Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как преодолеть трудности




Комментарий

Аяты: 45-46

Комментарий

Аят: 44

Пояснение

Комментарий

Аяты: 41- 43

Почему иудеев называют сынами Израиля?

'Израиль' – это второе имя отца Йусуфа (Иосифа), Иакова. Известные толкователи Корана Табарси в его трактате «Маджма‘ аль-баян» (том 1, стр. 29) и шейх ат-таифа Туси в книге комментариев «Ат-тибъян фи тафсир аль-Куран» (том 1, стр. 180) оба сходятся на том, что 'Израиль - это не кто иной, как Иаков сын Исаака (Исхака), сына Авраама (Ибрахима) (ДБМ)…'. Оба выдающихся толкователя полагают, что слово /исра’ил/ является сложным словом, объединяющим два корня /иср/, то есть / ‘абд/, что означает 'раб', и /’ил/ - Аллах. Таким образом, на иврите это слово означает 'раб божий'.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وءامِنُوْا بِمَآ أَنْزَلْتُ مُصَدِّقاً لِمَا مَعَكُمْ وَلاَ تَكُونُوا أَوَّلَ كَافِرٍ بِهِ وَلاَ تَشْتَرُوا بِاَيَاتِي ثَمَناً قَلِيلاً وإِيَّايَ فَاتَّقُونِ ﴿41﴾ وَلاَ تَلْبِسُوا الْحَقَّ بِالْبَاطِلِ وَتَكْتُمُوا الْحَقَّ وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿42﴾ وَأَقِيمُوا الْصَّلاَةَ وءَاتُوا الْزَّكَاةَ وَارْكَعُوا مَعَ الْرَّاكِعِينَ ﴿43﴾

41. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только меня бойтесь.

42. Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее.

43. Совершайте молитву, давайте подаяние [закат] и преклоняйте колени вместе с преклоняющими.

Господь повелевает иудеям поверить в его откровение, в Коран и принять его, ибо принять Коран - это то же самое, что принять Тору.

«Уверуйте в то, что ниспослал Я [Коран] в подтверждение тому, что есть у вас [Священное Писание]…»

Эти слова свидетельствуют о том, что уже Тора, в которую они веруют, несет благую весть о грядущем пророке, его светлости Мухаммаде (ДБМ) и ниспослании ему Священного Корана.

«…и не спешите отвергнуть это раньше всех».

Этот аят адресован иудеям. Он призван сказать им, что люди Писания, среди которых немало ученых мужей и знающих людей, верующих в Бога и святых пророков, не должны стать первыми, кто отвергнет Коран и не признает его Божественного происхождения. Ведь когда их ученые отвергнут Коран, многие из простых людей последуют их примеру и тоже оттолкнут его.

«не продавайте мои знамения за ничтожную цену…»

В некоторых достоверных хадисах отмечается, что многие иудейские богословы и раввины продавали богатым евреям отрывки текста из древнего писания – Торы – с описанием черт, которыми будет наделен грядущий пророк, то есть его светлость Мухаммад (ДБАР), а иногда, стремясь получить побольше денег, прибегали к искажению оригинального текста. В данном аяте Аллах осуждает их и запрещает им творить эти мерзости и искажать текст Священного Писания, беря за это ничтожную плату. Деньги, которые они брали, были на самом деле не такие уж маленькие, однако по сравнению с тяжестью их проступка сумма была нич-тожной. Знамения Аллаха стоят гораздо больше, чем могла им подсказать вся их презренная алчность, а искажение и извращение Божественных знамений – это тяжкий грех, на фоне которого и золото, и серебро, и даже самое престижное положение в обществе теряют всяческую ценность. И Он говорит им:

«…и только меня страшитесь».

* * *

«Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее»

Этой аят еще раз подтверждает сказанное ранее. Иудейским богословам рекомендуется не путать истину с ложью, не искажать текста Торы, пытаясь скрыть откровения, касающиеся Пророка Ислама (ДБАР), тогда как на самом деле их долг – разъяснять их. Ведь им известны эти откровения, и они хорошо знают, где истина, а где ложь в этом вопросе.

* * *

«Совершайте молитву, давайте подаяние [закат] и преклоняйте колени вместе с преклоняющими»

Молитва и подаяние (закат) являются, наряду с верой в Аллаха, в Его посланника и Воскресение, столпами религии Ислама, без которых невозможно становление и сохранение веры.

Обязательность молитвы с соблюдением установленного времени ее совершения, а также регулярное выделение части дохода на нужды бедняков неоднократно и настоятельно подчеркивается в соответствующих аятах Священного Корана, в мусульманских преданиях и хадисах. Ранее о важности и ценности молитвы говорилось в комментарии к аяту 3 настоящей суры.

Ислам как религия явил людям знание во всем его совершенстве, столь необходимом для того, чтобы научить и воспитать людей, дать толчок восхождению человечества из глубин материального прозябания к беспредельным высотам духовного величия, когда каждый человек мог бы считать себя его последователем, приближаясь к Божественной благодати, доступной каждому искренне ее жаждущему ровно в той степени, в какой он сам того желает. Обуздание плотских желаний человека неизменно приводит к их естественной сублимации в область морали, которая постепенно выводит человеческий разум на путь восприятия и постижения более высоких жизненных ценностей. Для того, чтобы войти в мир духовного блаженства человек обязан достичь определенной ступени набожности и смирения. Все предыдущие религиозные доктрины, в особенности учения иудеев и христиан, ограничивались, как правило, какими-то экстремальными формами добровольного подвижничества и аскетизма, выходившими за грань соответствия естественным условиям общественной жизни людей. такого рода экстремальные формы поклонения, даже при свободе их выбора, могли стать достоянием лишь тех немногих, кто ради поставленной цели решился полностью отказаться от своей земной жизни. Большинство же в это время продолжало погружаться в трясину лицемерного формального соблюдения религиозных предписаний и обрядов.

Ислам как практическая религия, всесторонне регулирующая жизнь человека, зиждется, в первую очередь, на смирении человеческой души путем внушения ей понимания ее зависимости от Создателя и, таким образом, побуждения ее полностью подчиниться Его воле, чтобы она могла поклоняться ему в полном соответствии с ее скромным положением. Тем самым Ислам переносит человека в присутствие его Господа. Первым основополагающим предписанием Ислама является /салат/ 'молитва', благодаря которой у человека формируется необходимое ощущение своей связанности с Богом и устанавливается прямой контакт с атрибутами Абсолютного Божества.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

أَتَأْمُرُونَ الْنَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنْسَوْنَ أَنْفُسَكُمْ وَأَنْتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ ﴿44﴾

44. Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] читаете Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?

Этот аят, очевидно, обращен с упреком к тем ученым иудеям, которые призывали людей принять Ислам еще до того, как его начал проповедовать Мухаммад (ДБАР). Они убеждали их жертвовать на благотворительные цели, по-доброму относиться друг к другу, но сами избегали этих благих деяний. Они не захотели принять Ислам, чтобы сохранить свое влияние, и отказались заниматься благотворительностью, боясь самим превратиться в бедняков.

В то же время можно сказать, что этот аят служит увещеванием всем тем, кто привык учить набожности других, пренебрегая при этом спасением собственной души.

«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния]…»

Человек, убеждающий других быть набожными и платить людям добром, но сам в то же время не соблюдающий собственных советов, поступает вразрез с элементарной логикой. Поэтому конец этой фразы звучит так:

«…ведь вы же [сами] читаете Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?»

В нем звучит вопрос: как же вы не понимаете, что вам следует самих себя призвать к добродетели и показать пример своими собственными поступками, прежде чем ожидать от других искреннего выполнения ваших советов. Опыт показывает, что слова, произносимые лишь языком, как простой акт речи, идут не дальше ушей слушателей, чтобы затем навсегда исчезнуть, тогда как слова убеждения, идущие из глубины души, надолго поселяются в душах и глубоко задевают сердца людей.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وَاسْتَعِينُوْا بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ ﴿45﴾ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُلاَقُوا رَبِّهِمْ وَاَنَّهُمْ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ﴿46﴾

45. Ищите подмогу [у Аллаха] терпением и молитвой. Воистину, молитва – тяжкое бремя [для всех,[ кроме смиренных,

46. которые знают, что предстанут перед Господом своим и что к Нему возвратятся они [в Судный день].

Чтобы человек сумел преодолеть свои скрытые низменные желания и очистить свой разум от стремления возвыситься в обществе, Коран ему советует:

«Ищите подмогу [у Аллаха] терпением и молитвой. Воистину, молитва – тяжкое бремя [для всех,] кроме смиренных…»

Существует два принципиальных способа преодолеть трудности и решить возникающие проблемы. Первый из них – опора на сильную собственную волю, а второй – надежное прибежище вовне. Именно эти два подхода и имеются в виду в рассматриваемом аяте, где говорится о 'терпении' и 'молитве'. Терпение нужно понимать здесь как 'пост' и 'упорство' в борьбе с трудностями, тогда как молитва – это связь с Аллахом и средство получить у Него прибежище и помощь.

По поводу слова /сабр/ 'терпение' в одном из комментариев к Корану[84] говорится, что это – естественное и хорошо всем известное явление, когда для воспитания заключенной в физическую оболочку человеческой души для ее очищения и освобождения из объятий бренных страстей и желаний требуется достижение определенной ступени умерщвления плоти. В противном случае она глубоко погрязнет в своих обманчивых эгоистических желаниях. Очень важно поднять душу до высот духовного мира. Религия, суть которой составляют чисто формальные обряды, ритуальные песнопения и словесные воззвания и молитвы и которая не требует при этом от человека подчинить себе таящееся в его душе животное начало, вряд ли чего-нибудь стоит. Истина, открывающаяся человеку, или духовная сила, которую он обретает через одоление своих низменных страстей, - тема слишком обширная, чтобы ее можно было исчерпать в этом коротком комментарии, задача которого ограничивается пояснением лишь некоторых аспектов значений слов и выражений, содержащихся в Божественных коранических аятах. Заметим лишь, что, согласно преданию, имама Садыка (ДБМ) однажды попросили объяснить смысл слова /сабр/ 'терпение', и он ответил: «Терпение означает пост». [85]

Другие видные комментаторы, толкуя этот аят, отмечали, что каждый раз, когда Пророк Ислама (ДБАР) сталкивался с трудностями, он прибегал к 'посту' и 'молитве'. [86]

Так же поступал и Повелитель правоверных Али (ДБМ).[87]

Предание гласит, что имам Садык (ДБМ) как-то сказал: «Не беда, когда кто-либо из вас, охваченный скорбью, совершит омовение и войдет в мечеть. Он прочитает молитву и воззовет к Аллаху, ибо я знаю, что Он повелел: 'Ищите подмогу [у Аллаха] терпением и молитвой'». [88]

С помощью молитвы человек действительно устанавливает связь с вечной Силой, то есть с Аллахом, для которого нет сложных проблем и затруднительных положений. Само ощущение этого успокаивает человека, придает ему силы и стойкость в борьбе с неудачами.

Может ли быть для слабого и беспомощного человека более надежный и короткий путь к Всемилостивому и Всемогущему Аллаху, чем просьба о помощи, вознесенная с помощью молитвы?

* * *

В следующем аяте, где Священный Коран представляет нам смиренных, говорится:

«…которые знают, что предстанут перед Господом своим и что к Нему возвратятся они [в Судный день]».

Согласно преданию, Повелитель правоверных Али (ДБМ) говорил, что одной из отличительных черт тех, кого называют смиренными (они же верующие), является их убежденность в том, что в Иной жизни им непременно предстоит встреча с Аллахом. [89]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.