Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Введение 13 страница




Вы верите в судьбу, доктор фон Франц? Демонстрируют ли сны некую предопределённость?

Естественно, многие человеческие жизни содержат в себе существующую, раннее предопределённую модель, паттерн. Вы рождены мужчиной или женщиной, белым мужчиной или китаянкой, в этом месте, а не в другом, в этой семье, а не в другой. Это заданный шаблон, но есть также определённая свобода выбора и действий. В противном случае мы могли бы отказаться от терапии и сказать, что люди должны следовать паттернам своей жизни, и что с этими паттернами ничего нельзя сделать. Но, читая паттерн, осознавая его, интерпретируя сны, мы не можем избежать своей судьбы, но мы можем придать ей более позитивное значение. Есть разница – сказать, что мы принимаем свою судьбу и готовы исполнить её решительно и с уверенностью, или сказать, что наша судьба тащит нас против нашей воли. Таким образом, мы можем сказать, что, несмотря на некоторую предопределённость, судьба не является чем-то абсолютным. Это не фаталистическая идея Аллаха, который непреклонно решает всё и за каждого. Мы можем что-то изменить, и потому терапия имеет смысл. Мы можем что-то изменить, понимая паттерны нашей жизни, тем самым избегая определённых негативных последствий. Мы можем смотреть на всё более позитивно.

Вы сказали, что сны в первой половине жизни содействуют развитию эго, а во второй половине – поиску смысла. О чём же говорят сновидения, когда смерть уже на пороге, когда человек неизлечимо болен?

Ну, я только начала изучение последних снов людей. Сны умирающих не о смерти, но, в основном, о путешествии. Люди как бы должны готовиться к путешествию; или они должны пройти через тёмный туннель и возродиться в другом мире; или они должны пройти через неприятную тьму или через тёмное облако, чтобы выйти в другое пространство; или же им предстоит, наконец, встретить своего возлюбленного. Такая встреча является известным мотивом смерти как брака – брака со своей собственной внутренней половиной. Ещё, если человек так сильно отождествляется со своим телом, что склонен думать, будто после физической смерти абсолютно всё закончится, то этому человеку снятся такие сны, которые пытаются отделить человека от его организма. Я помню сон офицера кавалерии, которому незадолго до смерти снилось, как солдат подошёл к нему и сказал: «Офицер, посмотрите на то, что я хочу вам показать». И солдат показал ему разлагающийся труп его лошади. Юнг так интерпретировал сон: «Умирающее теплокровное животное, которое есть вы, умирает. Это то, что произойдёт с ним, но не с вами. Это только тело теплокровного животного, которому предстоит разлагаться, но не вы сами». Юнг дал эту интерпретацию, потому что сознание сновидца всё ещё существовало во сне. Он был в состоянии смотреть на труп.

Сны умирающих демонстрируют огромное разнообразие. В целом они содержат одни и те же архетипические мотивы, которые сравнительная этнология обнаруживает в своих исследованиях посмертных ритуалов и верований о жизни после смерти среди различных человеческих популяций: это возрождение, это долгое путешествие в другую страну, это трансформация, это частичное разрушение, из которого что-то остаётся. Есть немало мотивов.

Сегодня за обедом вы рассказывали мне сон умирающей женщины.

Да, это была очень простая женщина, утром после завтрака она сказала медсестре: «Этой ночью мне приснился странный сон. Мне снилась свеча на подоконнике. Она медленно угасала и начала мерцать. Я запаниковала и подумала: “Боже мой, теперь наступает великая тьма, приходит великая тьма”. Но затем неожиданно произошло изменение: свеча оказалась за пределами подоконника, на внешней части окна, и её пламя потихоньку разгорелось снова». Разве это не странный сон? Через четыре часа после этого сна женщина умерла.

Сон, кажется, говорил ей: «Да, свеча твоей жизни уже мерцает. Это уход. Но жизнь будет продолжаться и по ту сторону, в другой сфере. Жизнь будет идти дальше уже за изолирующим порогом окна». Женщина была очень успокоена этим сном, даже без понимания его смысла. И это типичный сон умирающего человека.

Я помню один сон, который был опубликован врачом. Человеку снилось, что он увидел пропасть, а на дне пропасти росло дерево, которое медленно теряло свои корни. Вдруг произошло землетрясение, дерево начало падать, и сновидец подумал: «Это конец». И в этот момент дерево начало парить в воздухе, оно продолжало существовать в воздухе, не имея корней в земле. Оно просто висело в воздухе, как будто бессознательное говорило: «Твоё дерево жизни теряет контакт с земной реальностью, но оно не умирает. Процесс жизни теперь будет происходить в другой среде».

Вот суть большинства снов о смерти, и вот почему очень даже стоит продолжать анализ с умирающими пациентами. Многие психологические школы не беспокоятся о старых или об умирающих людях, потому что думают, будто бы те не имеют никакой дальнейшей необходимости в адаптации к жизни. Ведь сексуальные проблемы уже не актуальны, когда вы находитесь на смертном одре. Но вы можете видеть, как голос природы и голос инстинкта, который есть сон, помогает людям умереть с миром. Сон утешает умирающего.

Многие люди, которым я рассказывала такие сны, возражали, что это принятие желаемого за действительное, что сны – это осуществление желаний. Но я в это не верю. Как видно из сна о разлагающейся лошади, природа совсем несентиментально говорит человеку, что конец близок. А во сне женщины мерцающая свеча совершает выход за пределы. Но в то же время, пока сон говорит, что что-то подходит к концу, он также говорит и о том, что что-то продолжается в другой среде. Очень трудно себе представить, как это происходит или что происходит. Мы можем только принять это как таковое.

А бывают сны, которые открыто возвещают смерть, открыто говорят о том, что человек на самом деле скоро умрёт?

Ну, я бы сказала, что, пока человек на самом деле не мёртв, вы не можете быть абсолютно уверены. Со мной советовалась одна женщина, у которой был рак и метастазы по всему телу. Ей снились шокирующие сны о смерти. Как-то ей приснилось, что её часы остановились. Она принесла их часовщику, и он сказал, что часы не могут быть восстановлены. В другой раз ей снилось, что её любимое дерево в саду было срублено. Мне даже не пришлось интерпретировать её сны – она сама сказала с сожалением: «Это ясно говорит об исходе моей болезни». Врачи утешали её привычным образом: «Вам станет лучше. Всё будет в порядке». Но она была уверена, что умирает, и этот ужасный шок осознания скорой кончины заставил её поднапрячься, собраться с силами и посмотреть в лицо своей проблеме. Я могу только сказать, что эта женщина всё ещё жива спустя пятнадцать лет. Сны о смерти снились ей, кажется, чтобы повергнуть её в шок. Она могла умереть, но могла и не умереть. Получив шок, женщина решила жить.

Учитывая этот опыт, я бы сказала, что, даже если у человека бывают сны о смерти, это может означать только то, что он должен посмотреть в лицо смерти. Это не означает, что смерть произойдёт на самом деле, но это означает, что человек должен столкнуться лицом к лицу с тем фактом, что его жизнь может закончиться. Это может дать человеку либо целительное потрясение, так что он решит продолжать жить, либо это может означать, что теперь жизнь на самом деле будет закончена. Я никогда бы не осмелилась сказать, что сон означает смерть, прежде чем наступит реальный конец.

Но бывает иногда своего рода сверхъестественная атмосфера вокруг определённых снов, где каждый может почувствовать: «Гм… это предвещает смерть». Но это больше парапсихическое, медиумистическое чувство, которое человек может иметь по поводу такого сна. С научной точки зрения я не могу обосновать, почему один сон означает физическую смерть, в то время как другой означает только проблему смерти. Иногда я сильно содрогаюсь, когда люди рассказывают мне «предсмертные» сны, как если бы моя симпатическая нервная система говорила: «Смотри, это действительно означает смерть».

Не привела ли вас ваша работа со сновидениями к вере в жизнь после смерти?

Я бы не сказала, что я верю в это. Это слишком сильно. Я бы сказала, что сны дают мне намёк на то, что есть жизнь после смерти. Так как я считаю, что сны не обманывают и что сны не есть исполнение желаний, должен быть аспект жизни или психики, обнаруживающий себя через сны. Есть вопрос, на который я не посмею ответить однозначно: продолжается ли жизнь безлично или же индивидуальная идентичность сохраняется? Сны дают противоречивые свидетельства об этом.

Например, если вы берёте тот сон о дереве, вы можете сказать: «Да, процесс жизни этого человека продолжается, но это уже не его эго. Его самого уже нет здесь». С другой стороны, есть и такие сны, которые указывают на то, что сознательная идентичность личности продолжается. Так что этот вопрос остаётся для меня открытым.

Доктор фон Франц, вы показали, как сны раскрывают судьбы людей, как они регулируют психику человека и как служат ключом, который открывает тайну собственной судьбы человека. Вы показали, как они напутствуют даже в самых глубоких вопросах жизни и смерти. Но всё-таки один вопрос по-прежнему ставит меня в тупик: если сообщения снов адресованы нашему сознанию, то почему они так туманны и непонятны?

Это озадачивало и меня. Я часто спрашивала с укоризной: «Почему это треклятое бессознательное говорит таким трудным, китайским языком? Почему оно не говорит нам чётко, что это такое?!» Ответ Юнга был такой: «Оно, очевидно, не может». Бессознательное не говорит на языке рационального ума. Сны – это голос нашей инстинктивной, животной природы или, в конечном счёте, голос космической материи в нас. Это очень смелая гипотеза, но я рискну сказать, что коллективное бессознательное и органическая атомная материя – это, вероятно, два аспекта одного и того же. Таким образом, сны – это голос космической материи. Подобно тому, как мы не можем понять поведение атомов (посмотрите на «китайский» язык современной физики, используемый для описания поведения электронов), мы так же вынуждены использовать столь же путаный язык, чтобы описать более глубокие уровни мира сновидений.

Сновидение переносит нас в тайны природы, чуждые нашему рациональному уму. Мы можем сравнить это с атомной физикой, где наисложнейших формул недостаточно, чтобы описать то, что происходит. Я не знаю, почему природа устроила наш рациональный ум таким образом, что он не способен понять всю природу. Мы рождаемся с мозгом, который, кажется, может воспринять и понять только некоторые аспекты бытия. Возможно, в дальнейшем, после каких-то мутаций и на другой планете, природа изобретёт мозг, который сможет понять эти вещи.

ГЛАВА 20. Творец снов

Легенда гласит, что когда боги создали человеческую расу, они начали спорить о том, где разместить ответы на вопросы о жизни так, чтобы люди должны были бы искать их.

Один бог сказал:

– Давайте оставим ответы на вершине горы. Люди никогда не будут искать их там.

– Нет, – сказали другие боги. – Они сразу же найдут их.

Другой бог сказал:

– Давайте оставим ответы в центре земли. Люди никогда не будут искать их там.

– Нет, – сказали другие. – Они сразу же найдут их.

Затем другой бог сказал:

– Давайте оставим ответы на дне моря. Люди никогда не будут искать их там.

– Нет, – сказали другие. – Они сразу же найдут их.

Повисла тишина…

Через некоторое время другой бог предложил:

– Мы можем разместить ответы в самих людях. Они никогда не будут искать их там.

Так боги и сделали.

 

Аналитическая психология фокусируется на четырёх главных архетипах бессознательного: тень, анима, анимус и Самость. В этой книге мы уже рассмотрели сны, раскрывающие первые три архетипа. Теперь мы подошли к четвёртому и центральному архетипу – к Самости.

Самость – это объединяющий и регулирующий центр всей психики – как сознательного, так и бессознательного. На протяжении всей истории человечества Самость символически выражалась как духовное божество или в образе Бога.

*

Следующий сон не только демонстрирует энергии Самости, но также объясняет, в чём значение сновидений для человеческой психики:

«Этот сон приснился мне, когда я проходил аналитическое обучение в Цюрихе. Вечером накануне я и мой друг обсуждали наше беспокойство по поводу толкования сновидений других людей.

Этот сон для меня – очень глубокая тайна. Во сне я был собой и одновременно собой не был. Эго этого сна было мудрым и знающим то, чего не знаю я.

В начале сна я скрестив ноги сидел на земле на центральной площади древнего окружённого стеной города. Молодой человек, полный жизненных сил, пришёл на площадь. Он был обнажён до пояса, и солнце отражалось в его длинных светлых волосах. Он сел напротив меня и стал рассказывать мне сон, который я проинтерпретировал. Пока я интерпретировал его сон, камни, огромные валуны, упали с неба и попали в сон, в результате чего тот треснул. Куски разлетелись, выявив внутреннюю структуру сна, сделанного полностью из гаек и болтов.

Пока юноша продолжал рассказывать свой сон, другие валуны упали с неба. При ударе камней о сон большие куски сна отлетали, постепенно открывая внутренний скелет, который в конечном итоге принял форму своего рода современной абстрактной скульптуры из железа. Я подошёл и взял кусок, который отлетел от сна. Кусок был сделан из хлеба. Я сказал молодому человеку: «Это говорит о том, как сон должен быть проинтерпретирован. Вы должны знать, что отбросить. Это как в жизни».

 

Затем всё изменилось. Юноша и я всё ещё сидели друг напротив друга, но уже на берегу реки. Форма, которую ранее принимал его сон, тоже изменилась: вместо гаек, болтов, скульптуры и куска хлеба сон теперь представлял собой разноцветную пирамиду, и каждый цвет, образующий пирамиду, представлял собой либо треугольник, либо квадрат. Как если бы эта пирамида, высотой около пяти футов, была выложена со всех сторон, словно черепицей, тысячью этих маленьких цветных квадратов и треугольников. И цвета их менялись, это был невероятный поток изменений цвета: сначала цвет меняла одна из «черепичек», и затем свой цвет должна была изменить «черепичка» на другой стороне пирамиды. Энергии были в постоянном движении. Я объяснил юноше, что это балансирование энергий подобно тому, для чего существуют сны: они уравновешивают психические энергии.

Потом всё опять изменилось. Пирамида, которая была так красива и многоцветна, теперь полностью состояла из дерьма. И была ещё одна пирамида на верхушке той пирамиды, но она была невидима. Кроме того, верхняя пирамида была перевёрнута с ног на голову, так что кончики двух пирамид соприкасались. Но эти кончики также были невидимы. Это озадачило меня, ведь эта точка соприкосновения удерживала структуру вместе. Затем точка соприкосновения вершин начала светиться интенсивным белым светом. Это выглядело очень странно. Я пытался разглядеть, что там, но там был только свет. Я посмотрел на нижнюю пирамиду, и когда я присмотрелся получше к пирамиде из дерьма, то осознал: «Рука Бога существует в дерьме». Это были «неоспоримые» слова, которые пришли ко мне.

Тогда я понял, почему не могу разглядеть невидимую точку: светящаяся белым точка была ликом Бога, а никто не может посмотреть в лицо Богу, будучи живым. Так же, как отверстие в заборе: вы не можете увидеть отверстие, если у вас нет забора. Нечто видимое делает невидимое видимым. Затем я проснулся».

 

Накануне вечером сновидец был озадачен, откуда приходят сновидения и как их интерпретировать. Поскольку это для него жизненно важный вопрос, бессознательное посылает ему этот прекрасный сон, как если бы Самость предъявила бы себя сновидцу и сказала: «Я есть творец снов. Посмотри, что это такое».

Сначала сновидец находится на площади города-крепости. С римских времён старинные европейские города-крепости строились в виде квадрата или круга с крестом в середине, то есть в виде мандалы. Мифологическая идея, стоящая за этим, заключалась в том, что центр города представлял центр мира. Вы найдёте это в структуре римских городов, во всех римских постройках и, позже, в большинстве средневековых городов. Это действительно мандала, центр мира. Сновидец находится в центре такого места, в центре человеческой жизни и человеческой цивилизации, и там же сидит молодой человек, рассказывающий свой сон. Это светловолосый юноша, не известный сновидцу молодой человек, который полон жизненных сил. Мы могли бы сравнить его с солнечным героем, потому что светлые волосы, как правило, связаны с солнечными качествами. Это просветлённая, а также здоровая, жизнеспособная часть внутри сновидца. Мы можем даже видеть в нём аспект Самости, потому что, в конечном счёте, Самость есть сновидец, отправитель, адресант сна и его переводчик. Каждый из нас только шут, который наблюдает всё это.

 

…Пока я интерпретировал его сон, камни, огромные валуны, упали с неба и попали в сон, в результате чего тот треснул. Куски разлетелись, выявив внутреннюю структуру сна, сделанного полностью из гаек и болтов.

Пока юноша продолжал рассказывать свой сон, другие валуны упали с неба. При ударе камней о сон большие куски сна отлетали, постепенно открывая внутренний скелет, который в конечном итоге принял форму своего рода современной абстрактной скульптуры из железа…

Большой валун падает с неба и попадает в сон. Это должно быть рассмотрено вкупе с тем фактом, что сновидец спросил себя: «Как толковать чужие сны?» Интерпретация сна – это не то, что можно сделать в одиночку и лишь рациональными усилиями. Человек зависит от «кусочков» помощи бессознательного, от догадок, поступающих из бессознательного. Искусство толкования сновидений состоит в нащупывании правильного пути, в прицеливании и попадании в цель, когда у сновидца внутри что-то «щёлкает». Когда кто-то обсуждает сны с другими людьми, и все они высказывают различные теории о том, что сон может означать, сновидец имеет чувство: «Да, это может означать вот это, но может означать и другое». И затем вдруг кто-то говорит что-то такое, что «бьёт в цель». И сновидец чувствует: «Вот оно! Теперь я чувствую, что это оно!» Вот когда валун падает с неба.

Всегда, когда при толковании снов других людей моё бессознательное не даёт мне верных предчувствий, я ощущаю растерянность. Я могу заикаться, запинаться непрестанно, но бессознательное, слава богу, очень заинтересовано в понимании человеком сновидений и, как правило, помогает попасть в цель. Но это действительно акт благодати, которая падает с неба.

Итак, остаётся некая структура из болтов и гаек. Болты могут быть рассмотрены в качестве мужского символа, а гайки – женского. В немецком языке слово «гайка» звучит как «mutter», то есть «мать». Следовательно, та некая структура во сне – структура объединения мужского и женского начал. Это есть объединение противоположностей. Болты с гайками – это соединение, связь.

Какова же интерпретация сна?

Ну, каждый сон устанавливает ценную связь между нашим эго-сознанием и нашим внутренним центром. Прочное соединение. Каждый, кто наблюдает и отслеживает свои собственные сны в течение многих лет, будет иметь серии снов в своей памяти и сможет сказать себе: «Этот сон и то, что он значит, я никогда не забуду». Человек навсегда связан с этим сном, и через этот сон он связан со своим внутренним центром.

 

…Я подошёл и взял кусок, который отлетел от сна. Кусок был сделан из хлеба. Я сказал молодому человеку: «Это говорит о том, как сон должен быть проинтерпретирован. Вы должны знать, что отбросить. Это как в жизни…

 

Теперь, как только интерпретация попала в цель или, так сказать, пришла по адресу, она превращается в хлеб жизни. Всякий раз, когда мы правильно понимаем сон, мы чувствуем насыщение, накормленность. Мы поглощаем, так сказать, сверхъестественную, духовную пищу, полученную от бессознательного. Это очень часто представляется в сновидениях как хлеб жизни или как живая вода, потому что когда интерпретация попадает в цель, человек оживляется и насыщается, испытывает своего рода счастье, чувство удовлетворения, подобное тому ощущению, что бывает у вас после хорошего обеда. Человек чувствует: «Вот и всё. Теперь я знаю, где я нахожусь. И теперь я могу идти дальше». Что-то внутри него успокаивается.

Затем вся структура превращается в странную пирамиду. Это и есть, так сказать, внешний вид сна и его сущности. И мы можем сказать: «Да, внешняя форма сновидения – это череда изображений, за которыми мы должны последовать и которые мы должны понять».

Но затем – и это самая трудная часть толкования сновидений – мы должны спросить себя: «В чём суть этого послания? О чём сон рассказал нам?» Мы должны проникнуть в суть сообщения, понять божественное послание, которое содержится в этой странной оболочке, в этой череде абсурдных картинок, столь трудных для понимания. Эта суть укажет на Самость. Сны всегда указывают на внутренний центр. Они, во всём многообразии своих форм, все и всегда указывают на внутренний центр. Каждый сон является попыткой природы приблизить нас к нашему центру, связать нас с Самостью, стабилизировать нашу личность.

Важный вопрос при интерпретации сновидений – объяснить сновидцу, что нужно отбросить, а что – оставить. «Это как в жизни». Сон, как и жизнь, имеет поверхностный слой, который человек должен отбросить. Сны, будучи естественным продуктом природы, используют зачастую очень нелепые сравнения, демонстрируют, так сказать, «плохой вкус». Я помню, как художнику, сны которого я анализировала, приснилось, что он был в туалете и «произвёл» так много дерьма, что туалет постепенно переполнился им. Позже мы выяснили причину. Накануне вечером мужчина начал рисовать на небольшом полотне. Но затем у него появилось так много фантазий, что он не мог найти для них места на этом небольшом полотне. Мужчина был немного скуп и не хотел покупать холст побольше, а сон ясно советовал ему обдумать свою позицию в этом вопросе.

Как видите, сон не соблюдает наших правил хорошего тона и не следует нашим идеям о приличных манерах. Он говорит на естественном языке природы. Поверхностный слой сна иногда очень отталкивает или попросту кажется глупым. Люди говорят: «Прошлой ночью мне снился нелепый, глупый сон». Тогда они должны отбросить некоторые детали изображения, и таким образом они смогут прорваться к смыслу. Образность сна – не главное. Значение, послание, сообщение – вот что является важным. И, как нам говорит рассматриваемый сон, так же и в жизни.

 

…Затем всё изменилось. Юноша и я всё ещё сидели друг напротив друга, но уже на берегу реки…

 

В первой части сон как будто пытался объяснить сновидцу, что такое сновидения по своей сути и откуда они берутся, в то время как во второй части сон попытается объяснить сновидцу, какую функцию выполняют сновидения в жизненном процессе, символом которого является река.

Река – это образ течения времени. Так что это не просто вопрос о том, что тот или иной сон означает, а каково значение для жизни в целом имеет та река снов, куда мы входим каждую ночь. Что такое сны? Что они означают? Откуда течёт эта река или каков базовый принцип её жизненности?

 

…Форма, которую ранее принимал его сон, тоже изменилась: вместо гаек, болтов, скульптуры и куска хлеба сон теперь представлял собой разноцветную пирамиду, и каждый цвет, образующий пирамиду, представлял собой либо треугольник, либо квадрат

 

Во сне, на берегу реки, структура из болтов и гаек превратилась в пирамиду их тысяч цветных квадратов и треугольников, которые будто живые и постоянно балансируют, меняя свои цвета.

Пирамида является символом того, что Юнг называет Самостью, внутренним божественным центром психики. Пирамида – это образ Самости и для мужчин, так и женщин. Если Самость персонифицируется в мужчине, то это, как правило, мудрый старик; а если персонифицируется в женщине, то, как правило, в образе старой мудрой женщины. Когда же Самость не персонифицирована, то представляет собой то, что можно было бы назвать мандалой, без различий пола, и тогда Самость просто означает сокровенный центр человеческой психики. Здесь образ Самости – это четырёхгранная пирамида, каждая сторона которой – треугольник.

Египетские пирамиды были построены таким образом, что верхний камень, венчающий пирамиду, сам по себе был небольшой миниатюрой большой пирамиды. Мы теперь уже не можем увидеть те верхние камни, потому что они обвалились, но, вероятно, они были покрыты золотом и были ориентированы таким образом, что первый луч восходящего солнца отражался о них. Идея была в том, что в момент, когда солнце ударит в вершину пирамиды, мёртвые воскреснут. В этот момент мёртвый правитель, который покоится в пирамиде, восстанет из своей могилы и поднимется вверх по пути Бога Солнца над горизонтом. Тот камень на вершине египетской пирамиды назывался «ben ben». Это был священный камень, и его название было также связано со словом «benu», которое есть слово Феникса, символа воскрешения. Так что пирамида всегда ассоциируется с бессмертной, вечной частью в смертном человеке. Пирамиды – это могилы, что остаются после смерти и где воскресают мёртвые к вечной жизни рядом с Богом Солнца. Когда лучи восходящего солнца ударяли о камень «ben ben», мёртвый фараон в своей могиле озарялся, воскресал из мёртвых и возвращался из загробного мира.

