Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем 1 страница




§11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ

ПРОГРЕСС». ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ

1. ВИДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ

Все системы (технические, социальные, экономические и др.) раз­виваются во времени и пространстве:

• изменяется объем производства (или другой деятельности);

«совершенствуется само производство;

• улучшается качество производимых товаров и услуг;

• изменяется их номенклатура;

• осваиваются новые ниши на рынке и т.д.

Развитие систем требует определенных ресурсов: капиталовложе­ния, оборудование, технологии, персонал и др.

Различают два вида развития систем: интенсивное и экстенсивное.

При интенсивном развитии темпы прироста эффективности систем выше темпов прироста расходуемых ресурсов.

При экстенсивном развитии темпы прироста эффективности ниже темпов прироста затрат ресурсов.

Проведенные наблюдения и опыт показывают, что любые меро­приятия по совершенствованию предоставления услуг и развития произ­водства, например наращивание фондов, механизация, применение новых организационных форм и технологий, сначала дают существенную отдачу, а затем получаемый эффект сокращается (табл. 14,15).

Таблица 14

Прирост прибыли при росте уровня механизации (УМ) работ технического обслуживания и ремонта автомобилей на 1%

Изменение УМ,% Изменение ДП,%
10->11 3,6
34 -> 35 0,6
44->45 0,4

 

Таблица 15

Сокращение среднего нормативного расхода топлива новыми легковыми автомобилями США

Годы Сокращение расхода топлива
л/100 км. %
1975-80 1,1  
1980-85 0,28  
1985-90 0,04 3,6
1990-95 0,02 1,8

 

То есть, наблюдается «насыщение», характеризуемое законом убывающей эффективности использования ресурсов.

Рассмотрим простейший пример, иллюстрирующий одну из причин убывания эффективности. Имеется парк автомобилей, каждый из кото­рых обеспечивает средний индивидуальный показатель эффективности qo. В течение t лет парк равномерно обновляется новыми автомобилями с большим индивидуальным показателем qH>qo. Каков абсолютный и относительный прирост показателя эффективности парка при сохране­нии его размера? Очевидно, за t лет произойдет полное обновление пар­ка и абсолютный прирост показателя его эффективности (при прочих равных условиях) возрастает в qH/qo раз. Что касается относительного

прироста при переходе от t-1 Ktnpn t(l, tто он будет сокращаться, так

как удельный вес новых изделий в парке возрастает и, следовательно, влияние каждой порции новых изделий сокращается (рис. 22).

t=1 t=9

Рис. 22. Изменение соотношения в парке новых (1) и заменяемых (2) изделий

 

 

В таблице 16 приведены результаты соответствующих расчетов для t=10 и qH=2q0. Таблица 16 Изменение абсолютных и относительных показателей эффективности системы при реализации нововведения, %
Периоды, t показатели эффективности
абсолютные относительные
    10,0
    9,1
    8,3
    7,7
    7,1
    6,7
    6,2
    5,9
    5,6
    5,3 1

Естественно, что в реальных экономических и производственных условиях механизм реализации нововведений сложнее и, помимо рас­смотренного выше (табл. 16), должен учитывать прибыльность нововве­дения, массовость реализации и ряд других факторов.

В общем виде закон убывающей эффективности описывается про­изводственной функцией, классическая форма которой приведена ни­же:

(6)

где X - выпуск продукции, оиьемы предоставляемых услуг, которые должны отвечать соответствующему спросу (§5);

А - коэффициент масштаба;

К - объем основных производственных фондов;

L - численность персонала;

ц -коэффициент эластичности выпуска продукции при росте ос­новных фондов;

1-|i - то же, при росте трудовых ресурсов.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов растёт выпуск продукции при росте соответствующего ресурса (основных фондов или трудовых ресурсов) на 1% без изменения его качественного

состава.

Сформулируем следующее правило управления инновационными процессами развития производства.

Правило №17. Применение и развитие технически однородных

средств, технологических методов и персонала не­изменной квалификации неизбежно приводят к по­степенному сокращению интенсивности улучшения показателей эффективности систем, т.е. экстенсив­ным формам развития производства и общества.

2. РОЛЬТЕХНОЛОГИИ

На важнейший показатель эффективности - производительность тРУда - практически в равной степени влияет фондовооруженность и Уровень технологии производства (рис. 23):

(7)

где П - производительность труда;

У - уровень технологии производства;

Ф - фондовооруженность.

Таким образом, при сохранении технологического уровня производ- СТва (сервиса, торговли) рост фондовооруженности приводит к экстен- СИвному, т.е. замедляющему приросту производительности и других по­дателей эффективности. Поэтому следующим правилом управления юм производством или предоставления услуг является:

Правило №18. Любые нововведения (машины, оборудование, ос­настка, методы предоставления услуг) будут эффек­тивны, если они реализуются в рамках соответст­вующей им новой технологии и организации произ­водства. Вне новой технологии не может быть НТП. Технология - это инструмент и следствие НТП.

Примеры:

• Применение современных систем управления рабочими процес­сами двигателя (впрыск, нейтрализация отработавших газов) да­ет эффект только при использовании в эксплуатации адекватных средств и технологий контроля и обслуживания, а также квали­фицированного персонала.

• Центры управления производством на АТП оказывались мало­эффективными, так как привязывались к существующей отста­лой технологии, связи, документообороту.

• Эффективность применения автопоездов большой грузоподъем­ности существенно снижается при отсутствии соответствующего погрузочно-разгрузочного оборудования.

Рис. 23. Влияние уровня технологии (У) на производительность (П)

 

Из сказанного ясна важность хорошей технологической и ор ганизационной подготовки и сопровождения любого нововведе ния.

3. ИННОВАЦИИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Одним из распространенных методов повышения эффективности систем, обеспечения интенсивных форм развития является их обновле­ние, то есть применение инноваций - новой техники, технологии, орга­низации производства, информационного обеспечения, новых видов услуг и т. д. Обычно это определяется понятием научно-технический прогресс (НТП).

Под научно-техническим прогрессом понимается технологиче­ское применение науки, единое, взаимообусловленное и поступа­тельное развитие науки, техники и технологии, служащее основой социального развития общества.

В ряде стран аналогом аббревиатуры НТП является понятие RandD (Research and Development), т.е. исследования и развитие (раз­работки).

Главными показателями научно-технического прогресса являются, во-первых, рост технико-экономического уровня нововведений по срав­нению с заменяемыми объектами; во-вторых, темпы замены, т.е. обнов­ления.

Одним из известных подходов при описании темпов распростране­ния нововведений является использование механизма диффузии ново­введений в соответствующую производственную, социальную или эко­номическую среду, состоящую из п объектов:

(8)

где m(t) - число предмришии, применивших к моменту t нововведе­ния, или число внедренных в системе новых изделий, технологий, организационных схем; п - общее число предприятий, потенциальных пользователей нововведе­ний, или потенциальный парк изделий, m(t)->n; ф - показа­тель интенсивности распространения нововведений:

(9)

Ь, с, d - коэффициенты, ифяжающие специфику отрасли;

П - показатель прибыльности нововведения;

К - показатель капиталоемкости нововведения;

Z - случайная ошибка.

Необходимо отметить, что на разных этапах развития системы экс­тенсивные формы могут переходить в интенсивные и наоборот.

§ 12. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ

Планирование, разработка и реализация новых средств труда, Те*нологий, видов услуг проходят ряд характерных этапов, результатив­ность которых, как правило хорошо описывается (с учётом формул 6, 8, ' так называемой S-образной (логистической) кривой эффективности (Рис. 24, 25):


о

где n(t) - показатель эффективности; Пп - предельное значение показателя эффективности;
Ш dt

Величина
лей эффективности в начальный момент.
характеризует интенсивность изменения показате­

1973 1976 1979 1982 Рис. 24. Схема влияния комплекса мероприятий на экономию топ­лива грузовым парком США: 1 - общая экономия; 2 - дизелизация; 3 - регулирование включения вентилятора; 4 - радиальные шины; 5 - обтекатели и аэродинами­ческие формы; 6 - прочие.


 

 


Расход топлива (л/100 км)

101 II II II II II t-;.-I' T~~ri 5 1974 1977 1980 1983 1986 1989 1992 1994

1 Средний фактический запас хода новых автомобилей (мили/галлон)

Запас хода (мили/галлон)

2------- Средний фактический расход топлива новых автомобилей (л/100 км)

3 * Федеральный стандарт США по запасу хода (мили/галлон)

Рис. 25. Топливная экономичность новых автомобилей производст­ва США

Рассмотрим в рамках НТП схему замены существующих объектов- изделий, технологий и т.п. (1, рис 26) на новые (2 или 2'), более эффек­тивные.

Показатели эффективности существующего объекта характеризу­ются графиком 1 (АВН), а нового 2 (GBC) или 2'(LDE).

Для логистической кривой эффективности характерны следующие этапы, которые на рис. 26 отнесены к новому объекту для случая 2

Рис. 26. Этапы подготовки и реализации нововведений 1 - существующее изделие, технология, услуга; 2 - новое (заменяющее) с началом разработки t2; 2' - то же, с запаздыванием начала разработки - fe; П1П - предельное значение показателя эффективности для суще­ствующих изделий или технологий (1); Пг" - то же, для заменяющих (2).

 

На первом этапе (1г - стадия разработки и освоения) показатели эффективности новых средств производства или технологии (2) могут Уступать соответствующим показателям предшественников (1). На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, т.е. отсутствие прибыли

(Рис. 27).

Он связан с дополнительными затратами на исследования, разра­ботки, маркетинговый анализ, конструирование, испытания, обучение и аДаптацию персонала.

На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не яс- ИЬ|> особенно важна правильная техническая и экономическая по­ртика системы, подкрепляемая реальной финансовой и организа­ционной поддержкой новых разработок.

Рис. 27. Изменение эффективности нововведений

 

На втором этапе (1Ы показатели эффективности новых средств труда, услуг или технологий (2. рис. 26) начинают превосходить тради­ционные (1) и наступает фондосберегающий период НТП.

На третьем этапе (ИЫ новые изделия или технологии вытесняют традиционные, но одновременно происходит и исчерпание потенциаль­ных возможностей "новых решений" (2) и эффект от их применения за­тухает. Назревает необходимость новой замены изделий и технологий 2 на следующее третье поколение.

На основании анализа функций эффективности формулируется следующее правило.

Правило №19. Интенсивные и ресурсосберегающие формы разви-

тия производства не возникают самопроизвольно а обеспечиваются своевременным переходом к но­вым техническим решениям, технологическим про­цессам и формам управления.

Этапы разработки и реализации нововведений обычно описывается в соответствующих проектах, бизнес-планах которые содержат характе­ристику нововведения, систему показателей, критериев и методов оцен­ки эффективности в процессе их разработки и реализации, применяемых на разных уровнях управления.

Рассмотрим эффекты при разных вариантах реализации нововве­дения (рис. 26).

1- й вариант

Если за период ti -14 замены вообще не происходит, то использо­ваться будут только старые объекты, а общий эффект будет опреде­ляться площадью Fi под кривой АВН.

2- й вариант

При внедрении нововведения 2 с началом разработки t2, эффект в системе зависит от следующих факторов:

• дополнительного эффекта (+) от нововведения на Иг-м и Ш2-м этапах, характеризуемого площадью F2 (ВСН);

. потерь (-), связанных с худшими показателями у нововведения на этапе h, характеризуемых площадью F3 (GMB);

• соотношения количества новых и заменяемых объектов в кон- моменты времени t.

3- й вариант

Если нововведение (2') вводится с опозданием, в момент t3, то за тот же период эффект будет определяться лучшими показа­телями нововведения (+), зависящими от площади F4 (DEH), поте­рями (-), связанными с поздней реализацией нововведения - площадь F5 (LRD) и соотношением новых и старых объектов в системе.

При этом, очевидно, что даже по сравнению с 1-м вариантом до­полнительный эффект минимален или отсутствует.

Из примера следует ещё одно правило рационального управления.

Правило №20. Важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне является, во-первых, определение рацио­нального момента начала такого планирования, создание необходимого научного, маркетингового, конструкторского и технологического задела; во- вторых, определение момента и темпов перехода к новым техническим, технологическим и организаци­онным решениям.

Итак, НТП основан на поиске и разработке принципиально новых Решений, что в рыночных условиях с точки зрения успешной реализа­ции связано, как минимум, с двумя видами рисков (рис. 28)

1) Риск неудачи разработки (Н), связанный с потерей времени и ин­вестиций, вложенных в оказавшиеся неперспективными реше­ния;

2) риск устаревания или недостаточной новизны (У) разработки, который, как правило, вызван «экономией» инвестиций в разра­ботки (анализ рынка, оборудование, научные коллективы, опыт­ные образцы, глубину и продолжительность испытаний).

Возможность неудачи разработки Рис. 28. Соотношение устаревания или неудачи при разработке нововведений

 

Из рис. 28 следует, что чрезмерная перестраховка (малые значе­ния Н12)может привести к устареванию нововведений (У^Уг).

Правило №21. При планировании и финансировании поисковых и фундаментальных работ, являющихся основой принципиально новых решений, следует учитывать фактор риска и невозможность абсолютно точного определения технико-экономического эффекта но­вовведений.

Правило №22. В реальных системах сосуществуют и одновременно функционируют элементы (изделия, услуги, техноло­гии) разных поколений и уровней, причем во време­ни их удельный вес и влияние на эффективность самой системы меняются.

Действительно, при оценке и прогнозе влияния легкового парка Бельгии (всего 100%) на экологический ущерб[4] вклад автомобилей, соот­ветствующих уровню Евро-0, в 1998 г. составил (%): 65-67, 2000 г. - 38-
42, 2005 г. - 10-13, 2010 г. - 0%. Соответственно, автомобили Евро-1: 19- 21 [ 23-25, 18-22, 2-6%; Евро-3: 0-1,6-8, 26-30, 35-39% (рис. 29).

i б ЭУ, млрд. евро

Рис. 29. Оценка и прогноз экологического ущерба (ЭУ) от легкового парка Бельгии.

Автомобили, соответствующие экологическим требованиям:

1- Евро-1, 2 - Евро-2, 3 - Евро-3, 4 - Евро-4, 5 - Евро-5.

Последовательность обновления и определенная консервативность и инерционность больших систем чрезвычайно важны, так как создает условия их стабильного функционирования и развития, предсказуемости, а также защиты системы в случае неудачи и ошибок при принятии реше­ний. Например, ошибка с оценкой начала применения автомобилей, со­ответствующих Евро-4 (2008-2010 гг. вместо 2004-2005 гг.) не изменит общей тенденции, но скажется на оценке суммарного ущерба в 2010 г. в пределах 14-18%.

Для предварительных оценок предпочтительности разработок но­вовведений можно использовать следующую формулу:

(11)

где П3 - предпочтительность затрат на разработку нововведений.

О - отдача от нововведений.

F - вероятность риска - неуспеха разработки и реализации но­вовведений за заданное время.

3 - затраты, необходимые для разработки и создания нововве­дения.

Согласно международным подходам программа разработки ново- ВВеАений может приниматься к рассмотрению, если Пз >3.


Для более полной комплексной оценки эффективности нововведе­ний суммируют затраты с учетом факторов риска на создание, изготов­ление, эксплуатацию и утилизацию изделия, относя их к выполненной за жизненный цикл полезной работе. Например, для автомобиля учитыва­ются затраты на проектирование, изготовление, реализацию, организа­цию перевозочного процесса, хранение, заправку, техническое обслужи­вание и ремонт, утилизацию, сумма которых относится к выполненной за жизненный цикл полезной работе или эффективности (ткм, пасс км, т, пасс, прибыль), а в простейшем варианте - к общей наработке. Чем больше прибыли и удельные (приведенные) затраты, тем экономичнее нововведение.

