КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем 1 страница
§11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС». ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ 1. ВИДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ Все системы (технические, социальные, экономические и др.) развиваются во времени и пространстве: • изменяется объем производства (или другой деятельности); «совершенствуется само производство; • улучшается качество производимых товаров и услуг; • изменяется их номенклатура; • осваиваются новые ниши на рынке и т.д. Развитие систем требует определенных ресурсов: капиталовложения, оборудование, технологии, персонал и др. Различают два вида развития систем: интенсивное и экстенсивное. При интенсивном развитии темпы прироста эффективности систем выше темпов прироста расходуемых ресурсов. При экстенсивном развитии темпы прироста эффективности ниже темпов прироста затрат ресурсов. Проведенные наблюдения и опыт показывают, что любые мероприятия по совершенствованию предоставления услуг и развития производства, например наращивание фондов, механизация, применение новых организационных форм и технологий, сначала дают существенную отдачу, а затем получаемый эффект сокращается (табл. 14,15). Таблица 14 Прирост прибыли при росте уровня механизации (УМ) работ технического обслуживания и ремонта автомобилей на 1%
Таблица 15
То есть, наблюдается «насыщение», характеризуемое законом убывающей эффективности использования ресурсов.
Рассмотрим простейший пример, иллюстрирующий одну из причин убывания эффективности. Имеется парк автомобилей, каждый из которых обеспечивает средний индивидуальный показатель эффективности qo. В течение t лет парк равномерно обновляется новыми автомобилями с большим индивидуальным показателем qH>qo. Каков абсолютный и относительный прирост показателя эффективности парка при сохранении его размера? Очевидно, за t лет произойдет полное обновление парка и абсолютный прирост показателя его эффективности (при прочих равных условиях) возрастает в qH/qo раз. Что касается относительного прироста при переходе от t-1 Ktnpn t(l, tто он будет сокращаться, так как удельный вес новых изделий в парке возрастает и, следовательно, влияние каждой порции новых изделий сокращается (рис. 22).
Естественно, что в реальных экономических и производственных условиях механизм реализации нововведений сложнее и, помимо рассмотренного выше (табл. 16), должен учитывать прибыльность нововведения, массовость реализации и ряд других факторов. В общем виде закон убывающей эффективности описывается производственной функцией, классическая форма которой приведена ниже: (6) где X - выпуск продукции, оиьемы предоставляемых услуг, которые должны отвечать соответствующему спросу (§5); А - коэффициент масштаба; К - объем основных производственных фондов;
L - численность персонала; ц -коэффициент эластичности выпуска продукции при росте основных фондов; 1-|i - то же, при росте трудовых ресурсов. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов растёт выпуск продукции при росте соответствующего ресурса (основных фондов или трудовых ресурсов) на 1% без изменения его качественного состава. Сформулируем следующее правило управления инновационными процессами развития производства. Правило №17. Применение и развитие технически однородных средств, технологических методов и персонала неизменной квалификации неизбежно приводят к постепенному сокращению интенсивности улучшения показателей эффективности систем, т.е. экстенсивным формам развития производства и общества. 2. РОЛЬТЕХНОЛОГИИ На важнейший показатель эффективности - производительность тРУда - практически в равной степени влияет фондовооруженность и Уровень технологии производства (рис. 23): (7) где П - производительность труда; У - уровень технологии производства; Ф - фондовооруженность. Таким образом, при сохранении технологического уровня производ- СТва (сервиса, торговли) рост фондовооруженности приводит к экстен- СИвному, т.е. замедляющему приросту производительности и других подателей эффективности. Поэтому следующим правилом управления ю6ым производством или предоставления услуг является: Правило №18. Любые нововведения (машины, оборудование, оснастка, методы предоставления услуг) будут эффективны, если они реализуются в рамках соответствующей им новой технологии и организации производства. Вне новой технологии не может быть НТП. Технология - это инструмент и следствие НТП. Примеры: • Применение современных систем управления рабочими процессами двигателя (впрыск, нейтрализация отработавших газов) дает эффект только при использовании в эксплуатации адекватных средств и технологий контроля и обслуживания, а также квалифицированного персонала. • Центры управления производством на АТП оказывались малоэффективными, так как привязывались к существующей отсталой технологии, связи, документообороту. • Эффективность применения автопоездов большой грузоподъемности существенно снижается при отсутствии соответствующего погрузочно-разгрузочного оборудования.
