Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек – наместник Аллаха на земле!




Комментарий

Аяты: 30-33

Семь небес

Слово /сама’/, как антоним /ард/ 'земля', является производным от корня, который толкуется словарями как 'быть высоким, возвышенным'. Это общее значение, которое может иметь множество различных граней, одну из которых мы уже рассматривали ранее.[74] Но что на самом деле означает здесь выражение 'семь небес'? Мусульманские мыслители и толкователи Корана предлагали различные трактовки этого выражения, но наиболее верной представляется идея о том, что 'семь небес' подразумевают 'семь небесных сфер'.

Действительно, из аятов Корана становится понятным, что все небесные тела: планеты и известные нам звезды - расположены на первом из небес. Но помимо этого, существует еще шесть других небес, которые мы не можем видеть даже с помощью новейших научных приборов. Таким образом, в целом, над нами располагаются семь небесных сфер, которые и составляют 'семь небес'.[75]

В качестве свидетельства вышесказанного можно привести слова из Корана, где говорится: «Мы украсили нижнее небо светильниками…» (Фуссилат (Разъясненные) - 41:12).

Можно привести и другой аят, где сказано: «Мы украсили ближайшее небо украшениями из звезд...» (Ас-саффат (Стоящие в ряды)- 37:6).

Приведенные цитаты из Священного Корана недвусмысленно указывают на то, что все светила, которые мы видим на небе и которые в обиходе принято называть звездами, находятся на первом небе. Выше него расположены еще шесть небес, о которых у нас до сих пор нет никаких достоверных сведений.

Мы говорим о существовании еще неизвестных нам других шести небес, которых наука будущего, быть может, сумеет достичь. Ведь знание человека несовершенно. Чем дальше развивается наука, тем больше она раскрывает новых удивительных фактов о сотворенной Вселенной. Например, астрономическая наука в своем развитии достигла такого этапа, когда мощности наземных телескопов уже недостаточно и вместо них используются спутники, оснащенные мощными радиотелескопами и другими специальными приборами. самое современное оборудование, используемое крупнейшими астрономическими обсерваториями, а также спутниковые системы наблюдения позволили сегодня достичь расстояния в миллиард световых лет, где в районе Млечного пути обнаружилось бессчетное количество других солнечных систем. Сами астрономы признаются, что это далеко не конец, а только начало пути, ведущего в глубь Вселенной, и что с развитием нынешних средств наблюдения и с изобретением новых, более мощных телескопов открытие новых таких систем будет продолжаться. И нет ни малейшего сомнения в том, что с развитием астрономии и других научных дисциплин будут открываться новые галактики, новые далекие небесные сферы.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلآئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الاَرْضِ خَلِيفَةً قَالُوا أتَجْعَلُ فِيهَا مَنْ يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ﴿30﴾ وَعَلَّمَ ءادَمَ الأَسْمآءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلآَئِكَةِ فَقَالَ أَنْبِئُونِي بِاَسْمَآءِ هَؤُلآءِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ ﴿31﴾ قَالُوا سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ اِنَّكَ أَنْتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ ﴿32﴾ قَالَ يَآ ءَادَمُ أَنْبِئْهُم بِاَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنْبَأَهُمْ بِاَسْمآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُلْ لَّكُمْ إنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّماواتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَاتُبْدُونَ وَمَا كُنْتُمْ تَكْتُمُونَ ﴿33﴾

30. И сказал твой Господь ангелам: 'Я поставлю на земле наместника'. Они спросили: 'Поставишь ли ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?' Аллах ответил: 'Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо'.

31. И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: 'Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни'.

32. Ангелы ответили: 'Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Всеведущий, Мудрый'.

33. Аллах сказал: 'О Адам! Разъясни им [суть] имен'. Когда адам разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал: 'Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?'

Из предыдущих аятов мы узнали, что Аллах создал для человека все необходимое для жизни на земле. В новом фрагменте напрямую провозглашается главенство человека среди всех существ и его наместнический статус на земле. Таким образом, здесь раскрывается духовный статус человека и его высочайшие достоинства.

аяты с тридцатого по тридцать девятый относятся к сотворению Адама (первого человека) и заключают в себе три основных сюжета:

1- Аллах сообщает ангелам о том, что человек станет Его наместником на земле, и они задают Ему вопросы по этому поводу.

2- Ангелы получают команду пасть ниц перед Адамом. К этому событию по разным поводам Коран возвращается неоднократно.

3- Описываются обстоятельства жизни Адама в раю, события, которые привели к его изгнанию из рая, а затем его раскаяние и повеление о том, чтобы он и его потомки жили впредь на земле.

Рассматриваемые аяты относятся к первому сюжету. Аллах создает существо, которое должно стать Его наместником на земле, - такова Его Воля. Черты, которыми наделяется этот наместник Аллаха, являются отражением света, излучаемого атрибутами самого Аллаха, а по своему положению он стоит даже несколько выше ангелов. По Его велению земля со всеми присущими ей благими дарами, то есть силами природы, ее сокровищами, ее минеральными ресурсами и прочими богатствами, подчинена власти человека.

Человек должен в достатке обладать мудростью, разумом, способностью к чувственному восприятию, а также иметь некие особые качества, делающие его хозяином земли и ее обитателей.

Итак, первый аят гласит: «И сказал твой Господь ангелам: 'Я поставлю на земле наместника'».

