Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный дефицит и государственный долг




График 1

Шкала налогообложения должна быть откорректирована на практике и основываться на национальных, психологических и культурных факто­рах.

Различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятия. Подоходный налог с населения является в большинстве стран прогрессивным. Подоходным налогом облагается балансовая при­быль предприятий. Ставки налогообложения устанавливаются по прогрес­сивной шкале законодательным путем. Налог с оборота - вид косвенного налога, который твердо фиксируется в иене товара и поступает в бюджет по мере реализации этих товаров.

Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичен налогу с оборота, но распространяется на избранные товары (широкого спроса, но не являю­щиеся жизненно необходимыми). Например, сигареты, спиртные напитки, косметика, театральные билеты и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпу­скной ценой и издержками производства, таким образом, в исчислении продажной цены товара исключается так называемый «двойной счет». До­бавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рек­ламу, транспорт.

Важным вопросом в теории налогообложения является вопрос о том, кто, в конечном счете, платит налоги и как может осуществляться перерас­пределение налогового бремени. Так, например, налог на прибыль может быть частично перенесен на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через заниженные цены и т.п.

В США на федеральном уровне основными видами налогов являют­ся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и налог на заработную плату. Более 90% всех доходов федерального прави­тельства приходятся на эти три налога. На уровне штата наиболее важную роль играет налог на продажи, а налог на добавленную стоимость в США не применяется. На местном уровне важным является налог на имущество, на долю которого приходятся 3/4 всех местных налогов. Более 80% нало­говых поступлений США приходится на долю перечисленных выше пяти

налогов.

Главное различие между российской и американской налоговыми

системами состоит в том, что в России основные налоги являются рас­пределительными, тогда как в США такое понятие отсутствует. Распреде­ляемых налогов нет и во взаимоотношениях между правительством штата и местными органами власти. Правительство каждого штата передает не­которые полномочия по налогообложению на места.

С принятием Закона РФ «О местном самоуправлении» в России так же необходимо осуществлять разграничение полномочий между субъекта­ми федерации в области бюджетно-налогового федерализма.

Развитие рынка в любой стране требует единой налоговой системы. Ее отсутствие может привести к разрушению единого рыночного про­странства, неналоговым и бюджетным ассиметриям (т.е. получению ка­ким-то субъектом федерации налоговых преимуществ), зонам бегства ка­питалов, «налоговым войнам» территорий друг с другом и с центром.

Налоговый кодекс РФ вводит жесткую конкуренцию налогового фе­дерализма. Он носит, во-первых, «сквозной», «вертикальный» характер, т.е. охватывает всю технологию налоговых процессов между бюджетами всех уровней, Во-вторых, он является документом прямого действия на всей территории России. В-третьих, кодекс может быть реализован лишь усилиями всей системы органов налоговой службы. В Налоговом кодексе РФ твердо установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов и он является единственным для любого субъекта федерации.

 

 

Бюджетный дефицит - это сумма превышения за каждый данный год расходов федерального правительства над его доходами.

Существует три подхода к регулированию федерального бюджета: 1) ежегодное балансирование бюджета; 2) циклическое балансирование бюджета; 3) отказ от балансирования бюджета, но стабилизация экономи­ки (функциональное финансирование).

До «Великой депрессии» 30-х гг. ежегодно балансируемый бюджет был целью финансовой политики государства, но это ограничивает анти­циклическую и стабилизирующую деятельность государства, усугубляет колебания экономического цикла.

В период спада экономики налоговые поступления автоматически сокращаются, и правительство должно либо увеличить ставки налога, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры могут еще больше сократить совокупный спрос и вызвать падение предложения товаров и услуг.

В период экономического подъема ежегодно балансируемый бюджет вызывает ускорение инфляции. В процессе инфляции денежные доходы повышаются и автоматически возрастают налоговые поступления. Для ли­квидации бюджетных излишков правительство должно либо снизить став­ки налога, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры увеличивают совокупный спрос и приводят к повышению цен.

Сторонники ежегодно балансируемого бюджета считают, что он мо­жет ограничить неэффективное расширение государственного сектора и расточительные правительственные программы. Концепция циклически балансируемого бюджета предлагает, что во время спада экономики пра­вительство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета В ходе инфляционного подъема правительство повыша­ет налоги и урезает правительственные расходы. Федеральный долг, кото­рый образуется во время спада, покрывается излишками бюджета, возни­кающими во время подъема. Но подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по глубине и длительности. Спад может быть длительным и глубоким, а подъем - коротким и незначительным, что неизбежно приведет к циклическому дефициту бюджета.

Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В со­ответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом дос­тижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как ус­тойчивыми излишками, так и бюджетным дефицитом. Отсюда сбалансиро­ванность бюджета является второстепенной проблемой так как:

1. Налого­вые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере ускорения экономического роста.

2. Правительство, имея право устанавливать налоги и создавать деньги, способно практически безгранично финансировать де­фицит бюджета.

3. Проблемы, порождаемые значительным государствен­ным долгом, национальная экономика может преодолевать безболезненно, если это страна с развитой экономикой и высоким жизненным уровнем

Финансовая политика в России ориентируется на первую концеп­цию.

Современная фискальная политика использует несбалансированные бюджеты с целью стабилизации экономики. Это в свою очередь приводит к росту государственного долга.

Государственный долг - это общий размер задолженности федераль­ного правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусом бюджетных излишков. Понятие «государственный долг» не включает финансы штатов и муниципалитетов.

Можно выделить следующие причины государственного долга:

1 Война. Так в США в ходе Второй мировой войны государствен­ный долг вырос более чем в 5 раз. Для финансирования военных расходов правительство США не пошло по пути увеличения налогов и эмиссии де­нежных знаков, оно осуществляло продажу облигаций населению, что уменьшало долю расходуемого дохода и высвобождало ресурсы из граж­данского производства.

2. Спады экономики.

3. Налоговые реформы. Так, в США и в странах Западной Европы в 80-е гг. в целях экономического оздоровления была проведена реформа налогообложения, важным ее элементом было значительное сокращение личных подоходных налогов и налогов на прибыль корпораций. Однако при этом не были сокращены правительственные расходы и возник струк­турный дефицит федерального бюджета.

4. Недостатки политического руководства. Политические лидеры в борьбе за власть своими экономическими программами, нацеленными на привлечение голосов избирателей, способствуют усилению дефицита бюджета и росту государственного долга.

Количественный анализ государственного долга включает в себя следующие аспекты:

1. Государственный долг в целом и в расчете на душу населения в цивилизованных странах с 1929 г стал значительно расти. Его рост усили­вался в периоды войн и экономических спадов.

2. Рост долга сопровождал рост экономики. Богатая нация в состоя­нии выдержать долг значительных размеров по сравнению с бедной наци­ей. Так, в США абсолютный объем государственного долга вырос с 1940 г. по 1988 г. почти в 5 раз, однако относительная величина долга осталась на уровне 1940 г. (51% и 50%).

3. Начиная с 70-х гг. резко возросли процентные платежи по долгу и представляют в настоящее время третью по величине статью расходов федерального бюджета. Таким образом, долг воспроизводит сам себя посред­ством платежей процентов.

4. Держателями 1/4 общей суммы государственных долговых обяза­тельств являются правительственные учреждения и центральные банки, а оставшиеся 3/4 приходятся на правительства штатов, местные органы вла­сти, частных лиц, коммерческие банки, страховые компании и т.д. Некото­рая часть государственного долга приходится на иностранцев.

В существовании государственного долга обычно выделяются две опасности: во-первых, возможность банкротства нации и, во-вторых, опас­ность переложения долгового бремени на будущее поколение.

По поводу первой опасности можно отметить следующее: банкрот­ства правительства произойти не может, так как: 1) погашение старых об­лигаций осуществляется продажей новых, т.е. долг не погашается, рефи нансируется; 2} частные предприятия могут обанкротиться, а правительст­во не может, так как имеет право увеличивать налоги и печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу.

Что касается второй опасности, то здесь граждане государства долж­ны как бы сами себе, т.е. внутренний долг - это только отношения между гражданами страны, а государственный долг является одновременно и го­сударственным кредитом.

Тем не менее, рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

I Выплата процентов по государственному долгу увеличивает нера­венство в доходах, так как значительная часть государственных облигаций сосредоточена у наиболее состоятельной части населения, т.е. те, кто вла­деют облигациями, станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государст­венному долгу уменьшает стимулы к развитию производства и инноваци­ям.

3. Существование внешнего долга, при котором мы «должны не са­ми себе», предполагает передачу части созданного продукта за рубеж в ви­де выплаты процентов или сумм основного долга.

4. Правительство, получая заем на рынке капиталов для рефинанси­рования долга или уплаты процентов по нему, неизбежно приводит к уве­личению ставки процента на капитал. Но рост процентной ставки приво­дит к сокращению частных инвестиционных расходов, т.е. уменьшает про­изводственный потенциал, наследуемый будущими поколениями.

Можно отметить также и чисто психологический момент, что с рос­том государственного долга у населения нарастает чувство неуверенности за завтрашний день.

В целях борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга необходимо применять следующие методы:

1. Введение конституционной поправки, законодательно устанавли­вающей ежегодно сбалансированный бюджет.

2. Требование ежегодного сокращения дефицитов до момента дос­тижения сбалансированного бюджета.

3. Предложение об установлении новых федеральных налогов или введении более высоких ставок действующих налогов.

4. Приватизация экономики посредством продажи государственных активов и программ в частный сектор.

5. Предоставление права вето по статьям и строкам бюджетных рас­ходов.

 

Раздел 6. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Глава 24. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Современный целостный мир многообразен, он включает в себя 160 самостоятельных экономических субъектов. Мир поделен на различные международные группировки, отличающиеся друг от друга целями и ме­ханизмами функционирования. Страны различаются по социально-экономическим интересам, по степени развитости, выделяются высокодо­ходные нефтеэкспортирующие и новые индустриальные страны, а также наиболее бедные страны мира. Однако все это разнообразие представляет собой определенное единство, взаимную зависимость, которая усилена ин­тернационализацией хозяйственных связей, все охватывающим характером научно-технической революции, новой ролью средств информации и ком­муникации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.