Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем 2 страница




• увеличение уставного фонда и продажа ценных бумаг, дополни­тельный выпуск акций или увеличение номинальной стоимости уже выпущенных акций.

Для составления бизнес-плана рекомендуется сформировать ко­манду - рабочую группу, руководимую первым лицом (или его замести­телем) предприятия, в которую входят:

• специалисты предприятия, для которого составляется биз­нес-план;

• сторонние эксперты, аудиторы и консультанты для оценки проекта и выбора наиболее оптимальных путей его осуществ­ления.

§ 14. УЧЕТ ФАКТОРОВ РИСКА ПРИ АНАЛИЗЕ

ИНВЕСТИ ИОННЫХ ПРО ЕССОВ И ПРОГРАММ

1.РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ

Управляющие решения имеют целью изменить работу системы в будущем (завтра, через месяц, год, несколько лет) на основании прогно­зирования ее поведения под действием ряда факторов (целереализую- щих систем), значение которых и механизм влияния на систему в буду­щем точно не известен. Иными словами, решение принимается в усло­виях дефицита информации и неопределенности, и, соглашаясь с этим решением, система рискует. Строго говоря, риск - это вероятность неосуществления ожидаемого (планируемого) события или состоя­ния в заданное время и с требуемыми целевыми нормативами.

В методических рекомендациях по оценке эффективности инвести­ционных проектов и их отбору для финансирования, утверждённых в 1994 г. (№7-12/47 от 31 марта 1994 г.) под неопределённостью понима­ется неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта или нововведения, в том числе и связанные с оценкой затрат и результатов реализации. Неопределённость, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

В руководстве по подготовке промышленных технико-экономи­ческих исследований организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) необходимость учёта риска и неопределённости связана с прогнозом будущего развития сложной системы, которое нельзя предви­деть однозначно.

Разница между риском и неопределённостью касается знания ли­цом, принимающим решение, вероятностей наступления определённых событий, связанных с функционированием большой системы.

Риск присутствует тогда, когда вероятности, связанные с различны­ми последствиями, могут оцениваться, например, на основе предшест­вующего опыта.

Неопределённость существует тогда, когда вероятности последст­вий приходится определять субъективно, т.к. опыт прошлого отсутствует или не может быть использован.

Эта трактовка риска и неопределённости соответствует рассматри­ваемым в данном Пособии.

В руководстве ЮНИДО риски и неопределённости подразделены на относящиесяк физическим или финансовым событиям и обстоятельст­вам.

Физические связаны с неточной оценкой показателей, принимаемых в рамках проектирования и функционирования системы (проектные ре­шения, выбор оборудования, оценка его надежности и производительно­сти, расход материалов, прогноз спроса и т.д.).

Финансовые непосредственно влияют на общую величину инве­стиций, основной и оборотный капитал, производственные и маркетинго­вые издержки и объем продаж (например, инфляция, кредитная система и До.), т.е. действуют в течение всего жизненного цикла проекта или про­граммы и в значительной степени определяют их жизнеспособность.

Факторы риска и неопределенности обычно учитываются в расче­тах эффективности, если они различны в сравниваемых вариантах дос­тижения поставленной перед системой цели (целере-ализующие систе- Мь0, а также целесообразности страхования.

2. ВИДЫ РИСКОВ И НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ

При оценке проектов нововведений анализируются и учитываются СЛедующие основные виды рисков и неопределенностей:

* риск, вызываемый нестабильностью экономического законода­тельства и текущей экономической ситуации, условий инвестиро­вания и использования прибыли; " неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране, регионе, отрасли;

• внешнеэкономический риск (ограничения на торговлю и поставки, таможенных правил, финансовые кризисы в других отраслях или регионах и т.п.);

• неполнота или неточность информации о динамике технико- экономических показателей, параметрах новой техники и техно- 1 логий;

• уровня открытости корпоративного управления;

• колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.;

• неопределенность природно-климатических условий, возмож­ность стихийных бедствий;

• вариация условий функционирования и эксплуатации техниче­ских систем;

• производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудо­вания, производственный брак, несвоевременность поставок и

др);

• неопределенность целей, интересов и поведения участников про­екта;

• неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий и организаций-участников проекта (возможность неплатежей, банкротств, срывов договор­ных обязательств).

В целях сокращения отрицательных последствий рисков и неоп­ределенностей для любой системы в последние годы создается система управления р рисками.-5 R Management Sy tern), основными принципами которой являются: четкая идентификация рисков; их количественная оценка, которая может периодически меняться; прозрачность методики и результатов оценок; выход на сводную (обобщенную) оценку проекта, системы (предприятие, отрасль, регион, страна); страхование и дивер­сификация рисков.

3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ РИСКОВ

Достаточно условно и укрупненно эти методы можно свести к сле­дующим группам:

• систематизация прежнего исторического, производственного и иного опыта;

• построение рейтинга рисков;

• корректирование расчетных нормативов проектов, программ с учетом фактора риска;

• вероятностные расчеты.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОПЫТА

Одним из возможных простейших подходов при назначении риска яВляется использование опыта и исторических аналогий и деяний вели­ких людей, которые становятся своего рода нормой (принцип прецеден­та). Из Евангелия от Луки известно, что Христос исцелил в один день десять прокаженных, и только один возвратился, чтобы его поблагода­рить (вероятность 0,1). Когда Христос обратился к своим ученикам и спросил их: «Где же девять?» - оказалось, что они ушли, не поблагода­рив исцелителя. Дейл Карнеги, приводя этот пример, замечает: «Почему простые смертные могут ожидать большей благодарности, чем Хри­стос?».

При оценке рисков важна информация о вероятности тех или иных событий и их последствиям. Например, в США вероятность дорожно- транспортного происшествия среднего автомобиля в течение года со­ставляет 5,6%, в том числе легковые - 5,2%, грузовые автомобили ма­лой грузоподъемности - 6,9%, средней и большой - 5,5%, автобусы - 7,8%.

Вероятность, что при ДТП люди пострадают, в среднем составляет 27,7%, погибнут - 0,3%, в том числе соответственно по легковым авто­мобилям 30,3 и 0,28, грузовым автомобилям малой грузоподъемности 21,8 и 0,32, грузовым автомобилям средней и большой грузоподъемно­сти 9,5 и 0,16%.

Погибшие при ДТП распределяются следующим образом (%): води­тели - 58,1, пассажиры - 25,7, пешеходы - 14,2, велосипедисты - 2%. Повреждения автомобиля при ДТП распределяются следующим образом (легковой автомобиль - грузовой автомобиль средней и большой грузо­подъемности - автобус), %:

- фронтальное 41,5-34,6-27,1;

- сзади 19,2-17,0-26,7;

- слева 16,2-16,4-22,8;

- справа 15,4-23,1 -21,1;

- прочие 7,7-8,9-2,3.

Располагая этими данными, можно прогнозировать число ДТП, по­падавших, материальные потери, страховое вознаграждение и т.д. Так парке 250 млн. число ДТП в год может составить 13-15 млн., а по- Ших при этом - 40-44 тыс. человек, в том числе водителей 23-25 тыс. ^а рис. 30 на основании анализа фактических данных приведены билНКИ ^Иска ~ 30ны вероятностей поражения кузова легкового автомо- я при авариях, выполненные фирмой BMW. Наибольший риск пора- ЧТНоя (вероятность 0,25-0,4 и более) имеет передок автомобиля. Веро­ну СТь Разрушения при авариях кузова автомобиля в зоне расположе- Газ°вого баллона колеблется от 0,01 (1 %) до 0,05 (5 %). По данным Риканской газовой ассоциации вероятность ударов при столкновении


в зону расположения газового баллона составляет 0,075 (7,5 %) за Ю лет эксплуатации легкового автомобиля.

В настоящее время, основываясь на этом походе, величина рисков и неопределенностей выбирается с учетом опыта реализации аналогичЛ ных проектов и по стандартным таблицам рисков (табл. 17), по резуль­татам экспертизы и т.д.

Рис. 30. Риски вероятностей поражения кузова автомобиля при до­рожно-транспортных происшествиях

 

Например, на основе анализа имеющегося опыта практическая возможность реализации, т.е. вероятность выявления реального эффек­та от выполненной НИОКР на разных стадиях разработки и реализации нововведения составляет:

фундаментальные исследования 10.. .15 %
прикладные исследования 20.. .30 %
проектирование 40.. .50 %
разработки 55.. .60 %
опытное производство 70.. .80 %
массовое производство 80.. .90 %

 

Вероятность проявления определённых видов рисков в течение года (по данным С.И. Абрамова)
  Годовая
Виды Тип риска ставка
риска вероятно­
    сти, %
ТТОрга- 1.1. Срыв в материально техническом обеспе­  
низаци- чении
онный 1.2. Банкротство потребителя  
  1.3. Нарушение финансового обеспечения  
  1.4. Внутренняя нерентабельность  
  1.5. Забастовки  
2. Тех­ 2.1. Сложность освоения изделия, работ, услуг  
нологи­ 2.2. Брак  
ческий 2.3. Недостатки или невыполнение технологии  
3. Техни­ 3.1. Пожар  
ческий и 3.2. Самовоспламенение  
природ­ 3.3. Обвал  
ный 3.4. Взрыв  
  3.5. Удар молнии  
  3.6. Наводнение  
  3.7. Буря  
  3.8. Землетрясение  
  3.9. Падение самолёта 0,6
  3.10. Кража  

РЕЙТИНГИ РИСКОВ

 

В США средняя цена подержанного легкового автомобиля состав­ляла за последние годы около 70% нового. Эти подержанные автомоби­ли покупают менее обеспеченные люди, вероятность несвоевременной выплаты кредитов которыми выше, чем у первой категории покупателей. Поэтому финансовые компании и банки увеличивают при покупке в кре­дит подержанных автомобилей годовой процент в 1,3-1,4 раза, а допол­нительный риск составляет 3,4-4%. В результате среднемесячное пога­шение кредита владельцем подержанного автомобиля только на 20% ниже, чем у покупателя нового автомобиля. Четко выраженная цена рис­ков просматривается при страховании. В США страхование составляет более 12% всех затрат на приобретение и эксплуатацию легкового авто­мобиля и распределяется по видам риска следующим образом (100%):

• пожар и кража - 13,3%;

• дорожно-транспортное происшествие - 29,1%;

• ущерб имуществу - 57,6%.

Для улучшения практического использования и сопоставления раз­личных систем риски могут оцениваться в виде определенных качест­венных групп (высокий, средний и т.д. риск), которым условно присваи­вается количественный показатель рейтинг.

Рейтинг - это комплексная оценка или ранжирование состояния объекта (системы, процесса, программы), позволяющая отнести его к определенному классу или категории. Рейтинг объектов по одному пока­зателю называется рэнкингом.

Если при составлении рейтингов используется общедоступная пуб­личная информация (например, о финансовой деятельности), то они называются дистанционными. Рейтинги, построенные с учетом дополни­тельного анализа, экспертизы, материалов, предполагающих доступ к внутренней деятельности объекта, называются инсайдерскими.

Пресс-рейтинг - это количество упоминаний о данном объекте в те­чение определенного периода времени в рекламно-информационном пространстве с выделением негативной информации и определением ее удельного веса.

В табл. 18 по данным потребительского журнала «Wh ch?» приве­дены рэнкинги надёжности наиболее покупаемых в Англии в 2001-2002 гг. легковых автомобилей. Надёжность оценивалась по вероятности от­сутствия существенных отказов в течение первых двух лет эксплуата­ции автомобилей. В качестве допустимой была выбрана норма 94%.

Применяются рейтинги организаций, предприятий, банков, мест от­дыха, изделий, услуг. Например, при оценке международными туристи­ческими фирмами мест отдыха используются четырехбалльные рейтинги опасности для иностранных туристов стать жертвой мошенничества, кражи, грабежа, разбоя: риск отсутствует - 0 баллов, малый риск - 1, умеренный - 2, высокий риск - 3 балла.

Подобные данные позволяют сделать некие обобщения, полезные для участников туристического бизнеса (финансы, клиентура, органы охраны), а именно ранжировать города (регионы) по степени опасности для туристов (наименее опасные - ОАЭ, наиболее опасный - Майами, США), выявить наиболее рискованную опасность и разработать профи­лактические меры.

Очевидно, что по данной или аналогичной схеме можно оценить риски клиента станции технического обслуживания, приняв в качестве показателей риски, характеризующие: отказ в предоставлении требуе­мых услуг; нарушение сроков выполнения услуг; отсутствие или нечет­кость гарантии качества выполнения услуг и сохранности автомобиля; обеспечение комфортабельности и безопасности самого клиента; про­зрачность оформления и оплаты заказа и др.

Рэйтинги надёжности легковых автомобилей. Извлечение.
Марка модели Надёж­ность, % Марка модели Надёж­ность, %
Honda HR-V   Mercedes-Benz SLK  
"Mazda 323*   Peugeot 307  
Mazda 626*   Opel Astra*  
Subaru Forester   Ford Galaxy  
Toyota RAV4*   Nissan Micra  
Honda Civic*   Opel Vectra  
Mercedes-Benz С-класс*   Volvo S80  
Audi A4*   Citioen Saxo  
Ford Focus   Mercedes-Benz CLK  
Ford Ka   Mercedes-Benz Е-класс*  
Honda CR-V   BMW 5-серии  
LexuslS200   Citioen Xsara  
Toyota Corolla   Ford Mondeo  
Opel Omega   Peugeot 206  
Audi A3   Peugeot 306  
Honda Accord*   Mercedes-Benz А-класс  
Nissan Almera*   Peugeot 406  
Saab9-3   Renault Clio*  
Skoda Octavia   VW Polo  
Toyota Avensis   Audi A6*  
BMW 3-серии*   Audi Allroad*  
Ford Mondeo*   Renault Megane  
Honda Civic   Arfa Romeo 156  
Nissan Primeia   Citroen C5  
Renault Laguna   Daewoo Matiz  
Skoda Fabia   Renault Scenic  
_2Pel Corsa*   Volvo S40/V40  
Volvo V70/Cross Coun-   Audi A4  
JWBora   Land Rover Freedander  
J{WGolf*   Renault Laguna*  
J{W_Passat*   Land Rover Discovery  
^[oen Xantia   VW Lupo  
Ltiat_Punto* " новая модификация   Renault Espace*  

Примером применения экспертизы является оценка рисков в пакете программ «Project Expert» для следующих стадий проекта:

• исследования и разработки;

• приобретение и аренда земли;

• строительство, аренда или приобретение зданий и сооружений;

• приобретение и монтаж технологического и офисного оборудова­ния;

• разработка и изготовление технологической оснастки и инстру­мента;

• производство;

• рынок;

• продукт, изделие;

• система распределения;

• реклама;

• сервис.

На каждой стадии эксперты оценивают уровень риска качественно (высокий, средний, низкий), рассматривая следующие показатели:

1) Реальность идеи.
2) Наличие необходимых специалистов.
3) Качество управления.
4) Финансирование.
5) Безопасность.
6) Экологичность.
7) Взаимодействие с местными властями и населением
8) Чувствительность к законодательству.
9) Готовность среды.
10) Приспособленность к среде.

 

Далее может быть определен сводный рейтинг.

Некоторые рейтинги имеют международный статус и несут большие экономические и политические последствия не только для промышлен­ных и экономических систем, но и государств. Например, степень финан­сового и инвестиционного доверия к странам характеризуется рейтинго­выми группами, определяемыми организацией экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР), штаб-квартира которой находится в Пари­же. Всего рейтинговых групп в ОЭСР семь, от наивысшей (1) до низшей (7). Чем ниже рейтинговая группа, тем выше риск, меньше доверие и соответственно больше проценты на предоставляемый кредит и пере­чень гарантий.

Подобную работу проводят также международные рейтинговые агентства, среди которых наиболее авторитетны Moody', F tch Rat ng, Standard and Poor'. Следует отметить, что риск оказывает непосредст­венное влияние на цену изделий, товаров, услуг. Например, по различ­ным оценкам европейских и российских трейдеров опасность войны в Ираке (ноябрь 2002 г.) увеличивает мировые цена на нефть на 2-5 дол­ларов за баррель («плата за страх») или на 8-20%. Известны междуна­родные рейтинги перспективной конкуренции и инвестиционной привле­кательности стран. Около 10% доходов американская медицинская сис­тема тратит на страхование «порочной деятельности» или профессио­нального риска в результате врачебных ошибок.

КОРРЕКТИРОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

При выполнении расчетов в проектах обычно пользуются информа­ционными материалами разного уровня достоверности от высказываний отдельных специалистов, которые могут быть и заинтересованы в этих оценках, до конкретной информации по опыту эксплуатации систем и изделий, применению технологических, организационных и управленче­ских решений. В этих случаях возможна классификация информации (табл. 19), на основе которой исходный показатель (Пи), полученный на основе информации i-ro класса, при расчетах (Пр) корректируется с по­мощью коэффициента К,, зависящего от класса информации и вида оце­нок:

ПР=К|ПИ. н (13)

Нижняя граница поправленного коэффициента К" используется при расчете показателей эффективности, а верхняя К j - затрат.

Таблица 19

Шкала количественной оценки корректирования расчетных показателей с учетом качества информации

Характеристика Класс инфор­ Коэффици­енты
информации мации Кн, Кв;
  Имеется ограниченный опыт эксплуатации изделия (системы). Проведены приемочные испытания   0,8 1,2
  То же, в лабораторных, заводских условиях   0,7 1,25
  Имеется опыт эксплуатации или проведены приемочные испытания прототипов или ана­логов со сходными принципами работы и процессами   0,7 1,3
  То же, в лабораторных или заводских усло­виях   0,6 1,4
_ Имеется техническое задание   0,5 1,4
  Проведены теоретические расчеты, имеется концепция системы или изделия   0,4 1,6
  Проведена экспертная оценка   0,3 1,7
  Имеется зарубежная информация о создании аналогичного изделия или системы   0,2 1,8
  Имеется систематизированные суждения специалистов   0,1 1,9
  Публикации в отдельных литературных ис­точниках   0,07 2,0
  Информация отсутствует или не обнаружена   - -

 

Одним из подходов, позволяющих снизить негативные последствия недостаточного информационного обеспечения проектов и программ, является дифференциация требований к информационному обеспече­нию различных частей проектов в зависимости от новизны конкретной проблемы и ее важности для проекта в целом.

В руководстве ШИДО применительно к маркетинговой части про­екта предлагается четыре типа требований к анализу и информации (табл. 20).

Таблица 20 Классификация проблем и требований к информации
Новизна или сложность проблемы Важность проблемы для проекта
Большая Средняя Малая
Высокая I I II
Средняя I II III
Малая II III IV

 

Требования типа I:

• очень тщательный и исчерпывающий анализ;

• полный анализ рынка и конкуренции;

• детальное рассмотрение будущих стратегических вариантов;

• постепенное совершенствование важнейших функциональных стратегий (маркетинга, производства и т.п.) с проверкой или обос­нованием основных важнейших предположений.

Требования типа II:

• тщательный анализ проблем;

• глубокая оценка наиболее важнейших функциональных стратегий.

