Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика международных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав несовершеннолетних




Введение

Перечень нормативно-правовых актов

Список рекомендованной литературы

Введение

Глава 1. Международно-правовые стандарты по защите прав и интересов ребенка.

1.1. Общая характеристика международных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав несовершеннолетних.

1.2. Анализ специальных международных актов, регулирующих отраслевые правоотношения несовершеннолетних.

Вопросы для самоконтроля

Глава 2. Социальная политика в отношении несовершеннолетних.

2.1. Проблема правового закрепления понятий «несовершеннолетней», «малолетний», «ребенок» в российском законодательстве.

2.2. Политика в отношении несовершеннолетних как институт государственной социальной политики.

2.3. Проблема становления ювенальной политики.

Вопросы для самоконтроля

Глава 3. Внедрение отдельных социальных (ювенальных, инновационных) технологий в деятельность органов государственного (муниципального) управления, подведомственных учреждений в работе с несовершеннолетними.

3.1. Политико-правовые аспекты внедрения ювенальных технологий в работу с несовершеннолетними.

3.2. Система государственных органов по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

3.3. Анализ опыта внедрения отдельных элементов ювенальных технологий

Вопросы для самоконтроля

Заключение

 


 

 

Данное пособие представляет собой результат смежного исследования политических и правовых аспектов комплексного института защиты законных интересов и прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Предназначено в качестве дополнительной литературы для подготовки к семинарам и самостоятельной работы по дисциплинам: «Ювенальное право: институты защиты прав и законных интересов несовершеннолетних» в рамках подготовки бакалавров профиля «право и история», «история и обществознание»; «Правовые средства и институты защиты прав и законных интересов несовершеннолетних» в рамках магистерской программы «правовое образование». Также пособие может представлять интерес в рамках отдельных разделов педагогики, психологии, методики преподавания права. А также может быть использовано при подготовке специалистов для работы в системе органов профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних; для дополнительной подготовки педагогов образовательных организаций в области ювенальных технологий.

С момента ратификации Россией Конвенции о правах ребенка 1989 года, принятии Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» 1998 года начинается этап построения национальной политико-правовой системы защиты несовершеннолетних. В силу их возрастных, психологических, социальных особенностей, среди которых необходимо выделить в первую очередь невозможность собственными действиями защищать свои права и интересы, они обладают особым правовым статусом и их интересы затрагиваются всеми отраслями права, присутствуют во всех общественно-политических, социально-экономических сферах.

Тем не менее, мы не можем утверждать, что все положения Конвенции и других международных актов в части защиты прав и законных интересов ребенка в России выполняются. Проблема построения особой системы судопроизводства в отношении несовершеннолетних уже более 12 лет остается на уровне отдельных пилотных проектов и не представляют собой систему, а лишь элементы внедрения ювенального судопроизводства. Медиативные технологии только последние несколько лет получили законодательное закрепление, а в отношении несовершеннолетних эти технологии урегулированы подзаконными актами, но их внедрение в субъектах Российской Федерации идет разными темпами, в некоторых субъектах они фактически не используются до сих пор.

Еще одной проблемой является отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия между органами государственного (муниципального) управления по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Кроме того, в пособии большое внимание уделено проблеме понятийного аппарата. За последние 10 лет отмечается увеличение внимания к проблеме технологий, используемых в работе с несовершеннолетними. При чем, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны представителей различных научных областей. Анализ публикаций по проблеме ювенального права, инновационных технологий, применяемых в отношении несовершеннолетних, за последние 5 лет, подтверждает данный вывод. Серьезный стимул, как для научных исследований, так и изменения законодательной базы на уровне субъектов Российской Федерации, активизации использования инновационных проектов в деятельности с несовершеннолетними, дало принятие Указа Президента от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»[1]. Данный документ поставил задачу не только создания дружественного правосудия в отношении несовершеннолетних, но и внедрения инновационных (социальных, ювенальных) технологий в работу учреждений, где основным участником отношений является несовершеннолетний.

Несмотря на наличие учебных пособий с наименованием «ювенальное право», законодательного закрепления данное понятие не получило. Анализ различных подходов к определению понятия «ювенальные технологии», представленных как в научных публикациях, так и в деятельности учреждений, осуществляющих работу с несовершеннолетними, в том числе, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом, позволил сформулировать проблему разночтения в понимании ювенальных технологий, что не позволяет создать эффективную ювенальную систему[2].

Однако развитие ювенальные технологий идет по пути проб и ошибок, реализации пилотных проектов, инициируемых, как правило, общественными организациями.[3] Такой подход к решению вопросов в рамках данного направления государственной политики порождает разрозненность действий, основанных на отсутствии четкого понимания «ювенальных технологий», «ювенальной системы». Что в свою очередь не позволяет построить эффективную систему межведомственного взаимодействия и разработать комплекс критериев для оценки эффективности реализации данных технологий.

Развитие научной мысли в отношении исследования понятия «ювенальные технологии» отражает расширение подходов к его определению. В ряде научных публикаций, а также материалов конференций, представляющих собой обобщение опыта по внедрению данных технологий в субъектах Российской Федерации, используется понятие: «ювенальные (медиативные, восстановительные технологии)», «гуманитарные технологии в отношении несовершеннолетних»[4]. Внедрение медиации привело к использованию понятия медиативные (ювенальные, восстановительные) технологии.[5] Что на наш взгляд не отражает полной сущности рассматриваемого понятия.

А.М. Великоцкая и А.В. Иванова рассматривают комплекс социальных, инновационных технологий, реализуемых отдельными субъектами РФ и объединяют их названием «ювенальная юстиция». [6]

В целом, большая часть публикаций, среди которых особый интерес представляют материалы конференций,[7] так как их анализ позволяет говорить о развитии, как практики реализации ювенальных технологий, так и подходов к определению этого понятия, еще раз подчеркивают необходимость выработки единого мнения в определении понятия «ювенальные технологии» и закрепления данного понятия на законодательном уровне. [8]

Для преодоления существующих противоречий, автором предлагается использовать понятие ювенальная система, вместо понятия «ювенальная юстиция, так как данное понятие, во-первых, негативно воспринимается обществом, во-вторых, отражает узкие аспекты деятельности отдельных органов государственной власти в отношении несовершеннолетних, в первую очередь систему правосудия. Одно из определений, предлагаемых автором, звучит как: ювенальные технологии - это совокупность мероприятий с использованием методов, средств, форм работы правового, психологического, медицинского сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также сопровождения семьи.[9]

 

Глава 1. Международно-правовые стандарты по защите прав и интересов ребенка.

Проблема социально-правовой защиты прав ребенка весьма актуальна и имеет глубокие социальные корни. Ребенок признается наиболее уязвимым, беззащитным существом в силу своего возраста, психофизиологических особенностей, невозможности собственными силами защищать свои права, высокой степенью доверчивости.

Международными документами, которые создали основу для создания правового поля в отношении защиты прав несовершеннолетних являются Женевская Декларация прав ребенка 1924 года, Декларация прав ребенка 1959г. и Конвенция о правах ребенка 1989г.

Декларация о правах ребенка 1959г. - документ, установивший 10 принципов, которые стали основой для дальнейшей конкретизации прав ребенка. Примечательно, что Декларация 1959г. указывает на необходимость специальной охраны и правовой защиты ребенка как до, так и после рождения. Однако в Конвенции при установлении нижней возрастной границы понятия ребенок, была регламентирована «с момента рождения». Данная нома находит отражение в четвертом принципе Декларации, где говорится о необходимости обеспечения специальной охраны и ухода матери как во время беременности, так и после родов.

В целом 10 норм-принципов, регламентированных Декларацией, во многом определяют принципы государственной политики в отношении семьи и детства, принципы политики в сфере занятости несовершеннолетних и обеспечения их дополнительными социальными гарантиями при реализации права на труд.

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Конвенция о правах ребенка 19889 года в преамбуле дублирует положения Декларации 1959г. Также подчеркивая особый статус ребенка, приоритетной формой развития и воспитания признает семью. И в Декларации и Конвенции говорится о необходимости гармоничного развития ребенка, создания условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития.

Определяя понятие ребенок, кроме верхней и нижней границы в Конвенции указывается на возможности установления национальным законодательством, других условий, когда совершеннолетие наступает до достижения возраста 18 лет («ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»).[10]

Принятие данной нормы в Конвенции о правах ребенка имеет определенную историю. На стадии обсуждения проекта Конвенции о правах ребенка наблюдались разногласия по поводу установления нижней и верхней границ возраста ребенка. Представители Аргентины, Гватемалы выступали за определение нижней возрастной границы с момента зачатия ребенка. С другой стороны, Франция, Великобритания, Тунис, Китай, Индонезия заняли противоположную позиции и признавали нижний возрастной ценз с момента рождения. Однако большинство государств отметили, что при толковании преамбулы, статей 1 и 6 Конвенции они будут придерживаться положений национального законодательства. Поэтому, можно сделать вывод, что международное право признает ребенком личность с момента рождения, но в тоже время и не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия.

«Помимо этого, не все страны были согласны со статьей 1 Конвенции, устанавливающей верхний предел возраста ребенка — 18 лет. Одни государства предлагали установить верхний предел детства 15— 16 лет, другие — закрепить возраст ниже 18 лет, так как в соответствии с их национальным законодательством совершеннолетие наступает гораздо позже. Однако эти предложения не нашли поддержки и в Конвенции о правах ребенка верхний возрастной предел определяется в 18 лет. Что же касается государств, в законодательстве которых возраст достижения совершеннолетия установлен ниже 18 лет, то положения Конвенции не препятствуют сохранению этого возрастного предела.»[11]

Что касается правового закрепления понятия «права ребенка», то Конвенция в основном использует понятие «интересы ребенка», что нашло отражение также и в российском законодательстве (законные интересы ребенка) и вызывает споры и по сегодняшний день, в том числе в рамках судебной практики, где должны быть учтены интересы детей, но данное понятие при этом не конкретизировано ни международными актами, ни национальным законодательством.

Несмотря на то, что в Конвенции конкретизированы права ребенка, стоит остановиться именно на тех обязательствах, которые берут на себя страны-участники, так как они определяют приоритетные направления государственной политики в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

1. «максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

2. приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

3. создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

4. законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров».[12]

В духе данных задач, как мы увидим дальше, написана Российская Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.

Принятие данных специальных международных актов, посвященных правам ребенка отражало гуманизационные процессы в обществе (признание свободы личности, ее естественных прав, необходимости защиты наиболее уязвимых слоев общества). Ребенок становится не только

равноправным субъектом общественных отношений, но и наделяется комплексом только ему присущих прав, обеспеченных особыми специфическими правовыми гарантиями и механизмами их защиты.[13]

Конвенция провозгласила ведущий принцип защиты ребенка – принцип приоритета интересов ребенка, который необходимо соблюдать при рассмотрении любого вопроса, связанного с детьми. При рассмотрении любого вопроса, затрагивающего права и интересы детей, необходимо рассматривать нормы конвенции в совокупности. В конвенции особо подчеркнуто, что вопросы, затрагивающие ребенка, необходимо рассматривать, учитывая 4 ведущих принципа конвенции: принцип наилучших интересов этого ребенка (статья 2), право ребенка выражать свое мнение и быть выслушанным (статья 12), а также право ребенка на жизнь и развитие (статья 6).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.