Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ювенальных технологий в России и за рубежом




Анализ опыта внедрения отдельных элементов

В странах Европы система ювенальной юстиции в общих чертах схожа с английской. Интересной особенностью является возможность медиации, примирения жертвы с правонарушителем. При рассмотрении дела в суде могут применяться различные санкции, как и в Англии, причем приоритет отдается мерам, имеющим наибольшую воспитательную ценность. Одной из таких мер, используемых в Австралии, является механизм, получивший название «семейные конференции», который предполагает совместное обсуждение членами семей несовершеннолетних преступников и их жертв вопроса об адекватной форме возмещения причиненного вреда. Восприятие своих поступков как отклонение от нормы, возможность самому исправить случившееся, чистосердечное желание не повторять никогда подобную ситуацию – главный урок, который должен вынести подросток после применения правосудием мер наказания.

Интерес представляет опыт Франции, в которой представлен опыт государственно-частного партнёрства в ресоциализации[68] несовершеннолетних правонарушителей. На государственно уровне ювенальная система Франции представлена сетью специализированных воспитательных учреждений, реализующих индивидуальные программы в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом. Так, например, особый интерес представляет программа «Цирк» Центра усиленного воспитания для молодежи при неправительственной организации «Лэскаль». Несовершеннолетнему предлагается в качестве воспитательной меры поработать в передвижном цирке (шапито). Тем самым показывается, что можно честно зарабатывать деньги, прививаются моральные ценности и несовершеннолетний также получает дополнительные профессиональные навыки. При этом, работники цирка - это воспитатели с одновременной цирковой подготовкой. Еще одной технологией являются фостерные семьи. Которые готовятся специально в рамках курсах переподготовки, в фостерную семью несовершеннолетний помещается как правило не более, чем на 6 месяцев.[69]

Стоит отметить, что законопроекты о создании ювенальной юстиции разрабатывались и в России. Разработчиками А. С. Автономов и Н. Л. Хананашвили был подготовлен проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции». Система ювенальной юстиции по проекту – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, осуществляющих действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка. К государственным институтам указанный проект относит: ювенальные суды; уполномоченных по правам ребенка; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; должностных лиц и иных работников прокуратуры, органов следствия и дознания; специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания; воспитательные колонии и иные специализированные учреждения. Проектом Закона предусмотрена подготовка Федеральной целевой программы «Ювенальная юстиция» по внедрению институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции».[70] Однако неготовность как самого законодателя, так и общества на момент вынесения к обсуждению данного законопроекта, привели к замене создания системы, требующей значительной законодательной работы и финансовых затрат, на внедрение отдельных ювенальных технологий, которые, по сути, внедряются по инициативе субъектов, а порой даже отдельных учреждений или органов на местах, за счет финансовых средств бюджетов муниципалитета или субъекта РФ, а также привлечения спонсорских средств отдельными учреждениями. В условиях, когда РФ пересматривает многие программы с учетом влияния на бюджетное финансирование мирового финансового кризиса, особенно важно отдавать себе отчет в том, какова «цена вопроса». В первую очередь это предполагает переход от общих разговоров о ювенальной юстиции к предметному анализу с упором на главные проблемные точки. Следует признать, что внедрение ювенальных технологий подразумевает разрешение ряда противоречий общеполитического и общеправового характера, без которых все дискуссии о ювенальной юстиции будут оставаться бесплодными, а отдельные новшества, имитирующие на практике элементы ювенальной юстиции, будут всегда оставаться неэффективными, представляя собою бесполезную и расточительную трату государственных средств. Необходимо создание многоуровневой, комплексной и сбалансированной системы, направленной на работу не только с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социализацию несовершеннолетних, преступивших черту закона, но и в целом на работу с семьей, правовое, психологическое сопровождение семьи. Низкий уровень правовой грамотности самих родителей, необходимость психологической помощи в разрешении семейных конфликтов, воспитании подростков – эти проблемы должны найти решение в комплексном институте, построенном на реализации ювенальных технологий. Методологически сегодня имеются два основных препятствия для внедрения ювенальных технологий на уровне субъекта РФ: одно − более политического свойства, другое − правового. С административной точки зрения, ключевая сложность представляет собой разграничение ювенальной юстиции как специфической правовой деятельности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в 92 качестве социальной деятельности. С правовой точки зрения, главной проблемой является отсутствие федерального законодательства, позволяющего решать вопросы совмещения юридических и социальных практик в четком правовом поле. Ювенальные технологии реализуются в настоящее время во многих субъектах РФ на уровне введения ювенальных судов (Пермский край, Ростов-на-Дону и др.), на уровне внедрения медиативных практик в работу социальных педагогов общеобразовательных учреждений, социально-реабилитационных центров. Такой опыт есть и в Омской области и в настоящее время приобретает особый интерес. В рамках конференций и семинаров, организованных Омским государственным педагогическим университетом, кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления с приглашением уполномоченного по правам человека при губернаторе Омской области, комиссий по делам несовершеннолетних, разработана концепция сотрудничества, основанная как на обмене опытом, так и на разработке методических материалов и проведении семинаров для специалистов комиссий по делам несовершеннолетних в части возможности внедрения в практику элементов ювенальных технологий. При этом стоит подчеркнуть, что результатом данных конференций стало понимание всеми сторонами, в том числе и специалистами комиссий по делам несовершеннолетних, что, во-первых, ювенальные технологии должны охватывать всех субъектов, работающих с несовершеннолетними; во-вторых, они должны реализовываться не только по отношению к несовершеннолетним, совершившим правонарушение или оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ювенальные технологии – это комплекс мер как превентивного характера, так и мер, которые применяются в отношении несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, преступивших черту закона. В настоящее время существует серьезное непонимание специфики ювенальной юстиции как рода деятельности. В связи с этим возникла опасность «растворения» ювенальной юстиции в общем массиве многообразной и полезной работы по борьбе с антиобщественными проявлениями среди молодежи. При этом ювенальная юстиция теряет свою качественную определенность, превращается в «еще один проект», в некую разновидность многообразной и полезной социальной работы, после чего внедрение этого механизма в жизнь теряет всяческий смысл. Эта опасность тем более велика, когда отсутствует уже упомянутое выше четкое правовое поле, в котором параметры ювенальной юстиции как рода деятельности установлены законом. В отсутствии четкого законодательного закрепления этот недостаток необходимо срочно восполнять самостоятельно, определяя для себя на уровне субъекта федерации, что же такое ювенальная юстиция в точном смысле этого слова. Прежде всего необходимо помнить, что ювенальная юстиция − это специфическая разновидность юридической деятельности, часть общего юридического механизма осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних. Это, казалось бы, очевидное положение приходится постоянно подчеркивать, потому что инициатива развития механизмов ювенальной юстиции часто исходит не от судов, следствия или иных юридических институтов, где специфика юридической деятельности вполне осознается, а от социальных служб, в которых особый характер юридической практики недооценивается. Именно то, что ювенальная юстиция − это особый вид юридической деятельности, придает этому институту качественную определенность, создает «родовые» признаки, отличающие его от социальной работы и требующие особых подходов, особых механизмов «внедрения». Главной особенностью ювенальной юстиции как рода юридической деятельности является ее очень высокая степень формализованности, требующая конкретного и обширного правового обеспечения. Ювенальная юстиция может осуществляться только в рамках строго очерченных норм. Ювенальные работники по определению − это субъекты административной и уголовной процессуальной деятельности, а следовательно, должны иметь строго определенный правовой статус и действовать исключительно в его рамках. Без этого любой разговор о ювенальной юстиции изначально будет контрпродуктивным. Поэтому изначально во избежание недоразумений было бы полезно различать две задачи, две проблемные зоны. Одна − собственно формирование ювенальной юстиции, то есть создание специфической службы, интегрирующей в себе элементы юридической и социальной работы. Другая − формирование социальной инфраструктуры, «внешней среды», без которой эффективное функционирование ювенальной юстиции представляется совершенно невозможным. Это сходные, но далеко не совпадающие задачи. Их нужно решать одновременно, при четком правовом регулировании вопросов межведомственного взаимодействия. Ювенальный работник должен быть, с одной стороны, частью системы правосудия, а с другой − интегрироваться с социальными службами. Одна из его важнейших функций − роль куратора, своего рода диспетчера, который, хорошо ориентируясь в имеющихся реабилитационных ресурсах, координирует взаимодействие следствия, суда и социальных служб как при выборе меры воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, так и в процессе осуществления избранной меры воздействия. При этом крайне важно знание самими ювенальными работниками навыков проведения тех программ и реабилитационных мероприятий, на которые будут направлены подростки по решению суда. С точки зрения результата, имеющего ценность для общества, ювенальный работник должен находиться, скорее, вне судебной системы, внутри социальной службы, поскольку это позволяет решать главную задачу, которая ставится перед ювенальной юстицией: обеспечить альтернативный, преимущественно воспитательный, подход к решению вопросов, связанных с наказанием несовершеннолетних, совершивших преступления. А с точки зрения удобства организации работы службы и эффективной межведомственной координации ювенальный работник должен находиться внутри судебной системы. Это неустранимое противоречие в любом случае придется решать либо с потерей качества работы, либо с потерей качества коммуникации. При этом опыт отельных субъектов Российской Федерации показывает возможность привлечения социальных работников в ювенальные суды, тем самым данная проблема частично решается. В идеале ювенальный работник определяет концепцию ресоциализации конкретного подростка. При этом ювенальный работник в целом не должен непосредственно заниматься проблемами ресоциализации подростка. Совмещение этих двух функций сопровождения (мониторинга) и воспитания (ресоциализации) может быть контрпродуктивным. Ювенальный работник должен следить за неукоснительным соблюдением предписаний судьи, корректировать при необходимости реализацию этих предписаний, в том числе обращаясь для этого в суд, вынесший приговор. Он должен знать о реабилитационных возможностях органов власти и местного самоуправления в зоне своей ответственности, быть в постоянном контакте с правительственными и неправительственными организациями, но не должен подменять их собою, выполнять их работу. Это приведет к размытию его функции и статуса. В свою очередь эффективность работы службы ювенальных работников в рамках внедряемой системы ювенальной юстиции во многом зависит от реальных возможностей социальной реабилитации подростка, совершившего преступление, которыми обладает субъект федерации и на территории которого вводится данная система. Для успешного функционирования ювенальной юстиции нужна достаточно мощная реабилитационная инфраструктура. Однако дело в том, что такая реабилитационная структура неспецифична, ибо она должна развиваться в регионе независимо от того, существует в нем ювенальная юстиция или нет. Это часть общей социальной инфраструктуры, которой, однако, до определенного времени не уделяли должного внимания. Речь идет о развитии самых разнообразных форм реабилитации как государственных, так и негосударственных, как использующих бюджетное 96 финансирование, так и опирающихся на деньги спонсоров. Это могут быть всевозможные досуговые и воспитательные центры, ориентированные на работу с трудными подростками и расположенные на территории, которая является зоной ответственности ювенального работника. Институт ювенальной юстиции, возникший как следствие расширения области преступности несовершеннолетних, предполагает несколько подходов (реакций) к совершению правонарушения. Преобладание карательной и реабилитационной парадигм, заложенных уголовным законодательством Российской Федерации, влечет за собой ограниченный подход к разрешению возникающих коллизий, поскольку они не позволяют правонарушителю исправить содеянное, а индивидуализация как способ исправления преступника отсекает остальных участников процесса и не способствует формированию ответственного поведения у несовершеннолетнего правонарушителя. Восстановительный подход, напротив, непосредственно способствует успешному разрешению конфликта между пострадавшим и правонарушителем. Но его применение становится возможным только при условии выхода за пределы исключительно правового пространства и вовлечения в данный процесс политических целей и задач в области защиты интересов несовершеннолетних детей и педагогических задач, стоящих перед всеми субъектами ювенальных технологий. Только при соблюдении данных условий возможна как реабилитация правонарушителя, так и формирование навыков ответственного поведения. Для нахождения смежной области ювенальных технологий и политико-педагогических аспектов их реализации предлагается использовать механизм медиации как одного из технологий восстановительного подхода в рамках ювенальной юстиции. Ювенальные технологии, по нашему мнению, направлены на восстановление процесса нормального взросления ребенка посредством создания соответствующих психолого-педагогических условий. Такими технологиями сегодня могут быть технологии медиации. В области ювенальных технологий представляет собой разновидность социальных технологий, направленных на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. Юридические последствия медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей могут дополняться возможностью использования норм, касающихся применения принудительных мер воспитательного воздействия. Однако в России отсутствует четкая схема взаимодействия всех уровней власти в данном вопросе и нет четкого закрепления алгоритма действия тех или иных органов, служб, а также специальной подготовки в рамках высшего образования ювенальных судей. Также необходимо на законодательном уровне, на уровне программ органов государственной власти субъектов, местного самоуправления рассмотреть вопрос о разработке концепции сотрудничества с общественными организациями, образовательными учреждениями, особенно реализующими программы высшего педагогического образования. На наш взгляд, необходимо рассмотреть перспективу специальной подготовки кадров для органов опеки, ювенальных судов, инспекторов ПДН, которые на сегодняшний день не имеют специального образования (как правило, образование специалистов данных служб – юридическое без специфики изучения превентивных технологий, технологий помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом и семьям, либо образование по направлению «государственное и муниципальное управление»), именно в системе педагогического образования.

