Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Методы научного познания: наблюдение, опыт, исследование




Тема 1. Сто тысяч почему

Методический материал к учебным темам.

Совершается заочное путешествие учащихся по собственному дому с остановками: водопроводный кран, печка, стол, плита, полка с кастрюлями, буфет, шкаф. Ребята узнают, как много сложно объяснимого связано с этими привычными вещами. В качестве основного пособия используются книги М. Ильина “Сто тысяч почему” и “Рассказы о времени”. Какие интересные вопросы об окружающих нас предметах Вы можете задать? Проводится конкурс на самый интересный, самый оригинальный вопрос об окружающих предметах.

Коллективное размышление по следующим вопросам: Что изучает предмет «Я-исследователь»? Исследователь – это профессия? Что у вас в рюкзаках, исследователи окружающего мира? Что можно исследовать?

Можете ли вы ответить на некоторые исследовательские загадки:

· Бывают ли стены из воздуха?

· Может ли вода взорвать дом?

· Почему вода не горит?

· Как сделать прозрачное железо?

· Почему по льду можно кататься на коньках, а по гладкому полу нет?

· Зачем воду пьют?

· Дохните на холодное стекло. Оно запотеет и покроется капельками воды. Откуда взялась вода? Откуда появляется пот? (Из нашего тела. В сутки человек теряет до 12 стаканов воды).

· А можно ли воду есть? (Практически в любых продуктах содержится вода).

· Если вы весите 40 кг, то воды в вас – 35 кг. Почему же люди не растекаются по полу? (Если рассмотреть под микроскопом огурец, то можно увидеть множество клеток, наполненных соком. Сок этот не выливается потому, что клетки со всех сторон закрыты).

· Как весело трещат дрова в костре. Треск поленьев напоминает залпы орудий. Почему поленья трещат?

· Что такое огонь? Заполним таблицу.

Прошлое огня Настоящее огня Будущее огня
В огне живут маленькие огненные ящерицы – духи огня. Огонь – это божество. ??? ??? ???

 

Какие исследовательские вопросы может поставить ученый, прочитав материал в нашей таблице?

Домашнее задание: Придумать свои вопросы о воздухе. Прочитать книгу Орильи «Приключения доисторического мальчика»

 

Проблемные вопросы: Как возникли первоначальные знания о природе? Какие способы, методы изучения природы были в древности? Какие факты говорят о том, что человек – часть природы? Продолжает ли современный человек изучать природу или он уже всё знает о ней?

Работа по группам. Ребятам предлагается набор карточек, им необходимо расположить по порядку выполнения написанные на карточках шаги исследовательской деятельности:

· Выделение проблемы

· Постановка целей и задач исследования

· Формулировка рабочей гипотезы

· Выбор метода исследования

· Подготовка оборудования

· Проведение эксперимента

· Сбор собственного экспериментального материала

· Обобщение результатов эксперимента

· Анализ и объяснение результатов

· Выводы

· Представление результатов работы

Практическая часть. «На городских окраинах». Это последние улицы и дома городской застройки, а также примыкающая к ним местность. Здесь расположены пустыри, железнодорожные насыпи, заросшие пашни, земли неопределенного характера. Условия для жизни растений нелегкие. Сильно нарушен не только естественный растительный покров, но и верхний почвенный слой. Растения существуют на строительном мусоре, бытовых и промышленных отходах. В связи с отсутствием деревьев (вырублены) растения сильно нагреваются и иссушаются летом и перемерзают зимой. Большая часть растительности носит обобщенное название – бурьян: лопух, чертополох, клоповник…Но растут еще: ромашка, сурепка, пустырник, пастушья сумка, марь, крапива… Рядом с такими местами расположена наша школа и наши дома. Может ли представлять такая местность интерес для ученого? Как могут выживать растения в таких тяжелых условиях? Как может сложиться «судьба» этих участков? Можно ли выдвинуть гипотезы или материала для выдвижения гипотез для ответов на два последних вопроса не хватает? Можно ли назвать жизнь этих растений феноменом, аномалией? Русский ученый Л.Г.Раменский разделил все растения по типам жизненной стратегии на три типа: «львы», «верблюды» и «шакалы». Растения какого типа могут встречаться на городских окраинах? Если бы вам на этом участке пришлось провести эксперимент, то какие измерения вы бы провели? Насколько полезны для города эти пустырные насаждения?

Опыт: Растительный насос. Как растения ухитряются без всяких насосов качать воду снизу вверх, от корней к листьям. Возьмем свежую морковку (желательно в начале урока), срежем ботву и сверху, там, где у морковки лунка, вставим стеклянную трубку. Нальем в стакан воду и поставим в нее морковку стоймя. Придумаем, как укрепить её, чтобы она не падала. До половины трубки нальем подсоленную воду и понаблюдаем, что будет дальше. А будет вот что: жидкость в трубке начнет подниматься. Если все сделать аккуратно, то вода даже может вылиться из трубки. Это морковь заставляет её двигаться вверх. Так же она ведет себя на грядке, когда её поливают водой. То же явление можно увидеть и без всякой трубки. Как это можно сделать? (Полить растение и накрыть его перевернутой банкой). (Часть домашнего задания).

3. Домашнее задание:

Попробуем разобраться, как растение перекачивает воду. Для скорости будем работать с моделью растения. Моделью нам послужит сахарный сироп. В кастрюльке разогрета вода, в воду насыпано столько сахара, что он больше не растворяется. Этим сиропом мы наполняем стакан доверху и закрываем его плотно пергаментом, хорошо размоченным в воде. Обвяжем туго лист ниткой. Проследить, чтобы под листом не осталось пузырьков воздуха. Такое устройство – это увеличенная в тысячи раз модель растительной клетки. Поставим стакан в банку и нальем сверху воды, чтобы она закрыла стакан. Проследите, что произошло с листом через несколько часов?

Проверка домашнего задания. Через несколько часов листок в вашем домашнем опыте раздулся и образовал пузырь. Размоченный листок служит перегородкой. Он пропускает через себя молекулы воды, но задерживает более крупные молекулы сахара. Такие перегородки называются полупроницаемыми. Что же происходит, когда по одну сторону вода, а по другую – сироп? Молекулы воды стараются проникнуть в стакан и разбавить сахарный раствор. В результате стакан переполняется жидкостью, и листок принимает форму пузыря.

Примерно то же происходит в растительных клетках, заполненных клеточным соком. В нем растворены жизненно важные для жизни растения вещества. Вода, стараясь разбавить сок, идет от корней к листьям. А излишек её испаряется через крохотные отверстия, которые есть в каждом зеленом листе. Ломтик лимона или разрезанную пополам ягоду земляники можно посыпать сахарной пудрой – сразу же начнет выделяться сок. Он проникает через перегородки в растительных клетках и разжижает раствор сахара, который образовался на поверхности лимона или земляники.

Собрать с дерева по несколько листочков тополей, растущих в разных местах микрорайона. Записать название улицы и номер дома, возле которого вы собирали листочки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.