Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имам волею Аллаха




Кто такой 'нечестивец'?

Использованное в рассматриваемом аяте арабское слово 'нечестивец' ('Завет Мой не распространяется на тех [из них], кто нечестив') применимо не только к тем, кто поступает неправедно, несправедливо по отношению к окружающим. Понятие 'несправедливость', противопоставляемое в философском смысле понятию 'справедливость', которое подразумевает соответствие должному порядку вещей, в данном контексте трактуется более широко, и совершение несправедливого, нечестивого поступка означает здесь, что человек, действие или вещь оказываются в ситуации, не соответствующей должному порядку.

Поскольку высокое положение имама, возглавляющего как духовную, так и светскую жизнь людей, весьма ответственно и предполагает исполнение множества важных обязанностей, то совершение малейшего греха или проступка лишает человека права занимать эту должность.

Поэтому в преданиях от Ахл аль-бейт мы видим, что для доказательства права его светлости имама Али (ДБМ) стать преемником Святого Пророка (ДБАР) сразу же после его кончины члены семьи Пророка (ДБАР) в качестве подтверждения своей правоты ссылались именно на этот аят и указывали на то, что другие претенденты до возникновения Ислама, во времена джахилии, были идолопоклонниками, а единственным человеком, который ни разу не пал ниц перед идолами, помимо Пророка Мухаммада (ДБАР), был Али ибн Аби Талиб (ДБМ). Кто может быть нечестивее человека, поклоняющегося идолу! Разве не сказал Лукман своему сыну: «О сынок мой! Не поклоняйся наряду с Богом [Единым] другим [богам], ибо многобожие – грех великий»? (Лукман, 31:13).

Хишам ибн Салим в качестве примера приводит слова имама Садыка (ДБМ), который сказал: «Конечно, Авраам был пророком, но он не был имамом до тех пор, пока Аллах не сказал: 'Воистину, Я сделаю тебя имамом для людей'. Спросил Авраам: 'А потомство мое?' Ответил Он: 'Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив'. Те, кто поклонялся идолам, не станут имамами». [133]

Еще в одном предании Абдулла ибн Мас‘уд ссылается на мнение Святого Пророка (ДБАР), который сказал: «Аллах сказал Аврааму: 'Я не дам своего завета [имамата] тем из твоих детей, которые будут нечестивы'. Авраам сказал: 'Кто эти нечестивцы из моих отпрысков, которые не смогут получить Твоего завета?' Аллах ответил: 'Того, кто поклонялся идолу, отвернувшись от Меня, Я не сделаю имамом, ибо он не достоин быть имамом…'». [134]

* * *

Из содержания данного аята ясно также, что имамом, безгрешным лидером, отвечающим за все стороны жизни верующих, можно стать только по воле Аллаха. Это объясняется тем, что, во-первых, имамат – это своеобразный завет, предлагаемый Аллахом, и очевидно, что имам должен назначаться Тем, Кто составил этот завет.

Во-вторых, те, кто хотя бы раз в жизни запятнал себя даже малейшим прегрешением, будь оно совершено против самого себя или против других людей, или был, даже очень короткий срок, идолопоклонником, не достоин звания имама. Чтобы стать имамом, человек должен быть абсолютно безгрешным.

Для Аллаха нет тайн в душах и сердцах своих рабов, и именно Он дал нам критерии оценки людей. Позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Если мы попробуем определить, кто же в соответствии с приведенным выше критерием должен был стать преемником Пророка (ДБАР), то придем к выводу, что этим человеком должен был стать не кто иной, как Повелитель правоверных Али (ДБМ).

Примечательно, что автор трактата «Аль-манар» приводит мнение Абу Ханифы, который считал, что существовавшая в то время государственная система была исключительно благоприятной для Алидов. Именно поэтому он одобрил восстание против правящей верхушки, во главе которой стоял Мансур из династии Аббасидов. По этой же причине он отказался возглавить Верховный суд при аббасидском режиме.

Далее автор «Аль-манара» добавляет, что четыре халифа, исповедовавших суннитский толк, были не согласны с тогдашними правительствами, которые они считали недостойными того, чтобы руководить мусульманами, ибо правители были жестоки и несправедливы.[135]

По иронии судьбы в наше время некоторые суннитские богословы одобряют и поддерживают тиранические режимы, запятнавшие себя злодеяниями и имеющие тесные связи с врагами Ислама. Но все это бледнеет на фоне того, что эти богословы считают правителей-тиранов /’улу-ль’амр/ 'обладателями политической и религиозной власти' и /ваджиб аль-’ита‘а/ 'теми, кому следует повиноваться'.

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.