Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три типа памяти




Федор Достоевский

С момента рождения мы попадаем в бесконечный поток сенсорных переживаний, вызванных внешними раздражителями, а также вербальным и невербальным общением. На основе этих переживаний и происходит процесс обучения - мы учимся реагировать на то, что нас окружает. Память имеет здесь важнейшее значение: мы должны запомнить свою реакцию на то или иное переживание - хотим ли мы, чтобы оно повторилось, или нет.

Представьте себе на минуту весь объем учебного материала, который ребенку предстоит освоить в физической, эмоциональной, духовной и социальной сферах своей жизни. Малышу предстоит учиться общению, которое включает в себя речь, жесты, мимику. Ему предстоит мастерски овладеть такими навыками, как хождение, бег, прыжки и езда на двухколесном велосипеде. В школе ребенок познаёт массу новых концепций, учится самовыражению и т.д. Ваш ребенок находится в постоянном процессе обучения!

Но все это обучение было бы бесполезным, если бы Бог не наделил вашего ребенка способностью запоминать. Не имея памяти, ребенок будет реагировать на каждую ситуацию так, как будто это произошло с ним впервые; он не сможет запоминать ценные уроки, которые можно будет использовать в дальнейшем. Если ученик не имеет памяти, любое обучение лишено смысла - не стоит объяснять, доказывать и рассказывать, ведь в итоге все будет забыто. Не имея памяти, ваш ребенок забудет Бога, Его любовь и Его план спасения! Спасибо Тебе, Небесный Отец, за прекрасный дар памяти!

Ребенок впитывает в себя огромное количество информации, но, становясь взрослым, он не перестает учиться. Уроки, которые мы получаем в детстве, становятся фундаментом для дальнейшего обучения, продолжающегося до последнего вздоха. К восьми годам ребенок уже овладевает всеми основными навыками, но дальше начинается другой этап - совершенствование, исследование, применение и творчество. Если бы у людей не было памяти, не произошло бы научных открытий и революционных достижений медицины, не было бы искусства и поэзии. Память считается фундаментом обучения, но чтобы этот фундамент был прочным и функциональным, нам нужно понять, как функционирует память. Чем больше мы будем знать о процессе запоминания, тем лучше мы будем знать, как помочь нашим детям запомнить Слово Божье.

 

Полдень. Четверг. Класс музыки миссис Уигби. Томми, Марта и Салли сжимают в руках музыкальные инструменты, которые родители принесли для них в надежде, что их чада когда-нибудь выступят на большом школьном концерте. Миссис Уигби входит в комнату и, проходя мимо Марты, как будто намеренно толкает ее локтем. Затем мило улыбается, увидев Томми, и говорит: «Добрый день, молодой человек! Очень рада увидеть вас». Томми улыбается и отвечает: «Добрый день». Затем миссис Уигби обращается к Салли и просит ее сыграть гамму.

Через некоторое время ученики делятся своими впечатлениями об уроке музыки с миссис Уигби в четверг. Марте не понравился урок и не понравилась миссис Уигби; миссис Уигби заставила Марту почувствовать себя незамеченной и нежеланной. Томми, напротив, остался очень доволен и с нетерпением ожидает следующего урока. Салли уверена в том, что знает все гаммы и ее пальцы просто летают по инструменту; она просто не замечает миссис Уигби.

Почему эти трое детей так по-разному отреагировали на урок музыки? Что осталось в их памяти и почему? Существует три типа усвоения и сохранения информации: память на уровне навыка, память на уровне слов и память на уровне эмоций. Пока вы будете читать краткое изложение данных трех концепций, постарайтесь выяснить, к какому типу относились Марта, Томми и Салли во время урока музыки миссис Уигби.

· Навык. Ваш ребенок уже бросил трехколесный велосипед и наслаждается новым двухколесным велосипедом, ездить на котором гораздо интереснее. Езда на велосипеде - это навык. Навык включает в себя использование мышц тела и незначительный элемент обучения. Но, однажды освоенный, навык становится рефлексом, требующий совсем небольшого процента использования сознательной памяти. Как гласит старая поговорка: «Однажды научившись кататься на велосипеде, вы уже не забудете, как это делается». Тело может стареть и слабеть, но навык не забывается. То же самое касается плавания, жонглирования, рисования т.д. Вы можете время от времени «стирать пыль» со своего навыка или оттачивать его до мастерства, но в любом случае этот навык не требует от вас обращения к памяти.

· Слова. Когда ваш ребенок слышит, что вы, указывая на стакан с белой жидкостью, произносите слово «молоко», он начинает ассоциировать и связывать приятную на вкус белую жидкость со словом «молоко». Вскоре ребенок начинает имитировать звучание этого слова. Через некоторое время ребенок уже свободно называет молоко молоком, не обращаясь при этом к самым дальним уголкам памяти. К пяти годам дети обычно знают более 2500 слов, они не только способны произнести эти слова, но и понимают их значение. При постоянном повторении звучание слов прочно закрепляется в памяти и вскоре, не прибегая к напряженному мыслительному процессу, дети отвечают на вопросы, выражают свои мысли и чувства, не задумываясь, рассказывают истории. Таким образом речь становится спонтанной.

· Эмоции. Третий тип памяти - запоминание на уровне эмоций. Возможно, эмоции имеют самое важное значение в процессе обучения, потому что задействует не только физические и речевые рефлексы, но внутренние чувства человека. Так как память, вызванная эмоциональной реакцией, имеет не рефлекторную природу, она мгновенно закрепляется в сердце ребенка. Предположим, что, гуляя по саду с ребенком, вы вскрикнули, увидев змею. Будьте уверены в том, что тем самым вы научили малыша бояться змей. Чувства и эмоции очень трудно забыть! Эмоциональное восприятие имеет поразительную силу, потому что здесь речь идет о чувствах, а не обычной логике или здравом смысле. Эмоции - это внутренняя реакция. Если эмоциональная реакция была крайне негативной или позитивной, она не забудется даже по прошествие большого периода времени. Очень трудно забыть первый поцелуй или встречу со змеей!

Навыки, речь и эмоции - это три категории, посредством которых люди учатся и запоминают полученную информацию. Психологи утверждают, что из этих трех эмоциональная реакция сохраняется в памяти дольше всего. Затем идут навыки, а слова забываются быстрее всех. Нам необходимо запомнить эту чрезвычайно важную информацию, если мы собираемся помогать детям учить Слово Божье. Если просто выучить слова, они не сохранятся в памяти надолго, но если у ребенка связаны с определенным текстом Святого Писания те или иные эмоции, значит этот текст надолго сохранится в его разуме и сердце.

 

А что же с Мартой, Томми и Салли? Реакция Марты на урок миссис Уигби была эмоциональной. Имея неприятное эмоциональное переживание и не получив достаточно внимания со стороны учительницы, Марта посчитала ее холодной и невнимательной. В результате Марта научилась тому, что урок музыки - это нечто неприятное. Позитивная реакция Томми на миссис Уигби была речевой. Учительница приятно поговорила с Томми, поэтому он воспринял ее, как дружелюбную и внимательную женщину. Томми научился тому, что учительница музыки и урок музыки - это нечто приятное. Реакция Салли была на уровне навыка. Для нее урок музыки был взаимосвязан с игрой на инструменте, поэтому личность учительницы играла для нее весьма незначительную роль. Салли спокойно училась музыке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.