Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение отклоняющееся — тип поведения, противоре чащий принятым в данном обществе социальным нормам, цен ностям и ожидаемым образцам поведения




Педагогика (от греч. paidagogike teachne — «детоводческое» мастерство) — отрасль науки, раскрывающая сущность, законо мерности образования, роль образовательного процесса в разви тии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Как социальная наука педаго гика входит в систему гуманитарного знания, поскольку непо средственно обращена к человеку.

П

Относительная истина — показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бес конечной сложностью и находится в непрерывном развитии. От носительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной частью процесса дви жения к постижению абсолютной истины.

Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных свя зей, отношений между большими и малыми группами. Эта сис тема состоит из отдельных взаимосвязанных частей — подсис тем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни обще ства.

О

Образ жизни — изменяющаяся совокупность условий и ти пичных видов жизнедеятельности и поведения людей (индивида, социальной группы, общества в целом), свойственная истори чески конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного российского общества). Термин «образ жиз ни» характеризует деятельность и положение людей во всех сфе рах общественной жизни: в труде, в быту, в политической и культурной жизни, а также межнациональные отношения, ма териальное благосостояние, социальное обеспечение, здравоохра нение, образование.

Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.

Элементами системы образования являются: сеть образова тельных учреждений (государственных и негосударственных), специфические социальные общности (например, педагоги, уча щиеся), учебный процесс как особый вид деятельности, совокуп ность средств и технологий

Образование как социальный институт выполняет функции выявления и развития интеллектуального, нравственного и физи ческого потенциала личности (гуманистическая функция); под готовки квалифицированных специалистов (профессионально- экономическая функция); гражданского обучения и воспитания (социально-политическая); подготовки личности к жизни и вза имодействию в обществе (адаптационная функция).

Образование традиционно подразделяется на общее (началь ное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квалификации) и дополнительное. Причем на более низких ступенях обучения решаются преимущественно задачи общего образования — про свещение, а на более высоких — профессионального: введение обучаемого в действующую систему разделения труда, усвоение им специальных знаний, практических умений и навыков про дуктивной деятельности в избранной сфере.

В связи с переходом современного человечества в постинду стриальную фазу развития возрастает роль образования, причем актуальным становится непрерывное образование, т.е. в различ ных формах продолжающееся всю жизнь человека.

Общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.

Общение включает, как минимум, три различных процесса:

•обмен информацией, ее уточнение, обогащение;

•обмен действиями, построение общей стратегии взаимодей ствия;

•восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

Иными словами, можно сказать, что общение включает об мен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одно го человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участ вующие в общении люди оказывают взаимное влияние на наме рения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.

Различают познавательное, деловое и интимно- личностное общение. Обычно общение включено в практи ческое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллек тивная игра и т. п.).

Общение играет важную роль в личных и деловых отношени ях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнаружива ет свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявле- имя его общей культуры, характера. Не случайно все чаще гово рят о необходимости обучения искусству общения.

Специалисты в этой области разработали специальные прие мы и средства развития способностей и навыков общения, а в ря де случаев его корректировки.

Общественное сознание — процесс осознанного восприя тия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношение социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям обществен ной жизни.

Общественный прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — развитие общества, характеризующееся его совер шенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершен ного к более совершенному. Общественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направления развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Противоречивость общественного про гресса проявляется в том, что происходящие в обществе измене ния могут носить разнонаправленный характер: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Общество — исторически развивающаяся совокупность жиз недеятельности человечества в его прошлом и настоящем, вклю чающая все способы и формы человеческого общения', часть ма териального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

В более узком смысле различают:

· исторический этап развития общества (например, перво бытно-общинное общество, индустриальное общество);

· совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское об щество);

круг людей, объединенных общностью происхождения, по ложения (например, дворянское общество); — круг людей, имеющих общие интересы, в том числе про фессиональные (например, спортивное общество, общество вра чей-хирургов).

Объективная истина — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от челове чества).

Обыденное (повседневное) познание — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения ис тинного знания.

Отношения — особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле — взаиморасположение различных объ ектов и взаимозависимость их свойств.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать пространственные и временные отношения, причинно-следственные отношения, отношения части и целого, формы и содержания и др.

Особый тип отношений составляют общественные отноше ния — взаимосвязи между группами людей, занимающих разное положение в обществе, различающихся образом жизни. Когда го ворят о социальных общностях, то различают классовые, груп повые, национальные, семейные отношения. Когда говорят о той или другой деятельности, то различают производственные, учеб ные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах ха рактеризуют межличностные отношения.

Отношения межличностные — взаимосвязи между отдель ными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отноше ния, товарищеские отношения, дружеские отношения).

Отношения общественные — многообразные связи, возни кающие между социальными группами, а также внутри их в про цессе практической и духовной деятельности людей.

Общественные отношения условно разделяют на отношения материальные и духовные.

Материальные отношения (производственные, экологи ческие и др.) возникают непосредственно в ходе практической де ятельности человека независимо от его сознания. Они обеспечи вают обществу материальные возможности существования и раз- пития.

Духовные отношения (идеологические, политические, пра вовые, нравственные, художественные, философские, религиоз ные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных ценностей. Они являются условием культурного развития общества.

Материальные и духовные общественные отношения находят ся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Особым видом общественных отношений являются межлич ностные отношения.

Отрасль права — составная часть системы права, ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общест венных отношений. Так, например, сферу отношений, связан ных с государственным устройством и правовым положением че ловека, регулирует конституционное право; сферу трудовых от ношений — трудовое право; сферу семейных отношений — се мейное право и т. д.

В нашей стране система права включает около 30 отраслей. Все они по характеру действия могут быть классифицированы на:

1. отрасли материального права (конституционное, гражданское, административное, семейное, трудовое и др.);

2. отрасли процессуального права, содержащие правила применения норм материального права (гражданско-процессу альное, уголовно-процессуальное, административно-процессу альное и др.).

Отчуждение — категория, описывающая парадоксальность человеческого существования, жизненные ситуации и состояния, в которых человек становится чужд своей деятельности, ее ус ловиям, средствам и результатам.

В истории философии и обществоведения наблюдалась смена различных социальных концепций отчуждения. Наиболее широ кую известность приобрела концепция отчуждения, принадлежа щая К. Марксу. Он рассматривал отчуждение как присвоение од ними людьми сил, средств и результатов деятельности других лю дей. Иными словами, К. Маркс трактовал отчуждение как отно шение собственности.

На последующих этапах общественного развития остроту при обретали другие аспекты отчуждения, например утрата человеком духовности в условиях «машинизированного мира», экологичес кие и другие проблемы.

Охлократия (греч. ochlos — толпа, чернь и kratos — власть) — власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — многооб разие во всех сферах жизнедеятельности общества и человека: плюрализм взглядов, точек зрения, позиций, мнений; плюрализм форм собственности и т. д. Политический плюрализм, в част ности наличие многопартийности, характеризует уровень демо кратических преобразований и предполагает утверждение в обще стве терпимого, уважительного отношения к оппонентам (см. То- лерантност ь).

Поведение — 1) процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой; 2) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Источник поведения — потребности живого существа.

Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям. Например, можно говорить о поведе нии животных того или другого вида, о поведении определенной социальной группы, о поведении конкретного человека.

Поведение человека всегда обусловлено особенностями его шчности и общественными процессами. Оно зависит от его ин дивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружаю щими (в том числе группами, членом которых он является), от социальных норм, ценностей, правил и др. Поведение человека может быть сознательным и неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным (отклоня ющимся).

Поведение человека изучается психологией, социологией.

Как правило, под отклоняющимся поведением подразуме вают:

· правонарушения;

· уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное по ведение.

Совершению правонарушений нередко предшествует амо ральное поведение человека, т. е. такое поведение, которое на рушает те или иные нравственные нормы данного общества. При мером аморального поведения может быть пьянство, стяжатель ство, распущенность в сфере сексуальных отношений. Входя в привычку, такое поведение зачастую приводит и к совершению правонарушений.

Преступное поведение отдельного человека объясняется со четанием результатов неправильного развития личности и не благоприятной ситуации, в которой оказался человек. К резуль татам неправильного развития могут быть отнесены дефекты пра вового и нравственного сознания, содержания потребностей лич ности, особенности характера, эмоциональной, волевой сферы личности и др.

Первые проявления отклоняющегося поведения нередко на блюдаются в подростковом возрасте. Они могут объясняться не достаточным интеллектуальным и волевым развитием, отрица тельным влиянием ближайшего окружения (семьи или прияте лей).

Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действи тельности, против кажущейся несправедливости. Вместе с тем следует понимать, что отклоняющееся поведение подростков в значительной степени определяется недостатками воспитания. Они могут привести к образованию устойчивых личностных пси хических свойств, способствующих совершению аморальных и противоправных поступков.

Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительницей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы ста тусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Глав ный статус чаще всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школьник и т. п.).

Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлеж ности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый — это статус, приобретаемый индивидом благодаря его собствен ным усилиям и требующий от него определенных индивидуаль ных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д.

Социальный статус хотя и связан с оценкой положения ин дивида или социальной группы («ниже», «выше», по уважению, привлекательности), однако не определяется произвольно. Кто имеет более высокий статус — профессор университета или гла варь мафии, зависит от господствующей в данном обществе сис темы ценностей, от культуры конкретного общества.

Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — уче ние) — наука о законах становления, развития, функционирова ния общества в целом.

Она рассматривает общество как социальный организм, как органическое единство экономической, социальной, политичес кой и духовной сфер, развивающихся благодаря социальной де ятельности людей.

Социология изучает общественную деятельность людей, возникающие в ее процессе социальные отношения во взаимо связи и взаимодействии материальной и духовной сторон жизни. Ученые-социологи проводят социологические исследования, де лают теоретические обобщения, определяют основные направле ния общественного развития.

Социология насчитывает более 40 специализированных от раслей, численность которых продолжает расти.

Социум — одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляет ся в нескольких значениях: 1) общество как единая социальная система; 2) разновидность человеческой общности (род, общи на, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее куль- ivpiibix потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все пмды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.).

Специализация производства — сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.

Способности — индивидуально-психологические особен ности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

Различают общие (интеллектуальные) и специальные (усло вие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.) способности.

Способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно осваива ет ту или иную деятельность.

Способности личности могут изменяться, развиваться. В • вязи с этим их рассматривают и как предпосылку успешного хода деятельности человека, и как продукт его деятельности. В)i ом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятель ности.

Ученые полагают, что развитие способностей происходит на основе врожденных задатков ребенка. Такими задатками могут (>ыть музыкальный слух, память и т. п. Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-ли- бо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успехов в различных видах деятельности.

Высокий уровень развития способностей выражается поняти ями «талант» (получение оригинальных, совершенных и общест венно значимых продуктов деятельности) и «гениальность» (осу ществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере твор чества).

Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа) —

организационно-технические комплексы, которые обеспечивают систематический сбор, оперативную передачу и массовое тиражи рование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ свойственна оперативность, массовость (значительные тиражи печатных изданий, широкая аудитория электронных СМИ), пе риодичность воздействия на потребителей информации.

К СМИ относят:

· периодическую печать — газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;

· телерадиовещание — радио, телевидение, видеопрограммы;

· цифровые издания на компакт-дисках;

· информационные агентства;

· массовые периодические рассылки (более 1000 адресатов) с использованием телекоммуникационных сетей (Интернет, SMS, MMS и др.).

Одни исследователи не относят к СМИ Интернет (блоги, фо румы, конференции и т. п.). Другие, наоборот, включают в СМИ не только Интернет, но и кинематограф и шоу-бизнес.

Поскольку СМИ охватывают огромную аудиторию и являют ся основным источником информации, они оказывают серьезное влияние на формирование общественного сознания.

Субкультура — относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами. Субкультуры создаются от дельными социальными группами (например, детская субкульту ра, этническая субкультура, субкультура хиппи, профессиональ ная субкультура и т. п.) и отражают в определенной мере соци альную структуру общества.

Основой субкультуры могут стать образ жизни, религиозные или политические взгляды, музыкальные или спортивные при страстия. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от ценностей господствующей культуры.

Субъект права — лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять установленные законом права и обязанности.

«Лицо» на юридическом языке — это отдельный гражданин или организация — государство, государственное учреждение, государственное или частное предприятие, муниципальная или общественная организация — словом, к данному понятию отно сятся все те, кто способен иметь и осуществлять права и обязан ности, установленные законом.

Судьба — констатация неотвратимости событий, явлений, поступков в жизни человека или народа. Особенно широко этот термин представлен в мифологическом сознании. В современном обыденном сознании термин «судьба» употребляется в несколь ких значениях: ход жизненных событий, не зависящих от воли человека; доля, участь; законченная история (кого-то, чего-то); то, что произойдет в будущем.

Сущность — главное содержание предмета или явления.

Сферы жизни общества — это составные части общества, отражающие его структуру, совокупность деятельности людей, отношения между ними. Наука рассматривает общество как сис тему, сферы же являются подсистемами (частями) общества. Экономическая сфера включает производство, финан совые учреждения, обмен, распределение и потребление, отноше ния людей в этих процессах деятельности. Социальная— охватывает классы, социальные группы, этносы, различные от ношения в обществе (например, национальные, семейные), об разовательно-воспитательные и медицинские учреждения, орга ны социальной защиты, основной задачей которых является за бота о пенсионерах и малоимущих. Политическая — вклю чает политику, государство, право, отношения между этими структурами и отношения людей к этим структурам. Духов ная— охватывает мораль, науку, религию, образование, искус ство, культуру в различных их проявлениях и организациях, твор ческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей.

Все четыре сферы тесно взаимосвязаны (влияют друг на дру га). Так, развитие экономической сферы прямо влияет на про цессы в сфере социальной; правовые отношения охватывают все сферы общественной жизни. Нередко одно и то же учреждение по роду деятельности фактически относится к нескольким сфе рам: например, государственные учебные учреждения в своей подчиненности по финансированию относятся к социальной сфере, а не образовательно-воспитательной, как считают многие, однако в целом их деятельность соотносится со сферой духовной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.