Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия киблы




Первый вопрос, который возникает в этой связи, таков: если выражение 'куда бы ни повернулись вы, [все равно] обратитесь к Самому Всевышнему' справедливо, тогда зачем соблюдать направление киблы?

Ниже мы вернемся к вопросу о том, почему соблюдение киблы не означает ограничение присутствия Аллаха одним направлением. Здесь же ограничимся следующими рассуждениями. Поскольку человеку свойственно мыслить и поступать конкретно, он должен молиться, обратившись в том направлении, которое указано в Божественном повелении. Требование соблюдать единое для всех направление во время молитвы вызвано необходимостью упорядочить ряды молящихся и избежать разброда и беспорядка.

Представьте себе, сколь непригляден будет вид молящихся, если они разбредутся по мечети кто куда и каждый станет молиться в свою сторону.

Заметим, кстати, что, обращаясь к кибле (то есть в сторону Каабы), молящийся поворачивается лицом к священному и самому древнему центру единобожия, с которым связано множество событий из истории становления монотеизма.

Выражение /ваджхулла/ в рассматриваемом аяте подразумевает не 'лицо Аллаха ', как полагают некоторые, а 'Единство или Присутствие Аллаха '.

Как уже говорилось ранее при изложении обстоятельств ниспослания и как подтверждают многие мусульманские предания, этот аят является основным аргументом в пользу оправданности действий тех верующих, которые по ошибке или в силу невозможности правильно определить киблу, совершают молитву в направлении, не совпадающем с Каабой. Он оправдывает также путников, которые, передвигаясь верхом и молясь на ходу, не в состоянии обратиться к Каабе. (Тем, кто пожелает более подробно изучить эту проблему, рекомендуем обратиться к таким богословским книгам, как «Васа‘ил аш-ши‘а», «Китаб ас-салат» и «Абваб ал-кибла».)

А теперь мы хотим обратить ваше внимание на три достоверных предания, связанных с толкованием выражение /ваджхулла/.

1. В книге «Ат-таухид» со ссылкой на Салмана Фарси приводится предание о христианине по имени Джатлик, который задал Повелителю правоверных имаму Али (ДБМ) несколько вопросов и получил на них исчерпывающие ответы. Так, например, он спросил его: «В каком направлении находится твой Господь?» В ответ его светлость имам Али (ДБМ) попросил Ибн Аббаса принести немного хвороста. Просьба была исполнена. Хворост подожгли, и когда пламя разгорелось, его светлость имам Али (ДБМ) попросил Джатлика определить, где находится лицевая сторона пламени. Христианин ответил, что любую из сторон можно считать лицом. Тогда Али ибн Аби талиб (ДБМ) произнес следующие слова: «Даже это пламя, будучи материальным объектом, не имеет конкретного лица. Что же тогда говорить об Аллахе, сотворившем его. 'И восток и запад принадлежат Богу. И куда бы ни повернулись вы, [все равно] обратитесь к Самому Всевышнему'». [121]

2. Памятуя о том, что повеления, переданные людям святым Пророком (ДБАР), получены им от Аллаха, сошлемся на дошедшие до нас слова Повелителя правоверных Али (ДБМ) о том, что проявление Аллаха – это ахл аль-бейт (ДБМ), которые являются предводителями и имамами для людей, и повиновение им - это такое же предписание Аллаха, как и обязанность повиноваться Ему Самому и Его Посланнику (ДБАР). То есть единственный способ познать /ваджхуллах/ 'присутствие Аллаха ' и Божественное величие, – это прибегнуть к свидетельству Ахл аль-бейт.[122] Возможно, именно поэтому они (имамы) произнесли такие слова: «Именно благодаря нам люди узнают Аллаха и через наше посредство (под нашим руководством) они поклоняются Аллаху». [123]

3. Тарик ибн Шахаб в одном из преданий о его светлости имаме Али (ДБМ) привел такое высказывание имама: «О Тарик! Имам – это слово Аллаха, доказательство существования Аллаха, присутствие Аллаха, свет Аллаха». [124]

В книге «Бихар аль-анвар» (т. 93, стр. 228) можно найти много других глубоких высказываний на этот счет.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.