Требования типа III:

• описание и оценка основных проблем, имеющих отношение к про­екту;

• общий анализ концепции без детальной разработки альтернатив­ных вариантов.

Требования типа IV:

• простая оценка условий проекта;

• подготовка концепции исходя только из наиболее важных критиче­ских аспектов.

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ РАСЧЕТЫ РИСКОВ

Этот метод основан на информации о вероятности определенных событий (отказ оборудования, образование очереди и т.д.) и оценке их технологических, экономических и других последствий. При этом обычно используется целевая функция, характеризующая определенный про­цесс (§ 6), определяется ее экстремальное значение, которому соответ­ствует рациональная тактика поведения системы, т.е. управления ею- Например, используя экономико-вероятностный метод, рассмотренный в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей», определяют ол- тимальную периодичность технического обслуживания (/0), соответст­вующую минимуму целевой функции Cj; суммарных затрат на ТО и ре­монт (Cz)min (рис. 31). Но так как наработка на отказ случайна, то даже при оптимальной периодичности сохраняется определенная вероят­ность, т.е. риск отказа F-j. Важно, что риск известен для совокупности изделий и следовательно к его последствиям система может подготовиться.

Подобный подход позволяет также определить цену регулирования риска. Если возникает необходимость снижения риска до F2<F1, то для этого периодичность ТО потребуется сократить с /0 до /(F2), а затраты на обеспечение заданного уровня риска увеличить на AC=C2(F2)-(Cs)min.

Аналогично определяются запасы на складе и риски их исчерпания или образование очереди в системах массового обслуживания (магази-

Рис. 31. Схема определения оптимальной периодичности техниче­ского обслуживания автомобилей и риска экономико- вероятностным методом 1 - суммарные удельные затраты на ТО и ремонт; 2 - вероятность отказа в межосмотровом периоде.

 

4. У ЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ

Производится следующими основными методами:

* проверка устойчивости проекта;

* корректирование параметров проекта и принимаемых при расче­тах нормативов;

* определение поправки на риск к коэффициенту дисконтирования;

* оценка ущерба или упущенной выгоды;

* формализованное описание и оценка неопределенности.

Для проверки устойчивости разрабатываются и сравниваются как минимум два сценария реализации проекта: «умеренно оптимистиче­ский», рассчитанный на реализацию проекта в наиболее вероятных ус­ловиях, и «пессимистический» - реализация проекта в наиболее опас­ных для его участников условиях.

Если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников проек­та соблюдаются (доходы, прибыль, достижение целей и т.п.), а возмож­ные неблагоприятные последствия устраняются или компенсируются (запасы, резервы, потери, страхование и др.), то проект считается устой­чивым.

Корректирование нормативов сводится:

1) к применению поправочных коэффициентов, учитывающих досто­верность информации (табл. 19);

2) увеличению сроков реализации отдельных этапов работы на среднюю величину задержек, определяемую экспертно (см. § 19 Пособия) или по опыту реализации аналогичных проектов;

3) увеличению стоимости элементов и этапов проекта в результате ошибок проектных организаций, пересмотра проектных и органи­зационных решений;

4) учету запаздывания платежей, неритмичности поставок, сверх­плановых отказов оборудования.

Определение поправок к коэффициенту дисконтирования

Согласно упрощенной методики Министерства экономики РФ учёт риска сводится к суммированию расчётного коэффициента дисконтиро­вания dp и коэффициента поправки на риск f (табл. 21).

При этом результирующий коэффициент дисконтирования

d = dP+f (14)

Таблица 21

Поправки на риск к коэффициенту дисконтирования показателей

инвестиционного проекта
Уровень риска Цели проекта f
1. Очень низкий Вложение в государственные облигации ~0
2. Низкий Вложения в надёжную технику 3-5
3. Средний Увеличение объёмов продаж сущест­вующей продукции или услуг 8-10
4. Высокий Производство и продвижение на рынок новой продукции или услуг 13-15
5. Очень высокий Вложения в исследования и инновации 18-20

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.