Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданин — 1) в юридическом (правовом) смысле — лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлеж ность лица к государству




Г

В

Б

А

Часть II

Часть I

1. Какие корабли находились под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова во время проведения второй Камчатской экспедиции?

А. пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел»

Б. шлюпы «Надежда» и «Нева»

В. фрегаты «Буссоль» и «Астролябия»

Г. шлюпы «Восток» и «Мирный»

 

2. Какое соответствие «Горная система – область складчатости» является верным?

А. Кавказ – кайнозойская

Б. Западный Саян – герцинская

В. Урал – мезозойская

Г. Верхоянский хребет – каледонская

 

3. Какие объекты расположены в пределах полярного пояса освещенности?

А. остров Шпицберген, полуостров Ямал, мыс Челюскин, Тасманово море

Б. остров Исландия, полуостров Камчатка, мыс Принца Уэльского, Охотское море

В. остров Северная Земля, полуостров Лабрадор, мыс Нордкин, море Баффина

Г. остров Новая Земля, полуостров Таймыр, мыс Мёрчисон, море Уэддела

 

4. Для какой территории характерна наибольшая степень континентальности климата?

А. Западно-Сибирская равнина

Б. Восточно-Европейская равнина

В. Уральские горы

Г. Среднесибирское плоскогорье

 

5. Путешественник, совершив перелет по маршруту Москва – Мурманск переместится

А. из тундры в тайгу

Б. из смешанных лесов в тайгу

В. из смешанных лесов в тундру

Г. из тайги в смешанные леса

 

6. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?

А. Швеция

Б. Дания

В. Молдавия

Г. Норвегия

7. Какой из перечисленных городов России имеет самую большую численность населения?

А. Владивосток

Б. Красноярск

В. Архангельск

Г. Норильск

 

8. Какое из микрогосударств имеет самую большую площадь?

А. Лихтенштейн

Б. Монако

В. Андорра

Г. Сан-Марино

 

9. В какой из стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая?

А. Австралия

Б. Польша

В. Эфиопия

Г. Канада

 

10. В каком из следующих высказываний содержится информация о миграциях населения?

А. В настоящее время уже половина всего населения мира проживает в городах.

Б. Для Китая характерны большие контрасты в размещении населения: почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 части территории страны.

В. Бразилия входит в первую пятёрку стран мира по численности населения: оно в этой стране ежегодно возрастает на 1,2%.

Г. Ежегодно более 2,5 млн. человек переезжают из развивающихся стран в Европу и Северную Америку

 

11. Большинство верующих какого из перечисленных народов исповедуют ислам?

А. калмыки

Б. марийцы

В. буряты

Г. башкиры

 

12. Какая страна не входит в интеграционную группировку АСЕАН?

А. Непал

Б. Мьянма

В. Бруней

Г. Индонезия

 

13. Какое утверждение о научно-технической революции (НТР) является верным?

А. НТР характеризуется чрезвычайно узкой направленностью

Б. Одним из направлений развития производства в эпоху НТР является комплексная автоматизация

В. НТР представляет собой количественный переворот в производительных силах человечества

Г. Главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР – эволюционный

 

14. Какая страна является мировым лидером по добыче нефти?

А. Россия

Б. ОАЭ

В. Норвегия

Г. Саудовская Аравия

 

 

15. Родиной какой сельскохозяйственной культуры является Центральноамериканский центр происхождения культурных растений?

А. кукуруза

Б. хурма

В. арахис

Г.капуста

 

16. Какая страна является крупнейшим производителем пшеницы?

А. Япония

Б. Канада

В. Франция

Г. Китай

 

17. В каком из перечисленных регионов России плотность автомобильных дорог наибольшая?

А. Новосибирская область

Б. Приморский край

В. Рязанская область

Г. Республика Хакасия

 

18. Какое соответствие «море – порт, на берегу которого он расположен» является верным?

А. Тирренское – Генуя

Б. Балтийское – Клайпеда

В. Северное – Марсель

Г. Лигурийское – Роттердам

 

19. Какая отрасль является ведущей в отраслевой структуре промышленности Вологодской области?

А. черная металлургия

Б. химическая

В. пищевая

Г. машиностроение

 

20. Какое соответствие «Район Вологодской области – туристский бренд» является неверным?

А. Вашкинский – Царство Золотой рыбки

Б. Вытегорский – Морская слава Вологодчины

В. Усть-Кубинский – Традиции лодочного мастерства

Г. Устюженский – Родина Деда Мороза

 


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС

Задание 1

(максимальный балл - 8)

Прочитайте внимательно текст и определите природную зону России, о которой идет речь. Заполните пропуски. Выберите из предложенного списка народы, которые проживают в этой природной зоне.

«Жизнь природы скудна. Почва промерзла и даже летом протаивает на незначительную глубину, а дальше – вечная мерзлота. Нет здесь места ни деревьям, ни другим растениям с более или менее развитой корневой системой. Только низшие растения уживаются в этой природной зоне и она покрыта сплошным ковром из ___________________. Из последних, особенно распространен один ветвистый вид, скорее похожий на коралл, чем на растение. Он называется ____________ или ____________. Он-то и представляет главную пищу _________________. В этой природной зоне, протянувшейся от Северного Ледовитого океана на севере до сплошной стены дремучих лесов на юге, он служит универсальным животным. Им пользуются как упряжным животным, одеваются и обуваются в его шкуры, и шкурами же покрывают поставленные по окружности колья, на вершине связанные вместе, так что получается особый тип жилища – ________________

Народы: адыгейцы, ненцы, чукчи, мордва, калмыки, буряты, саами, удмурты, ингуши, долганы.

* Автор текста С. П. Аржанов

Задание 2

(максимальный балл - 10)

Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений и территориальными спорами, являются непременным атрибутом современного мира. Они наблюдаются во всех регионах мира: и в развитых, и в развивающихся странах, в районах с разным уровнем достатка и образования. В центре конфликтов оказываются города, такие как Баку, Ош, Белфаст, Иерусалим, Никосия. К каким странам, вовлеченным в конфликты «принадлежат» эти города? Какие этносы выступают в роли конфликтующих сторон?

 


Задание 3

(максимальный балл - 12)

Назовите сельскохозяйственные культуры, изображенные на фотографиях, и дайте ответы на вопросы.

А. Б.
В. Г.
Д. Е.

1. В какой природной зоне выращивается каждая культура?

2. По производству каких из перечисленных культур Россия занимает 1 место в мире?

3. Какие из этих культур являются зерновыми?

4. Какие из культур являются в первую очередь фуражными?


Задание 4

(максимальный балл - 10)

На контурной карте показаны охраняемые природные территории мира. Установите соответствие между номерами объектов на карте и их образными характеристиками (указаны в листе ответа). Назовите объекты и укажите, на территории каких стран они находятся.


Задание 5 (практическое)

(максимальный балл - 10)

ВНИМАНИЕ! ДЛЯ ОТВЕТА НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЦВЕТНУЮ КАРТУ, КОТОРАЯ ПРИЛАГАЕТСЯ К ЗАДАНИЮ.

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИИЯ КАРТУ СДАЙТЕ.

 

1. Определите численный и именованный масштаб карты двумя разными способами.

А. По километровой сетке

Б. По линейной величине минутного интервала дуги меридиана на карте.

Приведите расчеты. Ответ округлите

  1. Какие типы дорог обозначены на карте?

3. Какую информацию можно получить по карте о броде между населенными пунктами Нижний Волок и Верхний Волок (квадрат 14/14)?

4. Найдите ошибки в описании населенного пункта, составленного по карте. Укажите правильные ответы.

 

Поселок Семичевка (квадрат 24/16) расположен на левом берегу реки Сосенка, у подножия холма. Это поселок сельского типа с 50 дворами. От поселка идут две грунтовые дороги: одна, улучшенная шириной 8 метров, на юго-восток к Кадыковке, другая – на восток, к броду через реку Сосенка. К югу от населенного пункта, на склоне холма, расположены фруктовые сады, а на юго-востоке – церковь.

Абсолютная истина — исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стре мятся люди. Одновременно это и бесконечный процесс, своеоб разный горизонт познания, который отодвигается по мере при ближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы от носительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отраже ние действительности.

От абсолютной истины следует отличать так называемые веч ные истины, которые являются достоверным знанием уже совер шившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни че ловека).

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриап- паратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчи ненными и несоподчиненными органами государственного управ ления; в) взаимоотношения исполнительных органов с ор ганами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполни тельных органов с государственными и негосударственными хо зяйственными, социально-культурными объединениями, пред приятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

Особенности административно-правовых отношений: 1) не пременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отноше нию к другой).

Основными источниками административного права являют ся: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О ми лиции»), подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств), международные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важнейший из них — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за администра тивные проступки.

Административный ресурс — понятие, чаще всего употреб ляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Обозна чает возможность (либо результат) использования политически ми силами, партиями и кандидатами их должностных полномо чий, политического статуса или связей с властными структурами с целью достижения желаемого результата на выборах. При этом искусственно создаются неравные условия для кандидатов, изби раемых в органы государственной власти или местного само управления (используются значительные финансовые и органи зационные ресурсы на предвыборную агитацию за «нужных» кан дидатов, оказывается давление на средства массовой информации с целью получения дополнительного эфирного времени, необхо димого для создания их положительного имиджа, применяются средства воздействия на отдельные категории избирателей и т. д.). Несколько реже это понятие применяется при объяснении фак тов использования властных полномочий в личных или корпора тивных интересах, решении конкретных социальных и экономи ческих вопросов.

Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — уче ние) — научная дисциплина, изучающая фундаментальные проб лемы бытия человека в природной среде и социуме.

Антропология объединяет широкий спектр естественных и со циально-гуманитарных наук. Философская антропология ищет ответ на вопрос о сущности человека и смысле его существова ния. Теологическая антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхъестественного, определяя сущность и смысл человеческой жизни через призму религии. Культурная антропология изучает человека как творение и творца культуры. Психологическая антропология исследует то, как влияет различ ное культурное окружение на психику и деятельность человека. Биологическая (естественно-научная) антропология рассматри вает человека как биологический вид, включая проблемы его эво люции, анатомию, физиологию и морфологию. Социальная ант ропология изучает процесс становления человека как социально го существа, структуру и функционирование социальных инсти тутов, участвующих в социализации человека, механизмы соци ального взаимодействия членов общества. Историческая антро пология делает акцент на изучении «истории повседневности» — образа жизни, особенностей мировосприятия и стереотипов по ведения представителей различных социальных групп изучаемой эпохи.

Атеизм (от фр. athdisme — безбожный) — одна из форм сво бодомыслия в отношении религии, сторонники которой после довательно отрицают существование сверхъестественных сил, считая религию творением самого человека.

При смутном осознании этих идей можно говорить о стихий ном атеизме, в случае философского их обоснования — о теоре тическом атеизме.

Теоретически обоснованный атеизм начал развиваться усили ями французских просветителей XVIII в.: атеист — «человек, зна ющий природу и ее законы, а также собственную природу и на лагаемые на нее обязанности» (П. Гольбах).

Безработица — социально-экономическая ситуация, при ко торой часть трудоспособного населения не находит себе работу. Безработным считается человек, который хочет, может работать, но не имеет рабочего места.

Безработица обычно бывает вызвана рядом социально-эконо мических факторов, например спадом производства, вследствие которых количество желающих получить работу значительно пре вышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Бессознательное — совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине «не допускаются» к сознанию либо вытесняются из не го. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действи ям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, в твор ческих порывах и т. д.

В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отдаляет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

Биоэтика — научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биоло- гического и этического аспектов. В сферу научного анализа био этики входит широкий круг проблем проявления подлинной гу манности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление не излечимого больного по его просьбе или по просьбе его родствен ников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

Биоэтика — междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологическо го существования человека, его сущностные характеристики.

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. и ставшее одной из трех ми ровых религий. Согласно основателю этого учения Будде (он же Сиддхартха Гаутама, Шакьямуни Бодхисаттва), все сущее состо ит из отдельных элементов, постоянно изменяющихся в соответ ствии с законами причинности. Все изменения в жизни ведут к страданиям человека, даже удовольствие есть страдание, посколь ку оно достигается путем труда, усилий, т. е. жизнь есть страда ние. Страдания человека проистекают от незнания, поэтому су ществуют «4 благородные истины» о том, что есть страдание, ка кова причина страданий, что есть прекращение страданий, каков путь к прекращению страданий — восьмеричный (8 ступеней) путь нравственного совершенствования. Он предполагает дости жение правильной точки зрения, решимости, правдивой речи, доброго поведения, правильной жизни, истинного страдания, правильного направления мыслей и правильной сосредоточен ности. В результате ум просветляется, достигается совершенная невозмутимость и спокойствие. Страдания человека прекращают ся, а перерождение становится невозможным. Это состояние на зывают нирваной.

Существуют различные школы буддизма.

В России буддизм распространен в республике Калмыкия, республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в составе Иркутской области, Агинском Бурятском авто номном округе в составе Забайкальского края, Читинской облас ти, республике Тыва, Горном Алтае.

Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявле ний; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко номический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу чить показатель «ВВП на душу населения». Он применяется для международных сопоставлений, по нему сравнивают степень эко номического развития и уровень жизни разных стран.

Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики, разраба тывать экономические прогнозы.

Валовой национальный продукт — обобщающий экономи ческий показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом

Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс придания многим ценностям западной цивилизации {рыночная экономи ка, протестантская этика, правовое государство, парламента ризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значи мости.

В качестве наиболее ярких примеров выступают «американ ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеобщего благоденствия», «великое общество», которые определяли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

Власть — 1) способность и возможность отдельного челове ка или группы людей распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра ва, принуждения. Это общественные отношения между носите лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при ко торых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и со циальным общностям с целью заставить их поступать определен ным образом.

Власть возникла одновременно с появлением общества (ро довая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она полу чила в государстве.

В структуре государства власть различается: по иерархическо му (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональ ная, местная; по сферам общественной жизни — экономичес кая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная (см. также Разделение властей)

2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен ных властными полномочиями.

Воспитание — в широком смысле слова — приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколе ний. В значении, близком к этому, довольно часто употребляет ся понятие социализация. В отличие от социализации, воспита ние — процесс всегда целенаправленный.

В науке воспитание традиционно определяется как воздей ствие на человека с целью его физического, нравственного, ин теллектуального и эстетического развития, подготовки к семей ной, общественной, производственной и культурной жизни.

Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в общест ве. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяет ся требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целе направленной деятельности родителей и педагогов, взаимодей ствия воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой связи можно выделить а) непосредственное воспи тание (родитель — ребенок, учитель — ученик и т. п.); б) опо средованное воспитание (создание материальных, семейных, бы товых и других условий); в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными пред ставлениями о себе и мире.

Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке образцов поведения, развитию определенных качеств личности (гражданственности, духовности, патриотизма и др.).

В воспитании взаимодействуют личность, семья, учебно-вос питательные заведения, средства массовой информации, госу дарственные и общественные организации (в том числе религи озные) и др.

Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке — педагогика.

Всеобщая декларация прав человека — международный документ, впервые в истории определивший круг основных не отчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, под лежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамб леей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии ува жения к правам человека... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Состоит из Преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека входят элементарные

права личности — право на жизнь, свободу и личную неприкос новенность и др., а также гражданские, политические, социаль но-экономические и культурные права. Иначе говоря, Деклара ция охватывает весь круг жизнедеятельности человека. В основе всех прав человека лежат принципы свободы, равенства и спра ведливости. Согласно Декларации, все люди рождаются свобод ными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обя зательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Дек ларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала пра ва, к которому должны стремиться все государства. Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

День принятия Декларации отмечается во всем мире как День прав человека.

Гениальность (от лат. genius — дух, духовное в человеке) — высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художествен ных и др.).

Гениальная личность достигает таких результатов в творчес кой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Глобализация — обществоведческий термин, используемый для обозначения объективного процесса экономического и куль турного сближения различных стран под влиянием исторических изменений в политической картине мира, происшедших в конце 80-х — начале 90-х гг., и дальнейшего углубления научно-техни ческой, технологической и информационной революций, создав ших для этого необходимые предпосылки. С распадом Советско го Союза возникли благоприятные условия для глобального ка питализма: страны бывшего социалистического содружества и новые государства, ранее входившие в СССР на правах союз ных республик, активно включились в развитие рыночной эко номики.

Глобализационные процессы — явление, имеющее давнюю историю. Их зачатки можно обнаружить уже в Античности — в торгово-экономической и культурной интеграции стран Среди земноморья. Особый размах эти процессы получили в эпоху Ве ликих географических открытий и формирования колониальной системы. Нынешний этап глобализации свидетельствует о вступ лении мирового сообщества в качественно новое состояние, ха рактеризующееся переводом деловых отношений во многих стра нах на каналы электронной техники, возрастанием роли СМИ в современном мире, унификацией образа жизни, ускорением тем пов общественных процессов, массовизацией потребностей, спо собов проведения досуга, стандартизацией широкого круга дело вой и бытовой сфер, правил поведения в современных коммуни кационных системах и др.

Чаще всего термин «глобализация» употребляется в экономи ческом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей в сфере услуг (в том числе и туризма) в раз личных регионах мира и т. д. Термин, производный от понятия «глобалистика» — научное направление, изучающее происхожде ние, проявление и динамику решения глобальных проблем.

