Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тщетные мечты иудеев




Комментарий

Аяты: 47-48

Что такое встреча с Аллахом?

Неоднократно встречающееся в Коране выражение 'встреча с Аллахом ' подразумевает, в общем и целом, 'приход в мир Иной'. Излишне говорить о том, что 'встреча с Аллахом ' не имеет ничего общего с теми встречами, которые происходят с людьми в материальном мире. Нам известно, что Аллах не является материальной сущностью, обладающей цветом, объемом и видимой наружностью. Поэтому смысл этой фразы, по мнению ряда толкователей, таков, что человек, попадая в мир Иной, наблюдает там проявления Его могущества: Его дары, награды, наказания.

Возможно также, что под этими словами подразумевается присущая сердцу или душе тайная интуиция, с помощью которой человек способен лицезреть Аллаха глазами своей души, избавляясь при этом от последних остатков каких бы то ни было сомнений.

Некоторые из живущих в этом мире способны достичь такого состояния посредством набожности, молитвы и очищения своей телесной души. В подтверждение этой мысли можно привести следующий рассказ из книги «Нахдж аль-балага»:

Один из сподвижников Повелителя Правоверных Али (ДБМ), весьма ученый человек Дилиб аль-Йамани спросил его как-то, видел ли тот (ДБМ) Аллаха, своего Господа собственными глазами, на что он (ДБМ) ответил: «Могу ли я поклоняться тому, кого не видел?» Когда же он попросил более подробно изложить свою мысль, Али (ДБМ) добавил: «Глаза не могут увидеть Его лица, но сердца (души) воспринимают Его в [свете] реальностей веры…» [90]

Но в Ином мире все люди обретут тайную интуицию, поскольку там проявления Славы и Могущества Аллаха станут настолько очевидны, что никто уже не сможет их отрицать и каждый исполнится непоколебимой веры.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

يَا بَنِي إِسْرآئِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَنِّي فَضَّلْتُكُمْ عَلَى الْعَالَمِينَ ﴿47﴾وَاتَّقُوا يَوْماً لاَ تَجْزِي نَفْسٌ عَنْ نَفْسٍ شَيْئاً وَلا يُقْبَلُ مِنْهَا شَفَاعَةٌ وَلاَ يُؤْخَذُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلاَ هُمْ يُنْصَرُونَ ﴿48﴾

47. О сыны Израиля! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над [прочими] народами мира.

48. Страшитесь дня, когда ни один человек не примет наказания за другого, когда никому из людей не будет дозволено заступничество, когда человеку нельзя будет откупиться [от совершенных грехов] и не будет ему помощи [извне].

В этих аятах Господь вновь обращается к сынам Израиля и напоминает им о тех милостях, которыми он их щедро одарил.

«О сыны Израиля! Помните о милости, которую Я оказал вам…»

Милость, о которой идет речь, была многогранна, ибо включала и веру, и Божественное руководство, и избавление от преследования Фараона, благодаря чему этот народ вернул свою независимость и процветание.

Далее, к упоминанию всех прочих милостей Он добавляет еще одну: вознесение этого народа над остальными народами мира, что само по себе есть целая совокупность благ. «…Я возвысил вас над [прочими] народами мира»,– говорит Он.

Кое-кто может подумать, что смысл фразы «…Я возвысил вас над [прочими] народами мира» состоит в том, что Он установил это превосходство над другими раз и навсегда.

Однако содержание некоторых других аятов Корана убедительно свидетельствует о том, что местоимение 'вас' подразумевает только тех, кто непосредственно при этом присутствует в данное время и в данном месте. Так, в суре Али Имран (Семейство Имрана) Коран, обращаясь уже к мусульманам, гласит: «Вы были лучшей из общин, созданная на благо людей…» (3:110).

Еще один аят, посвященный израильтянам, говорит о них так: «Мы даровали в наследие тем, которые были до того в небрежении, края восточные и западные на земле…» (Аль-А’раф (Ограды) - 7:137).Достоверно известно, что в то время сыны Израиля унаследовали далеко не весь мир. То есть они получили в наследие восточные и западные края, но только своей земли. Точно так же и возвышение их означает обретение ими преимущественного положения по отношению к народам жившим по соседству с ними в ту историческую эпоху.

* * *

Коран опровергает тщетные мечты иудеев. Они надеялись, что в Судный день их предки, которые являлись посланниками Аллаха, заступятся за них, либо заплатят выкуп за их грехи, подобно тому как некоторые из их соплеменников в этом мире привыкли откупаться с помощью взяток.

В Коране говорится:

«Страшитесь дня, когда ни один человек не примет наказания за другого, когда никому из людей не будет дозволено заступничество, когда человеку нельзя будет откупиться [от совершенных грехов] и не будет ему помощи [извне]».

Таким образом, 'Судьей' в этот День будет Тот, Кто принимает от своих рабов только чистейшие благие деяния, совершенные в истинной вере, как об этом гласит Священный Коран: «…в тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем» (Аш-Шу’ара (Поэты) - 26:88, 89).

Рассматриваемый аят - это, по существу, намек на то, что в земном мире попытки любым способом уберечь согрешившего от наказания стали обычным делом. Иногда человек пытается откупиться деньгами и это ему удается. Если нет, то он может прибегнуть к заступничеству кого-либо из влиятельных лиц, которые используют свой вес в обществе, чтобы защитить провинившегося. Если не помогает и заступничество, то он пытается отделаться штрафом. А если и здесь его подстерегает провал, то он бросается к своим друзьям и товарищам, умоляя хоть как-нибудь помочь ему избежать наказания.

в этом мире есть много разных путей, чтобы уйти от возмездия, но Коран гласит, что кара, ожидающая человека в Ином мире, совершенно другая, нежели здесь, и что ни один из упомянутых способов ее избежания там неприемлем. Единственный путь спасти свою душу – это укрыться под сенью веры и праведности, уповая на помощь и милосердие Всемилостивого Аллаха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.