Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система стратегического управления в таможенных органах




Федеральная таможенная служба сегодня находится в стадии реформирования, целью которого является качественное повышение результативности регулирования сферы внешнеэкономической деятельности России, формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных инструментов таможенного регулирования и контроля.

Главными факторами общемирового характера, напрямую влияющими на формирование философии и политики в области таможенного дела, являются: устойчивая тенденция интегрирования различных стран мира в политические и экономические союзы и организации, а также тенденция глобализации процессов производства, торговли и финансово-экономических процессов.

В постоянно меняющихся условиях современного мира таможенные институты вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении ≪управление функционированием (деятельностью) — управление развитием≫ в последнее десятилетие все больший удельный вес и большую значимость приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей — на преобразования.

Основные составляющие управления развитием таможенной службы — это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка концепций и планов развития, управление таким процессом.

Стратегия в сфере таможенного дела формирует основу стратегического управления, включающего решение трех взаимосвязанных задач:

• формирования взаимоотношений таможенной службы России с участниками ВЭД и другими представителями предпринимательского сообщества, а также с таможенными администрациями различных стран, правоохранительными и контролирующими органами России и мира;

• совершенствования внутренних институтов таможенной службы, которое позволяет адекватно реагировать на изменения окружающей среды и адаптироваться к ним, используя их в своих целях;

• реализации спланированных в рамках разработанной стратегии изменений (посредством использования программно-целевых методов).

В основе формирования стратегии таможенной службы лежит анализ динамики внешней и внутренней среды и определение факторов, влекущих ее изменения, а суть стратегического управления в таможенных органах заключается в планировании и реализации действий, регулирующих направления и величины указанных изменений в будущем.

Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти и социально-экономический институт государства осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально- экономического развития страны. Поэтому сущность и содержание всех выполняемых таможенной службой функций должны соответствовать основным значимым для общества и государства стратегическим целям и изменяться в соответствии с динамикой институциональной среды.

Стратегическая цель, задачи и направления развития таможенных органов РФ определены в Концепции развития таможенных органов.

Стратегической целью ФТС России является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ.

Единая система стратегических целей, задач и соответствующая группировка функций и показателей деятельности таможенной службы разработана и ежегодно пересматривается руководством ФТС и находит свое отражение в публикуемых ≪Докладах о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы России≫. Разработка и реализация указанных документов является одним из инструментов стратегического управления и программно-целевого планирования в таможенной службе.

Важным инструментом реализации идеологии выступают федеральные целевые и ведомственные программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем таможенной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Целевая программа представляет собой документ, который определяет законченный во времени и пространстве комплекс экономических, технических, производственных, социальных, научно-исследовательских, организационных и других мероприятий, направленных на реализацию одной или нескольких целей развития социально-экономической системы, в нашем случае таможенной службы.

Организационный механизм, позволяющий обеспечить четкую регламентацию работ по реализации стратегии, контроля их выполнения и рациональное использование финансовых ресурсов объединяет программно-целевое планирование и бюджетирование.

Программно-целевой подход предполагает концентрацию и комплексное использование ресурсов для достижения важнейших целей социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит разработка программ. Мировой опыт показывает эффективность применения целевых программ развития, направленных на совершенствование национальных таможенных служб.

Преимущества ПЦП:

• концентрация внимания на наиболее узловых, приоритетных мероприятиях программы, что обеспечивает повышение эффективности и минимизацию затрат при исполнении программных целей;

• объединение ресурсов и использование их для решения некоторых типов задач;

• обеспечение гибкости, динамизма и адаптивности системы управления.

Еще одна характерная черта программно-целевого подхода в управлении, которая может быть эффективно использована при решении задач таможенной службы, заключается в его приспособленности к поиску эффективных, экономичных вариантов проблемных решений.

Такой подход позволяет с большей полнотой и объективностью определить уровень потребных затрат на достижение цели. Поскольку в комплекс программных действий включаются все мероприятия по достижению намеченных целей, то при этом в полной мере учитываются и все потребные ресурсы, все виды затрат.

Таким образом, стратегия развития таможенной службы РФ реализуется поэтапно, посредством разработки и внедрения федеральных целевых и ведомственных программ развития таможенной службы России. Каждый этап учитывает результаты реализации предыдущей программы, а также изменения внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на содержание каждой последующей программы развития. Применение системы, методов и технологий стратегического управления в таможенной службе в конечном итоге будет способствовать развитию внешней торговли России, созданию эффективной системы таможенного контроля при реальном упрощении процедур таможенного оформления, увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.