Из сказанного ясна важность хорошей технологической и ор ганизационной подготовки и сопровождения любого нововведе ния. 3. ИННОВАЦИИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Одним из распространенных методов повышения эффективности систем, обеспечения интенсивных форм развития является их обновление, то есть применение инноваций - новой техники, технологии, организации производства, информационного обеспечения, новых видов услуг и т. д. Обычно это определяется понятием научно-технический прогресс (НТП). Под научно-техническим прогрессом понимается технологическое применение науки, единое, взаимообусловленное и поступательное развитие науки, техники и технологии, служащее основой социального развития общества. В ряде стран аналогом аббревиатуры НТП является понятие RandD (Research and Development), т.е. исследования и развитие (разработки). Главными показателями научно-технического прогресса являются, во-первых, рост технико-экономического уровня нововведений по сравнению с заменяемыми объектами; во-вторых, темпы замены, т.е. обновления. Одним из известных подходов при описании темпов распространения нововведений является использование механизма диффузии нововведений в соответствующую производственную, социальную или экономическую среду, состоящую из п объектов: (8) где m(t) - число предмришии, применивших к моменту t нововведения, или число внедренных в системе новых изделий, технологий, организационных схем; п - общее число предприятий, потенциальных пользователей нововведений, или потенциальный парк изделий, m(t)->n; ф - показатель интенсивности распространения нововведений: (9) Ь, с, d - коэффициенты, ифяжающие специфику отрасли; П - показатель прибыльности нововведения; К - показатель капиталоемкости нововведения; Z - случайная ошибка. Необходимо отметить, что на разных этапах развития системы экстенсивные формы могут переходить в интенсивные и наоборот.
§ 12. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ Планирование, разработка и реализация новых средств труда, Те*нологий, видов услуг проходят ряд характерных этапов, результативность которых, как правило хорошо описывается (с учётом формул 6, 8, ' так называемой S-образной (логистической) кривой эффективности (Рис. 24, 25): о
1973 1976 1979 1982 Рис. 24. Схема влияния комплекса мероприятий на экономию топлива грузовым парком США: 1 - общая экономия; 2 - дизелизация; 3 - регулирование включения вентилятора; 4 - радиальные шины; 5 - обтекатели и аэродинамические формы; 6 - прочие.
Расход топлива (л/100 км) 101 II II II II II t-;.-I' T~~ri 5 1974 1977 1980 1983 1986 1989 1992 1994 1 Средний фактический запас хода новых автомобилей (мили/галлон)
2------- Средний фактический расход топлива новых автомобилей (л/100 км) 3 * Федеральный стандарт США по запасу хода (мили/галлон) Рис. 25. Топливная экономичность новых автомобилей производства США Рассмотрим в рамках НТП схему замены существующих объектов- изделий, технологий и т.п. (1, рис 26) на новые (2 или 2'), более эффективные. Показатели эффективности существующего объекта характеризуются графиком 1 (АВН), а нового 2 (GBC) или 2'(LDE). Для логистической кривой эффективности характерны следующие этапы, которые на рис. 26 отнесены к новому объекту для случая 2
На первом этапе (1г - стадия разработки и освоения) показатели эффективности новых средств производства или технологии (2) могут Уступать соответствующим показателям предшественников (1). На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, т.е. отсутствие прибыли (Рис. 27). Он связан с дополнительными затратами на исследования, разработки, маркетинговый анализ, конструирование, испытания, обучение и аДаптацию персонала. На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не яс- ИЬ|> особенно важна правильная техническая и экономическая портика системы, подкрепляемая реальной финансовой и организационной поддержкой новых разработок.
На втором этапе (1Ы показатели эффективности новых средств труда, услуг или технологий (2. рис. 26) начинают превосходить традиционные (1) и наступает фондосберегающий период НТП. На третьем этапе (ИЫ новые изделия или технологии вытесняют традиционные, но одновременно происходит и исчерпание потенциальных возможностей "новых решений" (2) и эффект от их применения затухает. Назревает необходимость новой замены изделий и технологий 2 на следующее третье поколение. На основании анализа функций эффективности формулируется следующее правило. Правило №19. Интенсивные и ресурсосберегающие формы разви- тия производства не возникают самопроизвольно а обеспечиваются своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления. Этапы разработки и реализации нововведений обычно описывается в соответствующих проектах, бизнес-планах которые содержат характеристику нововведения, систему показателей, критериев и методов оценки эффективности в процессе их разработки и реализации, применяемых на разных уровнях управления. Рассмотрим эффекты при разных вариантах реализации нововведения (рис. 26). 1- й вариант Если за период ti -14 замены вообще не происходит, то использоваться будут только старые объекты, а общий эффект будет определяться площадью Fi под кривой АВН. 2- й вариант При внедрении нововведения 2 с началом разработки t2, эффект в системе зависит от следующих факторов: • дополнительного эффекта (+) от нововведения на Иг-м и Ш2-м этапах, характеризуемого площадью F2 (ВСН); . потерь (-), связанных с худшими показателями у нововведения на этапе h, характеризуемых площадью F3 (GMB); • соотношения количества новых и заменяемых объектов в кон- моменты времени t. 3- й вариант Если нововведение (2') вводится с опозданием, в момент t3, то за тот же период эффект будет определяться лучшими показателями нововведения (+), зависящими от площади F4 (DEH), потерями (-), связанными с поздней реализацией нововведения - площадь F5 (LRD) и соотношением новых и старых объектов в системе. При этом, очевидно, что даже по сравнению с 1-м вариантом дополнительный эффект минимален или отсутствует. Из примера следует ещё одно правило рационального управления. Правило №20. Важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне является, во-первых, определение рационального момента начала такого планирования, создание необходимого научного, маркетингового, конструкторского и технологического задела; во- вторых, определение момента и темпов перехода к новым техническим, технологическим и организационным решениям. Итак, НТП основан на поиске и разработке принципиально новых Решений, что в рыночных условиях с точки зрения успешной реализации связано, как минимум, с двумя видами рисков (рис. 28) 1) Риск неудачи разработки (Н), связанный с потерей времени и инвестиций, вложенных в оказавшиеся неперспективными решения; 2) риск устаревания или недостаточной новизны (У) разработки, который, как правило, вызван «экономией» инвестиций в разработки (анализ рынка, оборудование, научные коллективы, опытные образцы, глубину и продолжительность испытаний).
Из рис. 28 следует, что чрезмерная перестраховка (малые значения Н1<Н2)может привести к устареванию нововведений (У^Уг). Правило №21. При планировании и финансировании поисковых и фундаментальных работ, являющихся основой принципиально новых решений, следует учитывать фактор риска и невозможность абсолютно точного определения технико-экономического эффекта нововведений. Правило №22. В реальных системах сосуществуют и одновременно функционируют элементы (изделия, услуги, технологии) разных поколений и уровней, причем во времени их удельный вес и влияние на эффективность самой системы меняются. Действительно, при оценке и прогнозе влияния легкового парка Бельгии (всего 100%) на экологический ущерб[4] вклад автомобилей, соответствующих уровню Евро-0, в 1998 г. составил (%): 65-67, 2000 г. - 38- i б ЭУ, млрд. евро Рис. 29. Оценка и прогноз экологического ущерба (ЭУ) от легкового парка Бельгии. Автомобили, соответствующие экологическим требованиям: 1- Евро-1, 2 - Евро-2, 3 - Евро-3, 4 - Евро-4, 5 - Евро-5. Последовательность обновления и определенная консервативность и инерционность больших систем чрезвычайно важны, так как создает условия их стабильного функционирования и развития, предсказуемости, а также защиты системы в случае неудачи и ошибок при принятии решений. Например, ошибка с оценкой начала применения автомобилей, соответствующих Евро-4 (2008-2010 гг. вместо 2004-2005 гг.) не изменит общей тенденции, но скажется на оценке суммарного ущерба в 2010 г. в пределах 14-18%. Для предварительных оценок предпочтительности разработок нововведений можно использовать следующую формулу: (11) где П3 - предпочтительность затрат на разработку нововведений. О - отдача от нововведений. F - вероятность риска - неуспеха разработки и реализации нововведений за заданное время. 