Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства ниспослания. В одном из преданий сообщается, что Имам Садык (ДБМ) сказал однажды: «Если некоторые люди поклоняются Аллаху




Аяты: 69-70

Комментарий

Аяты: 67-68

Комментарий

Аят: 67

Комментарий

В одном из преданий сообщается, что Имам Садык (ДБМ) сказал однажды: «Если некоторые люди поклоняются Аллаху, совершая молитву и хадж, раздавая милостыню и выполняя другие религиозные предписания во славу Аллаха, но подвергают при этом сомнению поступки Посланника Аллаха (ДБАР), то они не являются истинно верующими». Вслед за этим он прочел вслух это аят:

Но нет, - клянусь Господом твоим! – не уверуют они, пока не изберут тебя судией во всем том, что порождает споры у них. И тогда не возникнет в душе у них никакого затруднения в том, что ты решил, и подчинятся [они] ему полностью

Вот три признака истинно верующего человека:

1. Для разрешения споров он обращается не к ложным богам, а к Пророку (ДБАР).

2. Он ни в малейшей степени не сомневается в справедливости решений Посланника Аллаха (ДБАР).

3. Он с воодушевлением принимает любое решение Пророка (ДБАР) и подчиняется ему.

Кстати сказать, вынесение суждения – это прерогатива посланников и духовных правителей. А высказывание собственного мнения по отношению к священным текстам Корана запрещено, поскольку это признак отсутствия истинной веры. (См. обстоятельства ниспослания).

****


وَلَوْ أَنَّا كَتَبْنَا عَلَيْهِمْ أَنِ اقْتُلُوا أَنْفُسَكُمْ أَوِ اخْرُجُوا مِن دِيَارِكُم مَا فَعَلُوهُ إِلاَّ قَلِيلٌ مِنْهُمْ وَلَوْ أَنَّهُمْ فَعَلُوا مَا يُوعَظُونَ بِهِ لَكَانَ خَيْراً لَهُمْ وَأَشَدَّ تَثْبِيتاً ﴿66﴾

66. Если бы предписали Мы им: «Убейте самих себя» - или же: «Выходите из жилищ своих», - то лишь немногие из них сделали бы это. А если бы делали они то, о чем увещевают их, то было бы это лучше для них и прочнее для утверждения [в вере].

Данный аят, завершая начатый в предыдущих стихах разговор о тех, кто сомневался иногда в справедливости решений Пророка (ДБАР), упоминает ряд тяжких предписаний, ниспосылавшихся некоторым народам в минувшие времена, как например, иудеям, которым во искупление тяжкого греха идолопоклонства и поклонения золотому тельцу, было предписано убивать друг друга и покинуть свою любимую родину. Мединским же лицемерам не были уготованы такие тяжкие испытания. Если бы такие испытания выпали на их долю, то разве смогли бы они вынести их?

Как могут справиться с серьезными трудностями те, кто отказывается подчиняться даже решению Пророка (ДБАР) по поводу орошения пальмовой плантации?

Если бы предписали Мы им: «Убейте самих себя» - или же: «Выходите из жилищ своих», - то лишь немногие из них сделали бы это

Затем аят указывает на два положительных результата, связанных с выполнением повелений Аллаха.

А если бы делали они то, о чем увещевают их, то было бы это лучше для них и прочнее для утверждения [в вере]

В этом аяте повеления и предписания Аллаха трактуются как советы и увещевания. Это свидетельствует о том, что они не рассчитаны на какую-то выгоду Повелителя (Аллаха), а должны принести пользу самим рабам Божьим.

Аят обращает внимание еще на одно обстоятельство: чем большее расстояние преодолел человек на пути повиновения Аллаху, тем более он стоек и тверд в своих убеждениях. Фактически, повиновение воле Аллаха – это своеобразная тренировка человеческого духа.

****


وَإِذاً لاَتَيْنَاهُم مِن لَدُنَّآ أَجْراً عَظِيماً ﴿67﴾ وَلَهَدَيْنَاهُمْ صِرَاطاً مُسْتَقِيماً ﴿68﴾

67. И вот тогда даровали бы Мы им вознаграждение великое

68. и непременно наставили бы на путь прямой.

В двух этих аятах сообщается еще о двух преимуществах, которые дает подчинение воле Аллаха. Одно из них (третье по счету, учитывая те два, о которых говорилось ранее) раскрывается в первом из двух рассматриваемых аятов.

И вот тогда даровали бы Мы им вознаграждение великое…

****

Следующий аят сообщает о четвертом преимуществе, которое обретает человек, повинуясь Аллаху.

…и непременно наставили бы на путь прямой

Использованное в аяте выражение 'направили бы' подразумевает особые блага в виде дополнительного наставления на истинный путь, которые будут ниспосланы Аллахом тому, кто достоин такого дара.

****


وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَاُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَآءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ اُولئِكَ رَفِيقاً ﴿69﴾ ذَلِكَ الْفَضْلُ مِنَ اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ عَلِيماً﴿70﴾

69. А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику [Его], [пребывают] они среди тех, кого облагодетельствовал Аллах: с Пророками, праведниками, шахидами, благочестивыми. И сколь прекрасны они как товарищи!

70. И все это – милость от Аллаха. И только Аллаха ведает обо всем [сущем].

Обстоятельства ниспослания двух этих аятов таковы: один из сподвижников Пророка (ДБАР) по имени Нубан, очень любивший Посланника Аллаха (ДБАР), пришел к нему в расстроенных чувствах. Пророк (ДБАР) стал расспрашивать его о причине такого состояния. Нубан ответил, что весь день его одолевает одна мысль: если в Судный день он будет допущен в рай, то там он наверняка будет пребывать не рядом с Пророком, а если он в рай не попадет, то тут уж и говорить не о чем. Поэтому и в том, и в другом случае он будет лишен возможности находиться вблизи него. В этом и была причина его плохого настроения.

В этот момент были ниспосланы эти два аята, принесшие радостную весть таким верующим: те, кто покорен Аллаху, и в раю останутся сподвижниками Пророков и прочих избранных. Затем Пророк (ДБАР) сказал: «Клянусь Аллахом, вера мусульманина не будет полной, если он не будет любить меня больше, чем самого себя, своих родителей и всех своих родственников и не будет слушаться моих слов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.