Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список основной и дополнительной литературы. Анализ деятельности органов государственного управления, а также анализ законотворческой деятельности




Анализ деятельности органов государственного управления, а также анализ законотворческой деятельности, в том числе органов исполнительной власти подчеркивает актуальность вопроса создания благоприятной среды для развития детей и реализации дружественного отношения к ним в рамках приоритетов государственной политики. Законодательная активность, прежде всего, выражается в издании различных методических инструкций, разъяснений и Постановлений Правительства по отдельным вопросам реализации Указа Президента от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»[39], а также значительное количество общественных слушаний, координационных советов, научно-практических семинаров, объединяющих усилия как органов власти государственного и муниципального уровня, так и общественности.

К числу основных нормативных актов, принятых за последние несколько лет или претерпевших серьезные изменения в рамках данного направления следует отнести: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изменениями на 13 июля 2015 года);[40] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";[41] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";[42] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;[43] Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ».[44]

Стоит особо отметить вышеуказанную Концепцию, так как она закрепляет внедрение медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые являются инновационными для России и ориентированы на предупреждение и разрешение конфликтов с участием детей и подростков. При этом концепция предполагает в качестве основной идеи объединение усилий всех представителей власти и общества, образовательных организаций в решении задач внедрения данных технологий, что потребует серьезного изменения правового поля в различных сферах. Интерес представляет также Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».[45]

Перечисленные нормативные акты отражают процесс политико-правого развития ювенальных технологий, становления ювенальной политики, понятия которые так и не нашли на сегодняшний день четкого законодательного закрепления. Эти понятия заменяется такими как «дружественное правосудие», «дружественное отношение», «благоприятная среда» и др. В контексте ювенальных технологий используется понятие, получившее закрепление на законодательном уровне и в ряде подзаконных актов – «медиация». Медиативные технологии реализуются судами при реализации правосудия в отношении несовершеннолетних, социально-реабилитационными центрами, образовательными организациями, в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних. На наш взгляд, медиация включается в комплекс мер, которые охватываются ювенальными технологиями. Под ювенальными технологиями следует понимать совокупность мероприятий с использованием методов, средств, форм работы психологического, правового, медицинского сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также сопровождения семьи.[46]

Проблема ювенальных технологий на уровне диссертационных исследований рассматривается лишь в контексте ювенальных технологий в уголовном судопроизводстве. Попытка анализа модели ювенальной юстиции, построения, ювенального уголовного судопроизводства активно реализовывалась с 2007 по 2011 годы. Так, например, Марковичева Елена Викторовна в своем диссертационном исследовании «Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства»подчеркивает н еобходимость внедрения ювенальных технологий в практику российского судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При этом, автор также подчёркивает, что основная часть исследований в рамках данной проблематики сосредоточена на вопросах исследования криминологических, уголовных аспектов внедрения ювенальных технологий.[47]

Интерес представляет также исследованиеДаниловой Валерии Александровны: «Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации». Автор в диссертационном исследовании указывает на проблему внедрения ювенальных практик в российскую систему. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции.[48]

Отдельные вопросы построения ювенальной юстиции рассматриваются в специализированном журнале «Вопросы ювенальной юстиции», в котором, как правило, рассматриваются вопросы теоретического и прикладного характера, анализ законодательной практики.[49]

Таким образом, мы видим, что ювенальные технологии как предмет правового и политического исследования не представлен в научных исследованиях. Понятие ювенального правосудия, социальные механизмы, использующиеся в работе с несовершеннолетними различными институтами, а также вопросы медиации, как отдельной технологии представлены в работах юристов, социологов, психологов, педагогов. Также на наш взгляд, актуальным является рассмотрение проблемы взаимодействия всех субъектов ювенальных правоотношений в рамках реализации данных технологий в контексте политико-правового анализа. Именно данный вопрос является одной из задач в рамках исследования, представленного в статье.

Отсутствие исследования ювенальных технологий, как политико-правового института, связано также с отсутствием законодательного закрепления данного понятия. Не только многие ученые, авторы отдельных исследований, научных статей стараются избегать данного понятия, вполне объяснимо и на наш взгляд связано с непринятием обществом самого понятия «ювенальная юстиция». Анализ информационных передач, а также интернет-сайтов, показывает, что более 70% упоминаний о ювенальной юстиции носят негативный окрас. Например, встречаются названия (« Ювенальная юстиция в России - Мы против! », «ювенальная юстиция – это самое изощрённое оружие против Человечества», «ювенальная юстиция разрушает семью, наш последний оплот» и т.д).

На наш взгляд, изначально было ошибкой внедрение самого понятия «ювенальная юстиция» как средствами массовой информации, так и правозащитными организациями. Во-первых, данное понятие раскрывает лишь одно направление в комплексной политике в отношении семьи и детства, которую должны охватывать ювенальные технологии, это правосудие в первую очередь. Во-вторых, с понятием «ювенальная юстиция» у большинства представителей общественности существует стойкая негативная ассоциация, связанная с опытом других стран, когда происходило изъятие детей из вполне благополучных семей. В-третьих, остается не решенной проблема повышения эффективности деятельности органов опеки и попечительства, отсутствия четких критериев, по которым должны работать данные органы, изменения самих технологий в их работе. Множество отзывов в социальных сетях, интернет-форумах о деятельности органов опеки делятся на две части: бездействие органов опеки в случаях, когда необходимо принимать активные действия и наоборот активные действия, направленные на изъятие детей из вполне благополучных семей. В последнем случае органы опеки должны играть не карательную роль, а в контексте реализации ювенальных технологий должна измениться сама суть данного органа и в первую очередь должно прийти понимание специалистам данных органов об этой роли. Суть которой, заключается в попытке организационной, консультативной помощи семьям. Конечно, речь не идет о случаях, когда есть действительная угроза жизни или здоровью ребенка или присутствует факт насилия в семье.

Для преодоления негативного отношения к ювенальным технологиям в обществе, необходима полноценная структурированная информационная политика на всех уровнях власти, направленная в первую очередь на разъяснение целей ювенальной политики (хотя как такого направления государственной политики в России нет, и речь может идти только о реализации ювенальных технологий в деятельности органов государственного (муниципального управления) и деятельности организаций и учреждений). Государство в первую очередь должно заручиться поддержкой со стороны общества, а эта поддержка на данный момент отсутствует в связи с непониманием самой сути ювенальной системы.

Особенностью развития государственной политики в данной сфере является то, что при отсутствии системы федерального законодательства, регулирующего понятие ювенальных технологий, критериев их использования, параметры сотрудничества всех участников этой системы, ювенальные технологии активно развиваются в рамках отдельных субъектов Российской Федерации.

Толчок развитию ювенальных технологий в других субъектах РФ (не относящихся к «пилотным»), на наш взгляд, дал Указ Президента от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В Омской области для исполнения Национальной стратегии принят Указ Губернатора от 16 января 2013 года N 3 «О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 - 2017 годы. Принятие данного документа привело к усиленному вниманию и контролю по отношению к проблемам детства в регионе.

Проблемы защиты прав семьи и детства периодически поднимаются в рамках заседаний Омского областного правительства, в которых принимают участие все ведомства, в компетенцию которых входят данная сфера (Министерство образования, труда и социального развития, Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Омской области и др.). Одно из таких заседаний прошло в октябре 2015 года, в рамках Координационного совета, где были также представлены и образовательные и общественные организации. Заседание Координационного совета вызывает особый интерес, так как одним из приоритетных вопросов стало рассмотрение проблемы продвижения механизмов и технологий в решении проблем детства Омской области. Фактически речь идет о необходимости реализации ювенальных технологий всеми организациями (учреждениями) и органами государственной власти в целях защиты прав семьи и детства.

Анализ основных мероприятий, направленных на реализацию региональной стратегии действий в интересах детей, осуществляемых органами государственной власти Омской области показал, что важное место среди них занимает информационная политика, направленная на просвещение в области защиты прав детей, при этом с ориентаций не только на несовершеннолетних, но и на правовое просвещение родителей. Среди таких мероприятий можно обозначить разработку и распространение Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях региона брошюр для детей и подростков «Твои права, обязанности и ответственность от 0 до 18 лет», памятки для родителей, детей и подростков «Правила безопасного поведения в Интернете». Отдельные мероприятия направлены на правовое просвещение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (например, социально-образовательные проекты, такие как Интернет-форум «Инклюзивное образование в Омской области» и др.)[50]

Немаловажным направлением в контексте реализации ювенальных технологий является внедрение инновационных социальных технологий раннего выявления, диагностики кризисных ситуаций в семье и оказание поддержки семье на ранних стадиях семейного неблагополучия (создание социальных служб экстренного реагирования). По данным аппарата Правительства Омской области Управлением опеки и попечительства осваиваются современные подходы к организации межведомственного взаимодействия в системе профилактики социального сиротства, одним из которых является технология «работы со случаем», позволяющая осуществлять индивидуальный подход к каждой семье и учет ее особенностей в организации процесса помощи. [51]

Таким образом, анализ мер по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 – 2017 годы показал, что из 81 направления, указанных в отчете, около 20 содержат в своих формулировках понятия: «технологии», «инновационные технологии», «внедрение комплексного подхода», «социальные технологии», «патронат», «сопровождение». Также около 25 сформулированных направлений отражают необходимость комплексного подхода к решению заявленных проблем, развития волонтёрского движения, и что немаловажно, подготовки и переподготовки кадров в учреждениях, образовательных организациях, а также государственных и муниципальных служащих. Что еще раз подчеркивает и доказывает изменения вектора государственной политики в отношении семьи и детства в сторону комплексного подхода, а именно внедрения ювенальных технологий, которые затрагивают все сферы, в которых, так или иначе, присутствуют интересы семьи и детства.

В целом для решения обозначенных проблем, в данном пособии предлагаются следующие рекомендации, охватывающих большинство заинтересованных субъектов «ювенальной системы»:

1) на федеральном уровне разработать комплексный законодательный акт, отражающий такие понятия как: «ювенальная система», «ювенальные технологии», «ювенальные практики».

2) органам государственного управления субъектов РФ совместно с образовательными организациями, вузами, имеющие профильные кафедры, правовые службы (юридические клиники) провести экспертно-аналитические семинары для работников органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целях изучения и распространения положительного опыта по применению технологий восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом

3) проводить PR-мероприятия по освещению опыта работы по развитию дружественного к ребенку правосудия, восстановительных технологий, использовать для этого сайты органов государственной (муниципальной) власти Омской области, Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области, комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, а также печатные издания.[52]

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие понятия в отношении детей используются российским законодательством. Раскройте соотношение данных понятий.

2. От чего зависит использование конкретного понятия (ребенок, малолетний, несовершеннолетний, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети в конфликте с законом и др.) в той или иной ситуации (например от отрасли и т.д.)? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.

3. Какие направления государственной политики в отношении несовершеннолетних вы можете выделить?

4. Назовите и охарактеризуйте основные нормативные акты, принятые за последние 5 лет, которые отражают развитие ювенальной политики, ювенальных технологий.

5. Почему на ваш взгляд большая часть нормативных актов в рамках политики в отношении несовершеннолетних имеет подзаконный характер?

6. Какова на ваш взгляд роль Указа Президента от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 год» в системе политики в отношении несовершеннолетних?

7. В каких нормативных актах нашли отражение понятия: «дружественное правосудие», «дружественное отношение», «благоприятная среда», «медиация»?

8. Чем на ваш взгляд объясняется негативное отношение общества к понятию «ювенальная юстиция»?

9. Какие бы PR-мероприятия по освещению опыта работы по развитию дружественного к ребенку правосудия, восстановительных технологий в образовательных и иных учреждения по работе с несовершеннолетними вы бы могли предложить?

 

Основная:

1. Гражданское право. Общая часть [Электронный ресурс]: курс лекций / А. А. Гончаров, А. В. Маслова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. - (Аудиокурс).

2. Семейное право [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / С. А. Муратова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 367 с.

3. Семейное право [Электронный ресурс]: учебник / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 407 с.

4. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы [Текст]: учеб. пособ. для студ. вузов / В. В. Нагаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 255 с

Дополнительная:

1. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Часть 2. Результаты эмпирического исследования). [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016(6). № 1. С. 25-38. doi: 10.17759/psylaw.2016060104

2. Важдаева Н., Долгих А. Спасти малыша: от рук родителей в России ежегодно гибнут более 2 тыс. детей [Электронный ресурс] // Новые Известия. – URL: http://www.newizv.ru/ (дата обращения: 23.05.2013).101

3. Ветошкин С.А. Ювенальное право: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008.

4. Генеральная прокуратура Российской Федерации проверила соблюдение прав детей [Электронный ресурс]. – URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 07.06.2013).

5. Данилова В. А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации: автореферат диссертации… на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. - М.,2013 – 17с.

6. Машинская Н. В. Современные тенденции развития правоприменительной практики по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних С. 16-17

7. Махмутова М.М. Гражданско-правовая правосубъектность несовершеннолетних в сфере культурно-зрелищных услуг.//Юридический мир.-№58.-2013г.

8. Огурцова М. Л. Защита прокурором прав несовершеннолетних на досудебной стадии уголовного судопроизводства С. 18-20 // Вопросы ювенальной юстиции №1 – 2016

9. Перепелкина Н.В. Вопросы эмансипации// Гражданское право. - №62.- 2013г.

10. Салошина Я. В. Проблема объявления несовершеннолетних дееспособными в следствие вступления в брак// Вестник Воронежского университета.-№74.-2012г.

11. Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник для ма- гистров / А. М. Рабец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель- ство Юрайт, 2013. — 447 с. — Серия: Магистр.

12. Ростовская Т.К. Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции - 2011 - №3 (35)- 2011

13. Салтыков К. Г. Особенности денотации понятия ≪законные интересы детей≫ С. 4-7 // Вопросы ювенальной юстиции №1 – 2016

14. Тарусина Н.Н., Исаева Е.А., Миролюбова О.Г., Сочнева О.И. Ребенок как субъект права: актуальные цивилистические аспекты: монография / ЯрГУ. Яро-славль, 2013. С.10-12

 

Перечень нормативно-правовых актов:

1.Конституция РФ. Принята Всенародным референдумом 12 декабря 1989 г.

2. Федеральный Закон от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка» (ред. От 28.11. 2015)

3. Федеральный Закон от 24.06.1999г. №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями на 23 ноября 2015 года).

4. Федеральный закон №48 от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве».

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

8. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Глава 3. Внедрение отдельных социальных (ювенальных, инновационных) технологий в деятельность органов государственного (муниципального) управления, подведомственных учреждений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.