Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека




Ратификация Россией Конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусмотрено ч.3 ст.46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»[22]. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или негосударственных организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции. Как пример можно рассмотреть жалобу «Тумилович против России»[23], которая была отклонена в связи с тем, что заявительница жаловалась на действия своего работодателя - частной компании, а не на действия «публичных органов власти».

Какие же условия должны быть соблюдены при подаче жалобы, чтобы она была принята к рассмотрению? Существуют определенные критерии приемлемости – это и есть те условия, которым должна соответствовать жалоба. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в ст. ст. 34 и 35 Конвенции. Однако единого списка этих критериев не существует, что приводит к различиям в формулировках как отдельных критериев, так и их системы в целом. Попробую представить систему критериев в наиболее удобной, на мой взгляд, форме – в виде списка вопросов, последовательные положительные ответы на каждый из которых позволяют в итоге прийти к выводу, что жалоба удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям:

1. Касается ли жалоба нарушения права, гарантированного Конвенцией или ратифицированным соответствующим государством Протоколом к ней? Жалоба обязательно должна касаться нарушения или нарушений одного или нескольких соответствующих прав. Если соответствующее право не гарантировано Конвенцией и Протоколами к ней, с жалобой на его нарушение нельзя обратиться в Европейский Суд. Например, Конвенция и Протоколы к ней не гарантируют права на получение жилья (ст. 8 Конвенции гарантирует только право на уважение уже имеющегося у лица жилища), а также права на получение собственности (ст. 1 Протокола №1 к Конвенции гарантирует лишь защиту уже имеющейся у лица собственности).

2. Допущено ли это нарушение именно государством, против которого может быть подана жалоба в Европейский Суд? Жалоба может быть подана только против государства, ратифицировавшего Конвенцию. Существует жесткий список стран – членов Совета Европы, против которых может быть подана жалоба. Подать жалобу на государство, не указанное в этом списке нельзя. Такая жалоба не будет даже зарегистрирована.

3. Допущено ли это нарушение в период действия в отношении данного государства Конвенции или соответствующего Протокола к ней? Жалоба может касаться только нарушений, которые имели место после вступления Конвенции и соответствующего Протокола к ней. Это вытекает из общего правила о том, что международные договоры не имеют обратной силы. Оно выражено, например, в ст.28 Венской Конвенции о праве международных договоров[24]. В отношении РФ Конвенция, а также Протоколы №№1 и 4 к ней вступили в силу 05 мая 1998 года, а Протокол №7 — 01 августа 1998 года. Интересно, что, если неправомерное вмешательство государства в конвенционное право или неисполнение им своих позитивных обязательств представляет собой длящееся нарушение, которое началось до 05 мая (01 августа) 1998 года и продолжилось после этого дня, критерий времени может считаться соблюденным.

4. Находилось ли лицо под юрисдикцией государства-ответчика в период, когда в отношении него было допущено нарушение?

5. Подается ли жалоба частным лицом, имеющим статус жертвы или в интересах такой жертвы? Ст. 34 Конвенции устанавливает, что жалоба может быть подана физическим лицом, неправительственной организацией или группой частных лиц, которые утверждают, что они явились жертвами нарушения конвенционного права. Жертва – лицо, которое может обосновать, что в его право было осуществлено неправомерное вмешательство или в отношении принадлежащего ему права государством не были выполнены возложенные на него позитивные обязательства. Существует ряд исключений: например, когда в силу специфики вмешательства лицо не может однозначно доказать факт применения к нему закона, хотя имеет некоторые основания полагать, что он был к нему применен (применение тайных мер, например, оперативного наблюдения). Для этих случаев Европейским Судом введено понятие «потенциальная жертва». Также лицо может считаться жертвой нарушения права, которое может иметь место в будущем. Одной из типичных ситуаций такого рода является выдача лица государству, в котором оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни. Однако для признания за лицом статуса жертвы решение о его выдаче должно быть окончательным. Кроме того, жалоба может быть подана физическими лицами, не являющимися жертвой, но имеющими личный интерес, так жалобы от имени детей, являющихся жертвами нарушений конвенционных прав, обычно подают родители.

6. Исчерпаны ли все внутригосударственные средства правовой защиты? Исчерпанием внутригосударственного средства правовой защиты от нарушения права, гарантированного Конвенцией или Протоколом к ней, считается обращение к государственным органам (должностным лицам). Вопрос исчерпания внутренних средств правовой защиты является одним из главных камней преткновения. По общему правилу, для обращения в Суд достаточно прохождения кассационной инстанции, но необходимо внимательно рассмотреть все условия, такие как вид судопроизводства, наличие альтернативных средств правовой защиты, обращение с жалобой на нарушения нескольких прав и прочее. В деле «Тумилович против России» Суд указал, что надзорные жалобы являются исключительными мерами и поэтому не являются эффективными мерами правовой защиты в смысле ч.1 ст.35 Конвенции. Правило исчерпания важным образом взаимодействует с правилом шестимесячного срока подачи жалобы.

7. Подается ли жалоба в течение шести месяцев с момента исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения, а в случае их отсутствия – в течение шести месяцев с момента нарушения? По общему правилу шестимесячный срок начинает течь, когда жертва нарушения или ее представитель в национальных инстанциях узнали о существе (например, резолютивной части) окончательного решения по делу. В этом вопросе существует ряд уточнений и исключений, таких как, наличие спорного вопроса о доступности внутригосударственных средств правовой защиты или вообще отсутствия таковых; срок может быть прерван или изменен в случай «длящейся ситуации» и так далее. В каждом конкретном случае нужно очень внимательно относиться к данному критерию допустимости.

8. Указаны ли в жалобе все необходимые сведения о жертве нарушения, подписана ли она заявителем или его представителем? Пп. «а» п. 2 ст. 35 Конвенции запрещает Европейскому Суду принимать к рассмотрению анонимные жалобы. В соответствии с пп.«а» п.1 Правила 47 Регламента в жалобе должны быть указаны: ФИО, дата рождения, пол, гражданство, род занятия и адрес. Когда заявителем является организация: наименование организации, страну регистрации, дату регистрации и регистрирующий орган, юридический и фактический адреса. Жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство в Европейском Суде. Жалоба, подаваемая от имени организации или группы лиц, должна быть подписана лицом, уполномоченным представлять интересы этой организации или группы лиц. В соответствии с п.3 Правила 47 Регламента заявители могут обратиться в Суд с просьбой не раскрывать данные об их личностях. Решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении этого ходатайства принимается Председателем (Президентом) соответствующей Палаты (Секции) Европейского Суда.

9. Отсутствует ли решение Европейского Суда по аналогичной по существу жалобе этого же лица на то же самое нарушение, и подается ли жалоба только в один орган международного разбирательства – Европейский Суд по правам человека? Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена им, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

10. Обоснована ли жалоба? Фактически ссылка на данный критерий используется Европейским Судом для того, чтобы частично решить проблему перегруженности десятками тысяч жалоб. Это позволяет рассматривать жалобы на те нарушения, которые представляются Страсбургскому Суду наиболее значимыми применительно к данной стране в данное время.

11. Отсутствуют ли признаки злоупотребления заявителем правом на обращение с жалобой? Признание жалобы неприемлемой по данному критерию – редкость. Например, использование грубой лексики, в особенности оскорбительных высказываний о Суде, его подразделениях и (или) Судьях, намеренным введением Страсбургского Суда в заблуждение и прочее.

12. Понес ли заявитель значительный ущерб от нарушения? Полностью этот критерий сформулирован в пункте «b» ч. 3 ст.35 Конвенции и звучит следующим образом: «Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями ст.34, если он сочтет, что заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом».

Помимо соблюдения данных условий для принятия жалобы к рассмотрению необходимо учитывать требования к ее составлению. Рассмотрим необходимые форму и содержание жалобы. С 01 января 2014 года Секретариат Европейского Суда регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на формуляре, полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. Также с 01 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает предварительные жалобы, то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд. Эти изменения были внесены с целью разгрузить количество дел, находящихся в производстве.

Требования к содержанию жалобы содержатся в Правиле 47 Регламента Европейского Суда. Помимо этого на официальном сайте Суда[25] в открытом доступе есть последовательная Инструкция по заполнению формуляра жалобы. Жалоба и приложения к ней подаются в Европейский Суд в одном экземпляре.

Язык жалобы. В соответствии с п. 2 Правила 34 Регламента жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон. Жалоба не обязательно должна быть подана на английском или французском языке, т.е. одном из официальных языков Страсбургского Суда. Более того, нет даже привязки языка жалобы к официальному языку государства-ответчика. Таким образом, жалоба на РФ может быть подана на любом официальном языке стран — членов Совета Европы. Однако в соответствии с п. 2 Правила 34 Регламента с момента коммуницирования жалобы властями государства-ответчика разбирательство должно вестись только на английском или французском. Существует исключение, касающееся Правил определения очередности рассмотрения жалоб Европейским Судом[26]. Так, если речь идет о делах 3 степени важности («повторяющиеся жалобы» - жалобы на нарушения, которые являлись предметом разбирательств, завершившихся вынесением пилотных или наиболее значимых Постановлений Суда) переписка с заявителем может не переходить на один из официальных языков Европейского Суда. Более того, подача жалобы на официальном языке, если он не является официальным языком государства-ответчика, почти лишена смысла. Судьи Европейского Суда на первом этапе рассмотрения жалоб имеют дело лишь с резюме, составляемыми юристами Секретариата, владеющими языком, на котором написана жалоба, а также разбирающимися в правовой системе страны, против которой подана жалоба. Заявитель также не обязан переводить приложения к жалобе.

Пошлина за обращение. Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается пошлинами. Это абсолютно бесплатно. Однако значительные суммы могут быть потрачены на услуги профессиональных юристов в процессе помощи по подготовке жалобы, письменного отзыва (меморандума), других документов, адресованных Европейскому Суду, а также консультирование по вопросам обращения.

Порядок направления жалобы. Адрес на английском языке:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.