Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Никонов 3 страница




 

Евреи к своему богу в Библии обращаются примерно так: «Кто равен Тебе среди богов?».

Древние евреи, как видите, вовсе не были единобожника-ми. Напротив, они спокойно верили во многих богов! А все их хваленое «единобожие» состояло только в том, что свое­го племенного бога они просто считали самым крутым и са-м ым сильным по сравнению с богами других народов. Вся Библия — это история конкуренции еврейского бога с про-чими идолами-кумирами-ваалами-тельцами. Точнее гово­ря, история конкуренции одних жрецов с другими за налоги с народа...

Ну, а если по гамбургскому счету, то все разговоры

о монотеизме и язычестве вообще не имеют особого смысла, поскольку разница между единобожием и многобожием до-статочно условна. Не верите?..

Давайте по порядку... В одной из библейских книг пра­ведник, спустившись с горы, сообщает своим еврейским соплеменникам, что беседовал там с богом. «А с каким бо­гом? - задают резонный вопрос соплеменники. - Как его имя-то?»

Я назвал их вопрос резонным. А мог бы — странным... Потому что резонен он только в том случае, если евреи пола-

гают, что богов много, и хотят уточнить, с каким именно го­ворил их друган. А странным этот вопрос является в ситуа-ции, если евреи — единобожники. Откуда у единственного в мире бога возьмется имя? Зачем оно единому богу?

Для чего вообще существуют имена?

Имя - это персональный позывной, чтобы выделять один объект (субъект) из ряда других, схожих. И если у бога есть собственно имя, он уже не один на небе. То же самое касается и божьей личности: если создатель вселенной — личность, а не просто мертвый закон природы, это означает, что он не один. Ибо «личность» — то, что «отличает» один субъект от множества схожих с ним. Личность формируется в общении с себе подобными. И если бог - один-одинеше­нек, как личность он просто не существует.

...Сколько же богов существовало в те далекие времена в представлении древних скотоводов? И как звали самого правильного и могучего - того, который покровительство­вал евреям?

На этот вопрос Библия дает нам целых два прекрасных ответа. В одних местах Библия говорит своим читателям, что собственное имя создателя Яхве, в других его зовут Элохим. Неужто имя и фамилия?..

После Первой мировой войны начались раскопки древ­него финикийского города Угарит, которые подтвердили то, что ученые к тому времени уже знали, — множественные совпадения финикийской мифологии с библейской. Были найдены финикийские мифы — более древние, нежели ев­рейские. В них неоднократно упоминается бог Эл, ставший у евреев Элоахом. Он же упоминается и в Библии, но во мно­жественном числе — «элохим». Собственно говоря, Библия начинается совершенно по-язычески: «В начале боги (элохим) сотворили небо и землю...»

Кроме того, в древнефиникийских источниках упоми­наются по именам и другие боги - Алийан и Шадид. Они же, в слегка измененном виде — Эль-Эльон и Шаддай — фигу­рируют и в Библии. Кроме того, в. Библии бога называют еще Адонаем и Саваофом. «Адонай» с иврита переводят как «мои господа» (опять-таки множественное число), а «Са­ваоф» означает «господь воинств» (нечто типа Марса, кото­рый тоже был богом войны).

Любопытный момент. Известен общий генезис иудаизма, христианства и ислама - на эволюционном древе религий эти три ветки растут из одного места. И слово «аллах» есть не что иное, как слегка искаженное древнееврейское «элоах». Да и всем известный мусульманский запрет изображать жи­вотных и людей также пришел в ислам от евреев. Равно как и нелюбовь к свинине и любовь к обрезанию. А теперь они враги страшные - евреи и арабы. Развела жизнь, понимаешь.

Так почему же евреи считаются основателями единобо­жия, если вся Библия полна рудиментов язычества? И явля­ются ли монотеистами христиане?.. Внимательный взгляд показывает, что многобожие никуда не ушло из христиан­ства, оно просто хитро замаскировалось.

 

§ 5. «И хребтом их вихляние, и ногам их скакание»

 

Так же как психология богов копирует психологию со­временных им людей, так и представление о «небесной кан­целярии» в религии точно копирует земную государствен­ную иерархию: один большой начальник, а под ним — мно­жество мелких начальников, каждый из которых отвечает за свой фронт работ. Есть главный бог Юпитер, а есть Бахус, который трудится по линии винопроизводства... Все боги святы и обладают огромной властью, умеют совершать чуде­са. Но командир у них все равно один. Можно обращаться за помощью непосредственно к главному богу, но лучше дей­ствовать по субординации и апеллировать к той инстанции, которой ближе вопрос, требующий разрешения. Например, Нептун отвечает за морские дела и покровительствует путе­шественникам. К нему надо обращаться морякам, чтобы спас от штормов.

Ничуть не изменил эту иерархию и монотеизм. Только слегка модифицировал. Точно так же в христианстве, напри­мер, есть главный бог, а есть его заместители и помощни­ки по разным вопросам — ангелы и святые. Любой святой — тот же мелкий бог язычников, поскольку каждый из святых отвечает за свое направление и умеет творить чудеса. Один святой покровительствует купцам, другой ворам, третий мо­рякам... Можно апеллировать к главному богу, но лучше на­править молитвенный запрос тому, кто специализируется на решении беспокоящего вопроса. Например, святой Нико­лай в небесной канцелярии отвечает, в частности, за морские дела и покровительствует путешественникам.

Наиболее «чистыми» и «непорочными» в этом смысле были христиане первых трех веков, когда их вера еще не оформилась в социальный институт. Первохристиане с гневом отвергали поклонение каким-либо материальным предметам. У них был один бог — Иисус, а все остальное — земной прах. Как мож­но поклоняться каким-то доскам, краскам, идолам или мо­щам — кускам мертвых и засушенных соплеменников, если над тобою есть вечно живой Иисус? Это даже не кощунство, а просто глупость!..

Но мало-помалу ситуация стала меняться, а чистота тео­рии размываться грязной практикой людских предрассуд­ков. Во время гонений на христиан у них начали появляться свои герои (мученики) и, соответственно, места их захоро­нений. Надо ли почитать непреклонных борцов, отдавших жизнь за веру? Или все же только Христа?

Постепенно человеческая психология брала верх над идео-логическими построениями. С середины III века христиане начали посещать могилы апостолов - Петра и Павла. А мы знаем: коготок увяз — всей птичке пропасть!.. Если понача-лу это еще носило характер гражданской памяти, то вско­ре (и довольно быстро) перешло в слепое поклонение: на мо-гилах мучеников стали молиться и обращаться к мертвым с просьбами.

Совершенно естественное поведение для язычника! Ко­торое приводит к «обожествлению» предмета или человека. Христианские идеологи уловили эту опасную тенденцию. Афанасий Великий и Антоний Египетский публично осуж­дали подобное поведение. А чтобы у темной массы прихожан не оставалось даже предметов для слепого поклонения, они велели замуровывать в стены храмов все сохранившиеся мощи мучеников. Ведь сказано в Писании: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». И еще: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одно­му служи». Что непонятно?.. Однако борьба «принципиаль­ных» христиан с оязычиванием к успеху не привела, несмотря па авторитет Писания. И, в конце концов, язычество победи­ло христианство!..

 

Христианство думает, что оно поглотило язычество, за­местив его обряды своими. Но фактически это язычество проглотило христианство, оставив от последнего только пу­стую оболочку.

К IV веку бесконечные процессии фанатиков христи­анства потянулись к местам захоронений апостолов и за­служенных деятелей молодой христианской церкви. Там они делали то, что делают все язычники у своих святынь, — моли­лись и просили. Их уже никто не осуждал.

Дальше — больше. В V веке римский папа Григорий офи­циально заявил, что святые мощи (кусочки трупов уважаемых людей) помогают при лечении одержимости. А в VIII веке Никейский собор официально утвердил решение о том, что никакая новая церковь не может быть построена, если в ее основание не положены святые мощи. Это была полная смысловая инверсия прежних решений! Если раньше в сте­ны храмов мощи прятали от недалеких фанатиков, теперь ими освящали сам храм. Причем в принудительном порядке. Отныне мощи должны быть в каждой церкви! А где их нет -положить! Если же найдется наглый епископ, который освя­тит храм без мощей, он будет уволен: «извержен, яко пре­ступивший церковные предания». (Кстати, замуровывать человеческие останки в стены — это чистой воды языческий обычай. Именно язычники сначала приносили в жертву богам человека, а потом замуровывали труп в кладку новой крепости или строения.)

