Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 8. Участие граждан в местном самоуправлении




.

Мэр собрания

Выборное лицо

Городская комиссия

Совет – управляющий

Мэр избирается из числа депутатов совета «Слабость», его заключается в полной подконтрольности совету. Мэр не имеет право отлагательного вета. Формирование администрации производится только с согласия совета. Пределы его права руководства администрация ограничивает решением совета. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется по собственной инициативе или по инициативе населения.

Старый мэр – совет

Сильный мэр – совет

Мэр

 


совет администрация

 

Мэр и совет избираются всем населением. Мэр обладает правом отлагательным на решение совета. Самостоятельно формирует администрацию, назначает и освобождает с должности сотрудников администрации. На единоначале руководит администрацией. Организует работу совета. Досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия избирателей происходит по решению местного референдума.

Вторая модель:

 

Мэр – Совет

 

Администрация

Третья модель:

 

Председатель – совет

 

Управляющий

 

Администрация

 

Здесь должность мэра не предусматривается. Деятельность совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем. Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц. Отношение управляющего с советом определяется контрактом.

Четвертая модель:

 

Комиссия

 

 

Отдел

 

Администрация

 

Эта модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и в сочетании представительных и исполнительных функций. При этом избираются не депутаты представительных органов, а руководители органов и структурных подразделений. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица отделов (например, Санкт-Петербург, Москва).

Пятая модель:

(староста – сельскохозяйственный сход)

 

староста – сход

 

администрация

 

Такая форма правления может быть рекомендована в малых поселениях, где функции представительного органа может осуществляться населением. Единственным выборным лицом здесь является мэр (староста), который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления, но за исключением утверждения местного бюджета и контрольных полномочий. При этом в случае необходимости может формироваться небольшой аппарат управления (например: сельскохозяйственное поселение с малым количеством населения).

3.2. Принципы построения структуры органов местного самоуправления:

1. процесс формирования и использования управленческих решений на всех этапах;

2. комплексность и внутренняя координация деятельности структурных подразделений;

3. завершенность и поступательность развития структурных подразделений.

ТЕМА 9. Классификация органов местного самоуправления

1. Особенности муниципальных образований.

2. Классификация.

Органами муниципального управления являются исполнитель­но-распорядительные органы местного самоуправления, образуе­мые в городских, сельских поселениях, нескольких поселениях, объединенных общей территорией, частью поселения, иной насе­ленной территорией, имеющей статус муниципального образова­ния. Статусом муниципального образования, в пределах которого осу­ществляется местное самоуправление, может наделяться любое из вы­шеперечисленных поселений, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (3).

Органы местного самоуправления создаются для решения как мини­мум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управле­ния. Функционирование органов местного самоуправления - регуляр­ная, повседневная деятельность по осуществлению местного само­управления и, в частности, управление муниципальным хозяйством.

Классификация органов местного самоуправления

Классификация органов местного самоуправления возможна по различным основаниям, например:

- способу образования;

- назначению (степени специализации);

- предметам ведения;

- способу принятия решений;

- типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления в са­мом общем случае разделяются на выборные и другие. Если в отноше­нии выборных органов не требуется дополнительных разъяснений, то Другие органы создаются по мере необходимости и в свою очередь мо­гут подразделяться на формируемые на добровольной основе с по­следующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной адми­нистрации: административная, жилищная и другие) и тому подобное.

По назначению органы местного самоуправления можно классифицировать на органы общего и специального назначения. Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под органами специального назначения - «отраслевые» органы то есть органы, занимающиеся узким направлением деятельности мест­ного самоуправления, одной или несколькими из его сфер.

Например, от функционирования финансовых и бюджетных органов зависит деятельность практически всех остальных органов местного самоуправления, поэтому их рассматривают как органы общего назначе­ния. В качестве специализированных (отраслевых) можно рассматри­вать органы управления образованием, здравоохранением, муниципаль­ным жилищным строительством, муниципальной собственностью.

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местно­го самоуправления не только решают вопросы местного значения, от­несенные к ведению местного самоуправления, но и исполняют отдель­ные государственные полномочия, возложенные на них органами госу­дарственной власти.

Как правило, отдельные государственные полномочия исполняются специально создаваемыми органами (отделами записи актов гражданско­го состояния, военноучетными столами и так далее), хотя могут выполнять­ся и органами, созданными для решения вопросов местного значения. В части исполнения отдельных государственных полномочий органы местно­го самоуправления подконтрольны государственным органам. Материаль­но-финансовое обеспечение деятельности органов, исполняющих отдель­ные государственные полномочия, должно гарантироваться государством, что предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источ­ников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

Классификация по способу принятия решений состоит в том, что в зависимости от характера решений они могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично. Способ принятия решений обусловлен как при­родой органа, так и характером принимаемого решения. Например, основ­ное назначение представительного органа местного самоуправления представление интегрированных интересов населения; коллективный инте­рес выражается здесь посредством выборного коллегиального органа. Ни один из членов этого органа и никакая их обособленная группа не вправе претендовать на выражение мнения всех избирателей. Следовательно, решения от имени населения этот орган принимает коллегиально.

Рассматривая роль органов местного самоуправления как организационной структуры, выступающей от лица субъекта местного самоуправ­ления - населения муниципального образования (местного сообщества), выделяют два типа функций, объективно присущих этому субъекту:

- представлять его интересы (проектная функция)

- реализовывать эти интересы (программная функция).

Представление интересов заключается в их выявлении, обобщении, формулировании и в итоге в разработке проекта развития муниципаль­ного образования (поэтому используется термин «проектная функция») а вконечном счете в принятии необходимых решений, создающих право­вую базу для реализации проекта, в форме правовых актов. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления (поэтому - «программ­ная функция»), направленной на осуществление проекта.

Этим двум типам функций соответствуют два типа органов -представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе раз­деления властей, а именно о классификации органов местного самоуп­равления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Вопросы осуществления власти присутст­вуют здесь постольку, поскольку реализация проектов развития муници­пального образования обеспечивается в том числе и принятием норма­тивных правовых актов.

Представительный орган наделяется в связи с его ролью в систе­ме местного самоуправления исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган ут­верждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на терри­тории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов местно­го самоуправления.

Определенные решения принимаются представительным органом в це­лом, но разнообразие вопросов, решаемых этим органом, вынуждает выде­лять в его составе более мелкие структурные единицы и определять роль и место в представительном органе каждой такой единицы. В качестве приме-Ра можно назвать комиссии по направлениям деятельности, территориаль­ные группы депутатов, фракции. Комиссии занимаются определенными вопросами деятельности местного самоуправления; территориальные группы выражают и по мере возможности реализуют интересы населения отдельных внутримуниципальных территориальных образований; фракции представляют интересы политических объединений. Принято считать, что структурные подразделения представительного органа осуществляют подготовь решений, принимаемых окончательно представительным органом в полном составе. На самом деле, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, от­несенных к компетенции представительного органа.

Существуют организационные модели местного самоуправления в которых создается не один представительный орган, а несколько орга­нов с заранее определенными полномочиями: бюджетные, контрольные органы, органы, распоряжающиеся муниципальной собственностью. В этих случаях говорят о системе представительных органов местного са­моуправления и определяют место каждого из них в этой системе.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную органи­зацию, в которой требуется установить место каждой его составляю­щей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением ор­гана, наконец, должностным лицом. Орган и структурное подразделение при этом различаются в зависимости от наличия права принятия само­стоятельных юридически значимых решений по вопросам, относящимся к компетенции местного самоуправления.

Местные администрации в этой связи во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения прини­маются не самой администрацией, а должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и так далее), кото­рый и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полно­мочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке (как это было, например, в работе ранее существовавших исполнительных комитетов), есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

Но сама местная администрация неоднородна по качественному составу. В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, так и органы с правом принятия решений по установлен­ному кругу вопросов. В некоторых случаях эти органы наделяются также правами юридического лица.

Поэтому, определяя место администрации в системе органов ме­стного самоуправления, в частности в структуре исполнительных органов, нельзя однозначно отождествлять администрацию с исполнительным органом местного самоуправления, а необходимо каждый раз анализировать ее функции, полномочия и внутреннюю структуру. Даже при более или менее явном разделении органов местного самоуправления а представительные и исполнительные практически невозможно «в чи­стом виде» выделить «абсолютно представительные» и «абсолютно ис­полнительные» органы; органы, ведающие только вопросами местного значения или исполняющие только отдельные государственные полно­мочия; органы полностью самостоятельные в принятии каких-либо ре­шений или только обеспечивающие деятельность других органов и долж­ностных лиц. Кроме того, могут создаваться и специфические органы для решения достаточно узкого круга вопросов, представляющих инте­рес для различных субъектов (например, комиссия по здравоохранению, образуемая путем кооптации представителей местной администрации, представительного органа местного самоуправления, учреждений здра­воохранения, благотворительных организаций, данная комиссия может наделяться правом принятия решений и иметь собственную исполни­тельную структуру; подобные комиссии могут создаваться по многим на­правлениям деятельности местного самоуправления).

1. Основные организационные формы.

2. Опросы общественного мнения.

 

В соответствии с Конституцией РФ народ имеет право на осуществление местного самоуправления как через органы местного самоуправления, так и непосредственно, т.е. в форме непосредственной и представительской демократии. Анализ положений главы 5 Федерального закона № 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что формы непосредственной демократии включают как формы участия населения в принятии обязательных для исполнения решений (местный референдум, муниципальные выборы, голосование, сход граждан), так и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления по собственной инициативе (правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания, конференции, опрос граждан, территориальное общественной самоуправление). Основные положения о формах и порядке участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в 131-ФЗ, конкретизируются в уставе муниципального образования:

Статья 22. Местный референдум

Статья 23. Муниципальные выборы

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

Статья 25.1. Сход граждан

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Статья 28. Публичные слушания

Статья 29. Собрание граждан

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

Статья 31. Опрос граждан

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Особое место среди форм участия населения в местном самоуправлении занимает территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС), позволяющее включиться населению в процесс управления непосредственной территорией проживания. Согласно п. 1 ст. 27 131-ФЗ ТОС – это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

ТОС позволяет гражданам осуществлять управление территорией, на которой они непосредственно проживают. Т.о. эта форма участия населения в осуществлении местного самоуправления является наиболее приближенной к населению. Она сочетает и непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления (прямое волеизъявление) и опосредованное (через работу выборных органов ТОС). Основными отличительными особенностями ТОС являются: наличие устава и регистрации в установленном порядке; наличие выборных органов ТОС, осуществляющих управление территорией (подъезд, многоквартирный дом, группа многоквартирных домов, микрорайон и т.д.); наличие финансовых ресурсов (имущество, взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства муниципального бюджета и др.). ТОС может осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории. Органами местного самоуправления муниципального образования могут приниматься положения о территориальном общественном самоуправлении, где определяются принципы ТОС, порядок учреждения и компетенция ТОС и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.