Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение сферы сервиса в системе общественного производства




Структура сферы сервиса

Положение сферы сервиса в системе общественного производства

Несмотря на то, что в развитых странах в сфере услуг занято более половины трудоспособного населения, ее место в системе общественного производства определяется некоторой подчиненностью по отношению к материальному производству. Парадокса здесь нет, т. к. именно уровень развития производственных сил, потенциал материального производства определяют возможные границы в развитии отраслей услуг, устанавливают экономические и материальные ориентиры в социальном пространстве реального бытия. Материальное производство создает также и материальные ресурсы, необходимые для функционирования отраслей обслуживания, высвобождает трудовые ресурсы для использования их в сфере сервиса. Материальное производство формирует уровень и качество потребностей человека и общества, а также обеспечивает реальное удовлетворение их притязаний.

С другой стороны, сфера сервиса оказывает весьма существенное влияние на развитие материального производства, на уровень и качество жизни общества в целом.

В международной классификации отраслей принято выделять три сектора:

а) первичный (сельское хозяйство, рыболовство, охота, лесоводство). Здесь работник взаимодействует с биоприродными ресурсами, поставляя необходимое для общества биосырье, растительные материалы и продукты;

б) вторичный (индустриальные отрасли – добывающая, обрабатывающая, пищевая и легкая промышленность, а также строительная индустрия, выработка и транспортировка электро-, водо- и газовых ресурсов). В данном случае работник имеет дело с трансформацией и подготовкой целого ряда природных богатств для производственных и социальных нужд, участвует в промышленном производстве, вырабатывает пищевые продукты и т. д.;

в) третичный (сфера услуг – экономика услуг). Здесь работник взаимодействует с людьми и производственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их специфических потребностей, как не связанных впрямую с производством, так и связанных с ним. Третичный сектор экономики, с одной стороны, имеет значительную историю (парикмахерские, бани, гостиницы). С другой стороны, этот сектор стал интенсивно развиваться после повышения эффективности первых двух секторов (надо освободить людей для сферы услуг и создать свободное время для них). Так появилась необходимость в отдыхе, поездках, санаторном лечении и т. д.

Чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).

В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:

Третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);

Четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);

Пятеричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).

В последние десятилетия в сфере сервиса наряду с появлением новых услугоемких производств получила развитие так называемая «экстернализация» услуг – выделение в самостоятельные секторы сервиса операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. Экстернализация услуг не сводится к перемещению услуг из одной сферы в другую. Это явление качественного порядка, обеспечивающее расширение ассортимента услуг, повышение их качества и снижение экономических затрат на их производство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.