Таким образом, мощи официально обрели статус свя­щенных предметов. Безделица стала ценностью, сравняв­шись по святости почти с самим Богом: она теперь наделя­лась волшебными силами и способностью отдельно творить чудеса... С тех пор в каждой церкви есть так называемые ан­тиминсы — особые платки, в которые вшиты кусочки за­сушенного человеческого мяса. Они служат для проведения магических обрядов. Скажем, без человечины нельзя прове­сти таинство Причастия — обряд считается недействительным.

 

После культа святых мощей церковные власти стали вво­дить культ изображения святых. Поначалу это было сделано I олько для того, чтобы помочь язычникам приспособиться к христианству. Те привыкли к антропоморфным богам и мифологическим героям, а тут видели перед собой на ико­не нечто похожее, просто называлось это по-другому: не «ге­рой», а «святой».

Это как щенка к новому месту кормления приучать. Се-I одня чуть-чуть отодвинул миску, завтра еще чуть-чуть. He­зa метненько... Церковные иерархи думали обхитрить массы такими подменами. Но массы обхитрили их — язычники, вой­ди в христианство, оязычили его собой. Они стали покло­няться нарисованным доскам, как раньше поклонялись своим деревянным идолам. Они молились доскам и просили у них то да сё. Перед досками становились на колени, стави-ли перед ними светильники и приносили им жертвы (воску­ряли возле изображений ладан). То есть вели себя один в один как в языческих храмах. Ну и черт с ними! Главное, чтобы деньги приносили сюда, а не туда...

Именно тогда и произошла специализация христианских святых по типу языческих божеств. Обращаться к Богу те­перь стало можно не только непосредственно, но и через 'Заместителей» - св. Георгия, св. Николая и проч. Процесс расширения небесной иерархии и ее бюрократизации шел полным ходом! Церковники уже на всех парах двигались на­встречу своей пастве. Новоявленные святые придумывались буквально сходу для замещения привычных прихожанам языческих праздников.

Доходило до смешного. В Римской империи граждане с удовольствием праздновали Новый год, который наступал тогда 7 марта. При этом люди поздравляли друг друга: «Желаю постоянного счастья!» На латыни это звучало так: «Пер­петуум фелицитателем!» И что вы думаете? На 7 марта хит­рые церковники назначили праздник двух святых - Пернетуи и Фелицитаты!

 

Полюбившийся современной молодежи День святого Ва­лентина, который празднуется 14 февраля, тоже назван в честь человека, которого никогда не было на свете. Этим выду­манным святым церковь вытеснила луперкалии — языче­ский праздник в честь бога Луперка. Праздник сей носил ярко выраженный эротический характер, поэтому день свя­того Валентина и называется по-другому Днем влюбленных.

...Во времена Эпохи Просвещения прогрессивные мыс­лители стали упрекать церковь в этих вымыслах и требовали признаться в подлоге. Католическая церковь отмалчивалась несколько столетий. И только в шестидесятых годах про­шлого века покаялась в грехах. Церковь извинилась за инкви­зицию, за преследование просвещения и за фальсификацию святых. Был оглашен полный список «левых» святых, в чис­ле которых оказались такие столпы церкви, как Николай Чудотворец, Екатерина Великомученица, Великомученица Варвара и др. Католики признали подлог. А вот православие не рискнуло сделать этого честного шага. И потому в России простодушные верующие до сих пор отмечают праздники фуфловых святых.

Знаменитая христианская Троица тоже является не чем иным, как языческим рудиментом. Читателю, далекому от ре­лигии, нужно, наверное, прояснить, что это такое...

Догмат о Троице — алогичное и внутренне противоречи­вое следствие внутрицерковных разборок и компромиссов. На протяжении первых столетий христианства никакой Троицы вообще не было. Ее придумали позднее и утвердили на очередном христианском съезде.

Троица — это разделение одного монотеистического Бога «на троих», как говорят в народе. Бог, оказывается, на самом деле не один, он состоит из трех вполне самостоятельных сущностей — Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого.

Поняли?.. Не переживайте, никто не понимает.

 

Нигде в Библии ничего ни про какую Троицу не написа­но. Более того, Яхве старательно убеждал евреев верить только в него — одного-единственного и самого лучшего. И сильно ревновал, как обиженная жена, когда евреи делали попытки помолиться и другому богу.

Христианство родилось как мелкая и довольно агрессив­ная секта, отпочковавшаяся от иудаизма. И потому ранние нристиане целиком разделяли мнение иудеев о главенстве и единственности «истинного» бога, полагая всех остальных йогов «неправильными». Так было примерно до середины второго столетия нашей эры. Но потом христианская рели-

гия начала постепенно вырастать из маргинальной секты, идеологически все больше отдаляться от иудаизма и завое-вывать жизненное пространство, выходя на те территории, где иудаизмом не пахло. А это уже политика. То есть компро-миссы. Завоевывая языческий океан, христианство постепен­но растворялось в нем, все более и более впитывая в себя язычество. Иначе и быть не могло. Только использование при-вычных символов и образцов позволило новой религии за-хватить жизненное пространство.

Сначала Иисус никаким богом не был. Да, он называл себя сыном божьим. Но это было обычным риторическим оборотом, так тогда говорили о себе все иудеи. Да и сам Хри-стос в Нагорной проповеди называл соотечественников сы­нами божьими. Сам себя он считал пророком, мессией, что было в то время и в тех краях весьма популярно, но на Господа

ни как не тянуло. Однако на церковном суде, обвиняя Христа в святотатстве, ему шили богохульство — якобы он величал сам себя богом. Чистая клевета на парня! Богом и Богом-Сыном он никогда себя не называл!

Но потом христиане стали поклоняться ему как настоя­щему богу. А когда две религиозные ветви (иудаизм и христианство) окончательно разошлись, христианство, распространяясь в массы, стало разменивать качество на количество, шло на уступки массовому сознанию. А Троица для масс язычников была явлением вполне знакомым! Троица веду­щих богов существовала в египетской мифологии (Озирис — бог-отец, Изида — богиня-мать, Гор — бог-сын), в вавилон­ской (Анну, Энлиль, Эа), а также в индийской, сирийской, древнефиникийской и других мифологиях.

Если «небесная канцелярия» — отражение земной госу­дарственной иерархии, а психотип богов - отражение чело­веческого психотипа, то небесная семейная троица — от­ражение семейной ячейки homo sapiens. Люди механически переносили на небо земные реалии, поскольку по простоте не могли оторваться от плоскости и придумать новое каче­ство, а просто раздували количество.

Когда-то один из иудейских религиозных теоретиков -Филон Александрийский — первым попытался в своих трудах «вывести иудаизм на международную арену», для чего поста­рался совместить библейские верования с греческим плато­низмом. Эта странная на первый взгляд попытка психологи­чески хорошо объясняется местом проживания Филона. Этот еврей жил в Александрии, культурном греческом горо­де, вот и пытался совместить то, что было внутри него, с тем, что он видел вокруг.

Богатый бездельник, у которого в голове было намешано много всякого-разного, занимался отвлеченными теорети­ческими мудрствованиями и, компилируя разные мифоло­гии, придумал следующее... Вся греческая мудрость Платона, Пифагора и Зенона, оказывается, была выражена в Моисее­вом Пятикнижии! Библейский бог, по Филону, есть потусто­ронний и принципиально непознаваемый Творец всего су­щего, Отец этого мира. Совместно с некоей Софией — матерью всего сущего - Бог-Отец порождает Бога-Сына, бла-бла-бла... Ясно, откуда Филон набрался этих идей: они валялись во­круг него, ибо он жил в Египте с его культом семейства Ози­риса.

 

Позже отделяющиеся христиане с восторгом приняли разработки Филона. Не зря же многие исследователи имен­но его называют «отцом христианского вероучения». Первые христианские писатели, такие как, например, Иоанн, автор одного из Евангелий, потихоньку начали вставлять в свои произведения идейки Филона. Поэтому у Иоанна Христос уже почти возносится до ранга бога — для самого Иисуса по­добный взгляд на него был бы сюрпризом.*»

Надо сказать, первым христианам-неевреям было легче принять идею о том, что Иисус был богом, а не пророком, поскольку они, вчерашние язычники, привыкли к разным Богам. Ну, появился еще один... Римский писатель Плиний Младший в I веке так описывал моления первых христианских сектантов: «Молились Иисусу Христу как богу». А вот христиане еврейского происхождения, то есть стоявшие бли­же к истокам, даже в III столетии еще не возводили Иисуса и ранг бога!

Период усушки-утруски и согласования догматов про­должался вплоть до IV столетия, когда христианство уже г гало государственной религией в Римской империи. Тогда множился следующий взгляд на Христа: он стал уже почти та­ким же полноценным богом, как его Бог-Отец. Но ни о какой троице речь пока не шла. И только собравшийся в 325 году Вселенский собор в городе Никея окончательно утвердил реЗолюцию о Троице.

Никейский съезд стал ареной борьбы двух партий, стоявших на разных позициях. И одну из этих группировок следо­вало объявить оппортунистической и жестко уничтожить. Известная история внутрипартийной борьбы. И Сталин еретиков стрелял, и Гитлер их резал...

Оппортунистическая группировка (так называемые ариане) была по своим взглядам близка к первохристианам и са­мому Христу, который себя богом не считал. Ариане гово­рили, что Иисус — просто сын божий, которого Творец соз­нал в пространстве и времени. Их противники, во взглядах

которых чувствовались сильные языческие веяния, пола­гали, что Христос — все же бог. Как и его папа Яхве. Полу­чалось уже два бога как минимум. И с этим надо было ра­зобраться.

В Никею на разборку съехались епископы со всей импе­рии. Присутствовали даже старые, заслуженные «революцио­неры» времен захвата власти — многие из них застали време­на гонений на христиан, а их тела носили шрамы от истяза­ний прежнего режима.

На сходке вторая группировка решительно осудила пер­вую (ариан) и поправила Иисуса Христа, ошибочно полагав­шего себя человеком, — его назначили полноценным богом. Теперь надо было как-то замять вопрос с двоебожием, кото­рый решительно противоречил другому догмату — о едино­божии. А пока над этим вопросом думали, попутно мочили ариан.

(Кстати, оппортунисты ариане оказались не до конца уничтоженными. И это не удивительно: вот, казалось бы, давным-давно товарищ Сталин уничтожил Троцкого и троц­кизм. Один решительный удар ледорубом по голове, тысячи известных, малоизвестных и совсем неизвестных процессов по всей стране — и все... Но нет! По сию пору существуют секты троцкистов! И ариане существуют. Только теперь они называются иначе, например иеговистами. И их точно так же не любят «настоящие» христиане.)

Так как же вышли из положения с двумя вдруг образо­вавшимися богами? Положение было трудным, ибо поста­новление съезда первым пунктом провозглашало, что хри­стиане веруют «Во единого Бога — Отца Вседержителя, Твор­ца неба и земли, всего видимого и невидимого». А вторым пунктом: «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Бо-жия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущно­сти Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна...»

 

Пришлось постараться, чтобы свести концы с концами и хоть как-то замазать постыдные логические провалы и за­маскировать язычество, уши которого вызывающе торчали и двоебожия. Но хитроумных теоретиков, пытавшихся совместить восточное раннее христианство с греческой школой, было много — справились. Все ведущие творцы-разработчики христианства — Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский и проч. — обучались в цитадели язычества и античной философии — Афинах. И на основе получен­ных знаний они компилировали христианство, приближая его к привычной евротрадиции.

В философскую муть и словесную эквилибристику нео-платонизма я сейчас погружаться не буду, скажу лишь, что исследование этой философии заставило уже на втором Вселен-ском соборе внести в «партийные документы» уточнение — к Богу-Отцу и Богу-Сыну добавился еще некий Дух Святой: верую «в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога-Отца исходящего». Это был некий совершенно формальный член уравнения, вытекающий из общих рассуждений о гре­ческом Логосе. Короче, не забивайте голову. Обратите вни-мание на результат.

Получилась та же семейная троица, что была у язычни-ков, только с легким гомосексуальным оттенком: вместо богини-матери возник таинственный Дух Святой. Несмотря на привлечение огромных умственных сил, вопрос о том, как совместить однобожие с двумя Богами и Духом Святым, который есть не-пойми-что, завис примерно на сто пятьдесят лет. И только в VI столетии после бесчисленных споров был сформулирован и утвердился тезис о том, что Бог на самом и не один. Просто он один в трех лицах!.. Как это понимать? Да никак. Провозглашается, что понять сей тезис принципи-ально невозможно, и в эту абракадабру надо просто верить.

Закрыв таким непристойным способом большую дыру, неудавалось заткнуть малую: соотнести Троицу, пришедшую и христианство от языческой греческой философии, и Святое Писание, в котором ни о какой Троице, естественно, ничего не говорилось. Этот вопрос был решен легко и непринуж­денно: Библию просто подправили.

Церковные «редакторы» вписали в пару мест фразу: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино». Сначала ее воткнули в послание апо­стола Павла, потом оттуда убрали и воткнули в «Петра», а за­тем окончательно утвердили редакцию, в которой вставка о Троице находится и поныне, - теперь она красуется в по­слании Иоанна.

Любопытно, что в XVI веке, когда было изобретено книго­печатание, Эразм Роттердамский издал Новый Завет без этих слов, поскольку в многочисленных первоисточниках их не было. Но на него надавила церковь, и в третье издание по­литически важные слова Эразму пришлось вставить.

Однако устранить все противоречия так и не удалось. Христиане, которые «в силу решения партсъезда» вынуждены теперь поклоняться Иисусу как настоящему богу, предпо­читают не замечать библейских слов, сказанных самим Хри­стом, вроде: «Отец Мой больше Меня» и «Отец Мой больше всех». Видимо, Христос ошибался. Во всяком случае, совре­менные христиане его поправляют, утверждая не просто ра­венство Отца и Сына, но и объединяют их в одну личность, чтобы формально сохранить принцип единобожия. То есть приравняли 3 к 1. В физике подобный не очень честный при­ем называется перенормировкой. И свидетельствует он толь­ко об одном — теория не до конца проработана...

Христиане верят, что Отец, создавший Вселенную, есть не просто безликий закон природы, но личность, имеющая свои интересы и пристрастия, то есть обладающая недостат­ками (ведь именно недостаток чего-то заставляет личность этого хотеть, к этому стремиться, чтобы дефицит воспол­нить). Но ведь и Иисус был личностью!.. Таким образом, мы имеем две самостоятельные личности со своими недостатками.

 

И эти две личности христиане силком объединили в одну, чтобы формально соблюсти принцип единобожия! И склеи­ли нелепый бутерброд Духом Святым.

А что же такое Дух Святой? На этот вопрос теоретики нам ответа не дают. Одни из них утверждают, что ДС есть некая колдовская сила, которая исходит от Бога. Причем за­бавно, что одна ветвь христиан (католики) считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, а православные полагают, что только от Отца. В этом и состоит основ­ное отличие католичества от православия. Вот из-за чего они ненавидят друг друга — тупоконечники и остроконечники!..

Но когда православные вступают в пустой и абсолютно схо­ластический спор об этом с католиками, они совершенно забывают, что спорить-то не о чем, поскольку и те, и другие все равно объединили Бога-Отца и Бога-Сына в Единого Бога,

от которого теперь и исходит волшебная сила Духа Святого. Или, может быть, исходит она все же только от одного, а другим экранируется?..

Физическая сущность этого самого Духа в Библии со­вершенно не проясняется, и добавлен он, напомню, только под влиянием хитрых теоретических построений греческих философов, основы философской школы которых заклады­вались во времена язычества.

А нам из всего этого нужно уяснить одну простую вещь: Троица — проекция земной семьи на небо. Позаимствован­ная из мифологии языческих народов.

Порой бывает просто забавно наблюдать, как христиан-I і во по мере своего победоносного распространения посте-пенно меняется на свою противоположность...

В первые два века существования христианства его при­верженцы называли таинства и мистерии языческого мира "Сатанинским действом». В эпоху преследований они порой жертвовали жизнью, но не соглашались бросить щепоть сухой травы на тлеющий языческий жертвенник. А теперь в современных церквах попы спокойно курят ладан, слов­но находятся не в христианской церкви, а в храме Деметры или Озириса.

Постепенно вбирая в себя обширную языческую обряд­ность, христианство, в конце концов, признало даже магию, то есть последовательность неких бессмысленных ритуаль­ных телодвижений и действий, которые, с точки зрения веру­ющего, должны приводить к определенному практическому результату в его общении с Богом. Официально все эти дей­ствия так и называются «христианские таинства». В сущно­сти, они ничем не отличаются от первобытных магических церемоний. В своих магических обрядах современные хри­стианские жрецы также используют различные вещества и «волшебные» предметы, словесные формулы (заклинания) и проч.

И хотя на словах церковники яростно отрицают колдов­ство, астрологию и магию, но отрицают только чужую, кон­курентную магию. А свою вовсю используют. В чем же смысл христианских магических ритуалов? Да в том же, в чем он был и у язычников!

Первобытные люди верили в существование некоей таин­ственной силы. Которой обладают боги, люди, звери, силы природы и даже бытовые предметы. Почему металлический топор так хорошо рассекает дерево? Он обладает магической силой! Само производство железа, то есть процесс выплавки металла из руды, представлялось чисто магическим, таин­ственным ритуалом. Химии люди не знали, физики не зна­ли, поэтому модели, коими они описывали природные про­цессы, были фантастическими.

Колдуны, кузнецы, племенные вожди... Все они облада­ли тайными знаниями волшебства и умением использовать магические ритуалы в свою пользу и на пользу соплеменни­ков. Именно для этого люди древности и совершали тайные обряды (мистерии) — чтобы вступить в контакт с божествами и получить от них благоволение, помощь, обещание прият­ной загробной жизни.

Той же цели служат и христианские мистерии. В их осно­ве лежит вера в особую божественную «благодать», кото­рую можно «приручить» с помощью системы движений. Если у кузнеца с помощью особых магических предметов (ору­ди й) и совершения ритуальных движений получается металл, то почему магия не должна сработать на вызов благословенных божьих сил? Вот как характеризует христианскую магию один из архиепископов; «Таинства суть священно­действия, которые под видимым образом действительно со­общают верующим невидимую благодать божию, суть ору­дия, которые необходимо действуют благодатию на присту­пающих к оным».

Благодать — это чудодейственная колдовская сила, ис­ходящая из Бога. Ритуалами ее можно вызвать, как дождь. Все как у папуасов...

Наворовав у язычников ритуалистики, христиане очень нервничают, когда им указывают на это, и гневно начина­ют ставить все с ног на голову, обвиняя... язычников в том, что те используют христианские таинства! Вот, например, что наивно писал по этому поводу раннехристианский тео­лог Тертуллиан: «Дьявол, стараясь извратить истину, под­ражает в языческих мистериях даже самим божественным таинствам...»

Какие же еще магические ритуалы позаимствовали христиане у язычников? О причащении (символическом поеда­нии трупа господня) и водном крещении мы уже упоминали. А есть еще миропомазание, елеосвящение, исповедь, венчание, рукоположение...

Начнем с миропомазания (от слова «миро»). Этот магический обряд представляет собой давно известный этнографам ритуал жиропомазания, при котором человека слегка, чисто символически мажут растительным или животным жиром.

 

Практически то же самое представляет собой и ритуал елеосвящения (не от слова «еле-еле», а от слова «елей», то есть растительное масло). Елеосвящение отличается от миро­помазания только сортом жира да еще тем, что елеем мажут больных и немощных, а маслом миро — вполне здоровых и упитанных.

Дело в том, что с самых древних времен у примитивных племен существовало верование, что жир является вмести­лищем души, и внутреннее или внешнее употребление жира может придать сил. Так, арабы в Восточной Африке мазались львиным жиром, монголы — курдючным салом, северные дикари — тюленьим жиром. А, скажем, на Андоманских островах при посвящении юношей в мужчины их обливали растопленным свиным салом... Сохранился ритуал жиро-помазания и у буддистов, перейдя к ним от более примитив­ных религиозных форм. Буддисты имеют обыкновение об­ливать растительным маслом статуэтку Будды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.