Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей




Законы и принципы управления таможенными органами

Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы. К ним относятся: закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем и другие.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов государственного управления до низших его звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; единстве функций и методов управления; единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управления является организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена социально-экономической системы центральным органам управления.

В управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой эти уровни. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности.

 

Таким образом, основные положения теории управления группируются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления государственными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы — это стратегические нормы управления, и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, таких как системность обратной связи, информационная достаточность, оптимальность, соподчиненность и ряд других, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность является ведущим принципом управления. По характеру взаимоотношений системы бывают открытые и закрытые.

Для таможенных органов характерен смешанный тип системы. С одной стороны, — это система с жесткой детерминированностью и организация с устойчивостью, равновесностью и линейностью развития, что и определяет соответствующий характер управления. С другой стороны, — это система с обменом информацией с внешним миром, со случайным, вероятным характером процессов, выводящим случайность на определяющие позиции.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Разнообразие обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информационные сигналы и команды, затрудняя возможность скрыть их или исказить эти связи.

 

Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет принцип управления — принцип оптимальности. Его реализация в таможенных органах возможна в связи с наличием необходимых органов управления, функционально соответствующих управляемому объекту; принятием управленческих решений на основе информации, объективно отражающей состояние объекта управления; наличием отлаженного механизма обратной связи, посредством которой объект мог бы посылать информацию об эффекте принятых решений, а субъект управления был бы в состоянии корректировать или изменять их.

Имеют важное значение в таможенной системе и находятся в разной степени реализации такие принципы управления, как принципы соподчиненности и ряд других.

 

Частные принципы управления. Частные принципы подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах деятельности, и принципы, имеющие место в таможенных органах как государственной правоохранительной организации.

 

К ним необходимо отнести принципы: законности, централизации с предоставлением возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения задач; оперативного реагирования на изменение обстановки; непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости управления; принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

 

С другой стороны, управление в государственных органах базируется и на таких частных принципах, как: принципы организации и действия государственной службы; осуществления оперативно-розыскной деятельности; морали; подбора кадров, их обучения и воспитания и ряде других.

 

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей государственных органов. К ним можно отнести принципы, единоначалия, сочетания центрального, регионального и местного управления, конкретности, разделения труда, скалярный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

 

Особо необходимо дать анализ реализации принципа единоначалие. В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в:

— полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных задач;

— наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;

— кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;

— материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;

— наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

Принципы управления в таможенном деле отражают общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы, выявляющиеся при постановке практических задач управления, являются основополагающими правилами управленческой деятельности и основой для правильной организации таможенной системы.

 

6. Организационная структура таможенных органов

Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую, федеральную централизованную систему, в которую входят:

1)Федеральная таможенная служба (ФТС) России;

2)региональные таможенные управления;

3)таможни;

4)таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствуют решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ). Руководство ФТС осуществляет Правительство Российской Федерации. Назначение на должность руководителя ФТС и его заместителей и их освобождение от должности осуществляется Правительством Российской Федерации. Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом руководителем ФТС.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также деятельности таможенных органов в регионе определяются ФТС РФ.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для вы полнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

—осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

—взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

—обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

—обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

—обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

—ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

—осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

—ведут таможенную статистику внешней торговли;

—обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

—осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

—проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.