Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие финансов




ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Финансы (от лат. «financia» - наличность, доход) - совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе создания и ис­пользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Финансы возникли при регулярном товар­но-денежном обращении с развитием государства и его потребностью в денежных ресурсах. Государство через систему финансов перераспределя­ет значительную часть (от 45% до 60%) национального дохода в целях го­сударственного регулирования экономики для достижения экономического роста и социальной стабильности.

Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы финансо­вых отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых уч­реждений страны. Финансовые отношения охватывают отношения, свя­занные с образованием и движением финансовых ресурсов между: 1) госу­дарством и предприятием (предприятиями), 2) между самими предпри­ятиями, 3) между отдельными государствами. К финансовым учреждениям государства относятся: министерство финансов, его органы, местные фи­нансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и кон­трольно-ревизионные управления.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, от­раслей, различные специальные денежные фонды. Государственный бюд­жет - главное звено всей финансовой системы, с помощью которого госу­дарство распределяет и перераспределяет ВНП и национальный доход.

Существуют два основных принципа построения финансовой сис­темы: 1) демократический централизм, 2) фискальный или бюджетный фе­дерализм.

Принцип демократического централизма предусматривает сосредото­чение значительной доли финансовых ресурсов (от 50%) в руках государ­ства и децентрализацию оставшихся средств по предприятиям и организа­циям. К централизованным финансам относятся: государственный бюджет, финансы социального, государственного личного и имущественного стра­хования, к децентрализованным - финансы предприятий, организаций и т.д. Принцип демократического централизма с точки зрения управления финансами заключается в том, что руководство со стороны федеральных финансовых органов сочетается с предоставлением определённых прав и самостоятельности республиканским и местным финансовым органам Республиканские и местные финансовые органы руководят финансовой деятельностью исходя из общих законов и постановлений с учётом конкретных условий и местных особенностей Федеральное министерство фи­нансов отвечает за разработку и исполнение государственного бюджета и проводит в жизнь единую финансовую политику.

Принцип демократического централизма предопределяет систему двойного подчинения республиканских и местных органов: республикан­ские министерства финансов подчинены правительствам этих республик и одновременно федеральному министерству финансов, а местные финансо­вые органы - местным законодательным органам и вышестоящему финан­совому органу. Этот принцип был положен в основу финансовых систем большинства постсоциалистических стран. При демократическом центра­лизме государственный бюджет складывается из доходов и расходов фе­дерального бюджета и республиканских бюджетов, в том числе и местных. При фискальном федерализме осуществляется чёткое распределение функций между различными уровнями системы. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в фе­деративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов и т.д.) не включаются в федеральный бюджет. Федеральное пра­вительство финансирует предприятия, касающиеся нации в целом: оборо­на, космос, внешние отношения, наука, а местные органы власти финан­сируют школы, общественный порядок, охрану окружающей среды и т д Важнейшим принципом бюджетного федерализма является то, что каждый уровень власти должен иметь полномочия по формированию доходов из собственных источников, необходимых для финансирования его расход­ных обязательств.

При разработке бюджетного федерализма решаются три основных задачи 1) Распределение расходов: каковы должны быть фискальные обя­зательства каждого уровня власти? 2) Распределение доходов: как должны финансироваться бюджетные обязательства каждого уровня власти? 3) Межбюджетные финансовые отношения: как должны взаимодействовать уровни власти - какие вероятнее всего потребуются потоки средств между уровнями власти и при каких условиях?

Расходы центрального правительства (субсидии, гранты) часто необ­ходимы для сбалансирования фискальной системы по горизонтали, т.е. чтобы неравенство регионов не приводило к неэффективному функциони­рованию всю систему бюджетного федерализма

Экономическая теория различает три основные функции государст­венных финансов в рыночной экономике: 1) Более эффективное распреде­ление ресурсов, когда не срабатывают рыночные механизмы. 2) Достиже­ние более справедливого распределения доходов и богатства. 3) Обеспече­ние стабилизации общего уровня экономической активности и оптималь­ных темпов роста.

Распределительная функция правительства в рыночной экономике включает в себя производство или организацию производства обществен­ных благ. Например, поддержание в порядке городских улиц, программы здравоохранения, начальное и среднее образование. Часто финансирование общественных благ возлагается на низший уровень власти. Это так назы­ваемый «принцип структурирования полномочий». Этот принцип основан на двух положениях: 1) При децентрализации власти на местах оператив­нее откликаются на спрос граждан на общественные услуги и блага, 2) Децентрализация увеличивает конкуренцию между местными органами власти, что приводит к эффективному предоставлению услуг.

Перераспределительная функция финансов позволяет правительству создавать «сеть социальной поддержки», чтобы жизненный уровень наро­да не опускался ниже определённого минимального порога.

За стабилизацию экономической активности в стране (обеспечение полной занятости, экономический рост, минимальный уровень инфляции), а также за сеть социальной поддержки должно отвечать национальное пра­вительство. Международный валютный фонд регулярно выпускает фунда­ментальный сборник информации по государственным финансам различ­ных стран, по которому можно судить о финансовом положении той или иной страны. Обычно анализ проводится по доходам и расходам на каж­дом уровне власти.

Существующая в России система вертикального баланса в значи­тельной степени, по сравнению с любой другой системой, полагается на гранты. До 90% доходов региональных и местных органов управления по­ступают в форме грантов (в основном, распределяемые налоги) от феде­рального правительства. В других странах, например, в США и Швеции в 1992 году - 16%, в Канаде в 1991 году - 14%, в Австралии в 1991 году -41%, в Дании в 1991 году - 42%. Развитие бюджетного федерализма в Рос­сии является одним из главных направлений российской экономической реформы и переустройства государственной жизни. Бюджетно-налоговый федерализм может стать эффективным механизмом согласования и обес­печения интересов Федерации, её субъектов и органов местного само­управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.