Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ специальных международных актов, регулирующих отраслевые правоотношения несовершеннолетних




Международно-правовые акты в отдельных правоотношениях, например, в сфере трудовых гарантий несовершеннолетних, отправления правосудия рассматривается в контексте социальной защиты несовершеннолетних.

Законодательное регулирование отношений в сфере труда несовершеннолетних отражает социально-экономические особенности общества и одновременно выражает разное отношение к данному институту с точки зрения культуры конкретного общества.

В одних странах право на труд несовершеннолетнего рассматривается как возможность становления личности, приобретения профессиональных навыков, в других как способ заработать карманные деньги. В третьих, например, во Франции, труд, общественные работы включены в реабилитационные программы по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Среди международных актов, регламентирующих трудовые правоотношения несовершеннолетних и в первую очередь систему мер по социальной защите несовершеннолетних в данной сфере необходимо отметить следующие:

1. Конвенция МОТ N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.).

2. Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.).

3. Конвенция МОТ N 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30 апреля 1932 г.).

4. Конвенция МОТ N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 22 июня 1937 г.).

Основные проблемы, на решение которых направлены данные нормативные акты - это установление нижнего возрастного предела, когда возможно вступать в трудовые правоотношения; а также установления перечня работ, труд несовершеннолетних на которых запрещен; закрепление перечня запретов и ограничений; перечня социальных гарантий и льгот.

В целом политика в сфере социальной защиты трудовых прав несовершеннолетних ориентирована на сохраннее возможности несовершеннолетнего продолжать обучение, которое является приоритетным. В случае, когда трудовые правоотношения делают невозможными получение образования либо негативно влияют на успешность обучающегося, приоритет остается за образованием. Так например, в ст. 1 Конвенции №10 Международной организации труда относительно минимального возраста допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября - 19 ноября 1921 года) указано: «дети в возрасте до четырнадцати лет не могут приниматься на работу или работать на государственных или частных сельскохозяйственных предприятиях или в каких-либо их филиалах в часы, установленные для посещения школы. Если они используются на такого рода работе во внешкольные часы, то эта работа не должна быть в ущерб их посещению школы»[14].

Согласно ст. статья 7 Конвенции Международной организации труда №138 «О минимальном возрасте для приема на работу». (Женева, 26 июня 1973 года) «национальным законодательством или правилами может допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте от тринадцати до пятнадцати лет для легкой работы, которая:

a) не кажется вредной для их здоровья или развития; и

b) не наносит ущерба посещаемости школы, их участию в утвержденных компетентными органами власти программах профессиональной ориентации или подготовки или их способности воспользоваться полученным обучением».[15]

Нормы международного права нашли отражение в главе 42 Трудового кодекса РФ.

Как подчеркивается в п.1 Конвенции № 138, «каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков»[16].

Анализ международных стандартов показывает, что несовершеннолетние подразделяются на определенные категории с точки зрения социального положения в обществе. К чему можно также отнести критерий конфликта с законом несовершеннолетнего лица, нахождение в местах лишения свободы, несовершеннолетние в трудной жизненной ситуации.

Исходя из этого мы можем говорить о различных социальных технологиях, применение которых рекомендовано государствам-участникам международными актами в отношении несовершеннолетних.

С точки зрения хронологии принятия нормативных актов, мы видим, что документы, посвящённые отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, были приняты одними из первых, еще до принятия Конвенции о правах ребенка, имеющей универсальный характер.

Наибольший интерес в контексте построения «дружественного правосудия» в отношении несовершеннолетних (что актуализировано в России Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017гг.) представляет анализ Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Текст Пекинских правил написан с точки зрения приоритетов социальных, восстановительных технологий по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.

В первой части данного документа регламентируются цели реализации данных правил в системе привлечения к ответственности несовершеннолетних: «…следует уделят достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом».[17]

Анализ данного пункта показывает, что государствам-участникам рекомендовано создать систему, в которой эффективно будут реализовываться меры профилактического характера. И вся система социальной политики государства должна быть направлена на создание благоприятной среды для интеллектуального, физического, нравственного, эмоционального развития несовершеннолетнего.

Диапазон возраста привлечения к юридической ответственности несовершеннолетнего, предусмотренный Правилами, достаточно широк. Что объясняется особенностями национальных правовых систем и различной регламентации данного вопроса в национальном законодательстве. При этом, пекинские правила исходят из того, что нижняя граница возраста привлечения к юридической ответственности должна соответствовать психоэмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию несовершеннолетнего. То есть его уровень развития должен быть таковым, чтобы он мог осознавать негативные последствия своих действий (бездействия).

Среди руководящих, приоритетных принципов правил необходимо выделить благополучие ребенка, которым необходимо руководствоваться в том числе при вынесении судебного решения о мере ответственности несовершеннолетнего. Вторым основополагающим принципом является «принцип соразмерности». Соразмерность степени вины и меры наказания, учет социального положения несовершеннолетнего лица, мера воздействия и общественная опасность деяния и т.д.

Так в ст. 17 Правил указано: «…меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего….; «вопрос о благополучии должен служить определяющим фактором».[18]

Часть 6 Пекинских правил акцентирует внимание на необходимости постоянного мониторинга, исследований, направленных на оценку эффективности государственной политики в отношении системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, применений социальных технологий и на этой основе разработке дальнейшего совершенствования политики, в том числе в рамках правосудия в отношении несовершеннолетних.

В целом Пекинские правила рассматривают систему государственных мер по привлечению несовершеннолетних к юридической ответственности в контексте общей социальной политики государства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите в хронологическом порядке принятие основных международных актов, регулирующих государственную политику в сфере защиты прав детей.

2. Проведите сравнительную характеристику Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка.

3. Почему на ваш взгляд в качестве границ понятия «ребенок» были установлены момент рождения 18 летний возраст?

4. На ваш взгляд, в каких документах Российской Федерации нашли отражение 10 принципов Декларации прав ребенка. Приведите конкретные примеры.

5. Как соотносятся понятия «права ребенка» и «интересы ребенка»? Почему понятие «интересы ребенка» вызывает дискуссии?

6. Какие задачи стоят перед Российской Федерацией в связи с необходимостью продолжения формирования законодательства в соответствии с указанными международными актами?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.