Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что значит 'повеления'?




Пояснение

Комментарий

Аят: 124

Комментарий

Аяты: 122-123

يَا بَنِي إِسْرَآئِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَنِّي فَضَّلْتُكُمْ عَلَى الْعَالَمِينَ ﴿122﴾ وَاتَّقُوا يَوْماً لاَ تَجْزِي نَفْسٌ عَنْ نَفْسٍ شَيْئاً وَلاَ يُقْبَلُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلاَ تَنْفَعُهَا شَفَاعَةٌ وَلاَ هُمْ يُنْصَرُونَ ﴿123﴾

122. О сыны Исра’ила! Вспомните благодеяние, дарованное Мной. Воистину, возвысил Я вас над другими народами.

123. Страшитесь же дня, когда не сможет ни один человек ничем помочь другому, когда не будет ни от кого принят выкуп, когда бесполезным окажется чье-либо заступничество и неоткуда будет ждать помощи.

В этих аятах Аллах вновь обращается к сынам израилевым и напоминает им о милостях, которые Он им даровал, в частности то, что Он в свое время предпочел их всем другим народам.

«О сыны Исра’ила! Вспомните благодеяние, дарованное Мной. Воистину, возвысил Я вас над другими народами».

* * *

Однако каждое благо влечет за собой определенную ответственность. и Аллах возлагает на человека долг, ответственность за каждое дарованное ему благо. Поэтому в следующем аяте звучит суровое предупреждение:

«Страшитесь же дня, когда не сможет ни один человек ничем помочь другому, когда не будет ни от кого принят выкуп, когда бесполезным окажется чье-либо заступничество…»

А если вы думаете, что в этот день кто-нибудь, кроме Аллаха, сможет оказать вам помощь, то вы ошибаетесь, поскольку Он говорит:

«… и неоткуда будет ждать помощи».

Поэтому ни одно из тех средств спасения, к которым человек обращается в земной жизни, не будет доступно в Ином мире. Есть только один способ спастись – встать на путь Веры, добрых дел, раскаяния в грехах и самосовершенствования.

Два аята из этого отрывка очень походят на аяты 47 и 48 данной суры, в комментариях к которым было дано подробное объяснение идеи заступничества. Здесь эта тема затрагивается вновь, как бы напоминая, что предупреждение о том, что 'заступничество окажется бесполезным', вовсе не означает, что таким же бесполезным в Судный день будет и заступничество святого Пророка (ДБАР) или любого другого из его духовных сподвижников. Это предупреждение адресовано безбожникам, которые воображают, будто их идолы-хранители, боги или богини придут им на помощь, либо иудеям и христианам, которые упрямо верят в заступничество Моисея (ДБМ) или в то, что кровь Христа (ДБМ) станет выкупом за грехи его последователей. Рассмотренный аят решительно отвергает возможность такого выкупа или заступничества за грешников, не верящих в обещанного Небесами Последнего Посланника Аллаха – Мухаммада Мустафу (ДБАР) и отвергающих истинную веру, которую он проповедовал. Но, как уже говорилось выше, заступничество святого Пророка (ДБАР) и других святых (ДБМ) будет, по воле Аллаха, приниматься.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَاَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَاماً قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَتِي قَالَ لاَ يَنالُ عَهدِي الظَّالِمِينَ ﴿124﴾

124. [Вспомни,] как испытал Господь Авраама повелениями, и как тот выполнил их. Тогда сказал Он: «Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей». Спросил Авраам: «А потомство мое?» Ответил Он: «Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив».

Звание имама – высшая награда для Авраама (ДБМ)

Начиная с этого аята, далее речь пойдет об Аврааме (ДБМ), почитаемом пророке Аллаха и герое борьбы за единобожие, а также о священном месте поклонения, Каабе, и о роли, которую играет этот центр монотеизма. Этим вопросам посвящаются следующие восемнадцать аятов, которые решают три основных задачи.

Первая из них – подготовить верующих к изменению киблы и объявить мусульманам о том, что Кааба – это наследство Авраама (ДБМ), разрушителя идолов. Если язычники и использовали этот Священный дом как свое капище, то лишь временно, и это никоим образом не уменьшило высочайший статус главного святилища Ислама.

Вторая – вновь обратиться к теме иудеев и христиан, которые считали себя последователями Авраама (ДБМ), разрушителя идолов, и его религии. Эти аяты, продолжая разговор об иудеях, начатый в многочисленных предыдущих аятах, позволяют понять, насколько далеки были эти люди от вероучения Авраама (ДБМ).

Третья задача была связана с тем, что арабские язычники были убеждены в том, что являются прямыми потомками Авраама (ДБМ). И их также предстояло убедить в том, что исповедовавшиеся ими верования и нормы поведения не имели ничего общего с религией Авраама (ДБМ), пророка–борца с языческими предрассудками.

Итак, начало аята гласит:

«[Вспомни,] как испытал Господь Авраама повелениями, и как тот выполнил их».

Эти слова напоминают о важных событиях в жизни Авраама, о выпавших на его долю тяжких испытаниях, из которых он с честью вышел, продемонстрировав при этом безупречные личные качества.

Когда Авраам (ДБМ) успешно прошел испытания, Аллах посчитал его достойным награды. Поэтому, обращаясь к нему, «…сказал Он: 'Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей'».

Чтобы Божественный дар получил продолжение в потомках, а пророческая миссия и имамат на закончились с его смертью, «спросил Авраам: 'А потомство мое?'»

Ответ был таков:

«Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив».

Другими словами: Я удовлетворю твою просьбу, но только по отношению к тем из твоих потомков, кого будут отличать благие дела, душевная чистота и безгрешие, то есть к тем, кто достоин такой чести.

* * *

Изучая аяты Корана, повествующие о совершенных Авраамом (ДБМ) великих деяниях, благодаря которым по воле Аллаха он стал имамом, мы неизбежно приходим к выводу, что термин /калимат/ 'слова', или Божественные заповеди, с помощью которых Бог испытывал Авраама (ДБМ), подразумевает отнюдь не обычные слова. Ведь испытания Авраама (ДБМ) не имели ничего общего с обыденным разумом или верой и не были чем-то привычным и знакомым. 'Слова' возлагали на пречистого пророка Авраама (ДБМ) целый ряд тяжелых, изнурительных, многотрудных обязанностей, и только ему одному было под силу их успешно выполнить. В качестве примера приведем несколько эпизодов.

Одно из испытаний касалось твердости веры Авраама (ДБМ) в Аллаха. Однажды во сне Господь повелел ему убить своего сына Исмаила. Проснувшись, он без колебаний приступил к исполнению Божественной воли (37:105-108). Это свидетельствует о том, что Авраам (ДБМ) уже тогда осознавал себя пророком Аллаха и знал, что его сон есть не что иное, как повеление Аллаха. Обладая такой уверенностью, он был готов, по воле Аллаха, исполнить то, на что не способен ни один любящий и разумный отец – убить собственного сына.

В другом случае он, подчиняясь Божественному повелению, оставил свою жену и малолетнего сына без еды и питья в безлюдной пустыне.

Авраам (ДБМ) выступил против идолопоклонников Вавилона, разбил их идолов, а затем на суде отважно защищал единобожие. Он не отрекся от своей веры, даже будучи брошенным в огонь, проявив при этом невероятную стойкость и терпение.

Несломленный, он покинул землю идолопоклонников и ушел в дальние края, чтобы нести людям свои пророчества.

Авраам (ДБМ) совершил еще множество подобных деяний, каждое из которых было не по плечу обычному человеку. Однако вера его была настолько сильна, что позволила ему успешно пройти все испытания и доказать, что он достоин быть религиозным лидером – 'имамом'.

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.