Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тяжкая расплата Адама




Тогда Мы сказали: 'О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев'».

Предназначалось ли это коленопреклонение Аллаху или Адаму?

Нет ни малейшего сомнения в том, что Аллах – единственный, кто достоин /саджда/, то есть ритуального 'коленопреклонения', и что 'единство поклонения' означает именно то, что мы почитаем и славим одного только Аллаха и никого иного. В противном случае это будет 'ширк' (т.е. поклонение иному богу перед лицом Аллаха). Поэтому эти непорочные существа, ангелы, пали ниц перед Аллахом, а сотворение им великолепного Адама было лишь поводом для приказания пасть ниц, которому они подчинились. Либо если они все же совершили коленопреклонение перед Адамом, то в знак 'уважения', а не поклонения.

В книге «‘Уйун аль-ахбар» шейха Садука приводятся слова имама Али ибн Мусы ар-Ризы (ДБМ), который сказал: «Коленопреклонение ангелов означало, с одной стороны, поклонение Аллаху, а с другой стороны - дань уважения Адаму (ДБМ), ибо мы (Ахл аль-бейт) уже жили в семени его». [79]

* * *

После эпизода с Иблисом и испытания ангелов Адаму было приказано жить вместе с женой в раю.

Из текста Корана явствует, что Адам (ДБМ) был создан, чтобы жить на земле, на этом самом земном шаре. Однако вначале Господь временно поселил его (вместе с супругой) в прекрасных и изобильных, преисполненных всяческих радостей райских садах, вдали от печалей и невзгод.

Возможно, Господь так распорядился потому, что Адам еще не знал, как нужно жить на земле. Ему было бы трудно справиться сразу со всеми земными проблемами. Для этого ему прежде нужно было побольше узнать о той жизни, которая ожидала его в земном мире. Так что элементарное благоразумие подсказывало, что ему необходимо пожить достаточно долгое время в райских садах, чтобы обучиться необходимым навыкам и понять, что жизнь на земле сопряжена с принятием на себя ряда обязательств, выполнение которых обещает ему радость, восхождение к совершенству и неиссякаемый поток небесных даров, тогда как их невыполнение приведет к горестям и страданиям.

Ему предстояло узнать, что несмотря на то, что он был создан свободным, его свобода имеет свои пределы, что он не может творить все, что ему заблагорассудится, что на земле есть вещи, без которых ему придется обойтись, если, конечно, он желает себе добра.

Ему также следовало узнать, что ошибка или прегрешение не закроют перед ним дверь в мир радости и счастья. Ведь он может вернуться назад и покаяться, пообещав, что больше не будет перечить воле Аллаха, и тогда, если его покаяние будет принято, к нему вернутся небесные дары.

Адам (ДБМ) должен был пожить на небесах и набраться опыта, чтобы впредь отличать друга от врага, чтобы научиться жить на земле. Ведь прежде чем вступить на землю, ему нужно было приобрести целый ряд необходимых навыков.

Все это должно было понадобиться Адаму (ДБМ) и его потомкам для будущей жизни. Так что тот, кто был создан для жизни наместником Аллаха на земле, мог, вероятно, пожить некоторое время в райских садах, чтобы получить необходимые знания и усвоить практические наставления.

В трактате «Аль-мизан» имеется на этот счет глубокая и поучительная мысль, которая будет здесь весьма кстати:

«Не следует упускать из виду тот факт, что Аллах, простив пару после их покаяния, не вернул их в райский сад, а отправил жить на землю. Если бы поедание плода с древа [познания], опоясание чресл и мирская жизнь не были частью заранее составленного Божественного плана, если бы все эти события не были изначально предопределены неумолимой волей [Творца], то сразу же после того, как их грех был прощен, они были бы немедленно возвращены на свое прежнее место в раю. Другими словами, в соответствии с промыслом Божьим они должны были какое-то время провести в раю, чтобы подготовиться к жизни в бренном мире, а уже в свете установленных Господом причинно-следственных связей их изгнание из рая выглядело как результат вкушения ими запретного плода и осознания ими своей наготы, что в свою очередь стало следствием услышанных ими подстрекательств Сатаны». [80]

* * *

В том положении, в котором оказался Адам, ему лучше было бы следовать наставлениям Аллаха и не есть плодов с запретного древа. Лукавый соблазнитель Сатана поклялся, что не прекратит своих нашептываний до тех пор, пока не собьет Адама (ДБМ) и его потомков с истинного пути. В других аятах Корана рассказывается, что Сатана убеждал Адама (ДБМ) и его жену в том, что, поев плодов этого дерева, они превратятся в ангелов и навечно останутся жить в райском саду. Сатана клялся им обоим в искренности своих советов: «…И он поклялся им: 'Воистину, я для вас – добрый советчик'» (Ограды, 7:21).

«Но по наущению Шайтана они совершили ошибку в раю и были вынуждены покинуть его…»

Итак, они были изгнаны из райского сада, где пребывали в неге и покое, не ведая ни горя, ни печали. Это событие было прямым следствием сатанинского лукавства.

Далее Коран гласит:

«И тогда Мы повелели: 'Изыдите и да пребудет меж вами [и потомками вашими] вражда!…'»

В этой вражде на одной стороне оказался Сатана, а на другой – Адам (ДБМ) и его жена.

«Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию».

Именно тогда Адам (ДБМ) и осознал, что сам нанес себе вред, ибо, послушавшись наущений Сатаны, был изгнан из рая в мир, где царят муки, боль и тяжкий труд. Адам (ДБМ), несомненно, был пророком и пресвятым праведником, но, как будет показано ниже, если пророк совершает ошибку, Аллах отвечает на нее так же строго, как и на проступок простого смертного. Его ждет то же, что и обычного грешника.

* * *

Покойный аятолла алляма Табатабаи, выражая свое мнение по поводу случившегося с Адамом (ДБМ) и его супругой, писал: «Совершенный ими проступок нанес ущерб только им самим. Это не было грехом (в том смысле, в каком этот термин используется в шариате – мусульманском праве), как не было проступком, направленным против Аллаха. Очевидно, что запрет был в самой сути данного им совета, в котором говорилось о том, что будет хорошо для их собственного блага. В нем не было силы обязательного закона. Адам и его жена нанесли вред лишь самим себе, ибо забвение божественного совета привело к их изгнанию из рая.

Совершая грех (то есть преступая закон с точки зрения шариата), человек несет наказание. Если он затем кается и его покаяние принимается, то наказание полностью отменяется и он возвращается в свое прежнее состояние, как будто греха и вовсе не было. Если бы Адам (ДБМ) и его супруга были повинны в таком грехе, то немедленно после того, как было бы принято их покаяние, они были бы возвращены обратно в рай. Но этого не произошло. Из этого явствует, что запрет не имел силы установленного закона. Это был лишь совет. Но даже если это и так, то все равно пренебрежение советом возымело свои естественные последствия, в результате чего они были вынуждены покинуть рай. И все же изгнание из рая не было наказанием за грех или преступление. Это было лишь естественным результатом проступка, который они совершили против собственного блага». [81]

для более подробного знакомства с этой проблемой можно обратиться к интереснейшему высказыванию восьмого имама Ризы (ДБМ), которое приводится в «‘Уйун аль-ахбар» (стр. 108-109) и упоминается в «Бихар аль-анвар» (том 11, стр. 78, 104), а также к высказыванию имама Бакира (ДБМ), которое цитирует этот же источник на стр. Этот же вопрос весьма детально рассматривается также в известном комментарии Мухаммада Джавада Мукнийи «Ат-тафсир аль-кашиф» (том 1, стр. 84-86). Все упомянутые высказывания могут помочь читателю яснее разобраться с данной проблемой.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.