3 - затраты, необходимые для разработки и создания нововведения. Согласно международным подходам программа разработки ново- ВВеАений может приниматься к рассмотрению, если Пз >3. Для более полной комплексной оценки эффективности нововведений суммируют затраты с учетом факторов риска на создание, изготовление, эксплуатацию и утилизацию изделия, относя их к выполненной за жизненный цикл полезной работе. Например, для автомобиля учитываются затраты на проектирование, изготовление, реализацию, организацию перевозочного процесса, хранение, заправку, техническое обслуживание и ремонт, утилизацию, сумма которых относится к выполненной за жизненный цикл полезной работе или эффективности (ткм, пасс км, т, пасс, прибыль), а в простейшем варианте - к общей наработке. Чем больше прибыли и удельные (приведенные) затраты, тем экономичнее нововведение. При этом элементы затрат целесообразно не только определять, но их реализацию контролировать, используя целевые нормативы (см. § 6). I Правило №23 Расчет экономического эффекта от применения но- I вовведений необходимо проводить не только за отдельные этапы (I, II, III, рис. 26), а за весь расчетный период функционирования нововведения, его удельный вес в системе. При этом за начало расчетного периода принимается год выделения средств на НИОКР или маркетинговый анализ. За конец расчетного периода принимается год полного вывода разрабатываемого нововведения из эксплуатации из-за наступившего физического или морального устаревания. Таким образом, расчетный период включает весь жизненный цикл нововведения: исследование, разработка, серийное производство, эксплуатация, списание, утилизация. §13 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ В рыночных условиях реализация нововведений требует не только их детальной разработки, но и серьезной финансовой поддержки, а также принятия нововведения рынком. Правило №24. Для крупных мероприятий и тем более программ, затрагивающих внешние аспекты деятельности предприятия (клиентура, конкуренты, инвесторы), общепринятым в рыночных условиях инструментом планирования нововведений является бизнес-план. Бизнес-план - это инструмент среднесрочного планирования производственно-хозяйственной, финансовой и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях, имеющей конечной целью прирост его капитала и повышение конкурентоспособности. Бизнес-план занимает промежуточное положение между стратегическим долгосрочным планированием и годовым маркетинговым планом. Обычно бизнес-план составляется на 5 лет. Особенностью бизнес-плана является его предназначение не только для предприятия, но главным образом для внешней среды - возможных инвесторов и партнеров. В бизнес-плане формулируются и даются ответы на следующие основные вопросы: • что представляет в настоящее время и будет представлять в ближайшие годы (до 5 лет) предприятие (фирма)? • какие новые услуги предлагаются потребителям и есть ли платежеспособный спрос на них? • какие рынки (местные, региональные, национальные, зарубежные) планируется обслуживать? • каким образом планируется превзойти конкурентов и расширить сферу деятельности предприятия? • почему кредит, инвестиции или лизинг сделают предприятие более доходным и конкурентоспособным? Согласно складывающейся международной и отечественной практике бизнес-план имеет следующие основные разделы. 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Включает: полное название и адрес предприятия; фамилию руководителя, номер телефона (телетайпа, факса); краткое изложение сути и цели предполагаемого проекта или мероприятия; результаты реализации; общую стоимость проекта и потребность в финансировании; возможные источники финансирования и условия кредитования; гарантии по возврату кредита. 2. МЕМОРАНДУМ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ 3. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ По сути дела, является краткой аннотацией (2-4 стр.) и составляется после формирования основных разделов бизнес-плана. В ней приводятся следующие основные сведения: • краткая справка об отрасли, сегменте рынка; • сведения о предприятии, размере, перспективах развития; • предпосылки реализации проекта; • прогноз спроса на услуги данного предприятия и возможности их реализации; • экономические показатели деятельности предприятия: прибыль, рентабельность, доходность инвестируемого капитала и др.; • сумма и адресность необходимого финансирования; • конкурентные преимущества предприятия и их рост при реализации предлагаемого проекта. 