Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и особенности Доходного подхода к оценке НМА предприятия




Сравнительный методы оценки стоимости НМА предприятия

 

Данный подход используется для оценки НМА в сфере их купли-продажи и объединяет два метода оценки: метод среднеотраслевых (фольклорных) роялти и метод аналогов.

Метод среднеотраслевых (фольклорных) роялти предполагает существование определенных устоявшихся и потому являющихся стандартными в данной отрасли размеров лицензионных платежей, которые и становятся базой для оценки конкретного НМА. Применимость данного метода в практической деятельности отечественных предприятий существенно ограничена, причинами чего выступают:

a) малая вероятность существования самих устоявшихся среднеотраслевых роялти и их крайне слабая надежность в качестве баз сравнения;

b) невозможность оценки данным методом качественно различных НМА;

c) общие для сравнительных методов недостатки.

Метод аналогов в целом схож с параметрическими методами ценообразования, применяемыми на товарных рынках. Базой оценки здесь выступает известная стоимость объекта-аналога.

Основными недостатками данного метода являются:

a) субъективность выбора аналогов;

b) спорность принципиальной возможности качественных сравнений таких специфических объектов, как НМА;

c) общие для сравнительных методов недостатки.

Основным достоинством сравнительного подхода в целом является простота использования. К числу таковых можно отнести следующие общие для всех методов данного подхода проблемные моменты:

a) сравнительный подход пригоден только для осуществления оценок НМА при их продаже, использовать же его для обеспечения внутрикорпоративных трансакций практически невозможно;

b) данный подход пригоден только для оценки полностью готовых НМА.

c) данных подход фактически игнорирует качественную специфику и индивидуальность компонентов, образующих интеллектуальную собственность.

 

 

Методы оценки НМА предприятий, обобщенные рамками доходного подхода имеют своей основой понимание полезности как базы феномена стоимости.. Всю совокупность доходных методов можно разделить на две группы в зависимости от характера трансакций, которым они соответствуют: группа методов, используемых для оценки НМА при операциях их купли-продажи и группа методов оценки НМА для обеспечения внутрикорпоративных трансакций. Первая группа представлена следующими базовыми методами:

a) метод оценки стоимости НМА как цены отказа от конкуренции;

b) метод освобождения от роялти.

Во вторую группу входят:

a) метод избыточных прибылей;

b) метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых объектом НМА;

c) метод «большого котла».

Метод оценки стоимости НМА как цены отказа от конкуренции применяется для оценки стоимости патентов и лицензий в сфере их купли-продажи. Оценка данным методом фактически представляет собой двухшаговую процедуру с решением на каждом шаге качественно различных задач.

Метод освобождения от роялти также используется для оценки патентов и лицензий, однако в отличие от метода оценки НМА как цены отказа от конкуренции, принимает во внимание лишь цели одной из сторон возможной трансакции – текущего патентообладателя.

Метод избыточных прибылей используется для оценки неформализованной части нематериальных активов предприятий, т.е. для оценки их «гудвилла».

Метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых объектом НМА в качестве возможных оценок стоимости отдельных составляющих общего объема НМА предприятия предусматривает использование величин приведенной стоимости чистых денежных потоков, порождаемых использованием данных объектов в текущей производственной деятельности.

Метод «большого котла» применяется для получения совокупной оценки всех нематериальных активов предприятия и основывается на предположении о том, что совокупная стоимость всех реально существующих активов фирмы, скорректированная на уровень доходности предприятия, в принципе должна быть равна рыночной стоимости самого предприятия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.