КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование отношений с потребителями
В большинстве промышленно развитых стран отношения с потребителями, занимающие центральное место в системе связей с общественностью любого предприятия и организации, достаточно жестко регламентированы государством. Правовое регулирование отношений с потребителями затрагивает прежде всего: • безопасность потребляемых товаров и услуг, производимых • качество выпускаемой продукции, работ и услуг; • уровень цен на продукцию, работы и услуги; • условия оплаты потребителями продукции, работ и услуг; • условия гарантийного обслуживания и ремонта; • возможности и уровень послегарантийного обслуживания; • сроки выполнения работ, оказания услуг и др. компаний с потребителями их продукции и услуг в значительной степени ориентировано на защиту прав последних при возникновении различных спорных вопросов и конфликтных ситуаций. Законодательство о защите прав потребителей начало формироваться в XX в. и считается сравнительно новым. Принятие соответствующих законов в промышленно развитых странах происходило под воздействием таких факторов, как быстрое развитие и усложнение технологии производства, существенное расширение ассортимента выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг, резкое увеличение количества хозяйствующих субъектов, усложнение кооперационных связей и др. В таких условиях потребители как одна из наиболее многочисленных групп общественности любой компании почти всегда оказывались в объективно неравном положении по сравнению с производителями товаров, исполнителями работ и услуг, продавцами. Это неравенство усугублялось правовой незащищенностью потребителей и отсутствием у них специальных технических, экономических и юридических знаний. Для защиты интересов потребителей, попавших в подобную ситуацию, и потребовалось принятие специального законодательства.
Основные положения современной потребительской политики и законодательные принципы взаимоотношений предприятий и организаций с данной категорией общественности были заложены на международном уровне в специальном документе «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятом Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248 от 9 апреля 1985 г.). В соответствии с этими принципами к основным правам потребителей относятся права на: «безопасность товаров; «информацию; «выбор товаров; «выражение своих интересов; »удовлетворение основных потребностей; » возмещение ущерба; «потребительское образование; » здоровую окружающую среду. Во многих западноевропейских странах специальные законы о защите прав потребителей появились еще в 70-е гг. XX в. Правительства этих стран были вынуждены применить меры государственного регулирования в данной области под воздействием монополизации производства и торговли. Принятие специальных законов позволяло непосредственно воздействовать на процесс формирования и развития договорных отношений товаропроизводителей и продавцов, с одной стороны, и потребителей — с другой, для защиты интересов последних. В России история консьюмеризма также насчитывает не один год. Однако этот вид деятельности зародился и развивался длительное время в рамках общественного движения. В настоящее время государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется п. 1 ст. 45 Конституации Российской Федерации. Права потребителей входят в число гарантируемых государством прав.
Организованная и целенаправленная реализация государственной политики в этой области началась с введения в действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 апреля 1992 г., который по праву считается одним из первых рыночных законов, имеющих непосредственное отношение к преобразованиям в экономике (в настоящее время этот Закон используется в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ и от 17.12.1999 г. № 212-ФЗ). До принятия упомянутого Закона немногочисленные законодательные нормы в области защиты прав потребителей вступали в серьезное противоречие с ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Законодательство было основано ici приоритете интересов изготовителя. В настоящее время согласно п. 2 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прап потребителей. Действующий закон значительно повысил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированное решение вопросов по организации взаимоотношений с по требителями, ввел для них ряд новых обязанностей и одновременно существенно расширил права самих потребителей. Законодательство о защите прав потребителей не ограничивается только данным Законом. Оно регулирует достаточно широкий круг правоотношений и потому тесно взаимосвязано с нормативными актами других отраслей права.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |