Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Введение 12 страница




Половой инстинкт – лишь один из инстинктов, но есть ещё много других. Существует инстинкт самосохранения, социальные инстинкты, агрессивные инстинкты. Существует целый ряд различных инстинктов. Ни одно животное, например, никогда не живёт одним только половым влечением. Собака проявляет агрессию, чувствует потребность в пище, потребность в привязанности, потребность общаться с другими собаками, и так далее. Если женщина выделяет половой инстинкт в качестве единственного инстинкта и ныряет в него с головой, это уже контр-инстинктивность, это уже вне баланса. Природа никогда не выделяет один инстинкт в пику всем остальным. Природа соблюдает своего рода гомеостаз, или общее равновесие между инстинктами. Она включает один инстинкт, а другой в это время выключает, и так непрестанно. Когда мы наблюдаем за жизнью животных, мы видим эту периодичность. Есть периоды для удовлетворения сексуальных инстинктов, есть ситуации для проявления агрессивных инстинктов, ситуации для социального (или стадного) инстинкта. Эти ритмы регулируются целокупностью бытия. Вот только человек настолько глуп, что изолирует свои инстинкты и пытается регулировать эту сторону своей жизни. Разумеется, тем самым он идёт против целостности мира и вредит своему собственному телу и всей своей жизни вообще.

Если у женщины несильна связь с её собственной женской инстинктивной природой, она впадает в такого рода глупости. Она строит свою личную жизнь, пытаясь покорять мужчин. Она «кладёт их в карман», «ставит галочки», а потом хвастает этим перед подругами. Это, конечно, никак не связывает её с её реальными женскими чувствами.

Похоже, этих женщин пугают их реальные чувства. Они хотят отношений без эмоциональной привязанности. По сути, если личные чувства вовлечены, эти женщины зачастую прекращают отношения.

Это потому, что эмоциональная привязанность означает столкновение, соприкосновение. Если человек эмоционально привязан к другому человеку, он становится уязвим и рискует столкнуться с большим количеством недопонимания. Даже самый лучший партнёр будет причинять вам боль время от времени. Вы обнажены, вы уязвимы, вы зависимы. Но некоторые женщины не хотят попадать в такую ситуацию. Они боятся этого. Они боятся сердечных треволнений. Они предпочитают вступать в отношения как холодные бизнесвумен: просто получить удовольствие и распрощаться. Как говорится, ничего личного. Это отклонение, отказ от женской судьбы, которая выражается как раз в том, чтобы быть лично заинтересованной в мужчине и становиться, следовательно, уязвимой. Как насчёт потерять своего партнёра? А что если твой мужчина уйдёт к другой женщине? Каково это, когда твой возлюбленный путешествует в течение многих лет по зарубежным странам и не возвращается к тебе? Это вечная боль женщин.

Женщины хотят длительных и прочных отношений, а мужчины очень часто не заботятся об этом или ведут такой образ жизни, при котором стабильные отношения невозможны. Они, например, должны уделять очень много внимания собственному бизнесу. В этом трагичность межполовых отношений, а женщины, которые не хотят иметь личных привязанностей, хотят избежать этой трагедии. Они хотят избежать страданий, но тем самым, естественно, оказываются в ещё худшем положении.

В нашем современном мире мы добились сексуальной свободы. Женщина может теперь устраивать свою сексуальную жизнь так, как она того пожелает. Это больше не проблема. Но сейчас перед нами встаёт гораздо более трудная задача: освободить сердце. Это наша программа на ближайшие пятьдесят лет.

Освободить сердце?

Существуют два типа человеческой связи. Один из них технический: босс и наёмный сотрудник, кондуктор и пассажир. Такая связь организована по правилам, а в наши дни даже по психологическим правилам (есть множество тренинговых программ для руководителей о том, как управлять сотрудниками). Другой тип человеческой связи – связь через чувства, через симпатию и антипатию, но в настоящее время многие люди не берут в расчёт чувства. Женщины иногда любят говорить: «Это звучит очень логично, но у меня есть сильное чувство против этого». Никто, как правило, не обратит на это внимания. Если женщина не сможет сформулировать это как логический вывод, все просто проигнорируют её чувство сопротивления. Сказать, что «мой инстинкт говорит мне, что это не хорошо», недостаточно. Мужчины поступают так же и по отношению к самим себе. У мужчин тоже есть чувства, но они игнорируют их. У мужчины может быть странное чувство в животе, но он подумает: «О, это нарушение биоритма или что-то в этом роде». Мужчины рационализируют это. Они не слушают реакций сердца.

Вот почему многие так называемые примитивные народы в так называемых слаборазвитых странах вполне справедливо упрекают нас. В чём бы ни были их недостатки, но эти народы умеют прислушиваться к своим чувствам. Вы запросто можете сказать австралийскому аборигену: «Сегодня у меня плохое предчувствие. Я не хочу покидать лагерь». Или вы можете сказать так: «Этот парень, кажется, делает нам очень хорошее предложение, но мне он как-то не нравится, и поэтому я буду держаться от него подальше». Всё это вы можете спокойно говорить австралийскому аборигену, но если вы скажете подобное белому американскому бизнесмену, он просто подумает: «Да ладно тебе, женщина!»

Считаете ли вы, что мы находимся в опасности, выстроив в нашем обществе стену рациональности, через которую не может проникнуть чувство? Мы теряем нашу способность любить и быть любимыми?

Я думаю, что это проблема номер один эпохи Водолея. Единственная вещь, которая – и на Востоке, и на Западе – может спасти нас от падения в чрезмерную рациональность, от чрезмерной организованности социалистического общества, что душит индивидуальность, – это пересмотр и переоценка важности личного чувства. К счастью, люди начинают осознавать негативные последствия такой компьютеризации человечества. У нас есть, например, политические лозунги, выражающие ненависть к засилью государственности и чрезмерной организованности. Массификация общества проистекает из факта перенаселённости планеты, что требует такой организации, которая душит личность. Проблема в том, что существует слишком много правил, а правила всегда безличны; они для всех.

Если вы посмотрите на примитивные сообщества или на старинные сельскохозяйственные общины, то увидите, что там все знают друг друга и все связаны друг с другом лично. Тамошние слабоумные и психически больные люди не нуждаются в изоляции и госпитализации, потому что община просто принимает их. Люди смеются и говорят: «Ну, вы знаете, он такой-сякой». Я помню, как в первый день после нашего переезда в деревню, где я выросла, пришёл человек и сказал: «Мой отец клептоман. Он крадёт всё. Так что, если какие-то ваши вещи будут украдены, пожалуйста, не идите в полицию – просто придите ко мне, и я верну их вам». Таким образом, бедному старому клептоману не нужно было оказываться запертым в психиатрической лечебнице. Все знали его маленький дефект и уравновешивали это. Это и есть личные отношения. Старик со всеми своими недостатками лично был связан с группой, был частью целого. В таком обществе меньше преступников и меньше умалишённых людей. Общество поддерживает индивидуальность. Оно даёт человеку определённую свободу действий, великодушно пожимая плечами, говорит: «Ну что ж, он такой», или: «Она такая». Люди принимаются такими, какие они есть. Это то, что мы потеряли, и это то, что мы должны снова вернуть себе в какой-то новой форме.

ГЛАВА 18. Раскрепощение отношений

Если один любит другого, он будет желать тому свободы, а не держать на привязи, как собаку.

– Мария-Луиза фон Франц

Доктор фон Франц, на протяжении многих лет я слышал тысячи разных определений любви, сформулированные поэтами и философами. В наших предыдущих обсуждениях вы наотрез отказались дать своё определение любви, но я думаю, что ваше выражение «освобождение сердца» – это как раз и есть определение любви.

Ну, чувство – это моя подчинённая функция, так что я испытываю определённые трудности с формулированием таких понятий. Чувствующая функция – это то, чем абсолютно пренебрегают в настоящее время. Обычно мы отождествляем чувство с аффектами и эмоциями, но это лишь проявления подчинённости чувства. Например, молодые люди на таких мероприятиях, как рок-концерты, высвобождают свои чувства, но в основном через сильные эмоции, через любовь ко всему вокруг или через стремление разрушить всё. Их чувства проливаются на всё и вся. Это не лично направленные чувства.

Напротив, дифференцированное чувство – это любить одного-единственного человека за его уникальность. Это трудно, потому что подразумевается, что вы способны видеть уникальность другого человека, избавившись от всяких схематических психологических суждений. Это, в конечном итоге, что-то иррациональное, что имеет отношение к личностному росту, к самосовершенствованию. Чем больше человек становится самим собой, уникальным, чем больше индивидуализируется в юнгианском смысле этого слова, тем больше он способен воспринимать другого человека как уникальную личность, а не выстраивать шаблонные суждения о нём или о ней. Если вы послушаете, как люди сплетничают друг о друге, вы заметите, что многое из того, что они говорят, – это клише, которые не отражают уникальности другого человека.

Так освобождение сердца означало бы способность постепенно, неторопливо чувствовать и ощущать уникальность личности другого человека и любить эту уникальность. Это не означает христианского всепрощения, это не сладенький пирог с клубничным соусом любви ко всем и всепрощения. Это, напротив, означает очень высокую точность чувства. Люди с дифференцированной чувствующей функцией бывают даже шокированы, если вы говорите с ними не-совсем-оригинальным тоном или делаете не-совсем-оригинальный жест рукой. Они чувствуют свою уникальность и хотят, чтобы вы обходились с ними соответственно. Это самое главное для психолога – любить оригинальность, подлинность пациента и открыто выражать неприятие, если тот неоригинален и неискренен. Это приближает пациента к тому, чтобы стать тем, кем он или она на самом деле является по своей природе. То есть, настоящая любовь – это любовь, которая лечит и делает другого человека цельным. Это не имеет ничего общего с сентиментальностью, слащавостью или вежливостью.

 

Как раз наоборот!

Как раз наоборот. И это очень утомительно. Необходимо быстро, живо и точно реагировать на манеру другого человека быть или не быть собой. Вы можете найти это в анекдотах о мастерах дзен. Ученик приходит с неоригинальным ответом или с хитрым интеллектуальным вопросом, а мастер дзен просто подталкивает ученика к ядру его истинного существа.

Можете ли вы рассказать один из таких анекдотов?

Ученик приходит, и мастер говорит ему: «Посмотри в печь и скажи, есть ли ещё немного огня под углями». Ученик смотрит и говорит: «Под углями нет огня». Мастер ударяет его по голове и говорит: «Под углями есть огонь». В этот момент ученик просыпается.

Отсутствие «подлинности» мужчина чувствует, когда его атакует анимус женщины. Он чувствует, что она не в себе, она не «подлинна». Анимус создаёт деликатную проблему, и мужчина, как правило, не знает, как с этим обращаться. Мудрая женщина когда-то сказала: «Когда анимус встречается с анимой, вы гарантированно получаете одно: вражду!» Что может сделать мужчина, когда на него нападает женский анимус?

Мужчина может попытаться поговорить с женщиной разумно, но, как правило, в ответ он просто испытывает раздражение, идущее из настроения анимы, а потом не может разговаривать с женщиной вообще. Женщина обвиняет его во всех своих детских страданиях, жалобно, с укоризной в голосе, и он, со своей слабой чувствующей функцией, ощущает себя неловко и раздражается, не отвечает или хлопает дверью, или утыкается в газету, или включает телевизор и дуется. Тогда женщина становится ещё более дикой. Анимус и анима констеллируют друг друга в типичной брачной битве.

Как правило, если женщина нападает на мужчину посредством своего анимуса, мужчина чувствует себя беспомощным. У него есть смутное ощущение, что если бы он только мог вернуть её в роль женщины, всё было бы в порядке. Вот что иногда даёт ему импульс схватить партнёршу, положить на кровать и сказать: «Ты женщина. Не будь мужчиной». Он заявляет: «Будь женщиной. Ты моя жена. Ты не мужчина». Это помогает иногда. Немецкое слово, означающее такого рода убеждения, – überzeugen, то есть «сверх-возбуждение» партнёра, и мужчине иногда удаётся убедить анимуса таким способом. Я знаю довольно много мужей, которые, схватив жену и сказав: «Так, хватит, перестань нести эту чушь!» – возвращали жён в правильную женскую позицию.

Вы хотите сказать, что есть обоснования для мужского доминирования в отношениях?

Естественно, мужчина должен быть мужчиной, а женщина – женщиной, в противном случае природа не сделала бы их именно такими. Это не должны быть отношения господства и подчинения. Вы можете также сказать: «Занимайтесь любовью с ней». Это простое выражение любви; мужчина может иногда сломить власть анимуса жены, просто занявшись с ней любовью. Всё зависит от того, как он это делает. Если у него есть настоящие чувства, они достигнут её сердца. Если он действует не чувствуя, ничего не произойдёт. Всё пойдёт не так. Вот почему я никогда не советую своим клиентам-мужчинам делать такие вещи, потому что в таком случае мужчина будет просто действовать, просто делать это, потому что я так сказала, и, конечно, всё пойдёт не так. Только тогда всё пойдёт правильно, когда мужчина будет действовать на волне позитива, когда будет иметь сердечное чувство к партнёрше.

Но когда женщина плачет: «Как ты мог так поступить со мной? Я уйду, если ты будешь обходиться со мной таким образом!» - то, безусловно, мужчина должен отнестись к ней с сочувствием и пониманием.

Он не должен принимать всю подряд чушь, которую она произносит, потому что так будет только хуже. Он должен отмахнуться от этих её глупостей и сказать: «Когда ты говоришь весь этот вздор таким плаксивым голосом и так по-детски, я даже не собираюсь это слушать». Но он должен в то же время сделать такой жест, который говорил бы ей, что, если бы только она сейчас была собой – была бы женщиной, он бы её любил.

Мужчине, чтобы иметь дело с одержимой анимусом женщиной, надо любить её и одновременно уметь дать затрещину анимусу. Тогда женщина чувствует: «Когда я бываю самой собой, он любит меня; когда же я не являюсь собой, он сердится». Таким образом, мужчина извне может помочь женщине. Тогда она начинает замечать, когда она является собой, а когда нет. Это очень трудно для женщин с сильным негативным анимусом – отличить себя от этой внутренней фигуры.

Подумайте, например, о жене, которая узнаёт, что муж завёл интрижку на стороне. Её женские чувства, её личные чувства глубоко ранены. Если бы она могла отреагировать по-женски, она бы резко и драматично заявила бы мужу, что ей больно. Вместо этого её мужская сторона, её анимус, говорит: «Так больше не может продолжаться. Либо ты прекращаешь эту связь, либо мы разводимся. Я даю тебе время. Ты должен разорвать те свои отношения к концу следующего месяца, иначе мы разведёмся». То есть, теперь анимус говорит как юрист. Он не говорит как женщина. И, даже если жена не чувствует, что этот способ ей подходит, её друзья будут говорить ей, что она должна сказать мужу именно так. А потом она летит на всех парусах к мужу и заявляет: «Послушай, это нужно прекратить. Так не может продолжаться вечно. Я не могу этому противостоять. Ты должен образумиться». И так далее, и так далее, и так далее – всегда говорит как юрист. Муж смутно чувствует: «Это не моя жена. Это адвокат говорит со мной».

Таким образом, муж взрывается или делается угрюмым, дуется, или (и мужчины часто так делают, если женщина ведёт себя «по-мужски») он становится одержим своей анимой, скрытничает и начинает врать. Это раздражает жену ещё больше. Тогда у вас есть классический пример брачной битвы – анимус против анимы – которая одинакова во всём мире от Китая до Канады. Вы можете увидеть здесь стереотип, но неважно как это называется. Важно то, что женщина не осознаёт, что она не выражает свои чувства. Она думает, что выражает свои истинные чувства и высказывает своё истинное мнение, но, если вы посмотрите, разговор обычно звучит примерно так: «Никто не имеет права так поступать. Так поступать нельзя». Это, как правило, просто безличные клише. «Так больше не может продолжаться. Такие ситуации всегда заканчиваются именно так». Тут нет индивидуальной реакции, нет личного чувства.

Хорошо, но что же она может сделать, если у мужа роман на стороне?

Тут не существует общего правила. Она должна следить за своими собственными чувствами. Всё зависит от того, что за интрижка у мужа. Если она чувствует, что муж нуждается в помощи, если она чувствует, что ему грозит катастрофа, она должна, по возможности, предотвратить это. Всё зависит от тысячи деталей. Вот почему здесь нет общего рецепта. Муж мог не хотеть влюбляться вообще; это, возможно, случилось с ним против его сознательного желания, так зачем жене вскипать от ярости на него? Она должна скорее смотреть на него как на больного. Если у него случается грипп, она становится медсестрой для него, но если у него случился «любовный» грипп, она не будет с этим мириться.

Понимаете, если женщина остаётся верна своему чувству, она может видеть личные последствия. Она может видеть всю ситуацию очень индивидуальным и дифференцированным образом и обычно может найти мудрость в самой себе справиться с этим. Если же ею овладевает анимус, коллективные правила отрезают её от её истинного чувства.

Отношения чаще всего начинают два человека, испытывающих взаимную влюблённость. Люди встречают свою «вторую половину», свою «родственную душу». Что происходит, когда такая проекция уже снята? Что происходит с отношениями?

Нельзя сказать заранее. Вообще, когда люди влюбляются в «родственную душу», это, в основном, происходит на основе проекции, и многие браки начинаются на основе сильной проекции. В будущем у таких пар неизбежен период разочарования, когда оба обнаруживают, что партнёр очень отличается от того, каким воспринимался изначально. Они смотрят друг на друга и говорят себе: «Как же меня угораздило?» А потом начинается серьёзное испытание: сможем ли мы создать настоящие отношения, когда проекций больше нет, или же между нами ничего не осталось?

Как они могут понять, возможны ли настоящие отношения?

Анализируя свои сны. Я консультировала супружескую пару, у которой, после проработки слепой одержимости проекциями анимы и анимуса, были сны о том, что они наконец-то могли пожениться. И теперь уже навсегда. Одному из них приснилось, что у них состоялась церемония бракосочетания в церкви, как будто снятие проекций сделало возможным для них стать действительно и глубоко связанными друг с другом, дало возможность любить с открытыми глазами.

В нашем западном обществе многие из нас принимают самое важное решение своей жизни, основываясь на проекции. Что вы думаете о выборе спутника таким образом?

Я думаю, что это лучший путь. В противном случае семьи образовывались бы на корысти – по финансовым причинам, по политическим, из жажды власти. Так до сих пор устраиваются браки в знатных семьях Индии и Китая. И это не очень хорошо.

Я бы сказала, пусть судьба сыграет свою роль. Во многих случаях выбор делается на основе проекций, но если у людей инстинкты не повреждены, то выбор осуществляется не только на проекциях: если внутренний образ отца или матери не нарушает ситуацию, человек тогда обладает здоровым инстинктом выбора партнёра. Кроме того, даже если это не так, человек чему-то учится, и если вы помешаете ему совершить ошибку, он не узнает чего-то; он останется слепым щенком.

Так что, я думаю, проекции, ошибки и, возможно, развод – иногда лишь обходной путь, которого нельзя избежать. Это печально и грустно, но мы теперь, впервые в истории человечества экспериментируем со свободной любовью. Первоначально, будучи социальным институтом, брак не имел ничего общего с любовью. Но мы не можем так больше; это слишком безлично; это слишком коллективно. Таким образом, если мы хотим настоящих личных отношений, мы должны экспериментировать. Я думаю, будет много болезненных переживаний, мужчины будут мучать женщин, а женщины – мужчин, пока мы не научимся должным образом относиться друг к другу.

Это уникальный эксперимент в истории; он начался с «courts d’amour» во Франции, где рыцари могли выбирать любимую женщину, где они могли иметь свободные любовные отношения. Но католическая церковь быстро подавила это. Было слишком много внебрачных детей, семейных сложностей и проблем наследования.

Своим анализантам, когда у них случаются трудности в любви, я говорю: «Вы ступили на только что открытую территорию». Впервые в истории мы действительно пытаемся связать мужчину и женщину на гуманной основе, и нам придётся столкнуться с множеством ошибок и неприятностей на этом пути.

Современная психология не хочет упразднять институт брака, но хочет, чтобы рамки брака стали менее жёсткими, менее деспотичными, особенно когда дети уже подросли. Маленькие дети должны расти в сплочённой семье, и, следовательно, биологическое влечение у пары обычно сильнее в начале брака, но после этого периода тесность семейного союза снижается. Это, вероятно, имеет социальную подоплёку: если общество состоит только из маленьких счастливых и сплочённых семей, нет вообще никакой общественной жизни. Есть только маленькие ячейки, не связанные друг с другом, говорящие: «Мои дети лучше, чем твои». Поэтому, когда дети становятся старше, как правило, тенденция бессознательного не в том, чтобы уничтожить, «растворить» брак, а в том, чтобы ослабить его узы, дать больше свободы обоим партнёрам.