4.ОТРАСЛЬ, КОМПАНИЯ И ЕЕ БИЗНЕС В разделе дается характеристика отрасли, в которой работает или °УДет работать предприятие, возникающие проблемы и возможные СГ|особы их решения, в том числе и на уровне предприятия. 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ Цель этого раздела - убедить потенциальных инвесторов, партнеров в способности руководящего персонала предприятия эффективно реализовать мероприятия бизнес-плана. К характеристикам организационной структуры предприятия относятся: • перечень подразделений и их функции; • распределение обязанностей персонала подсистемы управления предприятия; • схемы и методы взаимодействия подразделений (подсистем) предприятия (система); • информационная обеспеченность руководства; • заинтересованность персонала предприятия в достижении поставленных целей; • новые виды работ, определяемые целями бизнес-плана; • квалификация персонала и его соответствие новым или измененным целям. При этом определяется необходимость и возможность: а) повышения квалификации и переучивания руководящего со става предприятия; б) привлечения нового персонала; в) изменения требований к кадрам массовых профессий (води телям, ремонтникам). Необходимость их обучения, переучивания, замены; г) необходимость внешнего консультирования при анализе, принятии решений и управлении. 6. УСЛУГИ Потенциальному инвестору необходимо четко представлять потребительские свойства услуг, предлагаемых предприятием и оценить возможный платежеспособный спрос на них. Главное внимание в этом разделе необходимо уделять качеству, надежности и безопасности услуг, их отличию от аналогичных услуг, предлагаемых конкурентами. 7. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА Цель данного раздела - убедить потенциального инвестора в том, что услуги предприятия имеют значительный рынок и являются наиболее конкурентоспособными. Анализ рынка необходим для выявления новых клиентов, прогнозирования спроса на перевозки и услуги, более глубокого проникновения на рынок, изучения поведения конкурентов - других транспортных, сервисных и экспедиционных предприятий. 8. ПЛАН МАРКЕТИНГА Под маркетингом понимается система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на получение прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия и удовлетворения конкретных потребностей конкретного потребителя. План маркетинга - это стратегия работы предприятия на рынке услуг; в нем согласовываются возможности предприятия и запросы потребителей. Обычно получение дополнительной прибыли связано с изменени- eivi или расширением деятельности предприятия на рынке, которые возможны по следующим основным направления: "I) Проникновение на рынок услуг, т.е. увеличение объема продаж имеющихся услуг на существующих рынках за счет более активной маркетинговой политики. 2) Расширение рынка сбыта услуг, выход на новые рынки, т.е. привлечение новых сегментов рынка. 3) Разработка новых видов услуг для существующих рынков, улучшение потребительских характеристик этих услуг. Важнейшей частью плана маркетинга являются мероприятия по повышению качества услуг. 9.СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Основная цель данного раздела представить информацию по производственной, технологической и ресурсной обеспеченности выполнения услуг, определить мероприятия по обеспечению, поддержанию и развитию производства производства. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Эта важнейшая часть бизнес-плана включает ряд подразделов, содержащих материалы по кварталам года (на 5 лет): 1) Прогнозирование объемов реализации услуг по годам. 2) Определение затрат на реализацию услуг. 3) Оценку планируемой прибыли и точки критического объема реализации услуг (КОР). КОР определяет объем услуг и время достижения равновесия между доходами от реализации услуг и затратами на их производство и предоставление. 4) Оценку риска и страхование. Рентабельность с учетом фактора риска определяется по следующей формуле:
(12) где R - рентабельность мероприятий бизнес-плана; F - риск; (1-F) - вероятность технического успеха мероприятия (мероприятий), характеризующая техническую (технологическую) осуществимость мероприятия; D - доля реализуемого объема (новые услуги, дополнительные объемы и т.д.); П - прибыль; 3Е- общие издержки. В финансовом разделе бизнес-плана определяются источники финансирования, которыми могут быть: • собственные средства, формируемые из амортизационных отчислений и прибыли; • банковский кредит; • лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, транспортных средств, производственных и других помещений, а в последние годы - и персонала;
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |