Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение загрязнения окружающей среды пылью по её накоплению на листовых пластинках растений




Тема 3. Лабораторное оборудование и эксперимент.

Пришкольная территория как объект изучения.

Набор снаряжения для исследования луга (пустыря) Набор снаряжения для исследования водоема Набор снаряжения для исследования парка (леса)
Сачок воздушный Сачок для «кошения» Емкости для отловленных насекомых (0,5 л) Пинцет на шнурке Лупы Лопата или совок Записная книжка Полевые этикетки – листочки с кратким описанием сбора, времени сбора, вида Для плодов и семян – коробки, пакеты Заполняется учащимися с последующим обсуждением Заполняется учащимися с последующим обсуждением

Практическое задание: По определителю растений учащиеся узнают, какие растения растут на пришкольной территории. В гербарии учителя также есть аналогичные растения, собранные предварительно за городом в экологически чистой зоне. Растения сравниваются.

«Растение в городской среде»

Условия для жизни растений в городской среде (выделение проблемы) Возможные изменения растений
1. Пыль и задымление снижают поступление солнечной радиации на 10 – 20% ???
2. Уменьшается доля лучей, необходимых для фотосинтеза ???
3.Сильно нагреваются верхние слои почвы из–за малого количества деревьев, и, как следствие, отсутствия тени ???
4. Зимой почва промерзает сильнее, чем за городом по той же причине ???
5. Асфальтовые покрытия отрицательно влияют на снабжение растений влагой ???
6. Загрязнение почвы различными химическими примесями ???
7. В почве недостаточно дождевых червей и скудное микробное население, выполняющее работу по переводу органических остатков в усвояемую растениями форму ???
8.Подсаживание человеком декоративных растений – пришельцев ???

Растительность в городе образует барьер на пути пылевых потоков, которые фильтруются через кроны деревьев, при этом листовые пластинки осаждают часть пыли на своей поверхности. В конце лета и осенью на листовой пластинке даже под лупой можно обнаружить частицы самого различного происхождения:

· грунтовые частицы

· выбросы цементных заводов (серая пыль)

· частицы снашивания автомобильных шин

Для исследования лучше взять листики тополя. Отбор листьев производится на высоте до 2 метров. Отбор производится в разных точках микрорайона с записью улицы и номера дома, около которого растет тополь. Отобранные листья помещают только в бумажные пакеты. В классе взвешивают на лабораторных весах кусочек влажной ваты, завернутой в кальку (до 0, 001г). Лист тополя тщательно обтирают этой ваткой с двух сторон (разворачивать кальку следует с помощью пинцета), после чего ватку взвешивают повторно. Массу пыли рассчитывают как разницу вторым и первым взвешиванием (Р=Р2-Р1) Площадь листа (S) высчитывают путем обмера листовых пластинок вдоль (а) и поперек (б) и умножением на переводной коэффициент 0,66 для листьев тополя. Конечный результат подсчитывают по формуле:

М = P: S (мг/кв.см)

Более простой способ заключается в прикладывании загрязненного пылью листа к широкой ленте скотча, которая приклеивает частицы пыли на себя. Потом этот фрагмент ленты, в свою очередь, налепляют на мягкую белую бумагу, на последней пыль оставляет хорошо различимый отпечаток. Площадь этого отпечатка оценивают визуально и выражают загрязненную часть в %. Поскольку листья учащиеся должны были собрать на разных участках микрорайона, то полученные результаты можно сравнить. Полученные данные по запыленности листьев в разных зонах заносят в тетрадь и раскрашивают в разные цвета:

красный – зона наибольшего загрязнения;

оранжевый – сильного;

розовый – среднего;

желтый – слабого;

зеленый – условно чистая. Какие выводы можно сделать из данной работы?

Домашнее задание: Научные знания в большой степени зависят от метода, который использовал ученый. Расскажите, что вы читали об этом.

 

3. Домашнее задание: Подготовить доклад или сообщение о великом научном открытии. Собрать на пришкольной территории несколько образцов травянистых растений (3 – 4, без корней), подготовить маленький гербарий (работа групповая).

Тема: Здоровье растений в городе.

Цель:

Ход урока

 

3. Практическая часть. Исследование необходимо провести до начала общего осеннего изменения окраски листьев. Эта работа должна продемонстрировать учащимся, в какой мере древесные растения жертвуют собой, защищая наши легкие. На состояние зеленых насаждений, выполняющих защитные функции вдоль наших дорог, внутри дворов влияют многие факторы, в их числе:

· транспортная загруженность и ширина дорог;

· наличие сквозных продуваемых участков;

· наличие стоянок автотранспорта;

· роза ветров;

· вид насаждений.

Перед началом исследований следует познакомиться с основными видами болезней растений. (Иллюстрациями могут служить фотографии больных растений)

Тип болезней Внешние признаки Причина
Усыхание кроны Изменение окраски, преждевременное усыхание и опадание хвои и листьев, отмирание ветвей и сучьев Болезнь вызывают некоторые группы грибов
Гнили Гнили древесины различаются по типу гниения, по структуре и цвету, местоположению в дереве – центральные, смешанные, периферические, вершинные, стволовые, комлевые, корневые; устанавливаются по наличию плодовых тел и других образований Разрушение и размягчение отдельных органов и целых растений под влиянием ферментов, выделяемыми грибами
Увядание Внешне характеризуется пониклостью и увяданием листьев и ветвей с последующим засыханием отдельных сучьев или всего дерева Проникновение возбудителя в сосудистую систему стебля, воздействие выделяемых им токсинов и закупорка сосудов, проводящих воду из корней в листья
Некрозы Отмирание отдельных участков ткани с изменением их окраски, различают коровий некроз и пятнистый некроз – отмирание участков листовой пластинки Наиболее часто пятнистость вызывают грибы
Раковые опухоли Чрезмерное разрастание отдельных частей растения, приводящее к образованию наростов и других новообразований на стволах, ветвях и корнях. Как следствие поражения сосудов у лиственных растений
Грибные налеты Налет может быть только поверхностным в виде рыхлого скопления мицелия и спороношений гриба белого На листьях и стеблях развивается мицелий

 

Легче проводить обследования по повреждению листовой пластинки по листам древесной породы (липы, вяза, клена).

Проявление Причины
Пожелтение ткани листьев Разрушение хлорофилла
Появление красных, желтых, сине – фиолетовых, синих точек и пятен Попадание на листья капелек серной и азотной кислот или солей
Точечный некроз Кислотные дожди, туманы
Краевой некроз Скопление солей тяжелых металлов по краю листовой пластинки

Химические формулировки для учащихся следует заменить более простым объяснением.

Проводятся также обследования пришкольных деревьев (ствол, ветви). Для определения поражения тканей листьев берут 10 – 20 листьев. Вычисляют процент пораженной поверхности. Площадь листа – 100%.

 

Итоговая таблица

Количество деревьев на исследуемой площади Количество пораженных деревьев Основные признаки болезней Внешние факторы, способствующие развитию болезней

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.