Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй из принципов Ислама: вера в воскресение




Комментарий

Комментарий

Значения слов /ар-рахман/ 'Всемилостивый' и /ар-рахим/ 'Милосердный' в их широком и узком смысле были подробно рассмотрены в комментарии к аяту /бисмиллах/, а потому нет нужды возвращаться к ним вновь.

К упомянутому комментарию в связи с понятиями /ар-рахман/ и /ар-рахим/ можно лишь добавить, что эти два атрибута, являющиеся одними из самых главных атрибутов Аллаха, повторяются нами как минимум тридцать раз в течение дня в пяти ежедневных молитвах: дважды в суре Аль-Фатиха и один раз в суре, которую мы произносим после нее. Таким образом, мы шестьдесят раз в день величаем Аллаха как воплощение 'милости'.

В этом, пожалуй, самый главный урок для всех людей, который учит их необходимости вырабатывать в себе такое качество как милосердие и пользоваться им в своей повседневной жизни и работе. Кроме того, он учит нас тому, что если мы считаем себя верными и покорными рабами Аллаха, то нам не следует в манере обращения со своим слугами подражать тиранам–рабовладельцам.

История рабовладения содержит немало свидетельств тому, что жестокие хозяева прибегали к самым чудовищным издевательствам в обращении с своими рабами. Если раб, к примеру, работал слишком медленно, то его наказывали жесточайшим образом: били плетьми, заковывали в кандалы, приковывали к жерновам и заставляли их вращать, принуждали работать в шахтах, сажали в темные сырые ямы, а за более серьезный проступок могли и повесить.

История гласит также, что иногда рабов бросали в клетки с дикими зверями, а если раб побеждал зверя и оставался жив, то в клетку запускали нового хищника.

Это лишь несколько примеров обращения рабовладельцев со своими рабами. Однако Аллах, Господин миров, неоднократно подчеркивает в Священном Коране, что Аллах Прощающ и Милосерд к Своим рабам, покаявшимся в своем непослушании Ему. Так, например, в суре Аз-зумар (Толпы) говорится: «Скажи: 'О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39:53).

Слова /ар-рахман/ и /ар-рахим/ после фразы /раббил-‘аламин/ 'Господа миров' подчеркивают идею о том, что Он, обладая абсолютной властью и могуществом, тем не менее, Милостив и Прощающ по отношению к тем, кого сотворил. Эта черта, присущая Аллаху, привлекает к Нему Его рабов, и они с ликованием в сердце произносят слова /ар-рахманир-рахим/ 'Всемилостивый, Милосердный'.

Здесь было бы уместно обратить внимание на тот факт, что поведение Аллаха Всевышнего по отношению к своим созданиям коренным образом отличается от обращения господ со своими слугами, в особенности в страшную эпоху рабовладения.

Именно в силу вышесказанного 'вера в Аллаха ' является первым из пяти основополагающих принципов Ислама.

* * *

«Властителю дня Суда!»

В этом аяте наше внимание обращено на второй важный принцип Ислама - принцип Воскресения и Иной жизни. «Властителю дня Суда!» - гласит этот аят.

таким образом, идея Начала и Конца, лежащая в основе любого пути морального и социального совершенствования человека, получает здесь самое высокое и совершенное выражение.

Следует обратить внимание также на то, что в этом аяте содержится идея власти Аллаха, Его господства, которая находит отражение в Его роли Владыки и Повелителя в День, когда все люди предстанут перед своим истинным Господином для Великого Суда и расплаты. Они увидят все свои деяния и мысли в их реальном масштабе, ни на йоту не меньше, чем при жизни, и ничто из них не будет забыто. Им придется даже принять на себя долю ответственности за обычаи, которые они, может быть, никогда сами и не соблюдали, но которые складывались при их участии.

Владычество Аллаха в день Суда не похоже на наше иллюзорное обладание принадлежащими нам вещами материального мира. Его Владычество в отношении бренного мира есть истинное владение и власть. В нем выражена особая зависимость Божьих тварей от Господа и их потребность в Нем. Если поток Его благ прекратится хотя бы на миг, всем им грозит неминуемая гибель.

Другими словами, владычество Господа есть прямое следствие Его Созидательности и Святости. Он творит живые сущности, в каждый новый момент времени непрерывно давая им жизнь, заботясь о них, защищая и направляя их, и является их истинным владыкой и господином. Он же является единственным повелителем всех сил, действующих в материальном мире.

Нет и не может быть сомнения в том, что Аллах - это 'Господин миров'. Единственный вопрос, который может здесь возникнуть в качестве реакции на наше утверждение о том, что Он является 'Властителем в день Суда', это вопрос: а разве Аллах не является Абсолютным Владыкой мира, вообще? Ответом на этот вопрос может послужить тот факт, что 'Владычество Аллаха ', хотя и распространяется на оба мира, в потустороннем мире имеет более широкое проявление, поскольку все материальные связи и мнимое обладание вещами в Иной жизни перестают существовать, и никто уже в день Суда не будет иметь ничего своего. Даже если заступничество и будет для кого-то иметь место, то только с повеления Аллаха, ибо, как говорится в Коране о Дне Расплаты: «Это день, когда ни один человек не властен ничем помочь другому, и повеление в тот день принадлежит [только] Аллаху» (Аль-Инфитар (Разрушение) - 82:19).

Другими словами, если в этом мире бывают случаи, когда один человек своими речами, деньгами, властью, усилиями адвокатов, планами и расчетами может помочь другому человеку, то в день Суда (в Иной жизни) ничего подобного не может быть и в помине. И поэтому, когда у людей спрашивают: «Кому надлежит властвовать в тот день?» - они отвечают: «Аллаху, Единому, Могущественному» (Гафир (Прощающий) - 40:16).

Тот, кто не верит в Иную жизнь и в день Расплаты, имеет все предпосылки к тому, чтобы стать самым аморальным из людей, величайшим из тиранов, совершающим самые гнусные и чудовищные преступления, ибо, как он полагает, никто не сможет призвать его к ответу и покарать его, если только он будет себя вести достаточно умно и не позволит себя поймать с поличным. Рядом с таким человеком в этом мире было бы страшно, а то и невозможно жить. Поэтому вера в жизнь после смерти и в Судный день, которая является такой же важной частью Ислама, как и молитва, играет очень большую роль в удержании человека от греха.

Важно подчеркнуть Власть Аллаха в день Суда еще и потому, что это помогает бороться с неверием безбожников в Иную жизнь. Из аятов Священного Корана можно сделать заключение, что вера в Аллаха была достаточно широко распространена даже среди неверующих в эпоху невежества (джахилия). На этот счет в суре Лукман говорится: «Если ты их спросишь: 'Кто сотворил небеса и землю?' – то они, несомненно, ответят: 'Аллах'» (31:25). Но в то же время они отвергали слова Пророка (ДБАР) о Воскресении: «Те, которые не уверовали, говорят: 'Назвать ли вам мужа, который вещает вам, что после того, как вы распадетесь на частички, возродитесь в новом творении?' Измыслил ли он на Аллаха ложь, или же он – одержимый?» (Саба, 34:7, 8).

Согласно преданию, имам Саджад (ДБМ) рассказывал: «Али ибн аль-Хусейн (ДБМ), начав читать аят 'Властителю дня суда', стал повторять его вновь и вновь до тех пор, пока жизнь едва не покинула его». [24]

Выражение /йаумид-дин/ повторяется в Коране свыше десяти раз и каждый раз в значении потустороннего мира: «Откуда тебе знать, что такое Судный день? И еще раз – откуда тебе знать, что такое Судный день? Это день, когда ни один человек не властен ничем помочь другому, и повеление в тот день принадлежит [только] Аллаху» (Аль-Инфитар (Разрушение) - 82:17-19).

Выражение /йаумид-дин/ употребляется в значении 'Судный день', поскольку День тот будет днем расплаты: слово /дин/ по-арабски означает 'награду, воздаяние'. Самым ярким событием потусторонней жизни будет раздача вознаграждений и определение меры наказания. В этот День все завесы будут сняты и все деяния будут взвешены до грана, и каждый пожнет плоды своих поступков как добрых, так и злых.

Имам Садык (ДБМ) говорил, что день Суда - это 'день Расплаты'. [25]

Заметим также, что некоторые толкователи полагают, что 'Воскресение' называется /йаум-ид-дин/, поскольку в этот День каждый получит воздаяние согласно его религии, если только он должным образом соблюдал ее предписания.

* * *

«Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи…»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.