Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности группы и ее связь с поведенческой средой




Типы поведения человека

По типу целей и видов поведении в организации:

v Функциональное трудовое поведение - добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

v Целевое экономическое поведение - стремление достичь определенного уровня экономического благосостояния.

v Реактивное трудовое поведение - отрегулированное поведение, как реакция на требования менеджмента или коллектива.

v Стратификационное поведение - стремление изменить статус, страту.

v Инновационное поведение - поиск нестандартных решений, путей.

v Адаптационно-приспособительное поведение - в ситуации перемен человек может быть конформистом, т.е. поступать и думать так. как считает правильным большинство группы или начальство.

v Церемониально-субординационное поведение - поведение, соответствующее принятым церемониям, ритуалам и существующей субординации.

v Характерологическое поведение - поведение в соответствии со своим характером и настроением.

v Перцептивное поведение - стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации.

v Индуктивное поведение - восприятие и оценка на основе значения собственных действий.

v Утилитарное поведение - стремление решить практическую проблему с максимальным достижением.

v Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений.

v Экспрессивное поведение - возникает в случае максимального успеха.

v Автономное поведение — свобода выбора.

v Утверждающее поведение - переживание своих действий как свершение своих планов.

 

Понятие группы, классификация групп

Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности, которая обладает следующими признаками:

o Общими целями и задачами деятельности

o Внутренней организацией

o Закреплением традиций, символики

 

· Реальная группа -это группа людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными ощущениями

· Условная группа – это группа людей, объединенная для исследования по определенному, выделенному признаку

· Лабораторные группы – это те группы, которые фигуртруют в общепсихологических исследованиях. Они создаются экспериментатором для проведения исследования, существуют временно, только в лаборатории

· Большие группы - это социальные общности людей, выделненные и объединенные на основе определенных признаков и действующие совместно в значительных социальных ситуациях. Они подразделяются на неорганизованных, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен, и устойчивые по определенному классовому, национальному, половому, возрастному и другим признакам.

· Малые группы – относительно немногочисленные по составу группы людей, объедиденных общей социальной деятельностью, находящиеся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии.

· Формальные группы – выделяются как структурные подразделения в организации, имеют формального назначения лидера, структуру ролей, должностей внутри группы и официально закрепленные за ними функции и задачи.

· Неформальные группы создаются спонтанно членами организации в соответсвие с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками, без распоряжения руководства и формальных решений. Взаимодействие членов группы осуществляется на основе общих интересов и связано с достиженем общих целей.

· Слаборазвитые группы характеризуются отсутствием или недостаточным развитием всех или нескольких параметров. Высокоразвитые группы подразделяются на корпорации и коллектив.

· Нереферентная группа – чужая и безразличная для человека, и антиреферентная группа, группа, которую человек не приемлет, отрицает.

С точки зрения особенностей распостранения информации и организации взаимодействия между членами группы различают:

· Пирамидальная группа – система закрытого типа, построенная иерархически, то есть чем выше место, тем выше права и влияние. Информация в ней идет в основном по вертикали, сверху вниз (приказы) и снизу вверх (отчеты). Место каждого человека жестко закреплено.

· Случайная группа – принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы. Успех такой группы зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы. Такие группы встречаются, как правило, в творческих коллективах.

· Открытая группа – характеризуется тем, что каждый имеет право на инициативу, обсуждение вопросов идет открыто и совместно. Главным объединяющим элементом для членов этой группы является общее дело. Внутри группы происходит свободная смена ролей, ей присущи эмоциональная открытость, сильное неформальное общение людей.

· Синхронного типа группа – работники, находясь в разных местах, осуществляют синхронное движение в одном направлении, даже без обсуждения и согласования, так как точно знают, что надо делать, имеют единый образ и модель.

Основные характеристики группы:

· Состав (композиция) группы

· Структура группы

· Групповые процессы

· Групповые нормы и ценности

· Система санкций

 

Структура группы – это совокупность статусно-ролевых отношений, профессионально-квалифицированных характеристик и половозрелого состава.

Статус личности в организации или группы может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт и т.д.

Ролевые отношения в группе характеризуются двумя сторонами: поведением человека, исполняющего роль, и его оценкой.

Оценка осуществляется как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому человеку.

Профессионально-квалифицированные характеристики включают в себя образование, профессию, уровень квалификации и т.д. Эти характеристики дают представление об интеллектуальном и профессиональном потенциале группы.

Знания о половозрастном составе группы позволяют рассматривать перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной подготовки.

К групповым процессам относят такие процессы, которые организуют деятельность группы.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, ее опытом в организации определенной деятельности.

Ценности бывают двух типов:

· Относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и тд.

· Относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей

Санкции – это механизмы, используя которые группа добивается от своего члена соблюдения норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.