Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память о милости Аллаха




Комментарий

Аят: 40

Слова, которые Адам (ДБМ) получил от Господа

Пояснение

Толкователи высказывают различные предположения по поводу того, каким именно 'словам' Аллах научил Адама (ДБМ).

Здравый смысл подсказывает, что Всеведущий и Милосердный Господь не мог ниспослать Адаму просто молитву. Если уж сам Всемилостивый даровал Адаму (ДБМ) такие слова, посредством которых и сам Адам, и любой другой верующий мог, ослушавшись Аллаха, гарантированно вернуть себе затем Его милость, то этот дар должен был представлять собой нечто совершенно особенное, необычное.

Согласно широко распространенному мнению 'слова' означают то, о чем говорится в суре Аль-А‘раф (Ограды)- 7:23: «Они ответили: 'Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон».

Есть целая группа толкователей, которые полагают, что под 'словами' подразумевается молитва:

«О Господи! Нет бога, кроме тебя! Слава тебе и хвала! О Господи! Воистину, я согрешил против себя! Так прости же меня! Ибо Ты Величайший из всех прощающих!» Или: «…Смилостивься надо мной, ибо Ты наилучший из милостивых!» Или: «…Обрати же на меня [Свое милосердие], ибо ты, воистину, Всемилостивый и Всепрощающий!»

Эта идея высказывается в одном из преданий, имеющемся в передаче пятого имама – имама Бакира.[82]

В Коране встречаются выражения, схожие с теми, что были приведены выше. Так, например, Йунус (Иона) (ДБМ), прося Аллаха о прощении, говорит: «Нет бога, кроме Тебя. Пречист Ты! Воистину, я был грешником!» (Аль-Анбия (Пророки) - 21:87).А вот как рассказывается в Коране о Мусе (Моисее): «Он продолжал: 'О Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня!' И Он простил его…» (Аль-Касас (Рассказ) - 28:16).

Во многих мусульманских преданиях, восходящих к Ахл аль-бейт (ДБМ), которые приводятся, в частности, в комментарии «Тафсир дурр аль-мансур», указывается, что 'слова', которые Адам (ДБМ) принял от Аллаха, заключали в себе сакральные имена Святой Пятерки: святого Пророка Мухаммада (ДБАР), его двоюродного брата и зятя его светлости Али, его дочери Фатимы и его внуков Хасана и Хусейна (ДБМ). Адам воспользовался этими 'словами' и попросил простить его. Аллах принял его молитву и простил.

В этих толкованиях нет противоречия, ибо Адам (ДБМ) мог получить все эти 'слова' вместе взятые, чтобы посредством их тайного, глубинного смысла добиться полного духовного очищения и совершенства, за что Аллах щедро даровал бы ему свою благосклонность и напутствовал его.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

يَا بَنِي إِسْرَآئِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَوْفُوا بِعَهْدِي اُوفِ بِعَهْدِكُمْ وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ ﴿40﴾

40. О сыны Израиля! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету, который [вы Мне] дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только меня страшитесь.

Из предыдущих аятов мы узнали о назначении Адама наместником Аллаха на земле, о почитании его ангелами, о высокомерии Иблиса, о нарушении Адамом его завета с Аллахом и последующем изгнании из рая, а также о его покаянии. Все эти события подчеркивают одну основополагающую истину: в земном мире есть два начала - доброе и злое, правое и неправое, которые постоянно противостоят друг другу. Тот, кто поддается соблазну Сатаны, выбирает неправый путь, который уводит его все дальше и дальше от обители счастья и спасения, ввергая его в страдания и муки и неся ему лишь угрызения совести и сожаление о содеянном.

Но те, кто, не обращая внимания на сатанинский соблазн и наущения злых людей, выбирают для себя путь повиновения Аллаху, находят счастье в жизни и не ведают душевных терзаний и мук.

Можно найти немало общего между историей Адама (ДБМ) и историей израильтян, которые, прежде чем стать богоизбранным народом, были спасены от преследования Фараона, а затем нарушили свою торжественную клятву, данную Господу, за что претерпели муки и страдания. Их судьба не только внешне схожа с судьбой Адама, но и по своей сути выражает все ту же основополагающую идею. Таким образом, настоящий аят и несколько последующих аятов, где рассказывается о разных сторонах жизни сынов Израиля и об их скорбном конце, служат дополнением к тому наглядному уроку, которому учит нас Аллах, начав с рассказа о судьбе, постигшей Адама.

Он обращается к израильтянам со словами: «О сыны Израиля! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету, который [вы Мне] дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только меня страшитесь».

Эти три заповеди (память о великой милости Аллаха, верность данному Ему завету и страх только перед Ним) составляют, по сути дела, основу любой религиозной системы.

Память о милости Аллаха ведет человека к познанию Бога и порождает в его душе чувство благодарности. Вслед за этим вера в то, что эта милость явлена ему на определенных условиях и что он дал взамен определенный обет, заставляет человека осознать свой долг и ответственность. Следующим шагом человек освобождается от страха перед любыми лицами и властями во всем, что касается отправления его религиозных обязанностей, и тем самым устраняет барьеры и препятствия, мешающие ему искренне следовать заключенному завету, ибо страх - это одно из главных препятствий на путях веры, что хорошо видно на примере израильтян, которые так долго находились под властью Фараона, что страх, в конечном счете, стал неотъемлемой частью их жизни.

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.