 

…И цвета их менялись, это был невероятный поток изменений цвета: сначала цвет меняла одна из «черепичек», и затем свой цвет должна была изменить «черепичка» на другой стороне пирамиды. Энергии были в постоянном движении. Я объяснил юноше, что это балансирование энергий подобно тому, для чего существуют сны: они уравновешивают психические энергии…

 

Сон подчёркивает, что множество треугольных и квадратных «черепичек», покрывающих пирамиду, окрашены в тысячи цветов. Так как это суть живое существо, пирамида постоянно меняется. Всякий раз, когда один цветовой нюанс на одной стороне изменяется, другой цветовой нюанс на другой стороне тоже должен измениться, и таким образом сохраняется равновесие субстанции по всей пирамиде.

Мы можем заметить, что это равновесие зависит от Самости. Самость, внутренний регулирующий центр нашей психики, кажется, нацелена на поддержание равновесия всей нашей психологической системы. Мы называем это законом компенсации. Всякий раз, когда человек придерживается однобокой позиции в своём сознании – слишком рационален, слишком духовен, слишком материалистичен, слишком ведом базовыми инстинктами – тогда сны компенсируют это, привнося в сознание противоположную сторону. Вот почему Святой Августин, после своего ухода к высшей духовности, сказал: «Спасибо, Господи, что я не отвечаю за свои сны». Он, должно быть, имел такие сны, которые спускали его с небес на землю.

Этот закон компенсации, однако, не есть автоматическое уравнивание, как например: если я пытаюсь быть хорошим, то мои сны будут плохими, или если я пытаюсь быть слишком весёлым, то мои сны будут меланхоличны. Это не механический способ принесения в сознание оппозиций. Скорее, это компенсация, служащая целям совокупности. Как если бы сон говорил: «Ты слишком однобок по сравнению со своей внутренней совокупностью». Это ценнейшая мудрость сновидения: сохранение баланса между всеми нашими психическими противоположностями и установление своего рода срединного пути. Бессознательное кажется одобряющим китайскую концепцию Инь-Ян или идею о Дао как о тонком балансе противоположностей.

 

…Потом всё опять изменилось. Пирамида, которая была так красива и многоцветна, теперь полностью состояла из дерьма…

 

Здесь мы снова имеем союз крайних противоположностей: божественный свет и дерьмо, вечное и преходящее, ценное и бесполезное. Мы выбрасываем дерьмо. Дерьмо – это то, что мы не можем переварить и поэтому избавляемся от него. Это отброшенный материал.

 

…И была ещё одна пирамида на верхушке той пирамиды, но она была невидима. Кроме того, верхняя пирамида была перевёрнута с ног на голову, так что кончики двух пирамид соприкасались. Но эти кончики также были невидимы. Это озадачило меня, ведь эта точка соприкосновения удерживала структуру вместе. Затем точка соприкосновения вершин начала светиться интенсивным белым светом. Это выглядело очень странно. Я пытался разглядеть, что там, но там был только свет...

 

Так же, как в реальной египетской пирамиде верхняя точка является наиболее светлой и наиболее важной частью всей структуры, так и в этой приснившейся пирамиде. Верхняя точка – это пустое пространство, что-то невидимое, что в то же время излучает свет. Это, естественно, напоминает буддийское учение, что нирвана – это верхняя точка пустоты, так что, Самость – не пустая пустота, но пустота, полная света, не имеющая конкретного, определимого содержания, но в то же время источник внутреннего просветления.

Я думаю, что при нынешней популярности дзен-буддизма и различных восточных концепций и практик мне не нужно подробно комментировать этот символ. Это то состояние, к которому люди, увлекающиеся восточными практиками, стремятся в своих медитативных упражнениях и техниках. Человечество, так сказать, нацелено на осознание, понимание этой точки пирамиды. Она представляет собой высшую ценность в психике или, другими словами, Бога, внутреннего Будду. Различные школы дают ей различные имена, но это всегда одна и та же внутренняя вещь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.