Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль матери и отца в воспитании ребенка




Освоение родительской позиции еще не означает ее присвоения. В то время, как реализация родительских функций начинается сразу после рождения ребенка, изменение сознания – длительный процесс, а становление внутренней позиции родителя может рассматриваться как новообразование периода вхождения в родительство.

МОТИВЫ ВОСПИТАНИЯ

В работах А.С. Спиваковской предложена классификация, в которой мотивы воспитания ребенка объединены в 3 группы:

· мотивы, определяющие ценностное отношение к ребенку (потребность в признании личности ребенка, потребность в смысле жизни, потребность быть любимым, потребность любить и заботиться);

· социальные мотивы, связанные с положением женщины в обществе (потребность в социальной роли родителя, потребность в самоуважении, самопринятии - мотив долга или «социальная ответственность»);

· инструментальные мотивы, определяющие ситуацию родительства, при которой ребенок является средством достижения не связанных с материнством потребностей (прагматический мотив, потребность в реализации своих собственных достижений, потребность в сохранении брака, потребность родителя в апробации и верификации собственной воспитательной методики, мотив воспитания определенных качеств в ребенке).

Перечень материнских мотивов в описаниях различных авторов постоянно расширяется. Важно понимать, что особенности материнской деятельности обусловлены не просто наличием или отсутствием в ее мотивационной сфере конкретного мотива (в условиях полимотивированности человеческого поведения многие из перечисленных мотивов могут быть представлены), а тем, какой из них займет приоритетное положение в целостной структуре, станет ведущим. Это становится результатом индивидуального выбора личности, отражая специфические особенности ее потребностной сферы.

Психологи Рабин и Грин в своей типологии мотивов родительства выделили такие типы мотивации:

· альтруистическая (например, потребность в заботе о ребенке; схожа с первой группой по Спиваковской);

· фаталистическая (потребность в выполнении своего человеческого предназначения, продолжения рода);

· нарциссическая (например, потребность в доказательстве своей физиологической и психологической состоятельности; схожа со второй группой по Спиваковской);

· инструментальная (рождение ребенка - средство достижения целей, которые могут не иметь никакого отношения к родительству; схожа с третьей группой по Спиваковской).

У Зенковой критерием типологизации мотивационной сферы материнства выступает субъектность или объектность в отношении матери к будущему ребенку.

Адекватные материнские мотивы:

· Мотив любви и заботы (потребность любить и заботиться)

· Самоценность ребенка

· Самореализация, творчество в материнстве

Неадекватные материнские мотивы:

· Соответствие социальным ожиданиям

· Избегание одиночества в старости

· Создание близких отношений, появление любящего человека

· Ребенок – предмет гордости

· Ребенок – средство реализации материальных потребностей

· Ребенок – средство повышения собственного статуса

 

 

СПЕЦИФИКА МАТЕРИНСКОЙ И ОТЦОВСКОЙ ПОЗИЦИЙ.
С одной стороны, родительская позиция – это социальная позиция, связанная со статусом человека, родившего (или усыновившего) и воспитывающего ребенка. Это социальная позиция предписывает человеку определенный статус в общественной структуре, а именно статус детного семьянина. С другой стороны, родительская позиция – это ролевая позиция, которая определяет роль и место человека в определенной социальной ситуации. Речь идет о воспитательной ситуации, в которой он выполняет роль родителя – воспитателя детей. Родительство представлено двумя сторонами: материнством и отцовство. Материнская и отцовская позиции представляют собой диалектическое единство, не являются, не могут и не должны быть абсолютно тождественными. Их своеобразие и необходимый баланс создает оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка. Родительская позиция формируется под влиянием личностной, жизненной, социальной и других ролевых позиций. Родительская позиция не только имеет индивидуальные различия, но и трансформируется и изменяется у родителей в разные моменты его жизин.   Позиция матери в большей степени направлена на обеспечение: · Ухода за ребенком · Развитие эмоциональной сферы · Формирование чувства социальной общности · Эмоциональной поддержки Позиция отца в большей степени направлена на: · Обеспечение безопасности · Предъявление социальных норм, требований, санкций · Воспитание ценностного отношения к совершенствованию, карьере · Поддержка автономии · В современном мире позиции отца и матери сближаются. · Женщины приобретают большую автономность и становятся активными участниками профессиональных и политических отношений. · Мужчины более включены в семейный контекст, обретают компетентность в сфере эмоциональных отношений  

фромм условная и безусловная (мать)

Нарушения в семье

Фрейд роль отца в сепарации с матерью эдипов комплекс

про Адлера, про характеристики современного отца. Он более андрогинный.

Пол ребенка, возраст ребенка, сиблинговая позиция ребенка

В концепции Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающее различное влияние на развитие ребенка. Фромм (1990) анализируя традиционную семью, противопоставлял материнскую и отцовскую любовь. Материнская по своей природе безусловна, не связана с достоинствами и достижениями ребенка. Любовь матери, по Фромму, слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию и самоотдаче. Материнская любовь дана ребенку как дар, она является основой формирования базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать (Эриксон). Отцовская любовь – требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить. В отличие от материнской любви, эта любовь не имеет врожденных предпосылок, формирутся на протяжении первых лет жизни. Что бы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца – он носитель социальных норм и требований, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как одобрение поведения ребенка, соответствие определенным ожиданиям.

Исследования показывают, что подростки склонны принимать наказания отца чем матери, так как наказания матери воспринимаются как отвержение, проявление не любви, враждебности.

Для формирования гармоничной полноценной личности необходима любовь отца и матери. Искажения в материнской и отцовской любви приводят к нарушениям развития ребенка. Пример: при дистантных родителях, ребенок может всеми возможными способами даже негативными привлекать к себе внимания, ведь там самым он хоть немного чувсвтует проявление чувств пусть даже гнева.

Либо при холодной дистантной маме и строгом отце, ребенок будет ближе к отцу, так как там он может заслужить любовь.

Концепция Адлера содержит интересные дополнения, в понятие роли отца и матери в развитии ребенка.

Мать играет ключевое значение в формировании у ребенка чувства социальной общносте и социальной идентичности. Мать учит любви и заботе о ближнем. Желательно что бы мать не ограничивалась лишь воспитанием ребенка а имела еще активную социальную жизнь, тем самым подавая пример ребенку.

Роль отца играет в поощрении ребенка к формированию социальной компетентности, которая необходима для преодоления комплекса неполноценности. Отец поощряет к активности, ставит задачи, задает образцы поведения, оказывает необходимую помощь.

Принятие роли отца начинается во второй половине беременности супруги и продолжается около года..

Необходимо активно включать отца в воспитание начиная с еще тогда когда ребенок находится в утробе (общение, разговор)

Современный тип отцовства:

Доступность, включенность, ответственность, мониторинг

 

Активное участие отца в воспитании маленького ребенка формирует надежный тип привязанности у ребенка.

К матери дети чаще обращаются за проявлением близости и эмоциональной поддержки, а отец выступает как партнер в совместных делах и источник авторитетного мнения.

Взаимодействие с ребенком определяется полом ребенка, возрастом. Девочки больше ждут от родителей, предьявляют больше требований чем мальчики, приписывают им больше обязательств.

Принятие ребенком отца зависит от супружеской теплоты отношения матери к отцу.

Например: если мальчик воспитывается одной матерью то мальчик не имею образца маскулинности, идентичность формируется по типу - Не смей плакать ты же не женщина. Допустим если мама тепла и эмпатична, то соответственно мальчик приобретает модель от обратного.

Функция отца в воспитании девочки в том что бы подчеркивать ее фиминность, дать ей возможность утвердить свою полуролевую идентификацию, сохраняя ориентацию на идентичность с матерью, но в собственном уникальном варианте. у мальчика ориентацию на автономию ответственность настойчивость направленность на достижения.

Если у супругов отношения гармоничные тогда и отец уделяет больше внимания детям, больше включен эмоционально. Подчеркивает фиминные качества дочери и своим отношением к матери ориентирует сына на выполнение традиционной мужской роли, воспитывая в нем такие качества как автономию, ответственность, направленность на достижения, настойчивость. И всякие нарушения в супружеских отношениях, естественно негативно сказываются на воспитании детей: холодность, дисгармоничность… и тд.

Так же тут можно сказать о том, что в 20 веке семья претерпела значительные изменения, связанным с тем что женщина начала работать. Если раньше отец был помощником, то сейчас полноправный родитель, то есть изменились роли супругов. То есть сейчас отец не только носитель социальных требований, ожиданий к поведению и достижениям ребенку, он так включает эмоциональное общение с ребенком и первичный уход за младенцем. Ввели термин со-родительство, используют вместо терминов отцовство и материнство. Характерно для семей где оба супруга работают и вносят одинаковый вклад в материальное обеспечение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.