При этом элементы затрат целесообразно не только определять, но их реализацию контролировать, используя целевые нормативы (см. § 6). I

Правило №23 Расчет экономического эффекта от применения но- I вовведений необходимо проводить не только за от­дельные этапы (I, II, III, рис. 26), а за весь расчетный период функционирования нововведения, его удельный вес в системе.

При этом за начало расчетного периода принимается год выделе­ния средств на НИОКР или маркетинговый анализ. За конец расчетно­го периода принимается год полного вывода разрабатываемого ново­введения из эксплуатации из-за наступившего физического или мораль­ного устаревания.

Таким образом, расчетный период включает весь жизненный цикл нововведения: исследование, разработка, серийное производство, экс­плуатация, списание, утилизация.

§13 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

В рыночных условиях реализация нововведений требует не только их детальной разработки, но и серьезной финансовой поддержки, а также принятия нововведения рынком.

Правило №24. Для крупных мероприятий и тем более программ, затрагивающих внешние аспекты деятельности предприятия (клиентура, конкуренты, инвесторы), общепринятым в рыночных условиях инструментом планирования нововведений является бизнес-план.

Бизнес-план - это инструмент среднесрочного планирования производственно-хозяйственной, финансовой и сбытовой деятель­ности предприятия в рыночных условиях, имеющей конечной це­лью прирост его капитала и повышение конкурентоспособности.

Бизнес-план занимает промежуточное положение между страте­гическим долгосрочным планированием и годовым маркетинговым пла­ном. Обычно бизнес-план составляется на 5 лет.

Особенностью бизнес-плана является его предназначение не толь­ко для предприятия, но главным образом для внешней среды - возмож­ных инвесторов и партнеров.

В бизнес-плане формулируются и даются ответы на следующие ос­новные вопросы:

• что представляет в настоящее время и будет представлять в ближайшие годы (до 5 лет) предприятие (фирма)?

• какие новые услуги предлагаются потребителям и есть ли плате­жеспособный спрос на них?

• какие рынки (местные, региональные, национальные, зарубеж­ные) планируется обслуживать?

• каким образом планируется превзойти конкурентов и расши­рить сферу деятельности предприятия?

• почему кредит, инвестиции или лизинг сделают предприятие бо­лее доходным и конкурентоспособным?

Согласно складывающейся международной и отечественной прак­тике бизнес-план имеет следующие основные разделы.

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Включает: полное название и адрес предприятия; фамилию руко­водителя, номер телефона (телетайпа, факса); краткое изложение сути и цели предполагаемого проекта или мероприятия; результаты реализа­ции; общую стоимость проекта и потребность в финансировании; воз­можные источники финансирования и условия кредитования; гарантии по возврату кредита.

2. МЕМОРАНДУМ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

3. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

По сути дела, является краткой аннотацией (2-4 стр.) и состав­ляется после формирования основных разделов бизнес-плана. В ней приводятся следующие основные сведения:

• краткая справка об отрасли, сегменте рынка;

• сведения о предприятии, размере, перспективах развития;

• предпосылки реализации проекта;

• прогноз спроса на услуги данного предприятия и возможности их реализации;

• экономические показатели деятельности предприятия: прибыль, рентабельность, доходность инвестируемого капитала и др.;

• сумма и адресность необходимого финансирования;

• конкурентные преимущества предприятия и их рост при реализа­ции предлагаемого проекта.

4.ОТРАСЛЬ, КОМПАНИЯ И ЕЕ БИЗНЕС

В разделе дается характеристика отрасли, в которой работает или °УДет работать предприятие, возникающие проблемы и возможные СГ|особы их решения, в том числе и на уровне предприятия.


5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель этого раздела - убедить потенциальных инвесторов, партне­ров в способности руководящего персонала предприятия эффективно реализовать мероприятия бизнес-плана.

