Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы и организация управления




Маркетинг

 

В ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел маркетинга, который занимается: изучением рынка, его проблемами и перспективами; проводит мероприятия по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки). Отдел разрабатывает следующие стратегии: цены — устанавливает цену, в зависимости от положения на рынке; предпочтения — предполагает применение в качестве конкурентоспособных факторов качество товара и работ (упаковка, сервисное обслуживание, соблюдение договорных обязательств и надежность поставок товаров). Маркетологи следят за тем, чтобы товар соответствовал Российским и Европейским стандартам, являлся конкурентоспособным и отвечал запросам потребителей. Изучая спрос и предложения на рынке цемента, специалисты маркетингового отдела проводят исследование в целях изучения емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции и принимает соответствующие решения.

Численность персонала отдела маркетинга за последние несколько лет увеличилось более чем в 3 раза. Персонал отдела маркетинга часто отправляется на курсы повышения квалификации, проводятся другие мероприятия, повышению уровня его работы.

На предприятии применяется товарно-функциональная структура управления, которая дает возможность концентрировать внимание на управлении процессом реализации товара. Характер информационных потоков в деятельности предприятия представлен в приложении 1.

Достоинства данного типа оргструктуры управления маркетингом:

1) способность быстро реагировать на требования рынка;

2) в поле зрения находятся все модели товара, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей;

3) возможность координировать различные маркетинговые затраты по данному товару;

Недостатки данного типа оргструктуры управления маркетингом:

1) большие затраты;

2) у сотрудников товарных подразделений существуют линии подчинения своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.

Однако, отдел маркетинга на предприятии не занимается разработкой ассортиментной и товарной политики. Для этого на ЗАО «Белгородский цемент» имеется отдел сбыта. В отделе сбыта есть управляющий сбытом, который занимается функционированием спроса на товар и разрабатывает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта. В этом отделе также имеется и управляющий ассортиментом, который занимается изучение факторов влияющих на формирование ассортимента предприятия и реализует ассортиментную политику, проводимую предприятием.

Отдел маркетинга не занимается рекламной деятельностью, для этого имеется специальная должность рекламный агент, который занимается исследование рынка, планирует маркетинговую деятельность на следующий период. На предприятии основными формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках

ЗАО «Белгородский цемент» входит в компьютерную сеть «Блик компьюникейшенз.

Отдел маркетинга старается давать рекламу и в периодические издания, выходящие на территории Черноземья. Завод участвует в выставках строительных материалов, проходящих как на территории России, так и за рубежом (Украина, Болгария, Югославия и др.). Реклама осуществляется через средства массовой информации (радио, телевидение), а также в виде рекламных счетов.

Планирование, разработка и анализ опыта проведения маркетинговых программ.

Обострение конкурентной борьбы на рынке цементной промышленности объективно повышает востребованность маркетинга как основного инструмента исследования рынка. Операторы данного рынка в целом осознали полезность маркетинга как практического инструмента для успешного бизнеса.

При этом для крупных вертикально-интегрированных компаний ввиду масштабов их деятельности наиболее актуальны комплексные маркетинговые программы межрегионального характера, охватывающих цепь: добыча сырья - переработка сырья – производство цемента – хранение и сбыт цемента.

Настоящий маркетинговый анализ проводится с позиции наличия, как комплекса, так и локальных маркетинговых работ или маркетинговых услуг.

При проведении маркетинговых исследований рынка цемента сообщается информация:

об объемах потребления цемента (ретроспектива);

об основных группах потребителей;

о схемах снабжения цементом в сегментах рынках;

об объемах производства цемента в различных регионах.

Планирование.

В ближайшие годы планируется значительное увеличение объемов производства цементной продукции, что позволяет улучшить внутреннее снабжение и избежать кризиса. Функционирование комплекса в ближайшие 10 лет будет происходить в условиях возможных спросовых ограничений, определяемых уровнем развития экономики и ее структурой, внутренним и мировым рынков, скоростью и масштабов процесса строительства.

В перспективе в зависимости от общехозяйственной обстановки возможны два совершенно различных варианта развития комплекса производства цемента.

Первый вариант заключается в реставрировании в экономике негативных тенденций, действующих в 1998-2003 г.г. (высокие налоги, неплатежи, неблагоприятный инвестиционный климат) в связи с низкими ценами на цемент. По этому варианту масштабы развития отрасли будут определять не столько спрос на цементную продукцию, сколько факторы, ограничивающие ее развитие и ведущие к сворачиванию производства. В результате производство цемента может упасть.

При таком падении добычи сырья и производства внутренняя потребность в цементе будет обеспечена лишь на 60-80%. В случае же полного обеспечения внутреннего спроса за счет резкого сокращения экспорта будет потеряно около 20% валютных поступлений в Россию от цементной промышленности.

Второй вариант предполагает развитие общеэкономической ситуации, обеспечивающей высокие темпы роста валового внутреннего продукта и промышленного производства в России. В соответствии с этим вариантом добыча сырья и производства должна возрасти к 2014 г.

Учитывая значительный объем инвестиций в развитие промышленности в 2003 г., а также сохраняющуюся очень благоприятную экономическую ситуацию на рынке, реальный рост производства цемента может быть более высоким, чем в прогнозах.

Разработка маркетинговых программ.

1) Исходные предпосылки.

Упрочнение позиции ЗАО «Цементный завод» происходит на динамично развивающемся российском цементном рынке, и это диктует необходимость изменения подходов к разработке собственных планов деятельности, одним из инструментов которых должна стать рыночно ориентированная программа, базирующаяся на маркетинговых исследованиях рынка цемента.

Отсутствие маркетинговых оценок рыночных перспектив компании при разработке планов деятельности затрудняет формирование обоснованных производственных и финансовых программ, приводит к недополучению прибыли от текущей деятельности, снижает инвестиционную привлекательность компании.

Перед рыночно - ориентированной программой ЗАО ставились следующие цели:

1) определить перспективы и увеличить долю на рынке цементов;

2) выявить новые перспективные региональные рынки и свободные ниши для реализации цемента;

3) разработать конкурентоспособные схемы и установить условия работы с конечными потребителями;

4) максимизировать в краткосрочный и долгосрочный перспективах прибыль компании.

В ходе финансирования маркетинговых программ изучались материальные и финансовые потоки по всей цепи участников рынка цементов. Как уже было отмечено выше, конечный потребитель предприятия ЗАО «Белгородский цемент» — организации осуществляющие строительство. Конечные потребители представлены двумя сегментами:

- корпоративные клиенты;

- физические лица.

Рыночно ориентированная программа должна обеспечивать решение следующих задач:

1. оптимизация объемов условий поставок цемента на внутренний и внешний рынок присутствия компании для максимизации текущей прибыли;

2. локализация и определение параметров платежеспособного спроса на цемент в перспективных для предприятия регионов в сегментах корпоративных и частных потребителей;

3. определение оптимальных с позиции насыщения спроса мест расположения рознично сбытовой сети цемента, а также оптимизация сервисной структуры.

4. определение финансовой программы на основании установленных рыночных и производственных задач и показателей;

5. расчет инвестиционной программы компании;

6. определение эффективных методов стимулирования сбыта;

7. оптимизация объемов и условий поставок цемента в регионы присутствия компании для максимизации текущей прибыли;

8. локализация и определение параметров платежеспособного спроса на цемент в перспективах для компании в региональных сегментах корпоративных и частных потребителей;

9. определение оптимальных с позиции насыщения спроса мест расположения рознично сбытовой сети цемента, а также оптимизация ее сервисной инфраструктуры.

 

2) Технология построения маркетинговой программы.

Проект по исследованию рынка цементов на основе региональных программ осуществляется в три этапа:

На первом этапе на основе анализа вторичной информации производится отбор изучаемых потребительских сегментов, представляющих потенциальный интерес для компании.

На втором этапе проводится полевые исследования, экустрополяционные, аналитические и расчеты, построения финансовой модели функционирования предприятия ЗАО «Белгородский цемент».

На третьем этапе разрабатывается рыночно ориентированная программа деятельности ЗАО «Белгородский цемент».

Выбор организаций для включения их в программу предусматривал изучения их потенциала потребления цементов, оценку конкурентной среды, анализ регионального законодательства, уточнения позиции администрации регионов.

Изучение потенциала цемента включало:

Þ оценку и прогноз развития экономики области, в том числе в резерве остальных отраслей, отдельных предприятий, организаций – крупных потребителей цемента.

Þ прогноз объемов потребления цемента в области и регионе на изучаемую перспективу.

Þ Для уточнения перспектив экономического роста области анализировалась инвестиционная активность субъектов рынка.

Þ При составлении аналитических и прогнозных оценок использовались следующие материалы:

Þ программа социально-экономического развития субъектов РФ;

Þ среднесрочная программа реструктуризации экономики РФ;

Þ прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2010 г. (региональный раздел);

Þ данные Госкомстата РФ и региональных или областных органов статистики;

Þ основные концептуальные положения развития цементного комплекса в России.

Прогнозная оценка потребления цемента в каждом субъекте РФ проводилась методом прямых расчетов:

a) данные о потреблении цемента в каждом субъекте РФ за определенный период по организациям потребителям, уточнялись с использованием данных по отдельным организациям;

b) полученные на этой основе базовые параметры умножались на прогнозные темпы развития отрасли по наиболее вероятному варианту;

c) вводились поправочные коэффициенты, характеризующие зависимость роста потребления цемента от роста строительства или от увеличения числа объектов-потребителей.

Оценка конкурентной среды осуществлялась по трем группам конкурентов:

1. ОАО «Осколцемент» Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол;

2. ОАО «Мальцовцемент» Россия, Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино;

3. ОАО «Себряковцемент» Россия, Волгоградская область, г. Михайловка.

Конкуренты оценивались по следующим параметрам:

a. занимаемая доля рынка;

b. объемы поставок ассортимента и цены на цемент;

c. схемы поставок периодичность поставок и другие условия.

Анализ регионального законодательства с целью выявления его особенностей в следующих сферах:

a. экологические ограничения;

b. налоговый климат;

c. специфика регулирования деятельности объектов производства цемента.

Выбор областей осуществляется на основе комплексного анализа, учитывающего текущие объемы и благоприятную перспективную динамику потребления цемента и производства и наличие конкурентных преимуществ компании на областном рынке, возможности адаптации к действующему законодательству и сложившиеся взаимоотношения с администрацией.

Регионы, в которых проводились полевые исследования, можно разделить на 2 группы:

1. регионы, в которых компания традиционно осуществляла реализацию цемента;

2. новые регионы, перспективные для развития в них деятельности компаний по реализации цемента.

В рамках маркетингового исследования рассматривались две основные группы потребителей: оптовые и розничные, а также операторы цементного рынка (ООО «Родничок ДО ЗАО «БЦ», ООО «Рекорд-Центр» ДО ЗАО «БЦ»).

Выбор целевых сегментов потребителей – юридических лиц, осуществляется исходя из объемов потребления цемента ими в сегменте региона. При формировании выборки по предприятиям и организациям по данным разных информирующих источников (Госкомстата РФ, справочная литература, данные предыдущего маркетинговых исследований) составлялся список из более 100 организаций потребителей цемента.

В ходе опроса корпоративных потребителей цемента устанавливались следующие параметры потребительского спроса:

1. Количественные;

1.1. объемы потребления;

1.2. требуемая периодичность поставок;

1.3. сезонность поставок;

1.4. зависимость спроса от цены.

2. Качественные;

2.1. требование по качеству поставляемого цемента;

3. Определение мотивации выбора каналов поставок цемента;

3.1. установление процедуры принятия решения о поставках;

3.2. описание существующих систем взаимодействия между организациями – потребителями и поставщиками цемента.

Анализ информации позволяет получить:

1. характеристики объемов потребления (продаж) цементов;

2. характеристики текущих и оптимальных условий сбыта с оптовыми и розничными поставщиками цемента;

3. оптимальные коммуникационные каналы.

На ЗАО "Белгородский цемент" используется линейно-функциональная структура управления. Она представляет собой принцип построения управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.). По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Главным органом управления ЗАО «Белгородский цемент» является общее собрание акционеров. В промежутках между общими собраниями управление осуществляет совет директоров состоящий из Председателя Совета Директоров, Генерального директора и четырех директоров.

 

Схема управления ЗАО «Белгородский цемент»

Общее собрание акционеров Совет директоров Дирекция

1.0 Дирекция

1.0.1. ОТК и лаборатория

задачи: осуществляет контроль за качеством выпускаемой продукцией, соответствие ее государственным стандартам и ее техническим условиям

1.0.2. ОКТ и З 1.0.3 юридический отдел

1.0.4 начальник штаба ГО 1.0.5 секретарь

1.0.6 машбюро 1.0.7 спорткомплекс

1.0.7служба безопасности 1.0.8 социально-бытовой отдел

1.0.9 участок подготовки производства и ТНП

1.1. директор коммерческий

1.1.1. отдел материально-технического снабжения

1.1.2. отдел маркетинга и внешнеэкономических связей

задача: разработка перспективных т текущих планов и контроль за их выполнением в целях повешения эффективности производства, улучшение сбыта товара

1.1.3. одел сбыта

задачи: обеспечение выполнения плана реализации продукции в заданном ассортименте

1.1.4. цех тарирования и отгрузки

в цехе для хранения готовой продукции имеется 22 силоса. Продукция потребителем отправляется в специализированных железных вагонах и цементовозах

1.1.5. автогараж

1.2. директор технический

1.2.1. диспетчерская служба

1.2.2. главный технолог

обязанности: организовывает технологические процессы производства, утверждает технологические карты, осуществляет систематический контроль за соблюдением нормативов. Руководит эксплуатацией всего оборудования, внедрения новой техники и новых видов продукции, механизации трудоемких работ и автоматизацией производственных процессов.

1.2.3. горно-подготовительное производство

1.2.4. отдел АСУ

1.2.5. отдел главного энергетика

1.2.6. производственно-технический отдел

задачи: разрабатывает организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение плана производства по всем показателям

1.2.7. отдел охраны труда и ТБ

1.2.8. цех обжига

1.2.9. цех помола

1.2.10 ремонтно-электрический цех 1.2.11 цех КИПА и С

1.2.12 пароводогазокомпрессовый цех

1.3. директор по ремонтам

1.3.1. отдел ремонтного производства

1.3.2. участок ГПМ и дорожно-строительной техники

1.3.3. ремонтно-механический цех

1.3.4. участок по ремонту техники и обеспыливания

1.3.5. участок ремонтно-строительных и футеровочных работ

1.4. директор по экономике и финансам

1.4.1. финансово-экономический отдел

задачи: выполнение финансового плана, обеспечение сохранности и правильное использование оборотных средств и специальных фондов, выполнение обязательств по платежам в государственный бюджет и др.

1.5. директор по строительству

1.5.1. ОКС

1.6. отдел кадров

задачи: осуществляет мероприятия по подбору изучению и расстановки инженерно-технических работников, служащих и рабочих предприятия. Осуществляет начисление заработной платы.

1.7. дочерние предприятия

1.7.1. ООО «Родничок» ДО ЗАО «БЦ»

1.7.2. ООО «Рекорд-Центр» ДО ЗАО «БЦ»

В настоящее время на предприятии работает 1480 человек, из них:

Ø в заводоуправлении – 80 человек;

Ø в производственной сфере – 1000 человек;

Ø в непроизводственной сфере – 400 человек.

Предприятие располагает высококвалифицированными кадрами. Более 150 цементников награждены правительственными наградами СССР и России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.