанте (1993 г.). И уточнил, что на каждый вложенный франк он имеет четыре (от рек­ламы, организации торговли, развлечений во время фе­стиваля).

Шведская фирма «Абсолют», водка которой входит в число десяти самых популярных спиртных напитков в



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


мире, успешно опирается в своем маркетинге на совре­менное изобразительное искусство. Уникальность и дос­тоинство этой стратегии состоит в том, что представляет собой единый арт-проект, реализуемый по всему миру. Речь идет не только об огромной коллекции современно­го искусства, принадлежащей компании и используемой при проведении рекламных акций. Главное в этой стра­тегии — ставка на ультрасовременных художников и закрепление в сознании культурного потребителя проч­ной ассоциации брэнда «Абсолют» с искусством. И сло­ган «Absolut Art» уже вошел не только в пособия по рекламе и маркетингу, но и в лексиконы искусства XX в. «Абсолют» не просто покупает и финансирует искусство, но и в каком-то смысле его производит, организуя вот уже 15 лет топ'-конкурсы, предлагая художникам, фото­графам, дизайнерам, модельерам раскрепостить фанта­зию на заданную тему: как создать заказное, но каче­ственное произведение искусства, в котором бы обяза­тельно угадывались очертания знаменитой бутылки «Абсолюта» или логотип фирмы. Такие предложения получают наиболее продвинутые художники различных направлений и стилей. Поэтому такие конкурсы и свя­занные с ними выставки сами становятся яркими собы­тиями культурной жизни.

Кроме того, со временем сфера спонсирования может стать зоной непосредственного хозяйствования и бизнеса фирмы (покупка корпорацией «Сони» киностудии «Ко-ламбиа пикчерз»), освоения новых услуг и товаров, рын­ков. Действительно, спонсорство может способствовать диверсификации деятельности фирмы — наиболее эф­фективной стратегии бизнеса и маркетинга.

Уже из сказанного очевидно, что спонсорство орга­нично вплетается в ткань современного менеджмента в сфере финансового, промышленного и торгового капита­ла. Особое значение спонсорство приобретает при внеш­неэкономической деятельности — буквально как техно­логия проникновения на зарубежные рынки. В этом пла­не сфера культуры располагает огромными резервами. Широко известен в этом плане опыт спонсорства японс­ких, южнокорейских компаний, финансирующих в Ев­ропе, Америке, других странах проекты и программы


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ





в социально-культурной сфере, искусстве этих стран, ва-раллельно знакомя общественность этих стран со своей национальной культурой.

Практически вся социально-культурная сфера явля­ется привлекательной для спонсирования. Наиболее бла­гоприятной сферой спонсирования, учитывая его взаи­мовыгодный характер, является спорт. Если бы спорта не было, его бы придумали спонсоры. Дело в том, что спорт создает исключительные возможности для рекла­мы. Соревнования широко освещаются в СМИ. Спортив­ные знаменитости обладают высокой степенью популяр­ности. Причем, реклама фирмы, ее имидж оказываются на очень привлекательном фоне молодости, силы, здоро­вья. Более того, спорт связан с одеждой, обувью, питани­ем, рядом современных технологий. Все это в комплексе и приводит к тому, что мировой спорт, в том числе и профессиональный, существует и развивается преиму­щественно именно на спонсорские средства.

Сфера образования (начальная, средняя и высшая школы) обладают своими привлекательными чертами для потенциальных спонсоров. Это и особо привлекательный имидж заботы о подрастающем поколении. И возможно­сти ранней профориентации еще со школьной скамьи. И установление связей с молодыми перспективными спе­циалистами — выпускниками соответствующих вузов и средних специальных учебных заведений.

Наука — помимо прочего — открывает возможности для вхождения фирмы в среду разработок новых техно­логий, материалов, перспективных теоретических идей. У фирмы повышаются шансы оказаться впереди конку­рентов в научно-техническом прогрессе. Одновременно фирма становится полигоном испытания и реализации новых разработок, у нее устанавливаются хорошие связи с квалифицированными и авторитетными экспертами в различных областях.

Сфера социальной поддержки (оказание помощи со­циально незащищенным группам населения, малоиму­щим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам и т. д.) — так­же одна из наиболее традиционных сфер спонсорской поддержки, осуществляемой обычно соответствующи­ми общественными и государственными организациями



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


и фондами, имеющими правовые, экономические и фи­нансовые льготы.

СМИ привлекательны прежде всего возможностями рекламы в случае поддержки теле- и радиопостановок, сериалов, каналов. Не менее привлекательна и пресса, поддержка которой может перерасти в приобретение фир­мой своих органов печати.

Издательское дело как объект спонсирования также по-своему перспективно. Причем спонсирование может состоять как в поддержке конкретных издательских про­ектов (книг, серий, периодических изданий), так и в фактически самостоятельном издании фирмой специаль­ных изданий, тематика которых может быть даже и не связанной с основной деятельностью фирмы (например, культура, искусство, специальные научные издания), но сам факт существования которых начинает традиционно связываться с имиджем фирмы.

Здравоохранение, медицина, экология привлекают спонсоров как благоррдным имиджем, так и перспектив­ными формами сотрудничества, поскольку эта сфера пе­реживает в настоящее время экономический и соци­альный бум, причем с обеспеченной политической, об­щественной и государственной поддержкой.

Но даже на фоне перечисленных сфер социально-куль­турной деятельности, обладающих явно выраженной при­влекательностью для спонсирования, сфера культуры обладает исключительными возможностями сотрудниче­ства с деловым миром.

Поддержка изобразительного и музыкального искус­ства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек при­влекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это, как уже гово­рилось, и средство прорыва на международные, зарубеж­ные рынки в образе не простого конкурента (а значит — нежелательного субъекта хозяйствования, «чужака»), а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящего ее граждан со своей куль­турой, т. е. поддерживающего естественные человечес­кие ценности и творчество.

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


Спонсирование в сфере культуры и искусства стано­вится важнейшей составляющей современного бизнеса. Японский менеджмент 1&80-1990-Х гг. квалифицирует себя как переход «от вещей к сердцу» и от конкуренции товаров к конкуренции социально-культурных имиджей, а современное японское общество как переходное от эпо­хи экономического роста к эпохе экономики культуры. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масш­табах общества в целом, так и отдельно взятых фирм.

Но не менее важна спонсорская поддержка и для
сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью
бюджетных средств на развитие культуры и творчества,
и тем, что является своеобразной гарантией плюрализ­
ма культурного развития и от излишнего вмешатель­
ства государства в культурный процесс, от произвола
чиновников «от культуры»>. Кроме того, спонсирование
сферы культуры способствует более гармоничному и ес­
тественному увязыванию ее с другими сферами обще­
ства и отраслями экономики. Говоря иными словами,
спонсорство в сфере культуры является реальным и. эф­
фективным фактором создания и развития гражданского
общества, способного к саморазвитию, и на порядки ме­
нее зависимого от государства, чем общества тоталитар­
ного типа..

Благотворительность:

проблемы и организация а

Как это ни парадоксально, но в серьезной информа- я ционной и организационной поддержке нуждается и бла- f\ готворительность — наиболее свободное выражение со­трудничества делового мира и социально-культурной сферы.

Традиционные причины и мотивы благотворительно­сти (для культуры и искусства — меценатства) имеют широкий спектр от психологических до экономических факторов:

• обыкновенный человеческий альтруизм;

• улучшение благосостояния будущих клиентов;

• формирование имиджа фирмы;
«реклама;



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


,., • гордость от собственного вклада в культуру, эколо­гию и т. д.;

• благодарность обществу за возможность действовать
в его среде;

• социальная ответственность;

• налоговые льготы...

В российских условиях благотворительность имеет особенно явный доминирующий нравственный акцент. Во-первых, как особая моральная ответственность — про­явление особенности российского духовного опыта и мен-тальности. В этом контексте благотворительность есть социальный долг (стыдно быть богатым) и потребность замолить грехи. Во-вторых, как свидетельство социаль­ной надежности фирмы, которая создана не с целью извлечения сверхприбыли с последующей самоликви­дацией.

За рубежом, особенно в США и Японии, благотвори­тельность направлена на сферы, имеющие особенно явно выраженную социальную значимость: образование (до 40% общих благотворительных вкладов), здравоохра­нение (до 30%), социальную поддержку и активность (до 20%), ту же сферу культуры (до 11%) и др. Поддер­жка культуры и искусства в Японии, например, пере­живает настоящий бум. Культурно-исторические цен­ности либо передаются существующим музеям, либо в создаваемые музеи корпораций. Фактически каждая крупная корпорация имеет свой музей — не только по профилю своей деятельности, но и изобразительного искусства. Как известно, самые дорогие приобретения за последние годы на аукционах делали именно японс­кие корпорации. Широко финансируются и поддержи­ваются библиотеки, архивные хранилища. Под эгидой фирм проводятся конкурсы, фестивали, учреждаются премии, стипендии и т. п. Крупные универмаги стали постоянными организаторами культурных программ на территории своих торговых помещений, стали посте­пенно обзаводиться собственными художественными галереями, а то и музеями.

Аналоги такой деятельности имеются и в российс­кой действительности. Зарубежные компании и здесь проявляют активность. На вопрос — почему фирма


2 (ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




«Люфтганза» финансирует выставку Родченко и Степа­новой в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пуш­кина в Москве, представителем компании был дан ответ: «Мы финансируем все, что движется, летит, все, что устремлено в будущее. Поэтому мы не занимаемся реа­листической живописью XIX века, а вот Татлин или Род­ченко — это наше». Все большую активность проявляет и отечественный капитал. Так, банковской группой «Союз» (бывшим Столичным банком сбережений, а за­тем — СБС-АГРО) было восстановлено здание постройки XIX в. на Неглинной, 14 в Москве. Помимо главного офиса и универсальной сберкассы банка, в особняке был открыт Московский Центр искусств (на правах дочерней фирмы банка) с постоянно действующей художествен­ной выставкой из собственных коллекций банка, насчи­тывающей уже более 3 тыс. произведений искусства. Эту коллекцию банк энергично собирал с момента своего ос­нования, и сейчас это самая большая корпоративная кол­лекция в России, включающая в основном произведения русского искусства XIX — первой трети XX в. Банк уже демонстрировал ее в столице, много раз вывозил в про­винцию. Центр не только хранит коллекцию, но занима­ется реставрацией доверенных ему работ, регулярно про­водит экспозиции из собраний провинциальных музеев, коллекций других банков, в том числе зарубежных. Была создана библиотека по истории и искусству города, регу­лярно проводятся музыкальные вечера. Известен банк и своими филантропическими проектами, поддержкой Тре­тьяковки, выставочной деятельности других музейных центров. В частности именно он финансировал выставку «Золото Трои» в Музее изобразительных искусств.

Аналогичной деятельностью занимаются и другие корпорации. Например, ежегодную премию отечествен­ным деятелям культуры присуждает «ЛОГОВАЗ». Аль­фа-банк в сотрудничестве с московским Литфондом еже­годно выдает гранты для осуществления литературных проектов — 15 стипендий на год из расчета 100 долла­ров ежемесячно.

Ряд корпораций создал свои художественные кол­лекции. Бизнес-банк использовал свою коллекцию рус­ского пейзажа XIX-XX вв. (Поленов, Айвазовский,



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Шишкин, всего около полусотни работ оценены экспер­тами Третьяковки в 1,6 млн, долларов) как дополнение к стабилизационному кредиту Центрального банка. Кар­тины пока висят в банковских офисах, но под контро­лем заимодавца.

Иногда вокруг таких коллекций разгораются нешу­точные скандалы. Например, печально известный Ин­комбанк, как и другие крупные частные российские бан­ки, начал собирать свою коллекцию в 1992 г. Уже к 1998 гэ он стал обладателем крупного собрания — около 500 произведений русского искусства XX столетия от группы «Бубновый валет» (Удальцова, Древин, Фальк, Лентулов) до нонконформистов 1960-1970-х (Кабаков, Рабин, Немухин, Плавинский, Штейнберг, Яковлев, Крас-нопевцев). Уникальным это собрание делают три карти­ны К. Малевича («Черный квадрат», «Автопробег», «Пор­трет жены) и несколько его рисунков, которые Инком­банк приобрел у наследников художника. После отзыва лицензии банка в 1998 г. в печать просочились сведения о том, что представители банка пытались предложить четыре работы Малевича (включая «Черный квадрат») аукционному дому Sotheby's для внеаукционной прода­жи. Вероятно, банк рассчитывал на какие-то неофици­альные каналы вывоза произведений, поскольку на ле­гальный вывоз и продажу столь ценных произведений Министерство культуры РФ согласия бы не дало. Не­сколько месяцев руководство банка скрывало местона­хождение коллекции, но в мае 1999 г. самая ценная часть коллекции (100 единиц, оцениваемых по минимальной цене в 10 млн. долларов) была перевезена в спецхрани­лище Министерства культуры РФ. Причем сделано это было по инициативе самого банка наряду с энергичными экономическими мерами, направленными на восстанов­ление лицензии. Передача коллекции в государственный депозитарий обезопасила часть имущества: в случае опи­си имущества банка без ведома Минкульта частные кре­диторы не смогут заполучить коллекцию. Минкульт же, по согласованию с руководством Инкомбанка, обратился с письмом в Федеральную службу по несостоятельности и банкротству, в котором сообщил о своей заинтересован­ности в поступлении этого собрания в государственный


