Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Еще один надуманный предлог




Комментарий

Аяты: 118-119

Пояснение

Суеверия иудеев, христиан и язычников

Комментарий

Аяты: 116-117

وَقَالُوا اتَّخَذَ اللّهُ وَلَداً سُبْحَانَهُ بَلْ لَهُ مَا فِي السَّمَاواتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَهُ قَانِتُونَ ﴿116﴾ َبدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْراً فإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ﴿117﴾

116. Утверждают [некоторые]: «Обрел Бог ребенка для Себя». Пречист Он! Да, принадлежит Ему то, что на небесах и на земле, и все поклоняются Ему.

117. Он – Творец небес и земли. И когда решает Он, чтобы [свершилось] нечто, то говорит: «Свершись!» – и свершается оно.

Христиане, а также некоторые иудеи и язычники разделяют суеверное убеждение в том, что Аллах имел сына.

В суре Ат-Тауба (Покаяние) - 9:30 сказано: «Утверждали иудеи: 'Узайр – сын Божий'. Утверждали христиане: 'Мессия – сын Божий'. Но это – всего лишь словеса [легковесные], изреченные устами [их], напоминающие то, что говорили задолго [до них] неуверовавшие [в Бога Единого]. Да поразит их Всевышний! Сколь далеки они [от истины]!»

А о них же в суре Йунус - 10:68 сказано следующее: «Говорят они: 'Бог заимел Себе ребенка'. Пречист Он [и ни в чем] не нуждается. Принадлежит Ему [все] то, что на небесах и на земле. Нет у вас [, о неверные,] никакого доказательства тому [, что утверждаете вы]. Как же возводите вы на Бога то, чего не знаете?»

И во многих других местах Корана имеются аяты, осуждающие эти неуместные фантазии.

в начале первого аята звучит осуждение этого суеверия:

«Утверждают [некоторые]:'Обрел Бог ребенка для Себя'. Пречист Он!».

Зачем Аллаху понадобился сын? Разве Он в нем нуждается? Разве Он ограничен в своих возможностях? Разве нужен Ему помощник? Разве необходимо Ему иметь потомков?

«Да, принадлежит Ему то, что на небесах и на земле, и все поклоняются Ему»

Он Обладатель всего мертвого и живого в земном мире. Кроме того, 'Он – Творец небес и земли'.

Он создал все сущее в мире без всякого предварительного плана, не нуждаясь для этого ни в каком исходном материале.

Так какая же необходимость могла заставить Его заиметь сына, если у Него и так все есть?

«И когда решает Он, чтобы [свершилось] нечто, то говорит: 'Свершись!' – и свершается оно»

Помимо процитированного аята, выражение /кун файакун/ «'Свершись!' – и свершается оно» встречается еще в нескольких местах Корана. Это, в частности:

1. Сура Али Имран (Семейство Имрана) - 3:47.

2. Сура Али Имран (Семейство Имрана) - 3:59.

3. Сура Аль-Ана’м (Скот) - 6:73.

4. Сура Ан-Нахль (Пчелы) - 16:40.

5. Сура Марйам - 19:35.

6. Сура Йасин - 36:82.

7. Сура Гафир (Прощающий) - 40:68.

Это выражение свидетельствует о воле Аллаха и о Его Абсолютной Независимости в вопросах творения.

Чтобы хорошо представлять себе о чем идет речь, мы должны понять, что воля Аллаха – это единственная сила, творящая все сущее. Для исполнения Своих действий Он не нуждается ни в какой помощи и ни в каком помощнике, помимо Себя Самого. Даже если бы Он использовал в процессе творения какие-то инструменты, то и они были бы созданы и использованы Им Самим. Ему не нужна помощь извне, не связанная с Ним Самим и привносимая откуда-то со стороны. Если бы это было так, Аллах был бы лишен возможности создавать все, что Он Сам пожелает. Все обстоит совершенно иначе. Аллаху никто не нужен, кроме Него Самого, и во всех своих деяниях Он руководствуется лишь собственной Волей.

Объяснение здесь такое: смысл фразы /кун файакун/ «'Свершись!' – и свершается оно» состоит не в том, что Аллах действительно произносит повеление 'Свершись!', а в том, что если Он желает вызвать к жизни что-то, то это происходит. Причем между появлением такого желания и его реализацией нет даже мгновенного промедления.

Другими словами, предназначение фразы /кун файакун/ '«Свершись!' – и свершается оно» состоит в том, чтобы донести до сознания человека существование Всемогущей Воли, которая, если быть точным, не может быть выражена ни в какой словесной форме. Повелитель правоверных Али ибн Аби талиб (ДБМ), про которого святой Пророк (ДБАР) сказал: «Я (то есть сам святой Пророк) являюсь городом знания, а Али – ворота в этот город», комментируя эту фразу с точки зрения Всемогущества Аллаха и исполнения Его Воли, сказал: «Его слово, не воплощенное в звук и никем не услышанное, уже само есть действие, проистекающее от Него, да будет благословенно имя Его». [125]

Подобная идея изложена и в предании, которое приводится в «Аль-Кафи» и в «Таухид» Садука в передаче седьмого имама его светлости Мусы ибн Джафара (ДБМ).[126]

Такое же толкование с небольшими изменениями содержится и в «Тафсир Бурхан», т. 1, стр.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وَقَالَ الَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ لَوْلاَ يُكَلِّمُنَا اللّهُ أَوْ تَأْتِينَآ ءَايَةٌ كَذلِكَ قَالَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ مِثْلَ قَوْلِهِمْ تَشَابَهَتْ قُلُوبُهُمْ قَدْ بَيَّنَّا الاَيَاتِ لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ﴿118﴾ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيراً وَنَذِيراً وَلاَ تُسْأَلُ عَنْ أَصْحَابِ الْجَحِيمِ﴿119﴾

118. Ропщут неведающие: «Почему не заговорит Аллах с нами, почему не дарует нам знамение?» И до них требовали того же [некоторые], - похожи сердца тех и других. А ведь раньше разъяснили Мы знамения тем, кто верует!

119. Воистину, послали Мы тебя вестником добрым, Истину [возвещающим], увещевателем, и не будешь ты в ответе за тех, кому гореть в пламени адском.

Если в предыдущих аятах, посвященных данной теме, говорилось об отговорках иудеев, то сейчас речь пойдет еще об одной группе любителей искать надуманные предлоги, под которыми, очевидно, подразумеваются арабские язычники. Сказано:

«Ропщут неведающие: 'Почему не заговорит Аллах с нами, почему не дарует нам знамение?'»

Эта группа неуверовавших, которых Коран называет /аллазина ла йа‘ламуна/ 'неведающие', задавала два совершенно бессмысленных вопроса:

1. Почему Аллах не заговорит с ними?

2. Почему Он не дарует им знамение?

В ответ на эти эгоистичные претензии Коран гласит:

«И до них требовали того же [некоторые], - похожи сердца тех и других. А ведь раньше разъяснили Мы знамения тем, кто верует!»

Если они действительно намерены постичь истину, то именно эти слова Аллаха, ниспосланные Пророку (ДБАР), должны стать для них однозначным и ясным подтверждением Его Призыва. Почему какие-то аяты должны напрямую посылаться каждому человеку? И как следует относиться к требованию человека, чтобы Аллах напрямую обратился лично к нему?

Аналогичный вопрос поднимается и в суре Аль-Муддассир (Завернувшийся) - 74:52: «Вот так! Хочет каждый из них, чтобы вручили ему свитки развернутые».

Такой подход, помимо своей полной несостоятельности, контрастирует с Божественной мудростью потому, во-первых, что истинность пророческой миссии многих пророков доказана всем людям с помощью аятов, явленных этим пророкам. Во-вторых, аяты и чудеса не могут быть явлены каждому человеку, поскольку это требует особой подготовки, очищения души и выпадает только на долю избранных. Все это очень похоже на то, как если бы нам вдруг захотелось, чтобы и толстые кабели, и самые тонкие провода разветвленной городской системы электроснабжения получали одно и то же количество электроэнергии, которое производится электрическим генератором. Такое желание было бы столь же неразумным, сколь и нереальным. Инженер, создававший эту сеть и использовавший различные провода для различных ее звеньев, заранее рассчитал проводимость каждого участка цепи. от генератора электроэнергия поступает вначале на кабель, а от него передается по более тонким проводам, рассчитанным на различное напряжение.

* * *

Следующий аят из рассматриваемого отрывка обращен к святому Пророку (ДБАР) и определяет его обязанности по отношению к тем, кто требует явить им чудо, а также выдвигает иные предлоги, оправдывая ими свое нежелание познать истину.

«Воистину, послали Мы тебя вестником добрым, Истину [возвещающим], увещевателем…»

Другими словами, 'ты, Мухаммад (ДБАР), должен передавать Наши заповеди всем людям, раскрывать суть чудес и объяснять факты с помощью логики и простых, понятных слов. Это вдохновит и убедит тех, кто творит добро, и послужит предостережением грешникам. В этом твое предназначение'.

«…и не будешь ты в ответе за тех, кому гореть в пламени адском»

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.