Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное регулирование местного самоуправления




Но очевидно, что ограничиться перечислением этих принципов - значит, фактически отказаться от регулирования местного самоуправления на федеральном уровне. Поэтому законодатель расширил сферу регулирования, а в некоторых случаях ввел в Федеральный закон нормы прямого действия, обеспечивающие реализацию установленных принципов.

В рамках данной темы отдельные принципы организации местного самоуправления мы будем рассматривать более подробно, другие обозначим в самом общем виде, так как им посвящены специальные разделы. Наиболее подробно здесь будут рассмотрены организационно-правовые основы. Специальные разделы посвящены финансово-экономической деятельности, регулированию особенностей организации и правовым гарантиям местного самоуправления. Мы будем рассматривать положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131 - ФЗ, для удобства именуя его «Федеральный закон».

В главе I Федерального закона сформулированы основные понятия и термины. Для нас принципиально важны два из них - «местное самоуправление» и «муниципальное образование, так как они являются ключевыми для понимания сущности местного самоуправления и решение вопроса о территориальной основе местного самоуправления.

Как уже было отмечено, Конституция Российской Федерации не дает определения понятию «местное самоуправление». Федеральным законом местное самоуправление определяется как «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». То есть местное самоуправление определено как деятельность, субъектом деятельности является население, объединенное общими интересами (некоторыми авторами в отношении этого субъекта и по­пользуются термины «территориальный коллектив», «местное сообщество»), предметом деятельности - вопросы местного значения. Существенными характеристиками деятельности следует считать слова «самостоятельная» и «под свою ответственность». Иначе говоря, подразумевается наличие собственной компетенции и при этом за результаты деятельности в пределах компетенции отвечает само население или созданные им органы.

Территориальная организация местного самоуправления не менее важный вопрос. Следуя Конституции Российской Федерации, Федеральный закон определяет муниципальное образование как населенную территорию и перечисляет все возможные виды таких населенных территорий: городское или сельское поселение; несколько поселений, объединенных общей территорией; часть поселения; иная населенная территория. Мы видим, что Федеральным законом предусмотрены все возможные территориальные образования, о чем говорилось в предыдущем разделе.

Рассмотрим теперь, каким образом раскрываются в Федеральном законе основополагающие принципы организации местного самоуправления.

Первый принцип - наличие собственной компетенции -нашел отражение в целом ряде статей Федерального закона. Во-первых, статьей 6 Федерального закона определены предметы ведения местного самоуправления. В их определении использован подход, при котором установлен перечень вопросов местного значения, общих для всех муниципальных образований, и предусмотрена возможность наделения органов Местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установления дополнительного перечня вопросов местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также принятия муниципальными образованиями к своему рассмотрению иных вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Окончательно компетенция муниципального образования устанавливается с принятием устава муниципального образования.

Самостоятельность в пределах собственной компетенции обеспечивается нормами, в соответствии с которыми не допускаются подчиненность одного муниципального образования другому и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Реализация компетенции должна быть обеспечена правом принятия решений, обязательных для исполнения в пределах муниципального образования. С этой целью Федеральным законом предусмотрено наличие у муниципального образования устава - основного местного правового акта, устанавливающего систему местной власти; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления наделены правом принятия правовых актов, в частности, представительный орган местного самоуправления принимает общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования. Статьей 44 Федерального закона установлено, что решения, принятые населением путем прямого волеизъявления, и решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Вопрос наличия собственных ресурсов и их соответствия исполняемым функциям решается в главе V «Финансово-экономическая основа местного самоуправления». Статьи 28, 29, 30 Федерального закона устанавливают, какие виды финансовых, материальных и природных ресурсов составляют экономическую основу местного самоуправления. В отношении соответствия ресурсов исполняемым функциям определено, что экономическую основу местного самоуправления составляет «собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования», и органы государственной власти «обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов».

Достаточность ресурсов для выполнения функций в минимально необходимом объеме достигается за счет того, что «минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются... на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности» и выполнение минимальных государственных социальных стандартов «гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов... отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации».

