Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обращение государственных ценных бумаг на вторичном рынке 1 страница




Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг. К примеру, коммерческие банки как обладатели облигаций могут их продавать друг другу, своим клиентам, другим предприятиям.

Вторичный рынок государственных ценных бумаг – рынок, на котором обращаются ранее эмитированные и размещенные на первичном рынке государственные ценные бумаги. Важнейшей чертой вторичного рынка государственных ценных бумаг является ликвидность, т. е. возможность в короткое время при незначительных колебаниях и низких издержках обращения реализовать приобретенные государственные облигации.

Отличие вторичного рынка государственных ценных бумаг от первичного заключается в том, что первичный рынок предшествует вторичному и государственные ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный.

На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи государственных ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход государственных ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные государственные облигации поступают их бывшим владельцам. То есть, операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту в принципе безразлично, в чьих руках находятся выпущенные им государственные ценные бумаги, важным является лишь объём обязательств по ним.

Обращение государственных ценных бумаг на вторичном рынке осуществляется только через электронную торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в форме сделок купли-продажи на бирже.

Торговая система предназначена для:

- приема, контроля и регистрации заявок на покупку-продажу государственных облигаций;

- заключения сделок по купле-продаже государственных облигаций;

- определения цены по сделкам;

- определения требований и обязательств членов Секции фондового рынка, допущенных к торгам, по денежным средствам и облигациям по результатам заключенных сделок;

- подготовки и формирования отчетных документов.

Торги государственными ценными бумагами на бирже проводятся с соблюдением следующих принципов:

1) обеспечение гласности;

2) заключение сделок только через электронную торговую систему Биржи;

3) предварительное резервирование денежных средств и государственных облигаций в объеме необходимом для исполнения обязательств по каждой планируемой участником торгов сделке и по ранее заключенным сделкам РЕПО;

4) свободное ценообразование;

5) оформление сделок в соответствии с требованиями законодательства, контроль за соблюдением исполнения участниками торгов обязательств, вытекающих из заключенных на бирже сделок;

6) соблюдение прав и обязанностей участников торгов.

Торги осуществляются посредством торговых сессий и проводятся непосредственно в зале биржи или с использованием удалённых торговых терминалов – автоматизированных рабочих мест, расположенных вне торгового зала биржи. Торги государственными ценными бумагами проводятся по рабочим дням, начинаются в соответствии с регламентом в 9 час. 30 мин., заканчиваются в 15 час. 45 мин.

Участниками торгов государственными облигациями на бирже являются, как правило, банки Республики Беларусь, заключившие договор об участии в торгах.

Интересы участников торгов представляют физические лица, уполномоченные на участие в торгах и на заключение сделок по купле-продаже государственных облигаций от имени участника (трейдеры) и имеющие квалификационные аттестаты профессионального участника. Трейдер действует в пределах своих полномочий, которые оговариваются в доверенностях, выдаваемых участником торгов своим трейдерам. Участник несёт ответственность за все действия, совершаемые его трейдерами на бирже.

В течение торгового дня в торговом зале биржи может присутствовать один трейдер от каждого участника. Смена трейдеров в течение одних торгов допускается. При участии в торгах с использованием двух и более автоматизированных рабочих мест участника, допускается одновременная работа нескольких трейдеров от одного участника.

Участник торгов имеет право совершать сделки с государственными облигациями:

- от своего имени и за свой счет при наличии действующей лицензии на осуществление коммерческой деятельности на рынке ценных бумаг или деятельности инвестиционного фонда;

- от своего имени и за счет своих клиентов (юридических и физических лиц, заключающих сделки через участников на основании договора комиссии) при наличии действующей лицензии на осуществление посреднической деятельности на рынке ценных бумаг.

Участник торгов регистрирует в электронной торговой системе биржи своих клиентов. При заключении сделок купли-продажи государственных облигаций за счет клиентов участник указывает, за счет кого проводятся такие операции, и несет предусмотренную законодательством Республики Беларусь ответственность по обязательствам, вытекающим из сделок, совершенным за счет клиента.

