Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура II. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает 5,10,15, 20 и 25 минут следующего часа




Процедура I. Обучение умению определять часы

Установите на ваших учебных часах какой-нибудь час, на­пример, восемь. Попросите ребенка указать на длинную, минут­ную стрелку. «Правильно, она на двенадцати. Это значит ров­но». Затем попросите его указать на короткую, часовую стрел­ку. «Хорошо. Сколько сейчас на часах?» (Если нужно, ответьте сами, а потом повторите свой вопрос). «Сколько сейчас на ча­сах?» (Если ребенок попытается угадать, попросите его не­много подождать и только потом ответить.) «Правильно, сейчас восемь часов. Молодец!»

При необходимости подскажите, указав на соответствую­щую цифру. Постепенно переставайте подсказывать. Можно также написать на липкой ленте слово «ровно» и приклеить это слово прямо над цифрой 12. Позже, когда он усвоит эту идею, ленту можно будет убрать. Через некоторое время отпа­дет необходимость и в том, чтобы ребенок указывал на длин­ную и короткую стрелки. Кроме того, можно будет заменить вопрос: «Сколько сейчас на часах?» вопросом: «Который час?»

· Практикуйтесь, устанавливая на часах разноевремя. Сна­чала идите строго по циферблату, устанавливая один за другим каждый час. Позже можно будет выбирать часы в произвольном порядке.

· Представьте, что вам надо понарошку прожить целый день, проиграйте с ребенком этот день, связывая каждый час с типичной для него деятельностью.

· Поиграйте в игру: «Сейчас пять часов?» Пусть ребенок от­вечает да или нет, и если нет, то сколько на самом деле.

Вариант. Предложите ребенку установить какой-нибудь час и попросить вас ответить. Минутную стрелку удерживай­те на 12, чтобы он мог передвигать только часовую (позже не помогайте ему даже в этом). При необходимости поначалу можно помогать ему устанавливать короткую стрелку на нуж­ный час, затем нужно отказаться и от этого вида помощи. Учить ребенка узнавать 12 часов следует в последнюю очередь, только после того как он научится постоянно, без подсказок, определять все остальные часы. Условием перехода к про­цедуре II должно стать его умение узнавать все часы при вашей минимальной поддержке.

 

А. Определяет время, когда минутная стрелка пока­зывает 5 минут следующего часа. Начните с определения часа. («Который час следующий?» «Девять часов.») Затем по­будите ребенка отсчитать пять рисок (до цифры «1»). После этого вы должны поместить над цифрой 1 (за пределами ци­ферблата) маленькую цифру 5. Скажите: «Это пять минут де­вятого. Который теперь час?» (Подскажите ответ, помогая ре­бенку отсчитать минуты по минутной стрелке — пять минут — затем укажите на часовую стрелку «девятого»).

Примечание: Будьте постоянны в своих формулировках. Основная процедура обучения состоит из трех шагов:

1. Отсчитывает минуты до того места, на которое указывает минутная (длинная) стрелка (в дальнейшем будете отсчи­тывать по пять минут).

2. Определяет, что это начало следующего часа (позже ему придется решать, начало ли это следующего часа или «без»... минут следующий час).

3. Называет следующий час, отсчитывая его от того места, на которое указывает минутная стрелка.

Для отработки этих шагов немного подсказывайте ребенку ответ. Например:

· начните с 8:00. «Сейчас 8 часов. Какой час следующий?»;

· передвиньте минутную стрелку на 5 минут вперед. «Сколь­ко минут девятого?»;

· проделайте то же, устанавливая другие часы;

· установите часы на пять минут девятого. «Сейчас пять минут ____?» (При необходимости укажите на час.)

Повторите процедуру с другими часами.

Вариант: побудите ребенка установить время. Например:

· начните с 7:00 и попросите ребенка установить на часах пять минут восьмого;

· начните с пяти минутвосьмого и попросите установитьпять минут одиннадцатого.

(В обоих случаях ребенок передвигает только одну стрел­ку. Для предотвращения ошибок можете придерживать другую его руку, пока в этом будет необходимость.)

Постепенно переставайте:

· указывать на правильное положение стрелок или отсчи­тывать минуты вместе с ребенком;

· подсказывать, давая часть ответа на свой вопрос вместоре­бенка;

· предотвращать ошибочные ответы удерживанием стрелки, которую не нужно двигать;

· переносить на последнее место отработку умения опреде­лять такое время как 5 минут второго (5 минут первого тоже может быть трудное для определения время).

Б. Определяет время, когда минутная стрелка пока­зывает 10, 15, 20 и 25 минут следующего часа. После того как ребенок научится определять время, когда это 5 минут следующего часа, перестаньте отсчитывать минуты по одной и на­чинайте отсчитывать по пять. На внешней стороне цифербла­та мелкими цифрами напишите 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Если хотите, напишите их на клейкой ленте, чтобы потом отклеить.

Занимайтесь по очереди каждым из этих положений ми­нутной стрелки, используя стратегию, изложенную выше, до тех пор, пока ребенок не научится делать этой с вашей мини­мальной помощью (имеются в виду редкие подсказки относи­тельно того, какую стрелку нужно передвинуть, и подсказки, помогающие начать отсчет «пятерками»).

Побуждайте ребенка отсчитывать минуты вслух каждый раз, когда он ищет положение минутной стрелки. Пусть он на­чинает с цифры 1 на циферблате и указываетна последующие цифры (то есть 5, 10, 15, 20 минут девятого).

Установите правило: «Сначала считай до длинной (минут­ной) стрелки». Длятого чтобы ее конец больше выделялся, его можно при желании пометить цветной пленкой. Впоследствии эту пленку можно будет снять.

Процесс обучения состоит из трех шагов. Запомните их:

1. Отсчитывает по пять количество минут до длинной стрел­ки;

2. Определяет, что это начало следующего часа;

3. Называет час.

Ребенок всегда будет говорить: «... минут [такого-то]». Побуждай­те его отсчитывать минуты «пятерками», даже после того как он механически запомнит некоторые положения минутной стрелки. Когда вы устанавливаете время, которое ребенок должен определить, то:

· в некоторые дни начинайте с установки определенного часа (например 8:00) и затем представляйте ребенку один за дру­гим последующие моменты времени (5 минут девятого, 10 минут девятого, 15 минут девятого);

· в другие дни на протяжении урока не меняйте положение минутной стрелки (установите, например, 10 минут такого-то), а меняйте положение часовой (10 минут девятого, 10 минут четвертого, 10 минут седьмого);

· когда ребенок научится определять время при постепенном переходе от одного значения к другому и т.д., начните зада­вать ему разные моменты времени вперемешку (5 минут де­вятого, 15 минут шестого). Сначала, возможно, ему потре­буется больше ваших подсказок.


Вариант. Попросите ребенка установить для вас какое-ни­будь время. Скажите ему, чтобы он выбрал такое время, кото­рое сам умеет определять. Когда вы будете отвечать, четко про­демонстрируйте ребенку весь процесс определения времени, вслух комментируя каждый из трех шагов.

В. Когда часовая стрелка впереди. Ребенок начинает с цифры 12 и отсчитывает по пять минут, пока не доходит до места, на которое указывает минутная стрелка. Когда вы начи­наете учить его определять начало следующего часа, лучше уп­ражняться только с такими моментами времени, когда минут­ная стрелка оказывается на циферблате впереди часовой. Например,

После того как ребенок научится ориентироваться в таких ситуациях, переходите к более сложной задаче — определению времени, когда впереди находится часовая стрелка. Аккуратно подсказывайте ему, когда он отсчитывает минуты, чтобы он продолжал считать и после прохождения часовой стрелки, пока не дойдет до минутной. Например,

Время, когда обе стрелки оказываются на одной и той же цифре (10 минут третьего, 25 минут шестого), оставьте на по­том. Короткую (часовую) стрелку держите ровно на цифре, обозначающей час (а не в промежутке между цифрами, как это бывает в действительности). Со временем вы сможете пос­тепенно передвигать ее, устанавливая в любое положение меж­ду двумя цифрами.

Помните: Нельзя позволять ребенку угадывать. Побуждай­те его выполнять задание медленно и следовать процедуре от­счета минут так, чтобы не ошибиться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.