Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории возникновения местного самоуправления




Правовые основы местного самоуправления. Конституция РФ. Европейская хартия местного самоуправления.

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

• Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

• уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Местное самоуправление закреплено в конституции РФ в главе 8. Согласно статьям которой, МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения местной собственностью. Они могут наделяться отдельными гос. полномочиями и т.д.

В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности, относится Европейская хартия местного самоуправления, которая полностью ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, ставшая частью нашей правовой системы). Согласно Европейской хартии местного самоуправления право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми государствами — членами Совета Европы (включая и Россию — члена Сове­та Европы).

____________________________________________________________________________________________

Теория свободной общины.

Решению этой проблемы была посвящена разработанная немецкими учеными теории свободной общины (теория естественных прав общины), которая опиралась на идеи естественного права. В теории свободной общины аналогично естественной природе прав и свобод человека обосновывала естественный и неотчуждаемый характер права общины управлять своими делами, поскольку исторически община появляется раньше государства, в связи с чем государство обязано уважать свободу общинного управления. Сторонники этой теории для аргументации своей позиции относительно свободы и независимости общины обращались к положению общин периода средних веков, к истории их борьбы против феодальной власти и становлению вольных городов.

Теория свободной общины характеризуется следующими принципами организации местного самоуправления:

a) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

b) разграничение дел общинных и дел, порученных общине государством;

c) своеобразие управления собственными делами общины и его отличие от дел государственных;

d) невмешательство государственных органов в собственную компетенцию общины и ограничение влияния государства на общинное самоуправление контролем за соблюдением общиной пределов своей компетенции.

Теория общественного самоуправления.

(или общественно-хозяйственная теория самоуправления). Основным аргументом сторонников данной теории в обосновании самостоятельности общин была преимущественно хозяйственная природа деятельности органов местного самоуправления, как негосударственная форма деятельности. По мнению сторонников общественной теории, самоуправление представляет собой заведование делами местного хозяйства. Вместе с тем, общественная теория противопоставляет местную общину государству, общественные интересы – политическим, когда государство и общество ведают только своими интересами.

Теория государственного самоуправления.

Основные положения государственной теории самоуправления были разработаны немецкими учеными XIX века Л.Штейном и Р.Гнейстом, которые считали:

= самоуправление одной из форм организации местного государственного управления;

= полномочия местного самоуправления по своему источнику производными от государственной власти;

=вопросы, решаемые органами местного самоуправления, имеют ту же природу, что и государственные вопросы;

= передача государством отдельных вопросов для их решения местным самоуправлением связана с целью их более эффективного решения на местном уровне.

Теория дуализма

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в местных делах и выполнение отдельных государственных функций на местном уровне) лежит в основе теории дуализма муниципального управления. Данная теория утверждает, если муниципальные органы, осуществляя управленческие функции, выходят за рамки местных интересов, то они должны рассматриваться и действовать как инструмент государственной администрации.

Теория социального обслуживания

Другими учеными выдвигалась теория социального обслуживания, которая основной упор делает на осуществлении муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг жителям, организация обслуживания населения муниципалитета. Согласно этой теории, основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Теория полюсов роста и теория пространственной диффузии (Б.Бери)

Б.Бери разработал модель пространственной диффузии, получившей название иерархической, которая предполагает распространение нововведений через иерархическую систему. Внедрение образов лучших практик. Диффузия всегда предполагает нисходящее движение от верхних социальных слоев к более низшим, от крупных городов к мелким.

________________________________________________________________________________________

· 33.Основные этапы развития нормативно-правовой базы местного самоуправления в период с 1990 по 1995г.

В развитии правовой основы местного самоуправления в РФ можно выделить четыре периода:

1) с 1990—1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г.;

2) с октября — декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г.;

3) с 1 сентября 1995 г. -2003

4) с 2003 года.

Первый период связан с началом формирования правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990—1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Соответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию и Конституцию РСФСР. Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения. Российский закон предполагал формирование местного самоуправления на основе сложившейся структуры местной советской власти, сохраняя при всём этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных органов управления, право вышестоящих Советов отменять противоречащие законодательству решения местных Советов.

Второй период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Процесс реформирования местного самоуправления изменил основы организации местного самоуправления. Существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, который стал именоваться главой местного самоуправления. По существу, утвердился приоритет местной администрации в ее взаимоот­ношениях с представительным органом местного самоуправления.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. — со дня своего официального опубликования — вступил в силу. Начался новый этап в развитии правовой основы местного самоуправления. После вступления в силу Федерального закона 1995 г. был принят ряд федеральных законов, развивающих его положения: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.) и др.

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного самоуправления положило принятие нового ФЗ-131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого федерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в государстве. В системе этих мер отчетливо прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унификации всех ее основных элементов, а также к централизации в определен­ных сферах функционирования институтов публичной власти.

__________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.