Для осуществления операций по купле-продаже государственных ценных бумаг через электронную торговую систему биржи участники торгов обязаны обеспечить:

1) поступление денежных средств на счет биржи в размерах достаточных для приобретения намеченного количества государственных облигаций и уплаты биржевого сбора по каждой сделке с облигациями;

2) перевод государственных облигаций на счет «депо» биржи в Центральном депозитарии Национального банка в объёмах, достаточных для продажи намеченного количества облигаций.

Сделки с государственными облигациями заключаются на основании поданных участниками в электронную торговую систему заявок на покупку-продажу облигаций. Заявка представляет собой предложение, адресованное всем участникам торгов, на покупку или продажу ценных бумаг.

Заявка, поданная во время торговой сессии и зарегистрированная в электронном журнале регистрации поступления и снятия заявок, означает безоговорочное согласие участника заключить сделку на условиях, содержащихся в заявке, и исполняется при наличии встречных заявок противоположной направленности с соответствующими ценовыми и иными условиями.

Заявки, по которым на данный момент времени в ходе торговой сессии отсутствует возможность исполнения, формируют очереди неудовлетворенных заявок (на покупку и продажу). При полном удовлетворении заявки она автоматически снимается с участия в торговой сессии.

Для заявок, подаваемых в торговую систему, регламентом торгового дня может устанавливаться:

- стандартный лот, под которым понимается минимально допустимое количество государственных облигаций в одной заявке;

- шаг цены, под которым понимается минимально возможная разница между ценами, указанными в заявках на покупку-продажу государственных облигаций.

В течение торговой сессии электронная торговая система биржи ведет для каждого участника учёт изменений остатков по денежным средствам и облигациям и определяет текущую котировку (цену) по государственным облигациям данного выпуска, равную цене последней сделки по данному выпуску.

Текущая цена по облигациям данного выпуска может быть определена только в том случае, когда в торговой системе зафиксирована хотя бы одна сделка с облигациями данного выпуска. Ценой закрытия является текущая цена на момент закрытия данной торговой сессии. Ценой открытия является первая текущая цена после открытия очередной торговой сессии.

После заключения сделки текущая цена автоматически обновляется.

При определении цен продажи-покупки для формирования соответствующих заявок на торговую сессию участниками рынка государственных ценных бумаг, как правило, определяется расчетная текущая стоимость государственной облигаций, которая представляет собой стоимость облигации на определенную дату в период ее обращения.

Текущая стоимость государственной облигации с дисконтным доходом рассчитывается по формуле:

где С - текущая стоимость облигации с дисконтным доходом, рублей;

Ц - средневзвешенная цена облигации, сложившаяся при размещении данного выпуска облигаций на аукционе, или цена продажи облигаций, указанная в договоре купли-продажи при ином способе их размещения, рублей;

П - доходность по средневзвешенной цене облигаций, размещаемых на аукционе, или доходность, устанавливаемая при выпуске облигаций при ином способе их размещения, % годовых;

К - количество дней обращения облигаций данного выпуска, при этом день размещения и день расчета текущей стоимости облигации считаются одним днем.

Текущая стоимость государственной облигации с процентным доходом рассчитывается по формуле:

где С - текущая стоимость облигации с процентным доходом, рублей;

Д - накопленный процентный доход, рублей.

Накопленный процентный доход рассчитывается как:

где Д - накопленный процентный доход, рублей;

П - ставка процентного дохода, % годовых:

- устанавливается в решении о выпуске (для облигаций с постоянным процентным доходом или с процентным доходом, выплачиваемым при их погашении);

- рассчитывается по каждому купонному периоду (для облигаций с купонным доходом);

К - количество дней обращения облигаций:

- со дня их размещения до дня расчета текущей стоимости облигации (для облигаций с процентным доходом, выплачиваемым при их погашении);

- со дня выплаты последнего выплаченного процентного дохода до дня расчета текущей стоимости облигации (для облигаций с постоянным процентным или купонным доходом).

День размещения облигаций или день выплаты последнего выплаченного процентного дохода и день расчета текущей стоимости облигации считаются одним днем.

Сделки с государственными облигациями на вторичном рынке заключаются через биржу в следующих режимах:

- сделки «до погашения» - сделки купли-продажи облигаций, заключаемые между двумя участниками;

- сделки РЕПО - сделки купли-продажи облигаций, заключаемые между двумя участниками с обязательством: для продавца - последующего их выкупа (обратный выкуп), а для покупателя - последующей их продажи (обратная продажа).

Каждая заявка на заключение сделки «до погашения», подаваемая в торговую систему, должна включать следующие необходимые реквизиты:

- вид государственной ценной бумаги, включая номер выпуска;

- вид заявки (покупка/продажа);

- объем (количество) государственных облигаций, заявленных на покупку/продажу;

- цена покупки/продажи, рублей;

- наименование клиента, если заявка выставляется за его счет.

Заявки, поступающие в торговую систему, являются лимитными, т.е. устанавливают предельные цены покупки («купить не выше») и продажи («продать не ниже»).

Заключение с государственными облигациями сделок РЕПО производится напрямую между участниками. При этом электронная торговая система биржи обеспечивает расчет обязательств по заключенным сделкам.

Каждая заявка на заключение сделки РЕПО, подаваемая в торговую систему, должна включать следующие необходимые реквизиты:

- наименование участника;

- наименование клиента, если заявка выставляется за его счет;

- вид государственной ценной бумаги, включая номер выпуска (указывает продавец);

- срок РЕПО, дней;

- вид заявки (покупка/продажа);

- объем заявки (указывает продавец);

- сумма сделки, в рублях (указывает покупатель);

- доходность, % годовых.

Количество государственных облигаций по выставляемой заявке рассчитывается исходя из цены и суммы прямой сделки.

Цена государственных облигаций по первой части сделки РЕПО равна значению средневзвешенной цены по данному выпуску облигаций последней торговой сессии по сделкам «до погашения». Если в ходе торговой сессии не было заключено ни одной сделки «до погашения» с данным выпуском облигаций, цена облигаций по первой части сделки РЕПО считается равной средневзвешенной цене по данному выпуску, зафиксированной на сессии по сделкам «до погашения» в торговый день, ближайший ко дню заключения сделки РЕПО.

Если за период обращения данного выпуска облигаций на бирже не было зарегистрировано ни одной сделки «до погашения», цена облигаций по первой части сделки РЕПО считается равной средневзвешенной цене, сложившейся по итогам первичного размещения.

Срок РЕПО по сделкам РЕПО, заключаемым на бирже, может быть стандартизирован по решению Наблюдательного совета.

Цена обратного выкупа (обратной продажи) по выставляемой заявке рассчитывается исходя из цены государственных облигаций по первой части сделки РЕПО, доходности и срока РЕПО.

Разница между ценами представляет собой доход, который должна получить сторона, выступившая в качестве покупателя государственных ценных бумаг (продавца денежных средств) в первой части сделки.

На практике доход продавца денежных средств определяется величиной ставки РЕПО, что позволяет сопоставлять эффективность проведения данной операции с другими финансовыми операциями.

Заключение сделки РЕПО по выставленным заявкам возможно только при совпадении заявленного уровня доходности, срока РЕПО и объема заявки.

Заключение участником в ходе торговой сессии сделки РЕПО приводит к возникновению обязательств по обратному выкупу (обратной продаже), исполнение которых приходится на дату, отстоящую от дня проведения торговой сессии на срок РЕПО.

Если день исполнения обязательств по сделке РЕПО в части, касающейся обратного выкупа (обратной продажи), приходится на нерабочий день, то исполнение сделки осуществляется в ближайший торговый день, без изменения цены обратного выкупа (обратной продажи) государственных облигаций, рассчитанной на момент заключения сделки РЕПО.

В день осуществления обратного выкупа (обратной продажи) ко времени установленному регламентом, участник обязан обеспечить наличие достаточного количества денежных средств и достаточного количества государственных облигаций для исполнения обязательств по сделке в части, касающейся обратного выкупа (обратной продажи).

В день осуществления обратного выкупа (обратной продажи) государственных облигаций в определенное регламентом время торговая система автоматически формирует заявки на обратную куплю-продажу облигаций по цене обратного выкупа (обратной продажи).

В случае невозможности проведения торговой системой обратного выкупа (обратной продажи) по сделке РЕПО, ввиду отсутствия или недостаточности у участника денежных средств и/или государственных облигаций, в течение периода времени, установленного регламентом, он допускается к совершению сделок в торговой системе в ограниченном режиме.

При отсутствии или недостаточности у участника денежных средств он имеет право только продавать государственные облигации до полного погашения задолженности по неисполненным сделкам РЕПО.

В случае отсутствия или недостаточности у участника государственных облигаций он имеет право покупать облигации только тех выпусков, по которым имеется задолженность по сделкам РЕПО, и продавать облигации других выпусков до полного погашения задолженности по неисполненным сделкам РЕПО.

После выполнения обязательств участник допускается к совершению сделок в торговой системе в обычном режиме.

Переход права собственности на государственные облигации от продавца к покупателю происходит в момент регистрации сделки биржей. Доказательством заключения сделок «до погашения» и РЕПО, а также основанием для отражения их результатов в документах бухгалтерского учета участников торгов и биржи является протокол о результатах торгов.

По итогам торгов биржа организует перечисление денежных средств участников на их счета и представляет в Центральный депозитарий Национального банка поручения на перевод государственных облигаций на счета «депо» дилеров в день проведения торгов, а также подготавливает информацию о сделках с государственными облигациями, заключенных в рамках торговой системы биржи.

Важным технологическим новшеством, внедрение которого началось на рубеже 2004-2005 годов, стало подключение удаленных торговых терминалов участников к системе электронной цифровой подписи. И хотя бумажные документы по-прежнему подписываются трейдерами по итогам каждого торгового дня, принципиальным моментом здесь является переход данного проекта в стадию практического поэтапного внедрения.

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке широко используются Национальным банком для регулирования банковской деятельности.

При покупке Национальным банком государственных ценных бумаг у банков соответствующие суммы поступают на их корреспондентские счета, увеличивая денежную массу в обращении и повышая ликвидность банков. При избытке свободных денежных средств у банков Национальный банк продает им государственные ценные бумаги, выводя из обращения излишки денежной массы. Для поддержания ликвидности банков используется также практика предоставления банкам ломбардных кредитов под залог государственных ценных бумаг.

Операции Национального банка на открытом рынке в отличие от других экономических инструментов оказывают оперативное воздействие на уровень ликвидности банков и динамику денежной массы. При этом наибольший эффект имеют сделки типа РЕПО.

В целях повышения спроса на государственные ценные бумаги Национальный банк может осуществлять их продажу с большим дисконтом, а, следовательно, высокой доходностью для инвесторов по сравнению с доходностью на первичном рынке. Данные действия связаны, как правило, с увеличением объёмов эмиссии государственных ценных бумаг в качестве источника покрытия дефицита республиканского бюджета.

Контроль за совершением операций на вторичном рынке осуществляет Департамент по ценным бумагам Минфина и Национальный банк в соответствии с действующим законодательством.

Развитию вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь необходимо уделять постоянное внимание, так как успешно функционирующий и ликвидный вторичный рынок способствует расширению круга держателей государственных ценных бумаг, а также увеличению объемов обращающихся долговых обязательств.

При этом биржа должна выполнять ряд функций, которые позволят развиваться вторичному рынку государственных ценных бумаг:

- организация условий для купли-продажи государственных облигаций;

- анализ экономической конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков капитала, определение перспектив их развития;

- содействие инвестированию иностранного капитала в национальную экономику;

- содействие выходу национального капитала на внешний рынок;

- развитие сотрудничества с финансовыми и кредитными учреждениями страны и с зарубежными компаниями для формирования и развития рынка государственных ценных бумаг;

- предоставление регулярной информации финансовым кругам и населению о состоянии рынка государственных ценных бумаг.

Выпуск государственных облигаций на внутренний рынок есть одна из важных форм создания внутреннего государственного долга и неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. Если государственные облигации номинированы в твердой валюте и рассчитаны на иностранного покупателя, образуется внешний государственный долг.

Поскольку государственные облигации активно продаются и покупаются на вторичном рынке, их, в частности, ГКО можно рассматривать как довольно эффективное средство оперативного регулирования ликвидности банков и предприятий. Посредством ГКО временно свободные деньги одних субъектов хозяйствования перемещаются к другим субъектам, которые испытывают в них недостаток.

9.4.Коммерческий кредит

Коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между двумя предприятиями: предприятием-продавцом (кредитором) и предприятием-покупателем (заемщиком). Кредит предоставляется в товарной форме в виде отсрочки платежа за поставленный товар. При этом кредите предприятия – участники кредитных отношений – регулируют сделку посредством товарных векселей – оформленных письменных обязательств должника кредитору (или приказов должнику от кредитора) уплатить причитающуюся сумму в определенный срок. До срока своего погашения векселя могут использоваться повторно для платежей, минуя банк, путем передачи с надписью индоссамента из рук в руки вместо денег.

С одной стороны, вексель является средством оформления коммерческого кредита (коммерческий или товарный вексель), представляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты за товар, с другой – вексель является ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю.

Различают две разновидности векселя – простой и переводной. Простой вексель (соло-вексель) – это безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, обозначенному в векселе, или тому, кого оно укажет через установленный срок или по требованию. Векселедатель, выписывая простой вексель, становится должником, поскольку должен сам его погасить. Векселедержатель может рассчитываться этим векселем со своими партнерами, если имеется на то их согласие. При этом на векселе делается индоссамент – надпись передачи прав по нему от одного лица (индоссанта) другому (индоссату). Оборот простого векселя представлен на рис. 9.7.

 

 

  Индоссат     Конечный векселедержатель  
A B C N

Векселедатель (должник)
Векселеполучатель (кредитор)   Индоссант
  Индоссат     Индоссант  
1 3 5

           
   
     
 


2 4 6

                               
     
 
   
 
   
 
       
 
       
 
 
 

 

 


7

 
 

 


 
 

 


Рис. 9.7. Оборот простого векселя.

 

 

1, 3, 5 – товары, услуги и т.д.; 2 – простой вексель; 4, 6 – простой вексель с передаточной надписью; 7 – отказ в платеже.

- Если А уплатил простым векселем В, а В – С, С – D, D – E и т.д. …N – конечный держатель;

- и С погасил вексель (в результате неплатежеспособности А),

- то D, Е и другие промежуточные держатели до N включительно выбывают из солидарной ответственности по векселю,

- а С приобретает право требования по векселю у А и В, несущих солидарную ответственность.

Переводной вексель (тратта) – ценная бумага, содержащая письменное безусловное указание векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя (ремитенту) или лицу, указанному в векселе, либо тому, кого оно укажет через установленный срок или по требованию. Выписывая переводной вексель, векселедатель является кредитором, которому на момент выписки векселя имеет долг плательщик. Оборот переводного векселя отражен на рис. 9.8.

 

 

 
 


  Индоссат     Индоссант  
  Индоссат     Конечный векселедержатель
A B C N

Векселедатель (трассант)
Векселеполучатель (кредитор - ремитент)   Индоссант
1 3 5

       
   


2 4 6

                               
   
 
     
 
   
 
   
 
   
 
 
   
 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.