Рассмотрим внедрение ювенальных (социальных) технологий в Омской области. Анализ деятельности социальных учреждений Омской области за период 2014-2015 гг., и отчетов отдельных Министерств Омской области, позволяет утверждать, что в 2015 году внедрение инновационных (социальных, ювенальных) технологий стало приоритетным направлением государственной политики Омской области. Около 80% технологий, внедренных в деятельность подведомственных учреждений, направлены на оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. Например, проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе вступившими в конфликт с законом, на основе межведомственного взаимодействия через создание индивидуального плана; социальная гостиница для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; программа коррекции проявлений социальной дезадаптации у детей, находящихся в конфликте с законом; медиативные (восстановительные) способы и механизмы предупреждения конфликтных ситуаций в общеобразовательных организациях.[71]

При этом необходимо отметить, что реализация данных технологий основана на оптимизации межведомственного взаимодействия. Все 13 инновационных программ, реализованных социальными учреждениями и образовательными организациями Омской области в 2015 году, осуществлялись в тесном взаимодействии институтов гражданского общества, бюджетных учреждений с органами государственного (муниципального) управления Омской области.

В условиях административной реформы, модернизации социальной сферы необходима система использования ювенальных технологий, поэтому речь должна идти не столько о создании ювенальной юстиции, сколько о некой системе ювенальных технологий, системы охраны, поддержки семьи и детства, развития семейных ценностей, гражданско-правового и патриотического воспитания молодежи, организации помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом через использование ювенальных технологий. Также мы должны говорить о необходимости законодательного закрепления, отражения в программах органов государственной власти субъектов, местного самоуправления концепции сотрудничества с общественными и образовательными организациями, в том числе реализующими программы высшего педагогического образования. На наш взгляд, необходимо рассмотреть перспективу специальной подготовки кадров для органов опеки, ювенальных судов, инспекторов ПДН, которые на сегодняшний день не имеют специального образования (как правило, образование специалистов данных служб – юридическое без специфики изучения превентивных технологий, технологий помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом и семьям, либо образование по направлению «государственное и муниципальное управление»), именно в системе педагогического образования. Несмотря на то, что правового закрепления понятия ювенальных технологий в российском праве нет, отдельными организациями, в том числе подведомственными органами государственной власти, учреждениями (например, социально-реабилитационными центрами) накоплен большой опыт реализации программ, построенных на использовании ювенальных технологий как комплекса педагогических, правовых и, в некоторых случаях, медицинских методов и форм работы.

