Социальная ответственность организации определяется по-разному в зависимости от системы личных ценностей людей. (Организация считается социально ответственной, пока её действия соответствуют данной системе ценностей).
Ценности формируют этику поведения. ЭТИКА занимается определением того, что хорошо, что плохо.
Эрнст Хемингуэй: “Морально то, от чего потом ты себя хорошо чувствуешь, а не морально то, от чего ты потом чувствуешь себя плохо”.
Этика – шире социальной ответственности. Она охватывает так же цели и средства их достижения. Есть этика менеджера и этика подчиненных.
Иногда неэтична цель: производство наркотиков. Иногда средство: взятка.
Этично ли таскать мелочи с работы домой? Звонить с работы по межгороду?
То, как ведёт себя директор, сильно влияет на этику работников (Личный пример)
Причины неэтичного поведения организаций:
Конкуренция не позволяет думать об этике;
Нет вознаграждения за этичное поведение;
Общее снижение этики общества. (Общество становится всё более цинично, каждый за себя)
В организации иногда разрабатываются этические нормы, которые должны соблюдать работники.
Этические нормы Дагестана в бизнесе недостаточно сформированы.(В межнациональных отношениях они есть, есть межклановая этика, есть горская этика)
Руководитель 50-90 процентов своего времени тратит на коммуникации.
Коммуникации – это связующий ПРОЦЕСС. Они связывают организацию в единое целое.
Успех предприятия зависит от эффективности коммуникаций. Под эффективностью коммуникаций понимается отношение дошедшей информации к посланной.
Коммуникации между организацией и средой (этим занимается маркетинг).
Коммуникации между уровнями и подразделениями (менеджмент).
2.1. Вертикальные коммуникации (между подразделениями разных уровней управления, начальник – заместитель. Особенности: Чем больше ступеней, тем больше вероятность потерять информацию).
2.2. Горизонтальные коммуникации (между подразделениями одного уровня, цех 1 и цех 2). Наиболее сложные, т.к. подразделения не подчиняются друг другу, имеют разные цели.
2.3. “Руководитель- подчиненный”. 2/3 всех коммуникаций.
Решение – это всегда выбор из нескольких альтернатив (вариантов).
4 роли руководителя при принятии решений: 1.Предприниматель (принимает решения, связанные с новыми ситуациями). 2. Специалист по исправлению нарушений (принимает решения, связанные с исправлением возникших нарушений). 3.Распределитель ресурсов (принимает решения, связанные с распределением материальных, денежных и трудовых ресурсов). 4. Специалист по достижению соглашений (принимает решения в области человеческих взаимоотношений как внутри организации, так и вне её).
Эффективное решение – то, что может быть реализовано и внесёт НАИБОЛЬШИЙ вклад в достижение цели.
Решение может быть:
1. ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ - решение, обусловленное уже существующими правилами и условиями. Существует программа, как действовать в данной ситуации.
Применяется, если ситуация повторяется.
Позволяет экономить время, так как не надо разрабатывать новое решение.
Но программа может со временем стать неэффективной.
2. НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ. Требуется в новых ситуациях.
Все решения имеют недостатки. Всегда приходится приходить к компромиссу, то есть выбирать меньшее из двух зол. Иногда лучше плохое решение, чем отказ от него.
Иногда можно не торопиться с принятием решения.
Принятие решения – это сложный психологический процесс. В нём действуют и логика, и чувства.
Процесс принятия решения может носить ИНТУИТИВНЫЙ, основанный на ОПЫТЕ, или РАЦИОНАЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
1. Интуитивные решения. Принимаются на основе ощущений того, что правильно, без взвешивания всех “за” и “против”. Принимаются ЧАСТО.
2. Решения, основанные на опыте. Предполагают экстраполяцию (то – есть распространение) прошлых решений на будущие события. Это – запрограммированные решения. Недостаток - вызывают потерю новых альтернатив.
3. Рациональные решения. Не зависят от прошлого опыта и обосновываются с помощью аналитического процесса. Принимаются с использованием определенных процедур. Принимаются в несколько этапов.
1. Диагностика проблемы. Есть два подхода к понятию “проблема”:
А). Проблемой считается ситуация, когда поставленная цель не достигнута (управление по отклонениям). Например, хотели получить прибыль 100 млн.руб., а не вышло;
Б) Проблемой может считаться потенциальная возможность (упреждающее управление) Это подход менеджера предпринимательского типа. Например, решили получить прибыль 100 млн.руб.
Правильно определить проблему – это наполовину решить её.
Этапы диагностирования сложной проблемы:
Установление СИМПТОМОВ, то есть внешних проявлений проблемы. Это еще не проблема (низкая прибыль, высокие издержки, текучесть кадров). Например: упала прибыль предприятия.
Определение проблемы в общем виде. Нужно определить все возможные причины данного симптома. Например: прибыль упала из-за снижения спроса, роста затрат, хищений на предприятии.
Сбор внутренней и внешней информации. Например: Собрав информацию, определили, что прибыль упала из-за роста затрат.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.
ОГРАНИЧЕНИЯ – это те границы, которые нельзя нарушать при принятии решения. Например: финансовые ограничения – при покупке станка тратить не более 100 млн.руб.
КРИТЕРИИ – это стандарты, по которым будут оцениваться результаты реализации альтернативных вариантов. Например: критерий - в результате покупки станка должно вырасти производство минимум на 50%
3. Определение альтернатив. Это формулирование набора альтернативных решений.
Желательно выявить все варианты решений, но это долго и дорого.
Обычно перебирают, пока не найдут приемлемый по критериям вариант. (Хотя может быть есть и лучший)
4. Оценка альтернатив. Все варианты нужно оценить, дать анализ плюсов и минусов каждого варианта.
5. Выбор альтернатив. При выборе одного решения в сложных проблемах важен опыт.
Руководитель из-за нехватки времени и большого количества информации выбирает ПРИЕМЛЕМОЕ решение, а не лучшее.
6. Реализация решения. При реализации решения ИНОГДА эффективно привлечение исполнителей к процессу принятия решения, так-как свои решения выполняются лучше.
7. Обратная связь. Необходимо узнать, как происходит реализация решения, насколько совпадает ожидаемое и реальное. Применятся для корректировки решений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление