Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственных органов по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних




в Российской Федерации

Проблема специальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних актуализирована международным законодательством. Развитие национального законодательства отражает его нормы. Российское законодательство направлено не только на признание несовершеннолетнего в качестве субъекта специальной правовой защиты, но и снижение масштабов такой социальной проблемы как безнадзорность, беспризорность и как следствие правонарушения несовершеннолетних.

24 июня 1999 года принят Федеральный Закон №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В комментарии к Закону, авторы комментария рассматривают его как часть семейного права. Так как многие нормы отсылают к Семейному кодексу, а многие правовые отношения, регулируемые данным законом направлены не только на охрану законных интересов несовершеннолетних (обязанность по соблюдению которых возложена на родителей или иных законных представителей), но и помощь семье, оказавшейся в социально-опасном положении.[64]

Однако, представляется, что на сегодняшний день данные правоотношения, технологии, задачи, которые реализует система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних гораздо шире, чем семейные правоотношения. И должна быть охвачена специальным правом - ювенальным правом и рассматриваться в контексте отдельного направления государственной политики- социальной политики в отношении несовершеннолетних.

Законом №120 установлен ряд ключевых понятий, среди которых беспризорный и безнадзорный. Так, беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Немаловажно значение имеет установление понятия несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, под которым закон понимает лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.[65]

При этом, закон различает понятия «трудная жизненная ситуация» и «социально-опасное положение». В ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» не дается точного определения понятия трудной жизненной ситуации, но дается перечень категорий детей, которые могут быть классифицированы как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Исходя из этого можно сказать, трудная жизненная ситуация возникает вследствие того, что дети, жизнедеятельность которых нарушена и которые не могут своими действиями, с помощью семьи восстановить ее в полной мере в силу отсутствия родителей, ограниченных психических, физических возможностей или других условий и обстоятельств, конкретизированных законом.[66]

Среди основных функций, которые должна выполнять система органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно выделить такие как:

-выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении;

-проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьей, оказавшимися в социально-опасном положении;

-проведение комплекса социально-реабилитационных мер для отдельных категорий несовершеннолетних.

Законом определен перечень органов государственного (муниципального) управления, который составляет систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Фактически данный перечень органов подчёркивает особый статус несовершеннолетнего, комплексный характер правоотношений, в которые вступает несовершеннолетний (органы внутренних дел, система управления образованием, система органов управления здравоохранением, система социальной защиты, органы занятости населения, комиссии по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства). В настоящее время к системе защиты прав и законных интересов ребенка можно отнести Уполномоченного по правам ребенка. Особым статусом среди указанных органов управления отдельными сферами, в которых присутствуют законные интересы несовершеннолетних, обладают комиссии по делам несовершеннолетних, которые призваны играть роль координационного органа, хотя в настоящее время связи с изменения отдельных федеральных законов, субъекты РФ могут передать полномочия комиссий на уровень муниципального управления, что не может не отразиться на эффективности их координирующей роли.

Также к специально созданным органам следует отнести органы опеки и попечительства.

Помимо органов, составляющих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законом регламентированы виды учреждений, который могут создаваться в системе отдельных ведомств (например, подведомственные органам управления здравоохранения, образования и др.). В данном случае они представляют особый интерес, так как закрепленный широкий перечень учреждений различного вида в зависимости от категории несовершеннолетнего, от типа решаемых задач, фактически показывает возможность использований широкого перечня ювенальных (социальных) технологий с целью реабилитации, адаптации, социально-правового, психологического сопровождения несовершеннолетних и семей, оказавшихся в социально-опасном положении.

Например, к таким учреждениям следует отнести: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В качестве отдельных учреждений, направленных на оказание психологической помощи, стоит выделить центры психолого-педагогической поддержки населения, в том числе несовершеннолетних, центры экстренной психологической помощи. Следует отметить, что указанные учреждения работают на безвозмездной основе, являясь бюджетными учреждениями по заявочному принципу и оказывают консультационные услуги всем нуждающимся. Их роль особо значима при защите законных интересов отдельных категорий, например, обучающихся-лиц из категории дети-сироты, дети-инвалиды, нуждающиеся в первую очередь в информационном сопровождении.

В связи с распространением раннего материнства (когда несовершеннолетняя девочка становится сама мамой) широкое распространение получает такая форма работы как социальные приюты, которые в первую очередь призваны работать с несовершеннолетними, в отношении которых временно не определено место жительства, но и специализированные приюты для молодых мам, в том числе несовершеннолетних также получили свое развитие. При этом приют для несовершеннолетнего- это временное место пребывание до решения вопроса о дальнейшем месте жительства, назначении опекуна в случае необходимости органами опеки и попечительства.

В отдельный перечень также необходимо выделить специализированные учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют воспитательные функции, коррекцию поведения, в том числе несовершеннолетних правонарушителей. Законом они подразделяются на учреждения открытого и закрытого типа. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа п ринимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.

Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:

- с устойчивым противоправным поведением;

- подвергшихся любым формам психологического насилия;

-отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

В учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо достигли возраста, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.[67]

Таким образом, значимость данного закона очень велика, он закрепляет не только систему органов, но и регулирует процессуальные меры рассмотрения отдельных вопросов в отношении несовершеннолетних, обжалований действий и решений должностных лиц. По идее закона он должен был обеспечить систему межведомственного взаимодействия в системе защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. К тому же закон, закрепляя перечень учреждений, заложил основы для реализации ювенальных (социальных) технологий в отношении различных категорий несовершеннолетних.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.