Таким образом, вопрос о ювенальной системе должен ставиться как: какие ювенальные технологии нужны в России и какая инфраструктура для этого требуется, а соответственно, и нормативно-правовая база должна обеспечивать реализацию такой системы, учитывающей как специфику правовой системы России, так и особенности института воспитания в России. Опыт, накопленный Россией, отдельными образовательными организациями, общественными организациями, комиссиями по делам несовершеннолетних, а также опыт отдельных стран представляет огромный интерес и потенциал для создания эффективной ювенальной системы.

Как отмечают В. Н. Ткачев и Е. Л. Воронова, эффективное применение судов к несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, вместо карательных реабилитационных, воспитательных мер возможно только при условии надлежащей работы соответствующих социальных служб, тесно взаимодействующих с ювенальным судом. Следовательно, мы приходим к выводу о наличии в Российской Федерации двух, действующих относительно обособленно друг от друга, систем, первая из которых занимается комплексом превентивных профилактических мер в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, преимущественно с использованием административно- правовых средств воздействия, вторая же действует в сфере привлечения несовершеннолетних к ответственности в случае совершения ими преступлений и основывается на уголовном законодательстве и уголовно- правовых средствах воздействия.[72] В настоящее время необходима новая модель семейной политики, которая потребует консолидации сил как гражданского общества, так и административного ресурса. На наш взгляд, ювенальная система должна выработать новую административно-правовую модель поддержки семьи, сопровождения семьи и формирования правовой среды, в которой воспитывается ребенок. Стоит также выделить такую проблему, как отсутствие концепции взаимодействия всех субъектов правовых отношений, заинтересованных в защите института семьи и детства. Налицо проблема межведомственного взаимодействия, разрыв между правовым, педагогическим, психологическим обеспечением процесса работы с разными семьями, в том числе оказавшимися в трудной жизненной ситуации, как профилактики правонарушений со стороны как родителей по отношению к детям, так и детей по отношению к обществу в целом. С другой стороны, специальные органы власти (например, комиссии по делам несовершеннолетних), как правило, работают непосредственно уже с несовершеннолетними, осуществившими правонарушение. [73]

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные причины, выделенные в главе, актуализирующие необходимость особого внимания к социально-правовому положению несовершеннолетних? Какие причины вы могли бы добавить к перечисленным.

2. Какова основная проблематика научных исследований, посвященных вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В каких научных областях представлены данные исследования?

3. Рассмотрите понимание ювенальных технологий на примере указанной в главе научной статьи: «Основные этапы и процессы становления ювенальной юстиции нового поколения в Красноярском крае». Почему авторы на ваш взгляд акцентируют внимание именно на подростках, преступивших закон, в отношении которых возможно использование специальных ювенальных технологий.

4. Какое понимание ювенальных технологий представлено автором? Выразите свое отношение к данному определению.

5. Согласны ли вы с тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закладывает основы ювенальных технологий, ювенальной системы? Какие обоснования представлены в главе? Какие еще обоснования или доказательства обратного вы можете сформулировать?

6. Какие примеры ювенальных технологий в России и за рубежом приведены в главе? Какие зарубежные ювенальные технологии вам показались наиболее интересными с точки применения их в России?

7. Охарактеризуйте какие ювенальные (социальные) технологии использованы в Омской области? Какие ювенальные технологии и центры их реализующие вы еще можете привести в пример?

8. Как на ваш взгляд можно оценить эффективность ювенальных технологий при работе с конкретным несовершеннолетним лицом?

9. Как вы могли бы охарактеризовать «ювенального работника»? В какой системе органов он мог бы работать, какими профессиональными навыками должен обладать?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.