КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 8. Участие граждан в местном самоуправлении
. Мэр собрания Выборное лицо Городская комиссия Совет – управляющий Мэр избирается из числа депутатов совета «Слабость», его заключается в полной подконтрольности совету. Мэр не имеет право отлагательного вета. Формирование администрации производится только с согласия совета. Пределы его права руководства администрация ограничивает решением совета. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется по собственной инициативе или по инициативе населения. Старый мэр – совет Сильный мэр – совет Мэр
совет администрация
Мэр и совет избираются всем населением. Мэр обладает правом отлагательным на решение совета. Самостоятельно формирует администрацию, назначает и освобождает с должности сотрудников администрации. На единоначале руководит администрацией. Организует работу совета. Досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия избирателей происходит по решению местного референдума. Вторая модель:
Мэр – Совет
Администрация Третья модель:
Председатель – совет
Управляющий
Администрация
Здесь должность мэра не предусматривается. Деятельность совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем. Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц. Отношение управляющего с советом определяется контрактом. Четвертая модель:
Комиссия
Отдел
Администрация
Эта модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и в сочетании представительных и исполнительных функций. При этом избираются не депутаты представительных органов, а руководители органов и структурных подразделений. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица отделов (например, Санкт-Петербург, Москва).
Пятая модель: (староста – сельскохозяйственный сход)
староста – сход
администрация
Такая форма правления может быть рекомендована в малых поселениях, где функции представительного органа может осуществляться населением. Единственным выборным лицом здесь является мэр (староста), который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления, но за исключением утверждения местного бюджета и контрольных полномочий. При этом в случае необходимости может формироваться небольшой аппарат управления (например: сельскохозяйственное поселение с малым количеством населения). 3.2. Принципы построения структуры органов местного самоуправления: 1. процесс формирования и использования управленческих решений на всех этапах; 2. комплексность и внутренняя координация деятельности структурных подразделений; 3. завершенность и поступательность развития структурных подразделений. ТЕМА 9. Классификация органов местного самоуправления 1. Особенности муниципальных образований. 2. Классификация. Органами муниципального управления являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, образуемые в городских, сельских поселениях, нескольких поселениях, объединенных общей территорией, частью поселения, иной населенной территорией, имеющей статус муниципального образования. Статусом муниципального образования, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, может наделяться любое из вышеперечисленных поселений, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (3).
Органы местного самоуправления создаются для решения как минимум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управления. Функционирование органов местного самоуправления - регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, управление муниципальным хозяйством. Классификация органов местного самоуправления Классификация органов местного самоуправления возможна по различным основаниям, например: - способу образования; - назначению (степени специализации); - предметам ведения; - способу принятия решений; - типу исполняемых функций. По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае разделяются на выборные и другие. Если в отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений, то Другие органы создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и другие) и тому подобное. По назначению органы местного самоуправления можно классифицировать на органы общего и специального назначения. Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под органами специального назначения - «отраслевые» органы то есть органы, занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления, одной или несколькими из его сфер. Например, от функционирования финансовых и бюджетных органов зависит деятельность практически всех остальных органов местного самоуправления, поэтому их рассматривают как органы общего назначения. В качестве специализированных (отраслевых) можно рассматривать органы управления образованием, здравоохранением, муниципальным жилищным строительством, муниципальной собственностью. Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местного самоуправления не только решают вопросы местного значения, отнесенные к ведению местного самоуправления, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.
Как правило, отдельные государственные полномочия исполняются специально создаваемыми органами (отделами записи актов гражданского состояния, военноучетными столами и так далее), хотя могут выполняться и органами, созданными для решения вопросов местного значения. В части исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны государственным органам. Материально-финансовое обеспечение деятельности органов, исполняющих отдельные государственные полномочия, должно гарантироваться государством, что предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов. Классификация по способу принятия решений состоит в том, что в зависимости от характера решений они могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично. Способ принятия решений обусловлен как природой органа, так и характером принимаемого решения. Например, основное назначение представительного органа местного самоуправления представление интегрированных интересов населения; коллективный интерес выражается здесь посредством выборного коллегиального органа. Ни один из членов этого органа и никакая их обособленная группа не вправе претендовать на выражение мнения всех избирателей. Следовательно, решения от имени населения этот орган принимает коллегиально. Рассматривая роль органов местного самоуправления как организационной структуры, выступающей от лица субъекта местного самоуправления - населения муниципального образования (местного сообщества), выделяют два типа функций, объективно присущих этому субъекту: - представлять его интересы (проектная функция) - реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении, обобщении, формулировании и в итоге в разработке проекта развития муниципального образования (поэтому используется термин «проектная функция») а вконечном счете в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления (поэтому - «программная функция»), направленной на осуществление проекта.
Этим двум типам функций соответствуют два типа органов -представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Вопросы осуществления власти присутствуют здесь постольку, поскольку реализация проектов развития муниципального образования обеспечивается в том числе и принятием нормативных правовых актов. Представительный орган наделяется в связи с его ролью в системе местного самоуправления исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов местного самоуправления. Определенные решения принимаются представительным органом в целом, но разнообразие вопросов, решаемых этим органом, вынуждает выделять в его составе более мелкие структурные единицы и определять роль и место в представительном органе каждой такой единицы. В качестве приме-Ра можно назвать комиссии по направлениям деятельности, территориальные группы депутатов, фракции. Комиссии занимаются определенными вопросами деятельности местного самоуправления; территориальные группы выражают и по мере возможности реализуют интересы населения отдельных внутримуниципальных территориальных образований; фракции представляют интересы политических объединений. Принято считать, что структурные подразделения представительного органа осуществляют подготовь решений, принимаемых окончательно представительным органом в полном составе. На самом деле, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, отнесенных к компетенции представительного органа. Существуют организационные модели местного самоуправления в которых создается не один представительный орган, а несколько органов с заранее определенными полномочиями: бюджетные, контрольные органы, органы, распоряжающиеся муниципальной собственностью. В этих случаях говорят о системе представительных органов местного самоуправления и определяют место каждого из них в этой системе. Исполнительный орган может иметь еще более сложную организацию, в которой требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом. Орган и структурное подразделение при этом различаются в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам, относящимся к компетенции местного самоуправления. Местные администрации в этой связи во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и так далее), который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке (как это было, например, в работе ранее существовавших исполнительных комитетов), есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления. Но сама местная администрация неоднородна по качественному составу. В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов. В некоторых случаях эти органы наделяются также правами юридического лица. Поэтому, определяя место администрации в системе органов местного самоуправления, в частности в структуре исполнительных органов, нельзя однозначно отождествлять администрацию с исполнительным органом местного самоуправления, а необходимо каждый раз анализировать ее функции, полномочия и внутреннюю структуру. Даже при более или менее явном разделении органов местного самоуправления а представительные и исполнительные практически невозможно «в чистом виде» выделить «абсолютно представительные» и «абсолютно исполнительные» органы; органы, ведающие только вопросами местного значения или исполняющие только отдельные государственные полномочия; органы полностью самостоятельные в принятии каких-либо решений или только обеспечивающие деятельность других органов и должностных лиц. Кроме того, могут создаваться и специфические органы для решения достаточно узкого круга вопросов, представляющих интерес для различных субъектов (например, комиссия по здравоохранению, образуемая путем кооптации представителей местной администрации, представительного органа местного самоуправления, учреждений здравоохранения, благотворительных организаций, данная комиссия может наделяться правом принятия решений и иметь собственную исполнительную структуру; подобные комиссии могут создаваться по многим направлениям деятельности местного самоуправления). 1. Основные организационные формы. 2. Опросы общественного мнения.
В соответствии с Конституцией РФ народ имеет право на осуществление местного самоуправления как через органы местного самоуправления, так и непосредственно, т.е. в форме непосредственной и представительской демократии. Анализ положений главы 5 Федерального закона № 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что формы непосредственной демократии включают как формы участия населения в принятии обязательных для исполнения решений (местный референдум, муниципальные выборы, голосование, сход граждан), так и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления по собственной инициативе (правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания, конференции, опрос граждан, территориальное общественной самоуправление). Основные положения о формах и порядке участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в 131-ФЗ, конкретизируются в уставе муниципального образования: Статья 22. Местный референдум Статья 23. Муниципальные выборы Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования Статья 25.1. Сход граждан Статья 26. Правотворческая инициатива граждан Статья 27. Территориальное общественное самоуправление Статья 28. Публичные слушания Статья 29. Собрание граждан Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов) Статья 31. Опрос граждан Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления Особое место среди форм участия населения в местном самоуправлении занимает территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС), позволяющее включиться населению в процесс управления непосредственной территорией проживания. Согласно п. 1 ст. 27 131-ФЗ ТОС – это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». ТОС позволяет гражданам осуществлять управление территорией, на которой они непосредственно проживают. Т.о. эта форма участия населения в осуществлении местного самоуправления является наиболее приближенной к населению. Она сочетает и непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления (прямое волеизъявление) и опосредованное (через работу выборных органов ТОС). Основными отличительными особенностями ТОС являются: наличие устава и регистрации в установленном порядке; наличие выборных органов ТОС, осуществляющих управление территорией (подъезд, многоквартирный дом, группа многоквартирных домов, микрорайон и т.д.); наличие финансовых ресурсов (имущество, взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства муниципального бюджета и др.). ТОС может осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории. Органами местного самоуправления муниципального образования могут приниматься положения о территориальном общественном самоуправлении, где определяются принципы ТОС, порядок учреждения и компетенция ТОС и др.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |