Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая деятельность — многообразные виды хо зяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворе ние их потребностей и обеспечение материальных условий жизни




Э

Чувственное познание — одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в трех формах — ощущениях, воспри ятии и представлении.

Человек — целостное биопсихосоциальное существо. Одно временно организм в ряду других организмов (представитель ви да Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческогообщества, главный участник исторического процесса.

Ч

X

Ф

У

Т

"Талант (от греч. talanton) — выдающиеся способности, ода ренность в какой-либо области (художественной, научной, поли тической и др.).

Творчество — создание, открытие, изобретение новых духов ных или материальных ценностей. Это целенаправленная дея тельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неиз вестное. Она отличается неповторимостью, уникальностью, ори гинальностью.

Существует точка зрения, что творческие способности прису ши любому человеку, — необходимо лишь суметь раскрыть их и развить. Творчество предполагает наличие у личности интересов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается но вый, оригинальный, уникальный продукт. При этом не всегда прослеживается прямая связь между школьными оценками — двойками или пятерками — и развитием творческих способностей.

На первый взгляд процессы творческой деятельности могут показаться спонтанными, т. е. самопроизвольными, неуправляе мыми. Однако специалисты нашли возможности изучать процесс творческой деятельности. Они подчеркивают важную роль разви того воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности людей в раскры тии и реализации своих созидательных возможностей в процессе творчества. Оптимальная стратегия творчества требует сочетания чрезвычайной- целеустремленности, последовательности, трудо любия и способности взглянуть на проблему по-новому, поддать ся интуитивному порыву. Комбинация из целеустремленности и умения преодолеть косность (консервативность) мышления — вот зерно, из которого рождается всякое творчество.

Специфика творчества обусловлена той сферой культуры, в которой оно протекает. Например, творчество может иметь мес то в таких сферах, как производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др. Каждая сфера обусловливает своеоб разие процессов творческой деятельности.

Новизна, свойственная творческой деятельности, может быть объективной и субъективной. Объективная новизна свойственна деятельности конструкторов, ученых, изобретателей, композито ров, писателей (изобретение новых приборов, открытие новых за конов, создание новых литературных или музыкальных произве дений и т. п.). Субъективная новизна характерна для индивиду альной мыслительной деятельности, в ходе которой человек от крывает то, что было открыто до него, но ему не было известно. С этой точки зрения учебный процесс может быть творческой мыслительной деятельностью.

С развитием кибернетики начались попытки моделирования процесса творчества. Однако формализовать (строго конкретизи ровать) все составляющие этого сложного процесса не представ ляется возможным.

Тинейджер (англ. teenager) — подросток, юноша или девуш ка в возрасте 13—19 лет. Употребляется в двух значениях:

3. подчеркивается переходный возраст представителей этой возрастной группы;

4. указывается на принадлежность к молодежной субкуль туре.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — в общест- иоведческом смысле — 1) терпимость к другим мнениям, верова ниям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отноше нии от превалирующего типа или не придерживаются общепри нятых мнений. Выражение «проявление толерантности» означа ет отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять дру гую точку зрения, требование, позицию; способность сострадать [ I сорадоваться другому, готовность всегда идти с другим на кон- I акт и т. п.

Толерантность как искусство жить с непохожими людьми, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него, субъекта является нормой жизни в мире гармоничного многообразия.

Толерантность имеет и свои пределы. Они связаны с сущест вующими в данном обществе нравственными, правовыми, политическими и иными нормами, которые необходимо соблю дать.

Труд — целесообразная деятельность человека, направлен ная на создание с помощью средств труда материальных и духов ных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства матери альных благ.

В технологическом отношении труд — соединение профес сионально подготовленной рабочей силы со средствами произво дства.

С точки зрения экономической труд — осознанная, обще признанная целесообразная деятельность человека, людей, требу ющая приложения усилий, осуществления работы; все умствен ные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе про изводства. Это один из основных факторов производства.

Труд является необходимым условием существования обще ства.

Трудовое право — отрасль права, регулирующая труд наем- пых работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. 1'егламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда', отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда.

Основные источники трудового права — Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и другие законодательные акты. По некоторым

вопросам трудовых правоотношений законодательные акты со держат лишь самые основные, исходные правила, а конкретные нормы "могут устанавливаться работодателями (в лице админист рации) и работниками (в лице профсоюза или иного уполномо ченного органа). Источником таких конкретных норм являются, в частности, коллективные договоры.