К характеристикам организационной структуры предприятия отно­сятся:

• перечень подразделений и их функции;

• распределение обязанностей персонала подсистемы управления предприятия;

• схемы и методы взаимодействия подразделений (подсистем) предприятия (система);

• информационная обеспеченность руководства;

• заинтересованность персонала предприятия в достижении поставленных целей;

• новые виды работ, определяемые целями бизнес-плана;

• квалификация персонала и его соответствие новым или изме­ненным целям. При этом определяется необходимость и воз­можность:

а) повышения квалификации и переучивания руководящего со­

става предприятия;

б) привлечения нового персонала;

в) изменения требований к кадрам массовых профессий (води­

телям, ремонтникам). Необходимость их обучения, пере­учивания, замены;

г) необходимость внешнего консультирования при анализе,

принятии решений и управлении.

6. УСЛУГИ

Потенциальному инвестору необходимо четко представлять по­требительские свойства услуг, предлагаемых предприятием и оценить возможный платежеспособный спрос на них. Главное внимание в этом разделе необходимо уделять качеству, надежности и безопасности ус­луг, их отличию от аналогичных услуг, предлагаемых конкурентами.

7. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА

Цель данного раздела - убедить потенциального инвестора в том, что услуги предприятия имеют значительный рынок и являются наибо­лее конкурентоспособными. Анализ рынка необходим для выявления новых клиентов, прогнозирования спроса на перевозки и услуги, более глубокого проникновения на рынок, изучения поведения конкурентов - других транспортных, сервисных и экспедиционных предприятий.

8. ПЛАН МАРКЕТИНГА

Под маркетингом понимается система управления производст­венно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на по­лучение прибыли посредством учета и активного влияния на ры­ночные условия и удовлетворения конкретных потребностей кон­кретного потребителя. План маркетинга - это стратегия работы предприятия на рынке услуг; в нем согласовываются возможно­сти предприятия и запросы потребителей.

Обычно получение дополнительной прибыли связано с изменени- eivi или расширением деятельности предприятия на рынке, которые возможны по следующим основным направления:

"I) Проникновение на рынок услуг, т.е. увеличение объема продаж имеющихся услуг на существующих рынках за счет более активной маркетинговой политики.

2) Расширение рынка сбыта услуг, выход на новые рынки, т.е. при­влечение новых сегментов рынка.

3) Разработка новых видов услуг для существующих рынков, улучше­ние потребительских характеристик этих услуг.

Важнейшей частью плана маркетинга являются мероприятия по повышению качества услуг.

9.СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Основная цель данного раздела представить информацию по производственной, технологической и ресурсной обеспеченности вы­полнения услуг, определить мероприятия по обеспечению, поддержа­нию и развитию производства производства. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Эта важнейшая часть бизнес-плана включает ряд подразделов, содержащих материалы по кварталам года (на 5 лет):

1) Прогнозирование объемов реализации услуг по годам.

2) Определение затрат на реализацию услуг.

3) Оценку планируемой прибыли и точки критического объема реали­зации услуг (КОР).

КОР определяет объем услуг и время достижения равновесия ме­жду доходами от реализации услуг и затратами на их производст­во и предоставление.

4) Оценку риска и страхование.

Рентабельность с учетом фактора риска определяется по следую­щей формуле:

т

 

(12)

где R - рентабельность мероприятий бизнес-плана;

F - риск;

(1-F) - вероятность технического успеха мероприятия (меро­приятий), характеризующая техническую (технологиче­скую) осуществимость мероприятия;

D - доля реализуемого объема (новые услуги, дополнительные объемы и т.д.);

П - прибыль;

3Е- общие издержки.

В финансовом разделе бизнес-плана определяются источники фи­нансирования, которыми могут быть:

• собственные средства, формируемые из амортизационных от­числений и прибыли;

• банковский кредит;

• лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, транспортных средств, производственных и других помещений, а в последние годы - и персонала;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.