Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима природопользования




 

Конституция Российской Федерации не содержит слова «достояние», у нас нет легального определения термина «национальное достояние». Тем не менее, слово «достояние» широко используется в федеральном законодательстве. Встречаются такие его модификации, как достояние, национальное достояние Российской Федерации, национальное достояние России, национальное достояние народов Российской Федерации, национальное достояние Российского государства, достояние народов Российской Федерации, публичное достояние многонационального народа России. Кроме этого, в законодательстве упоминаются объекты национального достояния, объекты общенационального достояния, компоненты национального достояния.[3]

Выделяется несколько моделей понимания категории «национальное достояние». Первая модель: имущество, составляющее национальное достояние, не принадлежит никому, даже государству. Такое имущество объявляется общественным, управляется государством и предоставляется в пользование отдельным лицам. Это объекты, которые по своим природным или объективным свойствам могут находиться только в общественном пользовании. Их основу образуют «общие вещи для всех». Их перечень до­статочно широк и постоянно пополняется. Например, из числа объектов естественного происхождения - это воздушное пространство над территорией страны, внутренние морские воды и дно внутренних морей, русла рек, озера, лагуны и иные водоемы естественного происхождения, заливы, бухты, общественные парки, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Данная модель используется в законодательстве некоторых зарубежных стран. Существование вещей, находящихся в общем употреблении, а потому изъятых из частного обращения, право распоряжаться которыми ограничено даже у государства, признавал Б.Н. Чичерин.[4] Вторая модель понимания категории «национальное достояние»: это имущество, юридическим собственником которого является государство, а народ - экономическим. Данная модель использовалась в советскую эпоху для объяснения отождествления государственной собственности и всенародного достояния. Третья модель понимания категории «национальное достояние»: объявление чего-либо национальным достоянием преследует декларативную цель. Эта модель охватывает случаи использования термина в качестве лозунга без позитивного содержания.

Национальное достояние - это не просто межотраслевая правовая категория, представляющая собой совокупность неких объектов. Признание того или иного имущества национальным достоянием порождает определенный порядок правового регулирования владения, эксплуатации, других видов использования, охраны этого имущества, а именно правовой режим этого имущества. Необходимо отличать национальное достояние от общественного достояния и от права собственности. Режим общественного достояния используется в области регулирования интеллектуальной собственности. Право собственности, в том числе право государственной собственности, является категорией гражданского права и устанавливается в отношении вещей, которые могут быть объектами права собственности. Объекты национального достояния, и природные ресурсы в частности, являются вещами общего пользования и имеют нецивилистическую природу, не обладают свойствами предметно-индивидуальной и юридического обособления. Так как природные ресурсы не являются результатом труда человека, то и не должны присваиваться и поступать в чью-либо собственность.

Как правило, режим национального достояния устанавливается в отношении особых, исключительных и специальных объектов и в том случае, когда необходимо подчеркнуть их важность для государства и общества в целом, признание значимости международным сообществом, а также уникальность такого объекта. Категорию «национальное достояние» традиционно связывают с культурными, художественными, археологическими и историческими ценностями, хотя в последнее время эту категорию применяют также к различным природным ресурсам и природным объектам. Объекты национального достояния выполняют экономические, социальные, экологические, культурные и нравственные функции, обеспечивают национальные интересы государства, экономическую и экологическую безопасность страны, способствуют формированию национальной идентичности народа и национального сознания личности. Природные ресурсы в качестве объектов национального достояния представляют собой уникальные природные богатства, формирующие среду обитания человека. Характеристика того или иного объекта как достояния, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, является по своей сути и предназначению обоснованием для установления особенностей правового режима такого объекта. Содержание правового режима национального достояния представляет собой общественные отношения, складывающиеся по поводу содержания, управления, использования, эксплуатации, охраны и т.п. объектов национального достояния. Субъектом режима национального достояния является многонациональный народ Российской Федерации; нынешние и будущие поколения; народы, проживающие на соответствующей территории. Возможность признания у народа правосубъектности в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, связана с признанием народа субъектом конституционно-правовых отношений. Правосубъектность народа в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, объясняется через народный суверенитет и учредительный характер народовластия. Поскольку народ является субъектом власти, передающим свои властные правомочия представителям законодательной и ис­полнительной власти, точно так же народ может быть признан правомочным субъектом в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, в частности многонациональный народ Российской Федерации; народы, проживающие на соответствующей территории, имеют правомочия обладать природными ресурсами, наследовать их от предыдущих поколений, сохранять для будущих поколений, извлекать из них полезные свойства, сохранять, бережно относиться и др. А.П. Бибаров-Государев предлагает создать универсальный правовой режим национального достояния, устанавливающий общие принципы и направления административно-правовых мер регулирования.[5]Мы разделяем позицию о создании универсального правового режима национального достояния. Хотя, по нашему мнению, эта работа продлится не один год. На текущий момент отсутствует единое понимание не только самого термина «национальное достояние», но и одноименного правового режима, не разработаны структура и правовое содержание режима национального достояния, отсутствует долговременная устойчивая практика по использованию и сохранению уже признанных объектов национального достояния из числа природных объектов.

Обращаясь к вопросу нормативно-правового регулирования режима национального достояния, надо сказать, что в России приняты нормативные правовые акты, устанавливающие правовые режимы отдельных видов природных объектов, признанных объектами национального достояния, и регулирующие отношения по вопросам использования и охраны таких объектов. Например, Закон Российской Федерации «О зерне», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральный закон «Об особо охраняемых при­родных территориях», постановление Правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и др. До принятия отдельного Федерального закона «О национальном достоянии России» необходимо сосредоточить внимание на эффективном исполнении уже имеющихся правовых норм. Особенностями режима национального достояния является презумпция преобладания общественных интересов над частными в регулируемой сфере, право неограниченного круга лиц пользоваться соответствующими благами. Одной из особенностей режима национального достояния является обязанность собственника обеспечить охрану данного имущества для будущих поколений, а также установление для собственника дополнительных ограничений, связанных с обеспечением общественных интересов. К таким ограничениям, например, относятся установление целевого характера использования объекта национального состояния, обязанность поддержания их в надлежащем состоянии, обязанность эффективного использования и недопустимость ограничения свободного распоряжения ими. Одной из проблем управления объектами национального достояния в Российской Федерации является преобладание государства в структуре управления природными объектами, признанными объектами национального достояния. В странах западной демократии вопросы управления объектами национального достояния государством сведены к минимуму. Ведущую роль в сохранении объектов, признанных объектами национального достояния, играют общественные организации и муниципальные власти. Учитывая мировой опыт, тем не менее мы считаем, что в России, безусловно, необходимо совершенствовать структуру управления в сфере использования и сохранения природных объектов, признанных объектами национального достояния, но не в направлении минимизации государственного участия, а по пути расширения возможностей общественного контроля.

Глава 2.:Особенности правового регулирования права собственности на природные ресурсы и природные объекты




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.