Основание возникновения трудовых отношений — трудовой договор (контракт) — добровольное соглашение между работни ком и работодателем. В соответствии с этим документом работ ник обязуется выполнять работу по определенной специальнос ти, квалификации или должности и подчиняться внутреннему распорядку, а работодатель — выплачивать трудящемуся зарпла ту и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодатель ством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих обязанностей порождает дисциплинарную ответственность. Добросовестный, творческий труд поощряется.

Уголовное право — отрасль права, совокупность норм ко торого определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений.

Уголовное право регулирует уголовно-правовые отношения, возникающие по поводу совершения преступления. Преступ ление — виновное, общественно опасное, запрещенное уголов ным законом деяние (действие или бездействие). По характеру и степени общественной опасности преступления подразделяются на 4 вида: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. По объекту посягательства они бывают: против личнос ти (убийство, причинение вреда здоровью, изнасилование, кле вета и др.); в сфере экономики — против собственности (кража, грабеж, вымогательство) и в сфере экономической деятельности (лжепредпринимательство, контрабанда, ограничение конкурен ции); против общественной безопасности и общественного по рядка (терроризм, вандализм, незаконное изготовление наркоти ческих средств с целью сбыта, вовлечение в занятия проституци ей и др.); против государственной власти (государственная изме на, шпионаж и др.); против военной службы (неисполнение при каза, дезертирство и др.); против мира и безопасности человече ства (публичные призывы к развязыванию войны). Правовым последствием совершения преступления является уголовная ответственность (один из видов юридической ответственнос ти). Она подразделяется на два вида: без назначения наказания и | назначением наказания. Уголовное наказание — мера го сударственного принуждения, назначаемая по приговору суда. ()на применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном законом лише нии или ограничении прав и свобод этого лица. При установле нии наказания учитываются отягчающие и смягчающие обстоя тельства.

Виды уголовных наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь.

Целями уголовного наказания являются: восстановление со циальной справедливости, исправление осужденного, предупреж дение совершения новых преступлений.

Уголовное право строится на принципах законности, равен ства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. ()сновной источник уголовного права — Уголовный кодекс Рос сийской Федерации.

Урбанизация (от лат. urbanus) — процесс перемещения боль шей части сельского населения в города в связи с процессом ин дустриализации. Сосредоточение материальной культуры в горо дах.

Неизбежным следствием урбанизации стало исчезновение традиционной патриархальной семьи, жалкое существование де ревень.

Свидетельством неуправляемости этого процесса являются i\ 1 с гаполисы (города-монстры).

Уровень жизни — показатель обеспеченности населения не обходимыми для комфортного и безопасного существования то варами, услугами и условиями жизни.

Этот показатель зависит от того, насколько экономика способ на удовлетворять запросы потребителей и возможности последних приобретать все необходимые для жизни товары и услуги.

Уровень жизни, как правило, сводят к такому показателю, как объем валового внутреннего продукта на душу населения. В более широком значении уровень жизни может включать множест во показателей: средняя продолжительность жизни, уровень об разования, состояние окружающей среды, уровень реальных до ходов, доступность культуры, уровень здоровья людей, заня тость населения и др.

В большинстве развитых стран считают важным обеспечивать минимально необходимый уровень жизни, предоставляя всем членам общества возможность бесплатно получать среднее обра зование, медицинскую помощь и другие услуги.

Философия (от греч. phileo ----- люблю, cophia — мудрость) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого от ношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее ос новных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и мес та человека в нем.

Формация общественно-экономическая — согласно марк систской концепции исторического процесса определенная ста дия развития общества. Она определяется исторически соответ ствующим способом производства, который характеризуется вза имосвязью производительных сил (люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками, а также средства производства, т. е. пред меты и орудия труда) и производственных отношений (отноше ния людей в процессе совместной трудовой деятельности). Про изводственные отношения зависят от того, в чьей собственнос ти находятся основные средства производства. История обще ства в соответствии с этой концепцией представляет собой про цесс развития сменяющих друг друга формаций.

Характер (от греч. charakter — черта, примета, признак, осо бенность; печать, зарубка) — отличительная особенность, свой ство, качество чего-нибудь. Этим же словом обозначают устой чивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми.

Характер представляет собой единство психических и мораль но-этических, духовных свойств человека. В этом смысле часто можно слышать выражения: «хороший характер», «плохой харак тер», «сильный характер», «слабый характер», «бесхарактерный человек».

Считают, что в характере соединяются индивидуальные и ти пичные проявления. Индивидуальные черты характера определя ются своеобразием жизненного пути, особыми условиями жизни человека, его личностными особенностями. Общие обстоятель ства жизни людей, конкретно-исторические условия формируют типичные стороны и черты характера человека. В этом смысле иногда говорят о традиционном складе характера, национальном характере, например о характере русского человека.

Христианство — одна из трех мировых религий, возникшая в I в. в восточных провинциях Римской империи. Библия — ос новной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа) и христиан, и Новый Завет. Христиане верят, что Бог выступает в трех ли цах — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица состав ляют Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец пс рождается и не исходит от другого лица, Он из ничего сотво рил мир и человека.

Христианство — это религия искупления греха и спасения ду ши. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочеловечился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека Спасителя — цент ральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению. Христиане верят в то, что грядет Второе пришествие Христа на землю, что Он будет су пить живых и мертвых, дарует вечное блаженство праведникам, а грешников обречет на адские мучения.

В процессе своего развития в христианстве выделились три крупные ветви — католицизм, православие и протестантизм. Каждая из ветвей, в свою очередь, разделяется на течения, на правления, группы.

ц

Цель жизни — проблема, связанная с жизненным выбором, осознанием жизненных позиций, установок и потребностей. М ного общего имеет с понятиями «смысл жизни» и «предназна чение человека». В центре проблемы — заранее мыслимый ре- (ультат сознательной деятельности. Чем сложнее поставленная цель, тем более трудный и длительный путь необходим для ее до стижения, тем сложнее комбинация необходимых средств. Дос тижение жизненных целей сопряжено с прогнозированием и пла нированием деятельности. Планирование всегда устремлено в будущее, а будущее сопряжено с неизвестным, непредсказуемым.

Источником неудач, крушений жизненных планов могут быть как объективные причины, не зависящие от сознания и воли человека (экономический кризис, стихийное бедствие и т. д.), так и субъективные, связанные с особенностями склада характера человека.

Личные качества оказывают решающее воздействие на осо знанный отбор объектов (отношений) с точки зрения степени их значимости для данной личности. Лучшему усвоению понятия «цель жизни» способствует обращение к понятиям «потребнос ти» и «мотивы».

Ценности — специфические социальные характеристики объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (например, доб рое — злое, прекрасное — безобразное). Ценности присущи от дельным личностям, социальным группам, но формируются так же общечеловеческие ценности, объединяющие людей.

Тот или иной объект является ценностью, лишь поскольку он вовлечен в сферу человеческой деятельности, общественных от ношений (например, камень сам по себе не обладает какой-либо ценностью, но как строительный материал, используемый чело веком, он эту ценность приобретает). Ценности позволяют чело веку как субъекту деятельности ориентироваться в предметной и социальной действительности. Ценностями могут являться мате риальные предметы и идеальные (например, образы, нормы, принципы, информация и т. п.) объекты.

Ценные бумаги — юридические документы, удостоверяющие право их владельцев на доход или имущество.

В зависимости от целей выпуска и характера операций разли чают следующие виды ценных бумаг: фондовые (акции, обли гации), коммерческие (вексель, чек, закладные, залоговые свидетельства).

Ценные бумаги определяют взаимоотношения между лицами, выпустившими их, и теми, кто их приобретает. Они содержат тре бование, условие, как правило, связанные с выплатой дохода (ди виденда, процента), а также возможностью передачи прав другим лицам. Ценные бумаги могут быть объектом купли-продажи.

Ценные бумаги выпускаются государственными и коммерчес кими организациями. Их выпуск и обращение регулируются за конодательством.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государствен ный, общественный) — 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, на пример, о российской, итальянской цивилизации); 2) все дости жения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации — этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (нормы права). Про цесс становления цивилизации рассматривается как наращива ние социальной основы, социального потенциала развития обще ства. Ряд ученых разрабатывали теорию локальных цивилизаций, существующих одновременно и различающихся в силу особен ностей природных, исторических и культурных условий форми рования и развития.

