Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надо еще нарисовать картинку на экзамене




 

Роль семьи в психическом развитии ребенка.

 

 

.

 

 

24.РОДИТЕЛЬСТВО КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.
Филиппова Г.Г. (2002) выделяет шесть этапов развития материнской сферы в онтогенезе: 1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. Этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами - носителями материнских функций). Особенно важны первые 3 года. По сути, это формирование надежной или ненадежной привязанности. 2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Этот этап заключается в формировании и развитии в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью основных компонентов материнской сферы. 3. Этап няньчания. Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания), наблюдение за уходом взрослого за ребенком и включение в этот процесс. 4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае - материнской) сферы поведения. Своими словами: этап начинается в подростковом возрасте. У девочки: половая и материская фера различаются. Отдельный интерес к материству и отдельный интерес к сексуальной жизни. 5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, 6-ому этапу развития материнской сферы, основанный на динамике третьего компонента гештальта младенчества. 6. Завершающий этап развития материнской сферы. Последний, шестой этап развития материнской сферы в онтогенезе характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению. Понятие родительство появилось на рубеже 20-21 вв.и определяется неоднозначно: · Социальный институту (включающий инст: отцовство и материнство). · Деятельность родителя с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка. · Отношение кровного родства между родителем и ребенком. · Субъективное восприятие человека себя родителем. · Биологический, психологический, социокультурный феномен: o Социо-культурный феномен – закрепленные в культуре представления о содержании социальной позиции родителя и содержании родительской сферы деятельности (позиция) o Сфера деятельности родителя, обеспечивающая реализацию функций ухода, защиты, обучения и воспитания, поддержки и сопровождения развития (деятельность) o Элемент самосознания личности вносящий специфику в Я-концепцию человека, его идентичность (самосознание) Родительство – особая социальная позиция. Социальная позиция предписывает индивиду определенный характер отношений с участником системы. Понятие «Родительская позиция» введено в психологию детско-родительских отношений А.С. Спиваковской, которая определяет ее как интегральную характеристику, отражающую совокупность эмоционального отношения родителя к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Родительская позиция как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существует в трех планах: · Эмоциональном · когнитивном · поведенческом Характеризуется: · адекватностью (в отношении восприятия), · прогностичностью · гибкостью (в отношении поведенческого компонента). «Позиция» рассматривается как социально-психологическая реальность, в которой обозначено место индивида в определенной социальной структуре. Обладающий определенным статусом человек попадает в ситуацию, в которой объективно существует нормативно-одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Особенности позиции определяются теми функциями, которые предписывают индивиду, занимающему данную позицию. Принимая на себя определенные функции, начиная реализовывать их в деятельности, он вынужден вести себя таким образом, который предписан соответствующей социальной позицией. Понятие «родительская позиция» определяется из родительских функций. Характеризуя родительскую позицию как социальную, закрепленную в культурных предписаниях и нормах, можно отметить присущие ей особенности: · Забота – удовлетворение потребностей ребенка для обеспечения уровня нормального физического, психологического и социального развития ребенка · Зависимость – построение собственной жизни с учетом интересов и потребностей ребенка, его жизненного ритма и эмоционального состояния · Ответственность – принятие на себя решений, связанных с организацией жизнедеятельности ребенка; понимание обусловленности поведения ребенка собственным организующим на него воздействием · Руководство – опережающее воздействие, задающее направленность психическому развитию ребенка (создающее для него зону психического развития) · Поддержка – обеспечение условий, способствующих оптимальному выполнению социальных норм и требований; помощь в освоении культурных способов действия; укрепление веры в собственные возможности ребенка · Эмоциональное принятие ребенка – утверждение права на неповторимую индивидуальность ребенка, безусловная любовь и симпатия к нему Становясь родителем, взрослый человек встает перед задачей принятия данной социальной позиции. Он начинает реализовывать родительские функции, что вынуждает его действовать в рамках этих функций. Становясь субъектом деятельности, взрослый человек порождает систему отношений к осваиваемой социальной роли, что позволяет нам говорить о степени принятия родительской позиции, ее присвоении и превращении во внутреннюю позицию родителя.

 

ВНУТРЕННЯЯЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЯ

Человек, начинающий действовать как родитель, должен еще ощутить себя родителем. Превращение в родителя предполагает такое изменение его сознания, при котором внешняя социальная позиция родителя, будучи принятой личностью, превратиться в ее внутреннюю позицию – внутреннюю позицию родителя.

Внутренняя позиция – готовность к реализации социальной позиции, сопровождающаяся позитивным отношением к ее элементам, функциям ею задаваемым (Л.И. Божович).

Формирование позиции позволяет человеку строить поведение иначе, чем через волевое усилие и серьезное преодоление себя.

Внутренняя позиция родителя – осознанное, принимающее отношение к особенностям социальной позиции родителя, и родительским функциям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.