Выше было указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, которые влекут дополнительные расходы. Кроме того, финансовые потери муниципальных образований возможны по причине принятия органами государственной власти решений, уменьшающих налоговую базу местных бюджетов (установление всякого рода льгот) или требующих дополнительных затрат из средств местных бюджетов (например, дополнительные выплаты отдельным категориям граждан). Законодатель предусмотрел обязательность в этих случаях компенсации дополнительных расходов и недополученных доходов.

Очевидно, что даже при самых благоприятных экономических условиях минимальные местные бюджеты недостаточны для полноценного удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения, тем более для целей развития муниципальных образований. Поэтому Федеральным законом органам местного самоуправления представлено право участвовать в финансово-хозяйственной деятельности с использованием имеющейся муниципальной собственности.

Выборы - обязательный атрибут представительной демократии Применительно к местному самоуправлению выборы играют еще большую роль, так как сущность самоуправления состоит в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Очевидно, что население в целом, особенно в крупных поселениях и других территориальных образованиях, не может прямо осуществлять текущее управление местным хозяйством. Для этих целей должны быть сформированы специальные органы, выполняющие две основные задачи - представление интересов населения и практическую реализацию этих интересов. Для решения этих задач создаются обычно два вида органов - представительные и дополнительные (административные), - хотя возможно и объединение функций в одном органе. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон не предусматривают обязательного разделения местной власти на представительную и исполнительную. Выборы принципиально важны для формирования представительного органа, так как, с одной стороны, прямыми выборами обеспечивается выражение этим органов интересов населения, с другой стороны, появляется реальный механизм контроля за деятельностью представительного органа местного самоуправления, состоящий в периодической сменяемости депутатов, а также в возможности их досрочного отзыва и даже досрочного прекращения полномочий всего органа. Органы, выполняющие функцию управления местным хозяйством, видимо, целесообразно формировать на основе найма профессионалов на контрактной основе.

С учетом всего этого Федеральный закон вводит наличие выборных органов местного самоуправления как признак муниципального образования уже в определении этого понятия. В статье 14 отдельно оговаривается, что «наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным». Для того чтобы гарантировать достаточность полномочий выборного органа, представляющего интересы населения, в статье 15 Федерального закона устанавливается перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления, причем этот перечень содержит важнейшие вопросы, определяющие деятельность всех остальных органов.

Федеральный закон не ограничивает возможность наличия в структуре органов местного самоуправления других выборных органов и выборных должностных лиц. Одно из возможных выборных лиц местного самоуправления обозначено статьей 16 Федерального закона - глава муниципального образования. Но обеспечив обязательность выборных органов в структуре органов местного самоуправления, Федеральный закон не нарушает прав населения по самостоятельному определению структуры органов местного самоуправления, предоставляя населению право решать этот вопрос посредством принятия устава муниципального образования.

И, наконец, четвертый принцип, который Л.А.Велихов в своей работе «Основы городского хозяйства» назвал «подзаконностью», имея при этом в виду, что местное самоуправление - власть, которая действует в рамках, установленных государством посредством принятия законов. Иными словами, власть, которая не может сама по себе реформировать. Сегодня мы смотрим на этот принцип и с другой стороны. Местное самоуправление должно регулироваться только законами, что ограничивает возможность вмешательства в его компетенцию со стороны государственных органов и государственных должностных лиц. Во всех положениях Федерального закона, которые предусматривают регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления, использованы формулировки «законом», «в соответствии с законом». В части определения полномочий органов государственной власти законодатель ввел еще одно ограничение. Исчерпывающий перечень вопросов в области местного самоуправления, подлежащих регулированию федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, также установлен Федеральным законом.

Принимая во внимание федеративное устройство России и гарантированную Конституцией Российской Федерации самостоятельность местного самоуправления, законодатель определил компетенцию в сфере местного самоуправления каждого уровня власти и, как уже отмечалось, собственную компетенцию местного самоуправления. Завершают развитие рассматриваемого принципа нормы Федерального закона, предусматривающие, что возможные разногласия государственных органов и органов местного самоуправления разрешаются в судебном порядке. То есть произвольное вмешательство государства в деятельность местного самоуправления невозможно, если, конечно, не говорить о незаконных действиях отдельных органов и должностных лиц. Но для пресечения этих действий также существуют судебные органы и органы прокуратуры.

Подводя итог, можно сказать, что Федеральный закон структуры состоит из глав, посвященных различным основам местного самоуправления, - территориальной, организационной, финансово-экономической и других. Но по своему внутреннему содержанию отвечает задаче установления, а точнее, развития принципов организации местного самоуправления, которые в теоретическом виде были сформулированы на основе исторического опыта и в правовом отношении установлены Конституцией Российской Федерации.

3.Два основных законодательных акта, регулирующих вопросы местного самоуправления в Российской Федерации, - Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - рассмотрены в предыдущих разделах.

В целом состав федерального законодательства по вопросам местного самоуправления может быть определен только на основе этих двух актов, так как именно они устанавливают предметы ведения и полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления.

Всю систему федерального законодательства в этой области можно разделить на два блока законодательных актов - собственно акты по в опросам местного самоуправления и акты, содержащие нормы муниципального права (отдельные положения, касающиеся местного самоуправления).

Формирование первого блока законов основывается на пункте «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящем к предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления. Из этого положения следует необходимость принятия соответствующего Федерального закона, что и было реализовано. Разработка и принятие других федеральных законов по вопросам местного самоуправления обуславливаются полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Эти полномочия названы статьей 4 Федерального закона. В целях определения состава первого блока укажем лишь те из них, которые влекут принятие федеральных законов, прямо касающихся вопросов местного самоуправления:

- регулирование порядка передачи объектов федеральной собст­венности в муниципальную собственность;

- наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации;

- установление государственных минимальных социальных стан­дартов;

- регулирование отношений между федеральным бюджетом и мест­ными бюджетами;

- обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;

- регулирование основ муниципальной службы.

Количество перечисленных вопросов и их формулировки не определяют количество и наименование принимаемых законов. Следует говорить только о том, что названные вопросы подлежат регулированию федеральными законами.

Второй блок федеральных законов - законы, содержащие нормы муниципального права, - связан с предметами ведения местного самоуправления. В целом вопросы местного значения можно рассматривать как выделенную часть общегосударственных вопросов. Поэтому решение вопросов местного значения может регулироваться федеральными законами в той мере, в какой эти вопросы входят в сферу регулирования со стороны федеральных органов государственной власти. Для ясности приведем несколько примеров.

Вопросами местного значения являются организация, содержание и развитие муниципальных учреждений основного общего образования. В то же время общие вопросы образования отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Очевидно, что деятельность органов местного самоуправления в сфере общего образования не может быть полностью выделена из решения общих вопросов образования. Поэтому федеральное законодательство, а в данном случае, и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам общего образования будет содержать нормы муниципального права, то есть определенным образом регулировать деятельность местного самоуправления в указанной сфере. Это можно отнести и к вопросам здравоохранения, культуры и многим другим.

Среди вопросов местного значения названа охрана общественного порядка. Как и в предыдущем случае, соответствующий вопрос – общественная безопасность – относится к предметам совместного ведения. Следовательно, деятельность муниципальных органов охраны общественного порядка будет осуществляться в рамках, заданных федеральным законом.

Отметим еще, как важнейший, вопрос участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, а если несколько уже – осуществление муниципальными образованиями самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Сфера хозяйственных отношений практически полностью регулируется Гражданским кодексом российской Федерации связанным с ним законодательством. Органы местного самоуправления ничем не выделяются среди других юридических лиц, разве что дополнительными ограничениями их хозяйственной деятельности, связанными особенностями этих органов. Иначе говоря, их деятельность в гражданской сфере подлежит еще и специальному регулированию.

При внимательном изучении всего перечня вопросов местного значения выясняется, что каждый из них попадает в сферу законодательного регулирования или, как минимум, регулируется ведомственными нормативными актами.

Таким образом, к законодательству, содержащему нормы муниципального права, может быть отнесено значительное количество федеральных законов, и это нужно иметь в виду по двум причинам. Во-первых, органы и должностные лица местного самоуправления должны располагать всей полнотой правовой информации и руководствоваться ею в своей деятельности. Во-вторых, законодатель в своей законотворческой работе должен исходить из принципа системного единства законодательства и разрабатывать «отраслевые» законы с учетом того, что в иерархии законов Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» занимает место одного из немногочисленных и основополагающих законов о системе власти в России, то есть о ее конституционном строе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.