Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Множественное число в изафетных словосочетаниях




Вторичное множественное число

Двойственное число существительных

Образование множественного числа существительных путем внутренней флексии

Множественное число некоторых арабских существительных может образовываться изменением основы слова, т.е. путем чередования (замены или добавления) гласных в корне арабского слова. Это явление называется внутренней флексией. Образованное таким образом множественное число принято называть «ломаным». Слова, сходные по своей морфологической структуре, образуют ломаное множественное число по определенным моделям, которых насчитывается до сорока.

Формы ломаного множественного числа не создаются заново в процессе речи, а употребляются как готовые (застывшие единицы), поэтому они фиксируются в словарях и их надо запоминать.

Редко встречаются случаи образования ломаного множественного числа от персидских существительных.

Некоторые арабские существительные, образующие множественное число путем внутренней флексии, могут образовывать множественное число и с помощью персидских суффиксов:

درس /дарс/ – «урок» → دروس /дорус/ и درسها /дарсhā/ – «уроки».

Данный пример образования ломаного множественного числа образован по моделе:

1а23 (ед.ч.) → 1о2у3 (мн.ч.),

где цифрами представлены корневые буквы слова.

Некоторые арабские слова имеют несколько форм ломаного множественного числа. Одни из них более употребительны, другие – менее:

اسم /эсм/ – «имя» → اسامی /асāми/ и اسماء /асмā/ – «имена».

К неправильным формам множественного числа относится также вторичное множественное число. Оно образуется от формы ломаного множественного числа с помощью арабских суффиксов:

حرف /hарф/ – «буква» → حروف /hоруф/ → حروفات /hоруфāт/ – «буквы»;

حب /hабб/ – «зерно» → حبوب /hобуб/ → حبوبات /hобубāт/ – «зерновые».

 

В персидском языке встречается форма двойственного числа существительных. Она образуется от арабских (парных) слов с помощью суффикса ين /эйн/. Эта форма означает парные «разнополюсные» предметы, объединенные между собой, и имеет весьма ограниченное употребление:

طرف /тараф/ – «сторона» → طرفين /тараф эйн / – «обе стороны»;

قطب /ѓотб/ – «полюс» → قطبين /ѓотб эйн / – «оба полюса»;

جناح /дженāh/ – «фланг» → جناحين /дженāh эйн / – «оба фланга».

К неправильным формам множественного числа относится также вторичное множественное число. Оно образуется от формы ломанного множественного числа с помощью арабских суффиксов:

حرق – حروف – حروفات

При образовании множественного числа от изафетных словосочетаний суффиксы множественного числа прибавляются только к главному слову словосочетания, т.е. к первому члену:

اتاقِ درس / отāѓ -э дарс/ – «аудитория» → اتاقهای درس / отāѓhā -йе дарс/ – «аудитории»;

تخمِ مرغ /тохм-э морѓ/ – «куриное яйцо» → تخمهای مرغ /тохмhā-йе морѓ/ – «куриные яйца»;

دوستِ قَديم /дуст-э ѓадим/ – «старый друг» → دوستانِ قديم /дустāн-э ѓадим/ – «старые друзья».

Упражнения

1. Поставьте существительные в форме множественного числа, используя суффиксы:

а)ات и جات

вопрос, высота, животное, упражнение, деревня, разговор, этаж, удар, здание, час, рассказ, завод, звание, газета, фрукт, выражение, слово, группа;

б) ین

курсант, инженер, пассажир, переводчик, учитель, специалист, житель, присутствующий, наблюдатель, отсутствующий, вор;

в) ون

реакционер, духовное лицо, военный, революционер.

 

2. Переведите на русскй язык:

الف) اقدامات ، ارتفاعات ، سوالات ، گزارشات ، اشتباهات ، حیوانات ، تمرینات ، امتحانات ، محلات ، جنگلات ، مجلات ، طبغات ، کلمات ، ضربات ، صفحات ، جبحات ، مکالمات ، مقالات

ب) عبارات ، عمارات ، خدمات ، ساعات ، حکایات ، ولایات

پ) میوجات ، کارخانجات ، روزنامجات ، رستجات ، درجات

ت)مهندسین ، محصلین ، مسافرین ، معلمین ، مترجمین ، سارقین ، ساکنین ، ناظرین ،متخصصین ، انقلابیون ، ارتجاعیون ، روحانیون ، نظامیون.

3. Запомните существительные, образующие ломаное множественное число по различным моделям:

Множественное число а12ā3 Единственное число 1а2а3
ارقام цифры /арѓāм/ رقم цифра /раѓам/
причины /асбāб/ اسباب سبب причина /сабаб/
стороны /атрāф/ ا طراف طرف сторона /тараф/
числа /а’дāд/ اعداد عدد число /адад/
луны /аѓмāр/ اقمار قمر луна /ѓамар/
болезни /амрāз/ امراض مرض болезнь /мараз/
известия, новости /ахбāр/ اخبار خبر известие, новость /хабар/
1о2у3 1а23
пределы, границы /hодуд/ حدود حد предел, граница /hадд/
буквы /hоруф/ حروف буква /hарф/ حرف
уроки /дорус/ دروس урок /дарс/ درس
замки /ѓосур/ قصور замок /ѓаср/ قصر

 

1о2а3ā 1а2и3
товарищи /рофаѓā/ رفقا товарищ /рафиѓ/ رفيق
министры /возарā/ وزرا министр /вазир/ وزير
послы /софарā/ سفرا посол /сафир/ سفير
начальники /ро’асā/ رئسا начальник /ра’ис/ رئيس
бедняки /фоѓарā/ فقرا бедняк /фаѓир/ فقير

 

 

1а2āйе3 1а2и3э
минуты /даѓāйеѓ/ دقايق минута /даѓиѓэ/ دقيقه
взгляды, мнения /аѓāйед/ عقايد взгляд, мнение /аѓидэ/ عقيده
обязанности /вазāйеф/ وظايف обязанность /вазифэ/وظيفه
а1вā2 1ā2
самочувствие /аhвāл/ احوال состояние /hāл/ حال
имущество /амвāл/ اموال имущество /мāл/ مال

 

4. Выучите существительные, образующие ломаное множественное число по различным моделям:

دولت /доулат/ – «государство» → دول /довал/ – «государства»
شخص /шахс/ – «личность» → اشخاص /ашхāс/ – «личности»
مرکز /марказ/ – «центр» → مراکز /марāкез/ – «центры»
عضو /озв/ – «член (организации)» → اعضا /а’зā/ – «члены»
علت /эллат/ – «причина» → علل /элал/ – «причины»
ملت /мэллат/ – «народ; нация» → ملل /мэлал/ – «народы; нации»
علم /элм/ – «наука» → علوم /олум/ – «науки»
شاعر /шāэр/ – «поэт» → شعراء /шоарā/ – «поэты»
قاعده /ѓāэдэ/ – «правило» → قواعد /ѓавāэд/ – «правила»
قانون /ѓāнун/ – «закон» → قوانين /ѓавāнин/ – «законы»
وقت /вахт/ – «время» → اوقات /оуѓāт/ – «время»

امر /амр/ – «приказ» → اوامر /авāмэр/ – «приказы»

حزب /hэзб/ – «партия» → احزاب /аhзāб/ – «партии»

قسم /ѓэсм/ – «вид» → اقسام /аѓсāм/ – «виды»

5. Переведите на русский язык со словарем:

ميزهای غَذاخوری ، نام های خانِواده ، نامه های دوستان ، ديکته های اِملائی ، روزهای تَعَطيل ، اتاقهای دَرس ، کِتابهای دَرسِ زَبانِ فارسی ، دَستگاههای ضَبطِ صوت ، قَهرِمانانِ جَهان ، سَربازانِ اَرتِشِ ما ، پَنجِره های کلاس ، کِلاسهای دَبيرِستان ، روزنامه های غَربی ، اُتاقهای پاک ، بَرادَرانِ کوچِک ، خيابانهای بُزُرگ و عَريض ، فَرهَنگهای فارسی بِروسی ، آشنايانِ خوب و نَزديک ، دوشيزه های جَوان و زيبا ، شَهرهای بُزُرگ و قَشَنگ ، کوچه های تَنگ و تاريک ، دَرهای بَسته ، پَنجِره های باز ، ساختِمانهای بُلَند و مُدِرن ، مِدادهای سُرخ و سياه ، چِراغهای روميزی ، سالهای گُذَشته ، دوستانِ گِرامی ، نِويسَندِگانِ روسی.

 

6. Переведите на персидский язык:

а) лексические диктанты, праздничные дни, столовые ложки, чемпионы по шахматам, куриные яйца, электрические лампы, радиостанции, аудитории, столовые комнаты, большие и светлые классы школы, младшие братья, трудные вопросы, интересные рассказы, грамматические правила, молодые учителя, хорошие специалисты;

б) воинские звания, разведывательные карты, настольные часы, военные госпитали, старые друзья, дорогие товарищи, авторучки, карманные часы, солнечные и лунные буквы, гауптвахты, иностранные языки, старшие сестры, учебные годы, новые дома города, дома нового города, военные учебные центры, десантные взвода, персидские книги, молодые офицеры, студенты институтов и университетов, новые слова и выражения, учебные корпуса нашего института.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.