Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шрила Прабхупада нарушает традицию парампары?




Можем ли мы получать наставления от предыдущих ачарьев?

 

Может возникнуть вопрос: если мы можем общаться с ачарьей и получать от него инициацию, просто читая его книги, то почему бы не перейти к другому звену парампары и не получать наставления напрямую, скажем, от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура или даже от Шрилы Рупы Госвами, или от какого-нибудь другого предыдущего ачарьи, вышестоящего звена ученической преемственности? Ответ дается в следующей цитате Шрилы Прабхупады:

 

«...Чтобы получить истинное послание «Шримад-Бхагаватам», следует обратиться к духовному учителю, который является нынешним звеном в цепи ученической преемственности».

«Шримад-Бхагаватам», 2.9.7, комментарий

 

Нынешним звеном в цепи ученической преемственности является тот духовный учитель, который активно распространяет трансцендентное заключение, передающееся по парампаре, широкой публике. Шрила Прабхупада делает это с помощью своих книг. Поэтому Шрила Прабхупада — уполномоченный дикша-гуру ИСККОН.

 

 

 

Выдвигают еще одно возражение: Шрила Прабхупада пришел в этот мир, чтобы распространить авторитетные заключения гаудия-вайшнавской сампрадаи, но раньше никто из предыдущих ачарьев нашей сампрадаи не учреждал систему ритвических инициаций. Как Шрила Прабхупада мог сделать нечто такое, что идет вразрез с традицией нашей сампрадаи? Поэтому, говорят они, система ритвиков, особенно после окончания периода проявленного присутствия Шрилы Прабхупады, не была уполномочена им, так как он никогда бы не стал делать ничего, что противоречит традиции преемственности учителей.

 

В ответ на этот довод следует объяснить следующее. Традиция преемственности духовных учителей заключается в том, чтобы проповедовать обусловленным душам чистую философию сознания Кришны. Как это делает тот или иной духовный учитель с учетом времени, места и обстоятельств, в которых он находится, — это трансцендентная тонкость, техническая деталь, которая может быть разной у духовных учителей, однако принцип проповеди сознания Кришны сохраняется без изменений. Распространение сознания Кришны, — а не ее практические тонкости, — и есть традиция ученической преемственности.

 

На самом деле Шрила Прабхупада внес множество корректировок согласно времени, месту и обстоятельствам. Один яркий пример из числа множества других — он наказывал всем своим ученикам ежедневно повторять на четках 16 кругов маха-мантры Харе Кришна. Кстати, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, духовный учитель Шрилы Прабхупады, в письменном виде заявил, что тот, кто не повторяет, как минимум, 64 круга в день, не считается даже просто человеком. Однако Шрила Прабхупада увидел, что современные кандидаты не способны повторять 64 круга и потому смягчил это требование до 16 кругов.

 

В переводе и комментарии к следующему стиху «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада раскрывает интересную истину:

 

свайам самуттирйа судустарам дйуман

бхаварнавам бхимам адабхра-саухрдах

бхават-падамбхоруха-навам атра те

нидхайа йатах сад-ануграхо бхаван

 

«О Господь, подобный сияющему солнцу, Ты всегда готов осуществить желание Своего преданного, и потому Тебя называют древом желаний [ ванчха-калпатару ]. Когда ачарьи, укрывшиеся под сенью Твоих лотосных стоп, пересекают бушующий океан неведения, они оставляют жителям Земли способ, с помощью которого они пересекли этот океан, и, поскольку Ты очень милостив к другим Своим преданным, Ты позволяешь им воспользоваться тем же способом и достичь той же цели».

«Шримад-Бхагаватам», 10.2.31

«Наши последователи воздерживаются от четырех видов греховной деятельности — недозволенного секса, употребления одурманивающих веществ, мяса и азартных игр — и каждый день повторяют шестнадцать кругов маха-мантры Харе Кришна. Таковы авторитетные наставления. <...> Ачарья дает метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели. Этот метод называется ачарйа-сампрадайа. Вот почему говорится: сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах (Падма-пурана). Ачарйа-сампрадайа абсолютно авторитетна. Поэтому человек должен принять ачарйа-сампрадаю, иначе все его усилия окажутся тщетными».

«Шримад-Бхагаватам», 10.2.31, комментарий

 

Уменьшение количества предписанных кругов джапы до 16 в день, несомненно, является нетрадиционным, но в приведенном выше комментарии Шрила Прабхупада утверждает, что это абсолютно авторитетное наставление. Таковы трансцендентные полномочия ачарьи проповедовать с учетом времени, места и обстоятельств. Принцип сознания Кришны не подвергается компромиссу, но незначительные технические детали корректируются ачарьей (ачарйа-сампрадайа), чтобы привести их в соответствие с определенной ситуацией. Итак, если снижение количества ежедневных кругов джапы до 16 авторитетно, то почему неавторитетна новаторская система ритвиков?

 

Если кто-то не готов принять систему инициаций с участием ритвиков из-за ее нетрадиционности, то такой личности не следует принимать и предписание о 16 кругах. Он может продолжать повторять 64 круга, следуя изначальному предписанию предыдущих ачарьев. Но в современных обстоятельствах это почти невозможно. Так что единственный авторитетный, практичный процесс — следовать указанию Шрилы Прабхупады повторять 16 кругов и, соответственно, следовать его системе инициаций с участием ритвиков.

 

2.3.4. «Но раньше Шрила Прабхупада говорил другое...»

 

Может показаться, что раньше Шрила Прабхупада много раз вдохновлял своих учеников в будущем становиться гуру после его физического ухода. Почему же позднее он учредил систему инициаций с участием ритвиков и остановил цепь духовных учителей, оставив себя последним звеном преемственности?

