Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милосердие Аллаха в широком и узком смысле слова




Оба прилагательных /ар-рахман/ 'Всемилостивый' и /ар-рахим/ 'Милосердный' происходят от корня /рахма/ – 'милосердие, жалость'. Первое из этих определений, 'Всемилостивый', по мнению многих комментаторов, подразумевает милосердие Аллаха, как всеобщее явление, которое распространяется на все живые создания, в числе которых и верующие, и неверующие, и праведники, и грешники. Ведь, как мы можем убедиться, Божественный дар жизни разлит повсюду и все сыны человеческие пользуются его безграничными благами. В нем – источник их жизненных сил. Они черпают их из того океана благодати, что окружает весь бренный мир.

Второе же слово, /ар-рахим/ 'Милосердный', подразумевает милосердие Аллаха, относящееся только к правоверным, только к Его смиренным рабам. Правоверные своей истинной верой, добрыми делами, искренностью и истовостью молитвы заслужили особого, исключительного снисхождения и сострадания, которого лишены все неверные.

Обращение к этому вопросу тем более оправдано, что слово /рахман/ всегда используется в Коране в обобщенном значении, тогда как слово /рахим/ нередко используется в конкретном, ограниченном смысле, как, например, в аяте: «…и Он Милосерден к верующим» (Аль-Ахзаб (Сонмы) - 33:43). Иногда, как это имеет место в суре Аль-Фатиха, оно может иметь и широкий смысл.

Имам Садык (ДБМ) говорил: «Аллах – Бог всего сущего. Он Милосерд ко всем Своим созданиям и Он Милостив, в особенности по отношению к верующим». [18]

Поэтому, когда в начале какого-либо дела мы произносим имя Аллаха, мы должны просить у Него милосердия как в широком, так и в более узком смысле этого понятия.

Интересно отметить, что атрибут милосердия представляет собой в широком смысле слова силу, подобную силе притяжения, которая способна сближать сердца людей. Он же может служить для установления более тесной связи между человеком и его Творцом.

Этим объясняется тот факт, что истинно верующие мусульмане, произнося священный аят /бисмиллахир-рахманир-рахим/ перед тем, как совершить какое-либо действие, отвращают свои сердца от всего, кроме Аллаха, уповая на Него одного, ибо Он единственный способен проявлять чувство всеохватывающего милосердия ко всем Своим созданиям, не обделяя своей милостью ни одно из них.

Еще один вывод из слов /бисмиллах/ состоит в том, что деяния Аллаха всегда милосердны и что кара Господня – это акт исключительный, имеющий место только в тех случаях, когда на это есть конкретная весомая причина.

Сказанное становится особенно очевидным, когда мы произносим молитву под названием «Джаушан Кабир », где в разделе 20 говорится: «О, Господи, чье милосердие сильнее Его гнева…»

Людям следует уделять больше внимания проявлению милосердия и доброты в своей повседневной жизни, прибегая к насилию и грубости лишь в случае явной необходимости.

В заключение этих рассуждений мы приводим исполненные глубокого смысла слова Пророка (ДБАР), который, комментируя различные аспекты Его всеобъемлющего милосердия, сказал: «Воистину, у Аллаха сто милостей, из которых Он ниспослал на землю только одну и разделил ее среди всех Своих созданий. Вся милость и доброта, которые у них есть, происходят из нее. Он, Милосердный, оставил остальные 99 для Себя, чтобы проявить снисхождение к Своим рабам в день Воскресения». [19]

* * *

«Хвала Аллаху – Господу миров»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.