Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование отношений с потребителями




В большинстве промышленно развитых стран отношения с потре­бителями, занимающие центральное место в системе связей с обще­ственностью любого предприятия и организации, достаточно жестко регламентированы государством.

Правовое регулирование отношений с потребителями затрагива­ет прежде всего:

• безопасность потребляемых товаров и услуг, производимых
работ;

• качество выпускаемой продукции, работ и услуг;

• уровень цен на продукцию, работы и услуги;

• условия оплаты потребителями продукции, работ и услуг;

• условия гарантийного обслуживания и ремонта;

• возможности и уровень послегарантийного обслуживания;

• сроки выполнения работ, оказания услуг и др.
Вмешательство государства во взаимоотношения различных

компаний с потребителями их продукции и услуг в значительной степени ориентировано на защиту прав последних при возникнове­нии различных спорных вопросов и конфликтных ситуаций.

Законодательство о защите прав потребителей начало формиро­ваться в XX в. и считается сравнительно новым. Принятие соответ­ствующих законов в промышленно развитых странах происходило под воздействием таких факторов, как быстрое развитие и усложнение технологии производства, существенное расширение ассортимента выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг, резкое увеличение количества хозяйствующих субъектов, усложне­ние кооперационных связей и др.

В таких условиях потребители как одна из наиболее многочислен­ных групп общественности любой компании почти всегда оказывались в объективно неравном положении по сравнению с производителями товаров, исполнителями работ и услуг, продавцами. Это неравенство усугублялось правовой незащищенностью потребителей и отсутстви­ем у них специальных технических, экономических и юридических знаний. Для защиты интересов потребителей, попавших в подобную ситуацию, и потребовалось принятие специального законодательства.


Основные положения современной потребительской политики и законодательные принципы взаимоотношений предприятий и орга­низаций с данной категорией общественности были заложены на международном уровне в специальном документе «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятом Генераль­ной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248 от 9 апреля 1985 г.).

В соответствии с этими принципами к основным правам потре­бителей относятся права на:

«безопасность товаров;

«информацию;

«выбор товаров;

«выражение своих интересов;

»удовлетворение основных потребностей;

» возмещение ущерба;

«потребительское образование;

» здоровую окружающую среду.

Во многих западноевропейских странах специальные законы о защите прав потребителей появились еще в 70-е гг. XX в. Правитель­ства этих стран были вынуждены применить меры государственного регулирования в данной области под воздействием монополизации производства и торговли. Принятие специальных законов позволяло непосредственно воздействовать на процесс формирования и раз­вития договорных отношений товаропроизводителей и продавцов, с одной стороны, и потребителей — с другой, для защиты интересов последних.

В России история консьюмеризма также насчитывает не один год. Однако этот вид деятельности зародился и развивался длительное время в рамках общественного движения. В настоящее время госу­дарственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российс­кой Федерации гарантируется п. 1 ст. 45 Конституации Российской Федерации. Права потребителей входят в число гарантируемых госу­дарством прав.

Организованная и целенаправленная реализация государствен­ной политики в этой области началась с введения в действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 апреля 1992 г., который по праву считается одним из первых рыночных зако­нов, имеющих непосредственное отношение к преобразованиям в экономике (в настоящее время этот Закон используется в ред. Феде­ральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ и от 17.12.1999 г. № 212-ФЗ).

До принятия упомянутого Закона немногочисленные законода­тельные нормы в области защиты прав потребителей вступали в се­рьезное противоречие с ведомственными нормативными актами и


практически не действовали. Законодательство было основано ici приоритете интересов изготовителя. В настоящее время согласно п. 2 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» Правительство Рос­сийской Федерации не вправе поручать федеральным органам испол­нительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прап потребителей. Действующий закон значительно повысил ответствен­ность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифициро­ванное решение вопросов по организации взаимоотношений с по требителями, ввел для них ряд новых обязанностей и одновременно существенно расширил права самих потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей не ограничивает­ся только данным Законом. Оно регулирует достаточно широкий круг правоотношений и потому тесно взаимосвязано с нормативными ак­тами других отраслей права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.