 

Необходимо помнить о том, что ученическая преемственность означает преемственность заключений, или науки о преданном служении Верховной Личности Бога, о чем сказано в «Бхагавад-гите» 4.2. Пока книги Шрилы Прабхупады распространяют послание сознания Кришны, ученическая преемственность не может считаться прерванной.

 

Тем не менее мы рассмотрим открытое указание всем становиться гуру, которое было дано Шри Чайтаньей Махапрабху. Это наставление содержится в следующем стихе «Чайтанья-чаритамриты», который часто цитировался Шрилой Прабхупадой:

 

йаре декха, таре каха ‘кршна’-упадеша

амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша

 

«Наставляй каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, как они изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128

 

Однако тип гуру, стать которым Господь Чайтанья призывает всех, ясно указан в подробных комментариях, которые следуют за этим стихом:

 

«Метод этот заключался в том, чтобы жить дома, повторять мантру Харе Кришна и проповедовать наставления Кришны так, как они изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128, комментарий

 

«Можно оставаться домохозяином, практикующим врачом, инженером или кем угодно. Это не имеет значения. Но необходимо следовать указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и обучать своих родных и друзей «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». <...> Лучше всего не принимать никаких учеников».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.130, комментарий

 

Мы видим, что эти наставления не требуют, чтобы гуру, о которых говорится, сначала достигли какого-либо определенного уровня реализации, прежде чем им следует начать действовать. Данная просьба предполагает немедленное исполнение. Из этого становится ясно, что всех просто призывают проповедовать то, что они уже выучили, и, поступая таким образом, стать шикша-, или наставляющими гуру. Предупреждение шикша-гуру оставаться в этом положении, а не становиться дикша-гуру, еще больше проясняет это:

 

«Лучше всего не принимать никаких учеников».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.130, комментарий

 

Принимать учеников — основное занятие дикша-гуру, в то время как шикша-гуру просто нужно выполнять свои обязанности, помогая дикша-гуру, и проповедовать сознание Кришны так хорошо, насколько он может. Из комментариев Шрилы Прабхупады ясно видно, что в процитированном выше стихе Господь Чайтанья на самом деле уполномочивает шикша-гуру, а не дикша-гуру.

 

Несмотря на то, что раньше Шрила Прабхупада действительно много раз упоминал о том, что всем нужно продолжать развиваться, чтобы стать дикша-гуру, его указание от 9 июля 1977 г. должно превосходить все его предыдущие утверждения по степени значимости. Следующие вопросы и ответы подтверждают это:

 

Ачьютананда: [читает вопрос, заданный из аудитории] «В конце «Бхагавад-гиты» Шри Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа [«Бхагавад-гита», 18.66], но в другом месте «Бхагавад-гиты» дважды сказано: шрейан сва-дхармо, пара-дхармо бхайавахах [«Бхагавад-гита», 3.35] — вместо чужих обязанностей следует выполнять свои собственные».

 

Прабхупада: Да.

 

Ачьютананда: «Как мы можем...»

 

Прабхупада: Я могу говорить много всего, но когда я говорю непосредственно вам, то вы делайте то, что я говорю. Ваша первейшая обязанность в том, чтобы выполнять, а не спорить: «Сэр, Вы мне раньше другое говорили». Нет, это не ваше дело, выполняйте то, что я говорю вам сейчас, в этом повиновение, исключающее спор. Разумеется, Кришна никогда не говорил ничего противоречивого, но даже если кто-то по глупости думает, что Кришна сказал что-то, противореча Самому Себе, нет, это не так. Вы не смогли понять. Поэтому, «даже если вы не смогли понять, просто примите Мои непосредственные наставления, которые Я даю сейчас: сарва-дхраман паритйаджйа мам экам [«Бхагавад-гита», 18.66]. Вот ваше дело». Господин говорит поступить определенным образом, и дело слуги — принять его распоряжение как оно есть, без каких-либо споров».

Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 5.5.3,

15 апреля 1975 г., Хайдарабад

 

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна дал множество наставлений. Он говорил обо всех типах йоги от дхйаны до джнаны, но Его последнее указание превзошло всё это:

 

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

 

«Оставь все разновидности религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся».

«Бхагавад-гита как она есть», 18.66

 

«Всегда думай обо Мне и стань Моим преданным» — последнее указание Бога, и именно ему нужно следовать».

«Учение Господа Чайтаньи», глава 11

 

Даже последнее наставление, данной Шрипадой Шанкарачарьей в его песне «Бхаджа Говиндам», тоже предназначалось для того, чтобы превзойти все его предыдущие имперсональные наставления в духе майявады. Шрипада Шанкарачарья ясно дает понять в начале своей песни, что все его предыдущие ложные интерпретации ведических трактатов в стиле майявады, основанные на глубоком изучении грамматических ухищрений, в конце жизни не смогут никому помочь. Он советует всем полностью забыть подобную чепуху и просто поклоняться Говинде, занимаясь преданным служением Ему, если люди вообще хотят обрести реальное благо.

 

Суть в том, что непосредственная обязанность ученика — исполнять окончательное указание, а не спорить о предыдущих наставлениях, которые могут показаться противоречивыми. Последнее указание превосходит по своей значимости все предыдущие. Поэтому к письму/директиве от 9 июля и завещанию Шрилы Прабхупады нужно относиться как к окончательным указаниям на данную тему и не следует их оспаривать.

 

Всё это вновь указывает на то же самое: Шрила Прабхупада является уполномоченным дикша-гуру для всего ИСККОН до тех пор, пока остаются доступными его книги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.