12. Современные тенденции территориальной организации таможенных органов в РФ

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы, является рациональное размещение таможенных органов. В нашей стране таможенные органы располагаются в местах пересечения таможенной границы с транспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортируемых товаров, а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов.

Современная таможенная политика исходит из того, что общественное производство, внешнеэкономическая деятельность, торговое и таможенное дело требуют рационального размещения их организаций, планомерного и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение комплексного развития экономики страны в целом и ее экономических районов в целях роста производительности общественного труда, повышения благосостояния населения и улучшение экологических условий. Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и др.

Размещение таможенных органов на территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, внутренней, военной, экологической.

Принципы размещения:

- наиболее эффективное использование источников сырья, энергии, природных ресурсов;

- содействие кооперированию производственных связей между различными предприятиями и организациями, структурами таможенных органов;

- поддержание международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции;

- содействие комплексному развитию экономических районов за счет внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.

К экономическим факторам относят:

- сложившуюся территориальную организацию производства;

- роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики России и интересов сопредельных стран;

- состояние транспортных коммуникаций;

- общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удолетворения за счет имеющихся таможенных органов;

- возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;

- имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры;

- наличие и квалификация трудовых ресурсов.

К природным факторам можно отнести – географическое положение территории, рельеф местности, ценность земель.

Под инфраструктурой обычно понимается совокупность действующих сооружений, зданий, систем, слуб, которые необходимы для нормального функционирования производства и жизни населения на определенной территории и в своей совокупности отражает степень ее освоенности (обустроенности). Необходимость выделения инфраструктуры в качестве особого фактора размещения объясняется тем, что при прочих равных условиях различия в развитии инфраструктуры определяют предпочтительность размещения производства.

Инфраструктурный фактор включает в себя несколько частей:

- транспортный фактор;- земельный фактор;- энергетический фактор;

- здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов;

- околотаможенную инфраструктуру.

Первым «подфактором», влияющим на размещение таможен и таможенных постов, является транспортный фактор.

В таможенном деле проводится классификация таможен по виду транспорта, которым перевозятся товары к месту оформления отдельно следующего багажа и почтовых отправлений:

1) железнодорожные;2) авиационные;3) морские;4) речные;5) автомобильные;6) почтово-багажные и др.

Земельный подфактор - В использовании земли существует множество различных альтернатив. Так, земля может использоваться под какие-либо предприятия или жилищные строения, объекты для занятия спортом и отдыха, под заповедники флоры и фауны и др. Необходимо использовать земля как ресурс с наибольшей эффективностью.

Еще одним фактором, является энергетический фактор. Энергия всегда в истории человечества играла огромную роль. Таможенная служба не является исключением, она также остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности. Таможни и таможенные посты в своей деятельности используют компьютерную технику, технические средства таможенного контроля, оргтехнику, автомобили, вертолеты и др. Использование вышеперечисленной техники позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных постов, улучшить ее скорость и качество пропускной способности ее границ. Для работы этой техники необходима энергия. Поэтому при размещении таможен и таможенных постов необходимо учитывать энергетический фактор.

Таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для работы таможен и таможенных постов.

Здания, помещения и сооружения можно построить либо приобрести, арендовать. Аренде часто бывает выгоднее строительства. Например, при вступлении России в Таможенный союз снижается потребность в дополнительных таможнях и таможенных постах.

При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие околотаможенной инфраструктуры и ее развитость. Развитие таможенной системы повлекло за собой возниковение околотаможенной инфраструктуры и сфер деятельности, служит посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе.

К околотаможенной инфраструктуре относятся: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные представители, магазины беспошлинной торговли. Как правило, околотаможенная инфраструктура появляется уже после возникновения таможни и таможенноо поста. Она является дополнением таможни или таможенного поста и помогает ему выполнять его функции.

Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы, такие таможни, как Астраханская, Ростовская, Таганрогская, Владивостокская, Дмитровская и другие, находящиеся на исторически сложившихся торговых путях и пограничных российских территориях, насчитывают более сотни лет [10].

Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 5598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.