Так что я за определённую свободу для мужчин, равно как и для женщин. Я чувствую, что должна быть взаимная свобода в браке. Супруги должны давать друг другу больше свободы и иметь больше взаимопонимания.

А как насчёт верности?

Ну, вопрос в том, что такое верность. Разве верность – это закон, который запрещает вам спать с другим, даже если этот другой не значит для вас ничего? Юнг сказал, что вы можете иной раз совершить адюльтер, просто глядя с любовью в чьи-то глаза. Этот взгляд может значить куда больше, чем ночь в кровати с тем, кто для вас ничего не значит. Так что же такое адюльтер? Что такое верность? Я не думаю, что верность должна быть определена таким чисто внешним образом. Для меня верность основывается на лояльности к сути другого человека, на бескомпромиссной лояльности к глубочайшей сути партнёра. Но это не исключает принятия определённой свободы или предоставления такой свободы другому. Наоборот, если один любит другого, он будет желать тому свободы, а не держать на привязи, как собаку.

ГЛАВА 19. Сны всей жизни

Латентная целостность сосны в семени реагирует на все эти условия, избегая камней и притягиваясь к солнцу, в результате чего происходит рост дерева. Таким образом, отдельная сосна постепенно входит в мир, претворяя заложенную в ней целостность и являя её на свет реальности. Без живого дерева образ сосны – не более чем потенция или абстрактная идея. Аналогичным образом реализация в отдельном человеке его уникальности является целью процесса индивидуации.

– К. Г. Юнг, «Человек и его символы»

Сны говорят нам, где находится наша энергия и куда она хочет быть направлена. Каждый сон является полезным сообщением, дающим представление о значении конкретной ситуации в нашей жизни. Ночь за ночью эти сообщения продолжают поступать к нам, более ста тысяч в течение среднестатистической жизни. Если мы будем изучать наши сны в течение длительного периода времени, мы начнём видеть значимые связи между снами. Сны в целом покажутся нам той руководящей силой, что ведёт каждого из нас к нашей собственной уникальной судьбе.

*

Доктор фон Франц, анализируя сны людей, наблюдали ли вы какой-то общий паттерн в судьбоносных снах индивидуумов?

Существует ещё много исследований, которые предстоит сделать, но я анализировала свои собственные сны в течение сорока лет, и некоторые из моих анализантов приносили свои сны регулярно в течение многих лет. У меня также есть около трёх тысяч восьмисот снов, оставленных мне пациентом, который умер. Он очень добросовестно записывал сны год за годом.

Другой мой анализант выбирал темы из своих снов: тема борьбы, тема отца, тема спорта. Он отмечал, когда появлялись эти темы, исчезали и затем появлялись вновь. Это своего рода журнал о снах. Когда он следовал одной теме, то мог видеть, как медленно изменяется сам. Было постепенное изменение.

Люди в анализе очень часто бывают обескуражены и говорят: «Мне до сих пор снится мой отец, кричащий на меня. Эти сны начались с момента начала прохождения моего анализа. Я вовсе не развиваюсь». Но я говорю: «Подождите, если мы посмотрим на это очень внимательно, если мы отследим все ваши сны об отце, то увидим, что есть небольшое изменение». Изменение происходит очень постепенно. Как если бы что-то в глубине человека готовило эту тему и посылало время от времени сообщения. Негативная отцовская фигура, например, становится всё более и более благожелательной. Или, например, некая опасная ситуация, которая происходит в первых снах, в более поздних сновидениях повторяется, но у неё уже есть разрешение. Как если бы природа медленно вынашивала проблему, прорабатывая её постепенно. В интерпретации сновидений мы наблюдаем это медленное развитие. Наше сознательное внимание может ускорить этот процесс созревания, сотрудничая с природой в деле проработки проблемы. Анализ – это ни что иное, как концентрация нашего сознательного внимания на этом естественном процессе созревания для того, чтобы ускорить его. Это похоже на добавление огня, так что процесс начинает идти быстрее.

 

Наша сознательная жизнь, кажется, развивается через определённые этапы: детство, подростковый возраст и так далее. Демонстрируют ли сны параллель этого развития?

Есть существенная разница между снами молодых людей и снами людей в возрасте, прошедших так называемую середину жизни – переходный этап. Можно сказать, в целом, что сны молодых людей пытаются помочь им адаптироваться к жизни. Существует направленность к внешней адаптации: к исполнению задач личной жизни, к удовлетворению собственного честолюбия, и так далее. В период между тридцатью пятью и сорока годами сны помогают осуществить переход от внешней жизни к внутренней, появляется направленность к поиску смысла собственной жизни. В настоящее время, однако, внутренняя жизнь иногда становится актуальной даже для молодых людей. Мы так подавлены массовым мышлением нашей цивилизации, которое связано с проблемой перенаселения, что многие из нас чувствуют себя лишним. Мы рассуждаем: «Если бы я умер, ничего бы не изменилось. Стало бы одним ртом меньше, так что моя смерть даже на самом деле явилась бы благодеянием. А человечество просто продолжит размножаться на этой планете». Массовое мышление, регулирующее нашу цивилизацию, давит на нас и заставляет чувствовать себя лишним и неважным. В нашей профессиональной жизни нас всегда можно заменить двадцатью другими работниками, которые жаждут получить ту же должность. И это оказывает очень разрушительное воздействие на современного человека. Либо он компенсирует это манией величия, желая стать хозяином положения и стараясь хоть чего-нибудь, но добиться, либо он чувствует себя полностью поверженным и ненужным, так что к нему подкрадывается коварная депрессия. Ты обнаруживаешь, что депрессия в настоящее время есть у многих молодых людей. В некой скрытой форме они чувствуют глубокую депрессию и уныние. Они не верят в себя или не находят смысла своего собственного существования.

Все сны указывают человеку на уникальный смысл его собственной жизни. Это, пожалуй, самая важная особенность сновидений. Например, в лесу растут тысячи деревьев, и все они просто деревья, но когда посмотришь на каждое из них пристальнее, то обнаружишь, что каждое дерево уникально. Нет двух одинаковых или похожих друг на друга дерева. Они все уникальны. Природа творит свою картину в уникальных, неповторимых образах. Вот почему статистическое мышление так ущербно, так губительно. Мы можем сказать, что в куче камней средний вес камня – килограмм. Но если мы взвесим каждый камень по отдельности, мы не найдём ни одного камня, который весил бы ровно один килограмм. Один весит два килограмма, другой полтора, и так далее. Мы должны научиться видеть и уважать уникальность реальных вещей. Реальность состоит из огромного количества уникальных существ, и сны помогают нам найти уникальный узор нашей собственной жизни. В современной психологической практике люди снова и снова жалуются: «Моя жизнь не имеет смысла». Они пожимают плечами и говорят: «Для чего всё это? Что я здесь делаю? В чём смысл? Я точно так же мог бы и не существовать». И здесь сны однозначно полезны, потому что сообщают, чего бессознательное желает от этого человека, кем оно хочет видеть человека, кем этот человек должен стать, и так далее.

Часто это бывает очень удивительным. Когда люди приходят ко мне, я иногда пробую угадать, в чём их судьба или задача. Интересно, что будет с этим человеком дальше? Что же здесь можно придумать? Будет ли эта девушка, которая так несчастна в любви, вместе со своим Джеком или Джоном? Я никогда не угадываю. То, что получается, всегда становится полной неожиданностью. И после этого события всегда можно сказать: «Решение этого человека уникально. Это не социальный штамп».

Вот почему публикация психотерапевтических кейсов может быть очень вредна и действовать расхолаживающе. Люди думают: «Ах, это же решение гнетущей меня проблемы». Или: «Это же спасение от моего несчастливого брака». Но это не так. Это только решение для конкретного человека в данном конкретном случае. Дело другого человека обстоит иначе. Все решения являются уникальными. Вот почему даже опасно публиковать материалы психотерапевтических кейсов, потому что люди идентифицируют себя с этим и думают, что это их решение. Но это не их решение. Это решение другого человека. И это то, что делает работу со сновидениями столь интересной. Сны никогда не повторяются. И вы никогда не можете точно предугадать. Природа всегда готовит свой креативный ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.