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3^185



Музейный фонд России. Само министерство не располага­ет средствами для закупки такой коллекции и предлагает Правительству передать коллекцию Фонду в виде зачета долгов банка перед бюджетом. В этом случае министер­ство получает коллекцию практически бесплатно. Таким образом, банк совершил весьма эффектную гуманитар­ную — и одновременно весьма практичную операцию: ему удалось уберечь самое ценное в коллекции от раздробле­ния и распродажи и соблюсти политес в отношении госу­дарства, от которого зависит возврат лицензии.

К сожалению, абсолютно неизвестна судьба коллек­ции разорившегося Тверьуниверсалбанка. До сих пор скрывается местонахождение его собрания живописного портрета XVIII-XIX вв. музейного уровня, оцениваемое •примерно в 2 млн. долларов.

Многие из программ и проектов благотворительности в сфере культуры были приостановлены в результате финансового кризиса после 17 августа 1998 г.

В современной российской благотворительности осо­бую роль играют банки, чему имеется ряд причин: в отсутствие развитой традиции новой благотворитель­ности (в дореволюционной России благотворительность была чрезвычайно развитой);

• экономические трудности фирм, занятых производ­
ственной деятельностью;

в особая позиция банков в экономической реформе как структур, располагающих значительным капиталом и во многом определяющих стратегию экономическо­го и социального развития на местах;

• позиция банков поэтому есть выражение социальной
позиции новых социальных групп посткоммунисти­
ческой России.

Действительно, достаточно сравнить в этом плане бан­ки со сферой торговли, в которой действуют пока пре­имущественно мелкие фирмы, не очень озабоченные ра­ботой над собственным имиджем. Да и менталитет работ­ников торговли современной России не ориентирует его носителей на благотворительность.

Российские банки выделяют деньги в качестве благо­творительности на следующие виды деятельности (в по­рядке сложившихся приоритетов):

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЕ!


• оказание помощи детям (в том числе медицинской),;
особенно организациям, работающим с детьми, слу­
жащих данного банка;

• помощь религиозным организациям;

• помощь медицинским учреждениям;

о помощь учреждениям и организациям, коллективам культуры и искусства;

• помощь инвалидам;

• помощь учебным организациям и учреждениям;

• помощь малоимущим, пенсионерам, ветеранам;

• помощь спортивным учреждениям и организациям;

• индивидуальная помощь частным лицам.
Развитие благотворительности в России сталкивается

с рядом трудностей, причем преимущественно менталь­ного характера, обусловленных особенностями российс­кого духовного опыта и общественного сознания.

Так, достаточно распространен своеобразный порог «унизительности просить». На это накладывается и сте­реотип оценки больших денег как феномена безнравствен­ного («от трудов праведных не наживешь палат камен­ных»), Немаловажно и то, что банкиры и творческая интеллигенция имеют совершенно разные, практически не вступающие в широкий социальный контакт «круги общения», что порождает взаимонепонимание, недове­рие («стыдно просить у этих»). Распространено мнение, что предприниматели и банкиры сами «должны любить культуру», очевидно, за сам факт ее существования — типичное интеллигентское заблуждение. Отказ же в по­мощи обычно квалифицируется как пренебрежение, лич­ное оскорбление просившего и отсутствие гражданского сознания и элементарной нравственности у отказавшего. И наконец, существенным фактором является неумение просителя составить заявку и, главное, соответствующие сметы — предполагается, что средства должны выделять­ся на основании устно высказанной общей идеи.

Препятствует развитию благотворительности и суще­ствующее в среде предпринимателей и особенно банки­ров мнение, что выделение средств на культуру и искус-' ство отрицательно сказывается на репутации: «в ситуа­ции, когда все борются за выживание, эти с жиру бесятся». Некоторые потенциальные дарители опасаются


Ь5

г;


 


2; ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3*



рэкета, чутко реагирующего на проявление «лишних де­нег». Кроме того, продолжает действовать и инерция «советского сознания»: «О нуждающихся должно забо­титься государство».

Мало кто рассматривает благотворительность как не­обходимую часть собственных PR. Отсутствует и элемен­тарное знание и понимание механизмов благотворитель­ности. Мало кто рассматривает благотворительность и как один из путей построения гражданского общества, как одну из преград и гарантий против тоталитарного сознания и практики. И мало кто рассматривает благо­творительность как способ укрепления взаимного дове­рия и согласия в обществе.

В.силу этих причин и обстоятельств благотворитель­ная деятельность мало афишируется, еще меньше оцени­вается и анализируется, а нуждающиеся в поддержке не обращаются за помощью, опасаясь получить отказ.

Стоит также обратить внимание на зарубежный опыт организации благотворительности — там этим занима­ются преимущественно специально создаваемые органи­зации, фонды. Они существуют самостоятельно. Их учре­дителями являются частные лица (Фонд Кресса, система Нобелевских премий, Фонд Сороса и т. п.), общественные организации (фонды типа российского Фонда культу­ры), корпорации (Фонд «Кока-колы», Фонд «Мицуби-си» и т. п.). Только в одной Японии в настоящее время действует свыше 500 фондов, занимающихся организа­цией благотворительности. Источниками их средств яв­ляются средства дарителей, поддержка государства (на конкретные программы деятельности), средства спонсо­ров, а также доходы от деятельности создаваемых при фонде коммерческих структур.

Правовой основой их работы являются законы о не­коммерческих организациях, система налоговых льгот. В США, например, до 10% налогооблагаемого дохода фирм освобождается от налога при направлении соответ­ствующих средств на благотворительность. Для частных же лиц в этом случае от налога освобождается до 50% совокупного дохода или до 30% стоимости даров, или до 20% суммы благотворительных взносов. В Японии бла­готворительные средства могут быть списаны как расхо-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


ды на налоги в размере до 0,125 капитала, а также до 1,25 чистой прибыли фирм. Частные лица могут вычи­тать на благотворительность из налогооблагаемых сумм ■ до 25% годового дохода. В Германии фирмы освобожда­ются от налогообложения в размере 10% прибыли, а частные лица — до 10% дохода.

Правовые предпосылки развития спонсорства и бла­готворительности в России в настоящее время имеются, и неплохие. Принят «Закон о некоммерческих организа­циях», правовые акты, направленные на поощрение бла­готворительной деятельности и поддержку социально значимых проектов. Поэтому в настоящее время главны­ми факторами становятся создание информационной и организационной инфраструктуры, а также подготовка соответствующих профессионалов-менеджеров некоммер­ческой сферы. Привлечение и аккумулирование средств из различных источников (фандрейзинг) — бурно разви­вающийся и весьма привлекательный сектор современ­ного бизнеса. И ему так же противопоказан дилетантизм и непрофессионализм, как и любому другому делу.

В России развитие цивилизованного спонсорства и благотворительности находится еще в стадии становле­ния. Спонсирующая и спонсируемая стороны пока дей­ствуют наугад, отдавая предпочтение прямым личным контактам и личным вкусам руководителей спонсирую­щих фирм. Очевидно, что это неизбежный, но времен-ныйэтап. Уже возникает острая потребность в информа­ционном обеспечении спонсорства, т. е. формировании информационных баз данных для потенциальных спон­соров (интересующихся прежде всего возможностями, которые откроет им сотрудничество с тем или иным уч­реждением, коллективом, исполнителем, их уровнем, репутацией, оценкой авторитетных экспертов и искусст­воведов, международным признанием). Другую же сто­рону интересует, разумеется, кто вообще может проявить интерес к их деятельности, контактные адреса, телефо­ны, репутация, надежность и т. п. Для нормального раз­вития спонсорства и благотворительности обеим сторо­нам необходима не разовая, а постоянная и систематизи­рованная информация друг о друге, призванная помочь обеим сторонам найти друг друга и наладить контакты.


а. организационно-экономические условия



Многое зависит и от информирования общественнос­ти о программах и проектах, их спонсорах и других донорах. Профессиональное их продвижение, подготов­ка и проведение пресс-конференций, подготовка инфор­мационных и рекламных материалов (релизов, букле­тов, программ, проспектов и т. д.), обеспечение паблиси­ти, партнерских связей — все это является необходимым условием успешного сотрудничества бизнеса и культу­ры, развития сферы культуры в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.