Глобализация в современных условиях — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влия ние на структурную дифференциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур.

В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в миро вом хозяйстве, осуществление культурной экспансии ведущих стран в отношении развивающихся (см. Вестернизация).

Глобальные проблемы человечества — проблемы, затра гивающие жизненно важные интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно- технической революции и возрастания угрозы ядерной катастро фы. Главнейшие из них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление эко логического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавле ние человечества от наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с голодом и обес печение продовольствием всех народов мира; преодоление эко номической и культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное ре шение требует систематических коллективных усилий всех госу дарств и народов.

Государственный аппарат — 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го сударственная власть и государственное управление.

Органы государства — организационно и хозяйственно об особленные части государственного аппарата, состоящие из госу дарственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование, наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоя щих перед органом задач принудительной силой государства.

По охвату территории государственные органы подразделяют ся на федеральные органы, органы субъектов федерации, мест ные органы.

По ветвям власти выделяют законодательные, исполнитель ные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную на грузку по правотворческой деятельности несет законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнитель ная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постанов ления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполнительной дея тельностью занимаются исполнительно-распорядительные (ад министративные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, проку ратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

2) совокупность исполнительных (административных) орга нов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за.определенный период. Утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступ лений (прямые и косвенные налоги с граждан и предприятий) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэкономи ческой деятельности, приватизации, поступления от государ ственных займов и др.). Главный источник доходов государст ва — налоговые доходы.

Бюджетные расходы — финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды обще ства (образование, наука, оборона, культура и др.). Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от не посредственных производителей к другим группам.

Превышение расходов над доходами создает дефицит бюдже та. Причинами этого явления могут быть: ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая под держка убыточных предприятий, необоснованный рост расходов на социальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефи цита возможно за счет рационального использования средств, жесткого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами (эмиссией). Если доходы бюджета боль ше расходов, разность между ними называется профицитом.

Состояние государственного бюджета имеет существенное значение для экономики страны и является важнейшим показа телем положения дел в ней.

Государственный долг — сумма задолженности государ ства внешним и внутренним кредиторам.

Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде цен ных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организа ций. Внешний долг образуется за счет займов у других прави тельств, международных финансовых и хозяйственных организа ций.

Государство — центральная организация политической сис темы, обладающая верховной властью на определенной терри тории, имеющая исключительное право издавать общеобязатель ные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имею щий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-поли тической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй ствования; развитие средств связи, дорог и других средств обес печения жизнедеятельности всего общества, социальные, куль турно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть граждани ном — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обла дать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обреме ненным теми обязанностями, которые определены законодатель ством страны, прежде всего конституцией — основным зако ном, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в пол ном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покрови тельство, в том числе и за пределами страны;

2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином — значит за нимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, на роду, национальным ценностям, святыням, культуре. Граждан ские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и про цветающей, готовности честно трудиться на благо страны, уме нии обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на за щиту своей страны от любых посягательств.

Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граж дан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, ре ализуются естественные потребности: в материальном благополу чии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствова нии, образовании, информации, творчестве, общении и др.

Здесь, в отличие от вертикальных (государственно-властных) отношений, возникают горизонтальные связи и отношения: со циально-экономические, социокультурные, социально-полити ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рам ках гражданского общества возникают и функционируют негосу дарственные социальные институты: рыночная экономика, осно ванная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, сво боде труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические вы боры. К институтам гражданского общества относятся также за интересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправле ние и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-поли тическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с право вым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества. Гражданское общество первично по отношению к государству.

Гражданское право — отрасль права, нормы которой регу лируют на началах юридического равенства сторон имуществен ные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения складываются по поводу матери альных благ между гражданами, между организациями и граж данами, между организациями. Они затрагивают отношения собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения — те, которые воз никают, например, в процессе реализации прав авторства, защи ты чести, достоинства, деловой репутации граждан и пр.

Участниками гражданско-правовых отношений являются го сударство, юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), физические лица (граждане).

Гражданские правоотношения возникают на основе опреде ленных действий: сдел ок, д оговоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личности, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой граждан ско-правовую ответственность, суть ее — компенсировать причи ненный материальный и моральный ущерб, восстановить нару шенные права.

Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законы, например «Об автор ском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.

Гуманизм (от лат. humanus — человечный, человеческий) — в широком смысле концепция человеческого бытия и базирую щееся на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в це лом. В узком смысле гуманизм — нравственный принцип в отно шениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улуч шению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.