Частное право — часть системы действующего права (су- нсротрасль), включающая отрасли, которые обеспечивают част ный интерес отдельной личности, коллективов людей. Частно правовые отношения, в отличие от публично-правовых, основа- 11 ы на свободе договоров и юридическом равенстве участников — частных лиц или объединений. Государство в сфере частного нрава тоже действует, но уже как частное лицо.

Ядром частного права является гражданское право; закреп- иенные в нем гражданские права приобретают характер исходных (базисных) частноправовых норм (принципов): равенство субъек тов, неприкосновенность собственности, недопустимость произ вольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав и пр. В этой связи понятия «частное право» и «гражданское право» нередко употребляются как синонимы.

Исторически гражданское право (от лат. gusoivile — цивиль ное право, или право граждан) возникло в Древнем Риме, отож дествлялось с частным («склоняющимся к пользе отдельных ниц») и противопоставлялось публичному праву. В настоящее время частное право, помимо гражданского права, включает се мейное, международное, частное, торговое (в странах, где имеет ся эта отрасль права).

Ряд отраслей находится на стыке между публичным и част ным правом. Например, в трудовом праве сочетаются элементы частного права (заключение договора и его расторжение по ини циативе работника) и публичного права (расторжение договора но инициативе администрации, наложение дисциплинарных изысканий).

Частное право — непременный элемент современного граж данского общества и его фундамента — рыночного хозяйства (см. Рыночная экономика).

Биологически человек связан с другими формами жизни, с миром природы. По мнению одних, он выделился из природы благодаря способности производить орудия труда. Другие счита ют его сотворенным существом, являющимся принципиально но вым в природе. И в том и в другом случае сущность человека нельзя понять без осознания его связи с общественными услови ями жизни. Биологическое и социальное начала в человеке нахо дятся в сложном взаимодействии, определяют психическое раз витие и своеобразие человеческой личности. Социальное в чело веке рождается и развивается в ходе его сознательной деятель ности и общения. Если предпосылкой развития человека назы вают наследственность, то источником его развития считают со циальную среду (см. Индивид, Индивидуальность, Личность).

Отличительная особенность человека — способность воздей ствовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не су ществует, — строить так называемую вторую природу, создавать материальную и духовную культуру общества.

В современной философии определены основные черты, от ражающие своеобразие человека: его бытие социально; у него есть разум, воля и ценности', ему присуща общительность; он постоянно развивается.

Человек многолик. Он не укладывается в однозначный образ. Каждый человек — это целый бесконечный мир, он отличается своеобразием, является уникальным. Нельзя представлять за стывшими, раз и навсегда данными разум, характер, волю, спо собности, идеалы, нравственно-этические качества. В процессе жизни человека они изменяются, на смену одним могут прихо дить другие.

Изучая человеческую природу, современная наука проводит эксперименты чрезвычайной значимости. Перспективы генной инженерии, совершенствование средств искусственного произ водства потомства, трансплантация органов, изобретение препа ратов, изменяющих личность, — все это разрушает традиционные представления о природе человека. И вместе с тем современные научные исследования, как никогда ранее, показывают чрезвы чайную сложность человеческого существа, открывают все новые тайны человека как феномена. Многие проявления человеческой психики, духовного мира трудно поддаются объяснению и все еще остаются загадкой для ученых.

Ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др.) представляют собой отражение в сознании человека от дельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздейству ющих на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосред ственно складывающийся в живом созерцании совокупности всех его сторон; этот образ часто создается на основе различных ощу щений.

Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прош лом, но не воспринимаемого в данный момент.

Чувственное познание — исходный пункт освоения и пости жения действительности. Однако это далеко не всегда обеспечи вает истинность и достоверность получаемого знания. Ощуще ния, восприятия, представления нередко искажают действитель ность, дают неточную информацию о ней. Чувственное познание иессильно в социальной сфере — при столкновении с такими яв лениями, как социальная общность, власть, совесть и др. Углубление знаний, достигнутых на чувственном этапе познава тельной деятельности, обеспечивает рациональное познание', иногда последнее называют логическим мышлением.

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — синоним раз- пития; процессы, протекающие в живой и неживой природе, в со циальных системах', постепенные количественные и качествен ные изменения.