По мнению ведущих мусульманских ученых и мыслителей, а также специалистов в области толкования Корана, арабское слово 'халифа' /наместник/ означает здесь наместника Аллаха на земле, что подтверждается последующим вопросом, который ангелы задают Богу, говоря о том, что пока они (ангелы) восхваляют Аллаха, людской род на земле может начать творить бесчинства и проливать кровь, тем самым косвенно подтверждая его ранг наместника Аллаха, который несовместим с подобными делами.

Другим убедительным доказательством наместнического ранга человека является то, что Аллах учит Адама названиям вещей, о чем мы узнаем из последующих аятов. Той же цели служит и факт смирения ангелов и их поклонения Адаму.

Итак, Аллах был доволен тем, что создал существо, стоящее выше всех остальных живых существ в мире, - свое лучшее творение, достойное того, чтобы стать Его благословенным наместником на земле.

В своем комментарии к этому аяту имам Садык (ДБМ) придерживается того же мнения. Он толкует его так, что ангелы признали высокое положение Адама и поняли, что он и его потомки достойны быть наместниками Аллаха на земле, неся остальным людям Его Божественное учение.[76]

Далее в этом же аяте ангелы – не для того, чтобы возразить, а чтобы уяснить сказанное - задают вопрос: «'Поставишь ли Ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?'»

В этом аяте Аллах не дает им прямого ответа, а отвечает фразой, смысл которой раскрывается в последующих аятах. Он говорит: «'Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо'».

Как можно понять из вопроса, заданного ангелами, последние поняли, что созданное существо далеко от смирения: оно будет безобразничать, проливать кровь, совершать грехи и т.д. Но как они об этом узнали?

Кое-кто считает, что Аллах заранее коротко обрисовал ангелам будущее человечества. Другие полагают, что ангелы могли сами прийти к такому умозаключению, исходя из толкования слов /филь-’ард/ 'на земле'. Они знали, что человек будет создан из глины, а сложность 'материала' для его сотворения вполне естественно предполагает, что он станет центром противоречий и конфликтов. Беда вся в том, что алчная природа человека не может насытиться тем, что дает ей этот ограниченный материальный мир. Даже если все богатства мира отдать одному человеку, он все равно будет испытывать неудовлетворенность. Такое положение вещей зачастую бывает главной причиной вражды и кровопролития, особенно в условиях дефицита чувства ответственности.

Некоторые другие комментаторы считают, что подобное провидение ангелов объясняется тем, что Адам был не первым человеческим созданием на земле и что до него на земле якобы жили другие люди, которые совершали грехи и проливали кровь. Именно это прискорбное прошлое и породило у ангелов сомнения относительно самого Адама и его потомков.

Все три толкования имеют право на существование и не отрицают друг друга. Более того, вполне можно допустить, что все эти факторы вместе взятые побудили ангелов обратить особое внимание на эту проблему. Кстати сказать, в своем ответе их Господь не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть другие, более важные вещи, касающиеся человека и заложенных в нем способностей, о которых ангелы и не подозревают.

Они-то думали, что если речь шла только о поклонении и служении, то лучше их никого не найти, поскольку они только и делали, что восхваляли Его, а потому и нет достойнее наместников, чем они! Но они не учли, что их души и поступки не подвержены влиянию гнева, соблазнов и страстей, а потому и их поклонение – это совсем не то, что служение и поклонение человека, снедаемого страстями и желаниями, со всех сторон окруженного соблазнами, которыми осаждает его Сатана. И как же далеки друг от друга послушание этого дрожащего творенья и обожание святых пречистых ангелов!

Не ведали они, что из семени Адама выйдут великие пророки: Мухаммад (ДБАР), Авраам (ДБМ), Ной (ДБМ), Моисей (ДБМ), Иисус (ДБМ), двенадцать безгрешных имамов (Ахл аль-бейт) (ДБМ), а также многочисленная армия праведников, мучеников за веру и огромное число простых мужчин и женщин, которые с радостью жертвовали всем своим достоянием во имя Аллаха. Среди отпрысков Адама будут такие, чья часовая медитация будет равняться годам поклонения ангелов.

Примечательно, что ангелы делают упор на трех формах поклонения: /тасбих/ 'восславление', /хамд/ 'восхваление' и /такдис/ 'освящение'. Первое и второе не вызывают сомнений и означают воздание Ему хвалы и признание того, что Он Сам и ореол Его славы абсолютно чисты, совершенны и беспорочны. Но что может означать 'освящение' - /такдис/? По мнению некоторых толкователей, смысл этого слова - в очищении Аллаха от любого несовершенства, что, по сути дела, совпадает с понятием /тасбих/.

Другие полагают, что слово /такдис/ имеет своим корнем /кудс/, который передает значение 'очищения земли от негодяев и нечестивцев' или 'очищение самого себя от всего дурного, злого и безнравственного, чтобы быть чистым и душой и телом пред Аллахом '. В качестве подтверждения своей точки зрения они ссылаются на словосочетание /лака/ 'для тебя' в выражении /нукаддису лака/, то есть 'мы восхваляем Твою Святость для тебя'. Другими словами, ангелы не говорят: 'Мы восхваляем Тебя'. Они говорят: 'Мы очищаем себя и помогаем тем, кто повинуется Тебе, для Тебя или ради Тебя'.

Они как бы желают сказать: если цель состоит в том, чтобы повиноваться и служить, мы исполнены смирения и повиновения; если цель в том, чтобы поклоняться, мы готовы поклоняться день и ночь, если цель в очищении себя или всей земли от края до края, то мы и это готовы делать. Но вот этот сделанный из материи человек забыл совесть и творит нечестие на земле.

Чтобы до конца прояснить для ангелов этот вопрос, Аллах подвергает их испытанию, чтобы они сами признали огромную разницу между собой и Адамом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.