Значительная часть современных ученых (отечественных и за рубежных) отмечает преимущества эволюционного развития об щества в сравнении с революционным путем социальных пе ремен.

Одним из примеров эволюционного общественного развития может служить эволюция и крах авторитарного режима в Испа нии в 70-х гг. XX в., где установление демократических порядков проходило постепенно, без революционных потрясений.

Экономика (от греч. oikos — дом, хозяйство и nomos — пра вило, закон) — 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального про изводства, обеспечивающие обществу материальные возможнос ти существования и развития; 3) наука, изучающая способы рас пределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее пол ного удовлетворения потребностей людей.

Экономическая культура — система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности; уровень и качество экономических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание тради ций и норм, регулирующих экономические отношения. Эконо мическая культура включает в себя экономическое мышле ние, экономическую психологию и соответствующее экономическое поведение. Современный экономичес кий склад м ы ш л е н и я опирается на научные представления об экономике, ее законы. Он побуждает к разумному управлению своими экономическими действиями. Экономическая пси хология включает положительное отношение к любой форме собственности, неприятие настроений уравниловки, создание и развитие благоприятной среды для предпринимательства и т. п. Это психология активных, деловых людей, уважающих любой вид полезной трудовой деятельности. Иногда выделяют такие аспек ты экономической культуры, как культура производителя, культура потребления, культура предпринимательской деятель ности, культура управления, культура труда, культура торговли.

Экономическая политика — система государственных мер воздействия на экономические отношения.

Целью экономической политики может быть обеспечение устойчивого экономического роста, эффективной занятости на селения, поддержание стабильного уровня цен, экономической свободы и др. Реализация экономической политики предполага ет использование государством различных методов воздействия и влияния на экономические процессы. Государство, как прави ло, использует две группы методов — прямого и косвенного воз действия. Прямые методы государственного регулирования эко номики предполагают применение средств административного влияния и основаны на авторитете государственной власти. Про явлением прямого регулирования является законодательная дея тельность государства, расширение государственных заказов, раз витие госсектора экономики. Косвенные методы государствен ного регулирования экономики — методы, реализуемые эконо мическими средствами. К ним следует отнести прежде всего инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой поли тики. Выбор этих методов определяется состоянием националь ной экономики, приоритетным направлением экономической политики, опорой на те или иные теоретические воззрения на процесс регулирования экономики.

Экономическая система — организационные способы, ме ханизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Конечная цель любой экономической системы — удовлетво рение потребностей общества. Потребности общества безгранич ны, а ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. С расходованием ресурсов связаны главные пробле мы экономического развития. Как использовать ограниченные ресурсы, чтобы получить наибольшее количество товаров и услуг? Какой способ регулирования деятельности производителя г,i.iбрать? Что, как и для кого производить?

Разные подходы к решению этих вопросов позволяют выде- нить следующие типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. В традиционной системе эти проблемы решаются на основе традиций и обычаев, II централизованной — с помощью государственного плана, в ры ночной — на основе личных интересов свободных производите- ней в целях получения прибыли.

Подобное выделение экономических систем достаточно условно. В реальной жизни невозможно найти государство с чистым выраженным типом экономической системы. Современная экономика большинства стран является смешанной. В ее основе нежит рынок, но используются различные формы государствен ного регулирования, частная и государственная собственность взаимодействуют.

Экономический рост — увеличение производства товаров и услуг. Экономический рост отражает эффективность всех процессов в экономике страны. На его совершенствование направляет ся экономическая политика государства. Самый простой изме ритель экономического роста — валовой национальный продукт.

Ученые выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный способ увеличения вы пуска товаров и услуг предполагает вовлечение в производство но вых, дополнительных, ранее не используемых ресурсов (новые ра- иотники, неиспользуемая ранее земля, новые заводы). Интенсивный тип экономического роста основывается на более эффективном использовании имеющихся ресурсов (внедрение новых ме тодов управления, более совершенной техники и технологии).

Факторы, влияющие на увеличение объемов производства: разделение труда, технический прогресс, уровень образования и профессиональной подготовки работников

Экономический цикл — периодически повторяющиеся подъемы и спады в экономике, изменения в уровне деловой ак тивности.

Выделено несколько фаз экономического цикла: кризис (спад производства), депрессия (застой), оживление (вы пуск продукции достигает предкризисного уровня), подъем (выпуск продукции превышает предкризисный уровень).

Экономический цикл — необходимый элемент рыночной эко номики, влияющий на расширение или сужение сферы деловой активности. Государство стремится воздействовать на экономи ческий цикл в целях смягчения и сокращения кризиса, обеспе чения длительного экономического роста. Для достижения ста бильности экономического развития государство использует комплекс мер. Так, при кризисе государство стремится увеличить государственные расходы, снизить налоги, проводить льготную кредитную политику. В период подъема в экономике государство сокращает государственные расходы, увеличивает налоги, ужес точает кредитную политику.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — проявление крайних взглядов и мер. Приверженцы экстремизма не гнушают ся и насильственными методами в достижении своих целей. Осо бенно опасен экстремизм в политике и в религии.

Элита (от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — из бранный круг людей, наиболее ярко проявивших себя в той или иной сфере. Элита имеет реальные господствующие позиции в управлении обществом, развитии науки, культуры. Чаще всего говорят о политической элите — социальном слое, обладающем таким положением и качествами, которые позволяют ему более активно и эффективно, чем другие слои, участвовать в общест венной жизни (управлять обществом, определять направления общественного развития, влиять на формирование общественных ценностей).

Элитарная культура — см. Культура элитарная.

Эстетика (от греч. aisthetikos — относящийся к чувственно му восприятию) — 1) философская наука о закономерностях эс тетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Основные категории эстетики — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драма тизм, трагическое и комическое, героическое — могут раскры ваться во всех областях человеческой деятельности. Эстетичес кое освоение человеком действительности связывается с форми рованием определенных вкусов, оценок, чувств, переживаний, идеалов, идей; 2) красота, художественность чего-либо.

Этика (от греч. ethos — обычай, привычка, характер) — раз дел философии, система учений о нравственности и морали. Эти кой также называют практическую философию, т. е. учение о правильном и достойном поведении, поскольку ее главная зада ча — находить ответы на вопросы, которые всегда встают перед человеком: как правильно вести себя? Что я должен делать? Что такое добро и что такое зло?

Как философское учение этика призвана определять систему высших ценностей и идеалов (Бог, природа, жизнь, человек и т. д.). Без общепризнанных ценностей истины, добра, красоты не может быть морали.

Однако практическое поведение человека лишь тогда стано вится нравственным, когда он не только знает о высших ценнос тях, но и умеет сознательно подчинять им свое поведение.

Не следует путать этику с морализаторством, для которого ти пичны назидательность, внушение, ссылки на авторитеты и об разцы поведения.

Этика опирается на разум, на аргументы, она стремится при нести доказательства, обосновать доводы. Поэтому этика обраще на к личности мыслящей, умеющей критически оценить свое по ведение, найти морально обоснованное решение и практически следовать ему. В свою очередь, занятия этикой способствуют формированию мыслящей личности.

События нашего времени с особой остротой поставили перед человечеством проблемы этики. Исключительное значение при обретает этика ненасилия, а также этические аспекты решения глобальных проблем современности.

Вместе с тем по мере роста требований к отдельной личности, усиления ее ответственности резко повышается роль профес сиональной этики — этики политика, ученого, военного, менед жера, юриста, врача и т. д.

Этика предпринимательства (от греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) — совокупность нравственных правил и норм поведения предпринимателя; деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов, уме нии вести бизнес. Этика предпринимательства противостоит мо рали экономического стяжательства, иждивенчеству, стремлению к всеобщей уравниловке.

Этнос (от греч. ethnos — народ) — исторически сложившая ся на определенной территории общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, куль туры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований.

Исторически сложившиеся этнические общности — племя, народность, нация. В мире насчитывается несколько тысяч этно сов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уров ню общественного развития, языку, культуре.

При формировании этноса значительную роль играет общ ность территории и языка. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу призна ков уже существующих этносов относят язык, общую историчес кую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы по ведения, привычки. Культурное единство влияет на особенности психического склада. Со временем отдельные части этноса могут разобщаться территориально, переходить на язык другого этноса, но, пока у них сохраняется этническое самосознание, они счита ются принадлежащими к этому этносу. Этнические явления из меняются медленнее, чем другие явления общественной жизни. С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный этнос, или дать начало другим этническим общностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.